Образовательная ситуация «По дорожке к дедушке Лесовичку» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мазеева Татьяна Сергеевна

Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_dorozhke_k_dedushke_-_lesovechku.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение №2

Образовательная ситуация

«По дорожке к дедушке Лесовичку»

старшая группа

Подготовила и провела

воспитатель гр.№3

Мазеева Т.С.

Москва   г. Троицк

Задачи: Учить детей любить, беречь и охранять природу.

Продолжать знакомить детей с дикорастущими растениями (подорожник, мать - и – мачеха, крапива): с их названием, внешним видом, применением в лечебных целях.

Уточнить и расширять представления о жизни диких животных (белки, ежа) в природных условиях: чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Дать представление о съедобных и несъедобных грибах.

Закрепить умения детей  называть и различать  деревья по листьям и плодам.

Активизировать словарь детей по теме ознакомления с миром природы.

Оборудование: презентация, домик Лесовичка, самовар,  пучки сухих трав, лавочки, стол, гербарий: листья деревьев, игрушки: белка, ёж, муляжи грибов, 2 корзинки, магнитофон, проектор, письмо (лист клёна).

Предварительная работа:

Ход образовательной деятельности:

Дети  под музыку парами входят в музыкальный зал.

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в группу, то нашла на подоконнике письмо (лист клёна).

- Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло это письмо? Тогда давайте скорей его прочитаем.

Письмо: «Дорогие ребята! Я знаю от лесных жителей, что вы очень любите лес; что вы его друзья. Приглашаю Вас к себе в гости к себе в сторожку. Как меня найти, вам всякий скажет.   Дедушка Лесовичок»

- Хотите пойти в гости к Лесовичку? Тогда собирайтесь, но давайте определим какая сегодня погода.

- Для чего надо знать состояние погоды? (чтобы правильно одеться, и т.д.)

- Осенью прохладно. Оденемся теплее: сапожки, куртки, шапочки (имитация процесса одевания)

- В гости надо ходить с гостинцами. (Предлагаю взять угощение для Лесовичка  и для лесных жителей)

- Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.  (Ответы детей)

- Молодцы! Тогда -  в путь! (звучит музыка)

- Возьмёмся за руки, друзья. А чтобы скорее попасть в лес, произнесём волшебные слова:

Мы идём к лесной сторожке,

Поднимаем выше ножки.

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенёчки.

-В.: Вот мы и в лесу!

- Дарит осень чудеса,

Да еще какие!

Разнаряжены леса    

В шапки золотые.    (автор: М. Геллер) 

- Как чудесно в лесу! Как легко дышится! Воздух свежий, прохладный!

Но у кого же мы узнаем дорогу к Лесовичку?

(делаю вид, что увидела первого жителя леса)

Загадка:    Бежит между елками Живой клубок с иголками.

Дети обращаются к ёжику:

Ёжик, ёжик, расскажи,

Ёжик, ёжик,  покажи!

Как найти дорожку, пожалуйста, к дедушке в сторожку.

Ёж: Пожалуйста!  Пойдёте  мимо грибов, обойдёте мухомор, да запах дыма почувствуете – это дедушка Лесовичок самовар ставит, а там и недалеко.

В.: А ты не смог бы нас проводить?

Ёж: Нет, вы меня извините. Все жучки и паучки, да козявочки попрятались на зиму. Голодно стало, трудно еду добывать. Скоро зима, я себе нору утепляю, чтобы зимой было тепло спать.

В.: Ёжик, а мы тебе с ребятами гостинцы принесли. Яблоки любишь?

Ёж: Спасибо за заботу.

В.: Ёжик, а из чего ты себе гнездо строишь?

Ёж: Для гнезда собираю мох, траву, листочки. Заворачиваюсь в них и засыпаю до тёплых весенних дней.

Ребята, я хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

(ёж показывает листочки, а дети называют дерево)

Подвижная игра  «Найди пару»  (с листочками)

Дети благодарят ёжика за интересные игры.

В.: давайте оставим листочки ёжику, а сами пойдём дальше. До свидания.

Дети идут дальше в «лес».

В.: А вот и грибы! Кто знает, как они называются?  (подберёзовик, подосиновик, опята, сыроежки).  А как называется этот гриб. Растёт  он  в стороне от других грибов.   (Мухомор)

(Останавливаемся около мухомора. На пеньке сидит белка)

Белка: Зачем, вам мухомор? Всё балуетесь?

В.: Что ты, белочка. Мы никого не обижаем. Мы идём к дедушке Лесовичку в гости.  Ты не подскажешь, как к нему пройти?

Д.:        Белка, белка, расскажи,

Белка, белка,  покажи!

Как найти дорожку, пожалуйста, к дедушке в сторожку.

  (белка молчит)

Б.: Надо сказать: пожалуйста.

Прыгайте с этого пенька на берёзку, с неё на ёлку, затем на рябину. С её макушки видна крыша сторожки.

В.: Ребята, мы умеем прыгать по деревьям? Нет, мы по дорожке пойдём.

Б.: Мне некогда вас провожать. Я запасы на зиму делаю.

В.: Ребята, а вы знаете, что белка на зиму запасает?

     А мухомор зачем?

Б.: Это для людей он ядовитый, а лесные жители им лечатся. Их очень любят лоси. Это для них лекарство.

В.: Белочка, мы тебе гостинцы принесли. Угощайся.

Б.: Спасибо, ребята. А загадки вы любите? Я их для своих бельчат приготовила. Слушайте.  Загадки о лесных жителях.

Дети благодарят белочку и уходят дальше.

В.: Вот берёзка, вот ещё одна. А где же ёлка? Чем же отличается ёлка от берёзки?

В.: Ой, ствол сломан у березки.

- Что могло произойте?

- Кто же дереву поможет и чем?

В.: Саша к дереву пошёл,

      Приподнял немного ствол.

      Ствол поправился почти,

      Будет дерево расти.

      Будем лес любить, оберегать

      Будем взрослым в этом деле помогать.  (дети помогают)

Пчёлка: Ж-ж-ж-ж… Какие добрые и заботливые дети гуляют в лесу.

В.: Кто же это жужжал?

- Давайте у пчёлки спросим как пройти к сторожке дедушки Лесовичка.

Дети:   Пчёлка, пчёлка, расскажи,

            Пчёлка, пчёлка,  покажи!

Как найти дорожку, пожалуйста, к дедушке в сторожку.

П.: Покаж –ж-ж-жу. Летите за мной. Мы, пчёлы, дедушке на пасеку мёд носим.  (Дети имитируют полёт) А вот и сторожка. До свидания.

Д.:  Здравствуй, дедушка!  (возле домика сидит Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте, дорогие гости! Долго я вас ждал! Чуть не задремал. Я приготовлю сейчас угощение.  (Сам разговаривает с детьми)

- Слышал я и видел, что с вами случилось в лесу. Мне обо всём поведал чистый и прозрачный родничок. Я его берегу, охраняю, и засорять не позволяю. Вот из него - то я и  воды для чая набрал. Мёдом Вас угощу.

 ( в каждый бокал кладёт по чайной ложке мёда / уточнить: есть у детей аллергия на мёд/  и наливает из самовара чай. Мёд мне пчёлы принесли: душистый липовый. А заварка из лекарственных трав. Чай мой волшебный, лечебный. Почему?

Л.: Иногда в гости приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают зверей и птиц. Такие люди наносят вред лесу. Я на них очень сердит.  Лес – не только для забавы. Он – богатство нашей страны.

- Вы знаете пословицы про лес?  (Ответы детей с объяснением)

Лес – большой друг и человеку, и зверям, и  птицам. Лес и дом, и кормилец.

- Кто из вас хочет быть моим помощником? Я сейчас проверю, какие из  вас получатся лесники. У меня есть семена деревьев. Я их вам раздам. А вы узнайте: с какого они дерева.

Дидактическая игра  «С какой ветки эти детки?»

Л.: Я живу в лесу и собираю растения от разных болезней. Вот хочу этому и вас научить как ими пользоваться.

- Если у вас идёт кровь из ранки, надо приложить вот это растение. Как оно называется? Почему?

- Если вы закашляли, какое растение нужно заварить?  (мать – и мачеха)

Почему оно так называется? Покажите его.

- А это что за растение? (крапива) Оно от многих болезней. Её заваривают как чай при кровотечениях, лечат волосы на голове. А какие вы ещё лечебные травы знаете?

- А как вас лечат мамы, бабушки?  (рассказы детей)

Л.: Молодцы, ребята. А сейчас вам пора в детский сад.

Дети прощаются с Лесовичком  и под музыку возвращаются в д/сад  (на свои стульчики).

В.: Где мы с вами были?

Что интересного вы узнали из нашего путешествия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!»

Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах....

Конспект образовательной ситуации с элементами познавательного развития в старшей группе "Космическое путешествие"

Образовательная ситуация с элементами математического развития в старшей группе       ...

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Золотая Осень» Педагог Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: создать условия для  закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи: Организация деятельности детей для закрепления  умений устанавливать связь ...

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы "Путешествие в мир предметов"

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.Образовательные задачи:1.                 Закреплять умения ...

Методические рекомендации по проведению ННОД по образовательной ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в старшей группе по теме: «Невероятные приключения детей в сказочной стране».

Данная методическая разработка составлена  по организации ННОД по образовательной  ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в старшей разновозрастной группе по теме «Неве...

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «ОТГАДАЙТЕ-КА ЗАГАДКИ!»

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «ОТГАДАЙТЕ-КА ЗАГАДКИ!»...

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП познавательное развитие) в старшей группе. Тема: «Столько же, больше, меньше».

Цель: Формировать представления у детей о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, и сформировать умение записывать результат и определять на предметной основе, в какой групп...