Конспект НОД "Волшебный сундук"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сысоева Ольга Сергеевна

Цель: создать условия для познавательно- исследовательского развития ребенка, открывающие его индивидуальность и возможность для его позитивной социализации, развития инициативы и способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

Расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Развивать исследовательские навыки.

Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия объектов.

Способствовать подержанию детского любопытства, развитию интереса к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

Способствовать смене видов детской деятельности с целью профилактики утомляемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_sunduk.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема НОД: «Волшебный сундук» (Познавательное развитие)

Цель: создать условия для познавательно- исследовательского развития ребенка, открывающие его индивидуальность и возможность для его позитивной социализации, развития инициативы и способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

Расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Развивать исследовательские навыки.

Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия объектов.

Способствовать подержанию детского любопытства, развитию интереса к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

Способствовать смене видов детской деятельности с целью профилактики утомляемости.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, обсуждение проблемных ситуаций, игры с речевым сопровождением

Оборудование: 

Демонстрационный материал: коврограф, круги луллия, сундук ощущений, морфологическая таблица, деревья

Раздаточный материал: Деревянные бруски, кусочки пластилина, спилы дерева, молоточки, картинки с объектами.

Предварительная работа: беседа о пользе и ценности деревьев.

Мотивационная

Воспитатель: Ребята, предлагаю улыбнемся нашим гостям, пожелать им здоровья и все вместе, скажем «Здравствуйте!»

Воспитатель: Мне сказали, что вы очень любознательные и сообразительные дети, поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Воспитатель: - Правильно. А что мы будем изучать, поможет узнать сундук ощущений.

Сейчас кто-то из вас нащупает в сундуке объект, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы.

Вопросы:

-Это живое или не живое?

- Холодное или тёплое?

- Этот предмет гладкий или шершавый?

Воспитатель: - Дети, вы догадались, что находится в сундуке ощущений?

Воспитатель: Послушайте внимательно и подумайте, что находится в сундуке:

«Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.»

Дети: улыбаются и приветствуют гостей

Дети: В лаборатории проводят опыты, изучают разные объекты, их свойства.

Выходит, ребенок и на ощупь определяет объект.

Дети задают вопросы:

Это съедобное или нет?

Это тяжелое или лёгкое?

Дети: - нет

Дети: - Это дерево.

2 мин

Основная

Воспитатель: - Как вы догадались, что это дерево, какие строки помогли вам понять это.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Кого?

Воспитатель: предлагаю рассмотреть дерево, какие части у дерева можно выделить?

Воспитатель: - Ребята, а как узнать сколько дереву лет?

Воспитатель: Чтобы определит возраст дерева, нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо.

Предлагаю с помощью лупы рассмотрите спилы деревьев, что вы видите там?

В каждом кольце есть толстый светлый слой, который сформировался весной. Другой слой тоньше и темнее, он появился в летний период и служит дереву опорой.

Воспитатель: Сосчитайте на своих спилах кольца, и вы узнаете сколько лет этому дереву.

Воспитатель: - Маша, сколько колец на твоём спиле?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете дерево твёрдое или мягкое?

Чтобы подтвердить ваши предположения, предлагаю сравнить дерево и пластилин. Возьмите в одну руку деревянный брусок, а в другую пластилин. Сожмите обе руки сильно – сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему пластилин изменил форму, а брусок нет?

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?

Ребята, мы определили одно из свойств дерева – оно твёрдое.

А сейчас мы проверим дерево на прочность. А как мы можем это проверить?

Может вам какой-то объект поможет проверить прочность дерева?

Воспитатель: - Что произошло с деревом?

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?

Воспитатель: Какие свойства дерева мы рассмотрели?

Воспитатель: - Молодцы, хорошо потрудились. Предлагаю немного отдахнуть…

Физкультминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо - влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет, (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)

Ветер стих. Взошла луна,

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева и его свойства?

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?

Воспитатель: молодцы, совершенно верно!

Воспитатель: Мы с вами продолжаем наши исследования и попробуем выяснить что делают из деверев.

Воспитатель: даю детям знания, что из чего сделано, выставляю карточки ДЕРЕВЬЯ.

Подумайте какие объекты сделали из березы, дуба и липы и заполните таблицу.

Воспитатели: Предлагаю продолжить наши исследования и определить с какого дерева листья и плоды. Работать будем в парах.

В исследовании нам помогут волшебные круги.

На большом круге деревья, на среднем круге листья, на самом малом круге - плоды деревьев.

  1. Найдите листья и плоды яблони?

Витя скажи какие плоды у яблони?

  1. Найдите листья и плоды дуба?

Паша скажи какие плоды у дуба?

  1. Найдите листья и плоды березы

Соня скажи какие плоды у березы?

  1. Найдите листья и плоды ели

Маша скажи какие плоды у ели?

  1. Найдите листья и плоды каштана

Соня скажи какие плоды у каштана?

При раскручивании кругов рассмотрите случайное соединение объектов и объясните необычность их взаимодействия.

Что у вас получилось, как можно объяснить такое сочетание?

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Включается запись с голосами птиц (встревоженных).

Воспитатель: Птичий переполох. Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло?

Воспитатель: Предлагаю в лесу посадить деревья, чтобы они радовали птиц и других лесных жителей…..согласны?

Воспитатель: Вам надо собрать деревья и разместить их на лесной опушке.

Воспитатель: Спасибо за помощь.

Дети: - Весной и летом деревья одеты в листву, а осенью листья опадают, и оно стоит голое.

Дети: - Дерева.

Дети: крона, стволы, ветки, корни

Дети: предлагают свои ответы

Дети: - На спилах есть кольца.

Дети считают кольца на спилах

Дети: дереву 7 лет

Дети: предполагают свои ответы.

Дети: выполняют задание и делают вывод: Пластилин изменил форму, а брусок нет.

Дети: - Потому-что пластилин мягкий, а деревянный брусок твёрдый.

Дерево твердое

Дети: - Надо стукнуть по дереву молотком (стучат молотком по деревянному бруску).

Дети: - Дерево осталось невредимым.

Дети: - Дерево прочное

Дети: твердость и прочность

Дети выполняют физминутку.

Предположительные ответы детей: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Ответы детей: больные

Дети выполняют задание, располагают объекты в таблице.

Дети присаживаются.

Дети располагаются за столами парами, рассматривают круги.

Дети выполняют задание.

Ответы детей: яблоко

Ответы детей: желуди

Ответы детей: сережки, сок

Ответы детей: шишки

Ответы детей: каштаны

Ответы детей:

На пособии сухое дерево.

Предположительные ответы детей: оно погибло

Ответы детей: Нет коры, нет листьев

Ответы детей: да

Дети выполняют задание.

1 мин

4 мин

1 мин

3 мин

2 мин

2 мин

2 мин

Рефлексия

Воспитатель: мы с вами провели исследование,

Что мы нашли в сундуке ощущений?

Воспитатель: А, ребята вашей группы знают, чем мы занимались? А вы хотите им рассказать?

Воспитатель: Предлагаю для них заполнить журнал – таблицу, как настоящие ученые и рассказать им что мы узнали, согласны?

Мы изучали из каких частей состоит дерево.

Изучили свойства дерева: какое дерево?

Узнали, как определить возраст у дерева, как?

Узнали, что делают из березы, дуба и липы, вспомните, что делают из березы?

Подумайте, как мы можем деревьям помогать?

Воспитатель: Ну, что мы провели свою исследовательскую работы, пора возвращаться в группу и обо всем рассказать своим товарищам.

Дети: дерево

Дети: нет, да хотим

Дети: у дерева есть ствол, крона, листья, плоды

Дети: прочное и твердое

Дети: посчитать сколько колец на спилах

Дети: картины, лекарства, плетенные корзинки

Дети: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия для детей 7-го г.ж. И.А. Румянцева

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия по краеведению  для детей подготовительной группы, И.А. Румянцева, воспитатель  МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»...

Конспект НООД в подготовительной группе заучивание стиха В. Левина "История с сундуком"

Конспект интегрированной  непосредственно организованнной образовательной деятельности заучивание стиха "История с сундуком" для подготовительной группы. Образовательная область "Чтение художеств...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во второй младшей - средней группе  "ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК"презентация к нему...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

"Конспект занятия "Заглянем в бабушкин сундук. Женский костюм и головной убор."

Конспект занятия  кружковой работы по программе «Народная культура» для детей 5-7 лет"Заглянем в бабушкин сундук.  Женский костюм и головной убор."...

Конспект занятия "Сундук волшебника"

Формирование у детей навыков позитивного общения...