Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тема«Почва и ее свойства».

Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.

Задачи:

• Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Почва и ее свойства»

Составила;Морозова И. Т. воспитатель старшей группы

.

Тема«Почва и ее свойства».

Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.

Задачи:

• Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.

Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.

• Развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводыСовершенствовать связную речь, расширять кругозор.

• Воспитывать навыки коммуникативного общения, формироватьдоброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.

Методические приемы:

• словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);

• наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;

• практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.

Оборудование для опытов – образцы почвы, стаканы, палочки, , лупа, вата, воронка, стаканы с водой.

Словарная работа«почва»«плодородная»«перегной». Ход занятия.

1. Мотивационно-побудительный этап

Гимнастика

«Наши нежные цветки открывают лепестки…

Ветерок чуть дышит,лепестки колышит.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают,тихо засыпают».

Плавное раскрывание пальцев,помахивание руками перед собой

И плавное опускание их.

2. Организационно-поисковый этап

1) Решение проблемной ситуации

(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

- Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие?

Дети:

сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;

различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.

- Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: в одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.

2) Повторение

- Что мы знаем о песке?

Дети: пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.

Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые. 

3) Новая тема

- Темная земля – это почва.

Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

Словарная - Заглянем в толковый словарь:

«Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».

- Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка!

Дети: Основным признаком является плодородие почвы.

- Как вы понимаете слово – «плодородие»?

Дети: дает силу для жизни и роста растений.

- А нам что дает силу для жизни и роста?

Дети: питание и занятие спортом.

4) Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать зарядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседания 4 - 6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

5) Проведение эксперимента. 

 - Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент,

а) На столе представлены образцы почв с заданием на указателях

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409222783.jpg

Дети подходят к столу и выполняют задания на указателях:

• рассмотреть - цвет

•понюхать – запах

• потрогать – состояние.

- Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409222815.jpg

ВыводПочва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.

б)

Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.

- Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?

Дети: стекло стало влажным.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите чувствуете?

Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.

- Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.

Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409222876.jpg

Словарная Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.

- Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития.

- А для чего растениям нужна вода?

Дети: для роста растений.

- Вода – это хорошо или плохо?

Дети:

хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;

плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.

- А что было бы, если бы не было воды?

Дети: Все живое быстро бы погибло.

.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409222913.jpg

Опыт «Изучение почвы в воде».

Задание дано поэтапно в рисунках.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409222939.jpg

Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.

Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409222970.jpg

.

Опыт «Обнаружение воздуха в почве».

Задание дано в схеме.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223005.jpg

Бросить в стакан с водой комочек почвы.

Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Дети: воздух нужен растению для дыхания.

- А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?

Дети: рыхлить почву.

.

Опыт «Водопроницаемость почвы».

Задание дано поэтапно в рисунках.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223037.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223063.jpg

В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло?

   Вывод: Вода проходит через почву, значит почва

водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.

6)

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223106.jpg

Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223134.jpg

В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит

питательные вещества, которые растение использует для своего роста.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223160.jpg

В почве имеется глина и песок.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223184.jpg

В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234247-1409223221.jpg

Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.

- Как называется такая почва?

Дети: плодородная

- Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?

Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.

7) Вывод-обобщение 

- Что такое почва?

Дети: это плодородный слой земли.

- Какого она цвета?

Дети: в основном темного цвета.

- Чем пахнет?

Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.

- Какими обладает свойствами?

Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.

- Из чего состоит?

Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.

3. Рефлексия

Что нового узнали?

Чему научились?

Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....