Познавательно- исследовательский, информационный проект "Куклы из бабушкиного сундука"
проект

Мисайлова Юлия Владимировна

Представленный проект по теме : «Куклы из бабушкиного сундука» предназначен для реализации в работе с детьми разновозрастной группы. Данный проект познакомит детей с историей возникновения куклы. В проекте представлены разнообразный формы работы с детьми и родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_iz_babushkinogo_sunduka.odt634 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская СОШ»

Познавательно- исследовательский, информационный проект

«Куклы из бабушкиного сундука»

Подготовила: Ю.В.Мисайлова

Введение 

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим...

Представленный проект по теме : «Куклы из бабушкиного сундука» предназначен для реализации в работе с детьми разновозрастной группы. Данный проект познакомит детей с историей возникновения куклы. В проекте представлены разнообразный формы работы с детьми и родителями.

Актуальность

Тряпичная кукла- это часть традиционной культуры, уходящая своим корнями в глубокую древность. В условиях ценностных приоритетов в воспитании подрастающего поколения вполне приемлемым является обращение к народным традициям воспитания, к традиционной народной культуре.  Изучая тряпичную куклу, происходит знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями  жизни людей в старину, с их обязанностями, с тем, как они проводили свободное время, как одевались, как к ним относились окружающие.

Проблема

В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев современных  мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Вид проекта: познавательно- исследовательский, информационный

Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: 30.01.23- 3.02.23

Цель: формирование знаний  о русско-народной кукле.

Задачи:

1. Развивать и обогащать знания детей о куклах , видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей;

Ожидаемый результат: по окончанию проекта дети имеют понятие о русско- народной куле; с чего делается; для какой цели делается; дети проявляют интерес к культуре своей Родины.

Формы реализации проекта:

1. ОД

2.Чтение художественной литературы

3. Беседы

4. Наблюдения

5. Игровая деятельность

6. Продуктивная деятельность

Этапы реализации

1 этап- подготовительный

1. Разработка и накопление методических материалов

2. Создание необходимых условий для реализации проекта

3. Создание развивающей среды

4. Подбор необходимой художественной литературы по теме

2 этап- основной (практический)

Образовательные области

Виды деятельности

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сюжетно –ролевые игры: «Дом»; «У бабушки в гостях».

Рассматривание альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах».

Просмотр презентаций: «Как жили люди на Руси». «Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».

Д/игры: «Одень куклу в национальный костюм»; «Народные промыслы».

Цикл бесед с просмотром презентаций:   «Знакомство с русской народной куклой»; «Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые»

Виртуальное путешествие «В русскую горницу»

Рассматривание тематических альбомов: «Виды тряпичных кукол»

Д/игры: «Что из чего сделано»; «Что лишнее?».

Серия бесед-обсуждений: «В какие куклы играли наши бабушки?»,  «Почему тряпичных кукол делали безликими?»

Чтение русских народных сказок: «Матушкина куколка», «Василиса Премудрая» и стихотворений про кукол (Е. Благинина «Малышок-голышок», Г. Заславская «Кукла»,

М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.

Рассматривание репродукций картин ( Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», С. Кожин «Масленица на Руси»

Продуктивная деятельность детей - изготовление кукол «Узелковая»; «Кувадка».

Рисование: «Моя любимая кукла».

Конструирование: «Домик для кукол»; «Русская изба»

Подвижные игры: «Ручеек»; «Карусель»;

«Гори, гори, ясно».

Беседа «Как русская кукла оберегала здоровье»

Взаимодействие с родителями:

- Опрос родителей по теме русско-народная кукла.

- Консультации: «Народная кукла. Немного истории».

- Совместное изготовление кукол вместе с родителями.

3- этап заключительный

1.Обработка результатов по реализации проекта

2. Мастер класс «Кукла»

Вывод

В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность.  Дети познакомились с русско- народной куклой, узнали какие виды кукол есть, для чего служили тряпичные куклы.  Родители активно принимали участие в мастер классе по изготовлению тряпичной куклы и с интересом отвечали на опрос по знаниям истории тряпичной куклы.

Опрос родителей по теме русско-народная кукла.

1.Когда возникли первые игрушки? (В глубокой древности)

2. Из чего делали первые игрушки? (Сена, ткани, нити, трав лечебных)

3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо? (Считалось, что кукла с лицом приобретает  душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.)

4. Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (Тряпичная)

5. Для какой цели служила русская народная кукла? (Обрядовые, игровые, обереговые)

За каждый правильный ответ 1 балл, неполный ответ 0,5 баллов.

Результаты ответов:

4-5 баллов- высокий уровень знаний

2,5-3,5 балла- средний уровень знаний

2-2,5 балла- частично владеет знаниями

Ниже 2 баллов- плохо владеет знаниями.

Имя Отчество

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Дарья Александровна

1

1

1

1

1

Ольга Владимировна

1

1

1

1

1

Марина Сергеевна

1

1

1

1

1

Надежда Александровна

1

1

1

1

1

Раиса Александровна

1

1

1

1

1

Юлия Владимировна

1

1

1

1

1

Консультация «Народная кукла. Немного истории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБУШКИН СУНДУК»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежимВадим Шафран...

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Образовательная область «Познание»

Конспект открытого занятия " Куклы бабушкино сундука" разработан для детей средней группы в соответствии с ФГОС  с целью  развития познавательно-исследовательской деятельности восп...

Информационно-исследовательский проект в старшей группе «Куклы из бабушкиного сундука»

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Потому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать - прио...

Научно-исследовательский проект "Бабушкин сундук"

Содержание Бабушкиного сундука ...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...