Познавательная деят-ть. Беседа на тему «Бабушкин сундук».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лугинина Олеся Юрьевна

Познавательная деят-ть. Беседа на тему «Бабушкин сундук».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Вид деятельности Познавательно – исследовательская  группа Подготовительная

Тема: Беседа на тему «Бабушкин сундук».

Цель: Создание условий для расширения  и уточнения  представления детей о предметном мире.

Задачи:

1. Знакомить детей с неповторимыми культурным наследием, созданным народом. Углублять представление о существенных характеристиках предметов.

 2. Организация деятельности  по развитию детской инициативы, воспитывать интерес к изучению окружающего мира. 

3.Организовать  рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы:                                                                                                                                                                                                                     Предварительная работа:                                                                                                                                                                                  Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Под веселые напевы»

Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись.
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Дружно за руки взялись!
Дружно за руки взялись!
Руки вверх, руки вниз!
Руки быстро в кулачок,
Положили на бочок
Влево, вправо наклонились
Назад — вперед, назад — вперед
Ну-ка, кто там отстает?

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Воспитатель обращает внимание на конверт, который лежит на скамейке:

Ребята,  это не вы оставили конверт? Что в нём? Да это видеописьмо. Давайте посмотрим.

«Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?».

Правильно, я домовёнок Кузя.  Живу я, в музее - «Сокровищнице русских умельцев». Где хранятся  предметы русской старины, которые сделаны руками русских умельцев, мастерами.

 И сегодня приглашаю вас к себе в гости.        

Внимательно слушают. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

Так давайте пойдём в гости к Кузе в «Сокровищницу русских умельцев».

А как же нам добраться до музея? На чем можно отправиться?

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

Вы сможете?

- вы хотите узнать, что же находится в «Сокровищнице русских умельцев»? (Да)

- Как вы сможете узнать, где можно посмотреть?

Что нам для этого надо?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

Кузя здесь живёт и охраняет  предметы старины.

 -Ребята, а вы знаете, как нужно обращаться с предметами старины?

-Правильно,  осторожно и аккуратно.

Интересно, что же это такое, давайте присядем и узнаем:

Есть у бабушки-старушки 
Очень маленький секрет: 
Всё в него  упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький… 
(Сундук)

Что же можно хранить  в этом красивом, расписном сундуке?

  Как, вы думаете? (ответы детей)  Да, может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или  для всей семьи.

Дети с воспитателем рассматривают содержание сундука.

Ребята, посмотрите, какая девица. Давайте рассмотрим её наряд.

Как называется головной убор? (Кокошник)

Как называется этот предмет женской одежды?(показывает на сарафан) 

Посмотрите внимательно, чем украшен сарафан?  

(дети рассказывают, чем украшен сарафан - тесьмой, вышивкой, бисером, лентами)

Ребята подберите определение к слову сарафан!

Сарафан, какой? Сарафан  - разноцветный. А ещё какой?

Наша девица по кругу пойдёт,

Красивые слова о сарафане соберёт.

(Красивый, длинный, расшитый, расписной, украшенный, нарядный, праздничный, яркий, русский, народный)

Вы  знаете что слова, которые звучат в конце одинаково, называются рифмой. Послушайте внимательно:  рубашка – неваляшка, девица - красавица.

Я вам буду показывать карточки, к которым вам нужно подобрать картинки, название которых звучат в конце одинаково.  

Игра  "Подбери слова рифмы"

  • Раз, два, три – к  картинке рифму подбери.

Сарафан - барабан, банан,

Кокошник - школьник, наушник  охотник,  всадник, защитник, горчичник

 Рубашка - неваляшка, шишка, ромашка, чашка,  подушка,   избушка, бабушка,  игрушка, лошадка, фуражка.

Девица - лисица, певица

Сундук - бурундук, старик, паук, лукфартук галстук утюг,

Платок – грибок, колобок, клубок, кузовок, флажок, пирожок,  

теремок,  колосок,  носок, поясок,  брусок,  молоток,  цветок, листок.

А теперь давайте немного отдохнем.

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают картинки.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

  • Раз, два, три - сундук молодца покажи.

 Воспитатель:  Ребята, давайте теперь посмотрим, во что одет молодец. (головной убор - малахай, рубаха - косоворотка, штаны - порты, пояс - кушак).

  Давайте представим, красных девиц и добрых молодцев. (девицы красиво ходят, как лебёдушки плывут, руки  полочкой положили или  пальчик к щёчке приложили; а молодцы бравые ребята, грудь колесом).

Замечательные девицы и молодцы у нас, правда?

Да, любили девицы и молодцы повеселиться, да на ложках  поиграть.

  А вы, знаете, что ложки делают из баклуши? А баклуши - это чурочки - брусочки, из которых вытачивают ложки. После того, как сделают ложки, их шлифуют - делают гладкими, затем расписывают разными узорами.

Ложками можно не только кушать, но и играть на них, как на музыкальных инструментах.

 Да  в старину, на чём только не играли и на балалайке, и на пиле, и на ложках тоже.…Давайте и мы  с играем  на ложках.

У Кузи припасено столько ложек, что на всех хватит. Ну, ка подходи каждый по 2 ложки бери.

Игра на ложках русской народной мелодии.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Играют в игру

  1. Заключительный этап      (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

Мы столько много нового узнали! И про одежду говорили и ещё о чём? (ответы детей).

Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями.

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.  Знакомство  с понятием музей и его назначением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Бабушкин сундук"

Познакомить детей с понятием «музей»; развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина». Тема: «Бабушкин сундук – хранилище истории».

Цель данного занятия  продолжать формировать у детей представление о том, что такое малая родина,  воспитание патриотических чувств к своей малой родине, гордость за свое...

Проект в старшей группе на тему: «Бабушкин сундук»

Цель проекта: Познакомить с предметом мебели наших предков – сундуком....

Познавательное развитие. Беседа на тему "Бабушкина кукла. Знакомство с куклой Желанницей"

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе....

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности тема: "Бабушкин сундук"

Самоанализ проведенного занятия на тему:"Бабушкин сундук" в подготовительной к школе группе....

Познавательно- исследовательский, информационный проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Представленный проект по теме : «Куклы из бабушкиного сундука» предназначен для реализации в работе с детьми разновозрастной группы. Данный проект познакомит детей с историей возникновения...