Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Почва и ее свойства».
Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.
Задачи:
• Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_v_starshey_gruppe.docx | 384.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Почва и ее свойства»
Составила;Морозова И. Т. воспитатель старшей группы
.
Тема: «Почва и ее свойства».
Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.
Задачи:
• Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.
Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.
• Развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводыСовершенствовать связную речь, расширять кругозор.
• Воспитывать навыки коммуникативного общения, формироватьдоброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.
Методические приемы:
• словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);
• наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;
• практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.
Оборудование для опытов – образцы почвы, стаканы, палочки, , лупа, вата, воронка, стаканы с водой.
Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Ход занятия.
1. Мотивационно-побудительный этап
Гимнастика
«Наши нежные цветки открывают лепестки…
Ветерок чуть дышит,лепестки колышит.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают,тихо засыпают».
Плавное раскрывание пальцев,помахивание руками перед собой
И плавное опускание их.
2. Организационно-поисковый этап
1) Решение проблемной ситуации
(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями).
- Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие?
Дети:
сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;
различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.
- Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: в одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.
2) Повторение
- Что мы знаем о песке?
Дети: пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.
Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые.
3) Новая тема
- Темная земля – это почва.
Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
Словарная - Заглянем в толковый словарь:
«Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».
- Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка!
Дети: Основным признаком является плодородие почвы.
- Как вы понимаете слово – «плодородие»?
Дети: дает силу для жизни и роста растений.
- А нам что дает силу для жизни и роста?
Дети: питание и занятие спортом.
4) Физминутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравиться нам делать зарядку:
Весело шагать (ходьба,
Руки поднимать (руки вверх,
Приседать и вставать (приседания 4 - 6 раз,
Прыгать и скакать (10 прыжков).
5) Проведение эксперимента.
- Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент,
а) На столе представлены образцы почв с заданием на указателях
Дети подходят к столу и выполняют задания на указателях:
• рассмотреть - цвет
•понюхать – запах
• потрогать – состояние.
- Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.
Вывод: Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.
б)
Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.
- Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?
Дети: стекло стало влажным.
- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите чувствуете?
Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.
- Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.
Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.
Словарная Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.
- Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития.
- А для чего растениям нужна вода?
Дети: для роста растений.
- Вода – это хорошо или плохо?
Дети:
хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;
плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.
- А что было бы, если бы не было воды?
Дети: Все живое быстро бы погибло.
.
Опыт «Изучение почвы в воде».
Задание дано поэтапно в рисунках.
Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.
Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно).
.
Опыт «Обнаружение воздуха в почве».
Задание дано в схеме.
Бросить в стакан с водой комочек почвы.
Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.
- Для чего нужен воздух в почве?
Дети: воздух нужен растению для дыхания.
- А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?
Дети: рыхлить почву.
.
Опыт «Водопроницаемость почвы».
Задание дано поэтапно в рисунках.
В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло?
Вывод: Вода проходит через почву, значит почва
водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.
6)
Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.
В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит
питательные вещества, которые растение использует для своего роста.
В почве имеется глина и песок.
В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.
Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.
- Как называется такая почва?
Дети: плодородная
- Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?
Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.
7) Вывод-обобщение
- Что такое почва?
Дети: это плодородный слой земли.
- Какого она цвета?
Дети: в основном темного цвета.
- Чем пахнет?
Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.
- Какими обладает свойствами?
Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.
- Из чего состоит?
Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.
3. Рефлексия
Что нового узнали?
Чему научились?
Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление с окружающим миромТема: «Нео...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
В ГОСТИ К ГОРОДЕЦКИМ МАСТЕРАМ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"
Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»
Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....