Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы "Путешествие в мир предметов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.
Образовательные задачи:
1. Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества.
2. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг,стиральная машина.
3. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
4. Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.
5. Продолжать учить составлять связный рассказ по серии картинок.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.
2. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.
3. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.
Воспитательные задачи:Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
Предварительная работа:
• Чтение художественных произведений.
• Загадывание загадок о предметах.
• Д\игры «Что сначала, что потом», «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек» и др.
• Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала.
Оборудование :
для педагога:
Два больших конверта - один с изображением « Карлосона» без адреса, другой красочный с картинками с адресом д\с; письмо от Незнайки; панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; краски, альбом, кисточка(карандаши).
Музыка на диске «Езда на паровозике»; имитация ворот(из мягких модулей)с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».
Истории эволюции утюга ,пылесоса,стиральной машины.(в картинках).
Мольберт, черный фломастер, предметы из металла.
Для детей: на каждого набор предметов из металла(монеты, гвоздь,ложка,цепь); салфетка; емкость с водой; альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_starshaya_gruppa.odt | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №86 г. Сочи
Сценарий образовательной ситуации
по познавательному развитию
для детей старшей группы
по теме: «Путешествие в мир предметов»
Автор: Гладуш Т.П., воспитатель
Ход образовательной ситуации
Этапы | Оборудование | Содержание | Используемые приемы, методы и технологии |
1. Введение в ситуацию. | Большой конверт. | Воспитатель: Вместе с солнышком встаём Вместе с птицами поём С Добрым утром! С Новым днём! Вот как весело живём. Воспитатель сообщает детям, что на адрес группы прислали конверт (воспитатель крутит конверт, восхищается, какой он большой, красочный, даёт рассмотреть детям). Воспитатель: Как вы думаете, что в конверте? (варианты ответов: сюрприз, письмо и т.д.) Воспитатель: Интересно, кто нам может написать письмо? (варианты ответов: Карлсон, Незнайка и т.д.) | Прием активизации познавательной активности. |
2. Затруднение в ситуации. | Письмо от Буратино. | Воспитатель: Вы хотите узнать, от кого письмо? Давайте прочитаем! (открывает конверт, читает письмо): «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Буратино. Мне нужно открыть дверцу в каморке у папы Карло, но ключ упал на дно колодца. Я пробовал нырять за ключом, но я деревянный и не тону. Как же мне опуститься на дно и достать ключ?» Воспитатель: Ребята, что же делать бедному Буратино? (варианты ответов) Хотите ему помочь? Как нам это сделать? Что нужно сделать, если не знаешь, как решить проблему? (варианты ответов: спросить у взрослого, прочитать, посмотреть в Интернете). Вы можете спросить у меня. Воспитатель: Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Цветочный город. - Ребята, что это за город такой – Цветочный? Что вы о нем знаете? (варианты ответов). Верно, там живут знаменитые выдумщики и известные изобретатели, которые любят придумывать новые предметы и экспериментировать с ними! Я думаю, что жители этого города согласятся поделиться своими секретами. Готовы совершить путешествие в мир предметов? (варианты ответов) | Проблемный метод. Прием постановки проблемного вопроса. |
3. Открытие нового знания, введение нового знания в систему знаний. | Панно-рюкзак, к нему предметные картинки. Музыка «Езда на паровозике». Имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов». История эволюции предметов в картинках. Мольберт, черный фломастер, предметы из металла. Для детей: на каждого набор предметов из металла (монеты, гвоздь, ложка, цепь); салфетка; емкость с водой; альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер. | Воспитатель: Ребята, подскажите, а что нам нужно, чтобы отправиться в путешествие? (варианты ответов: собрать рюкзак и сложить туда все необходимые вещи). - Будем собираться в дорогу? Игровое упражнение «Собери рюкзак в дорогу». Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам. - Подходите, располагайте! Будьте внимательны! Дети раскладывают предметы на панно – рюкзак: Посуда - тарелка, ложка, кружка. Инструменты - топор, пила, игла. Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Предметы для рисования - краски, альбом, кисть. Воспитатель: Давайте посмотрим наши рюкзаки! Всё ли правильно вы расположили, поможете мне проверить? - Какие предметы вы положили в рюкзак в первый ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? (варианты ответов) Воспитатель: - Молодцы, ребята! Воспитатель: Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу! Возьмём с собой пустой конверт и всё, что узнаем нового и интересного в путешествии, будем складывать в этот конверт! Согласны? На чём же мы поедем...(слышится паровозный гудок)...(варианты ответов: на поезде) (дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются) Воспитатель (обращает внимание на ворота с надписью «Цветочный город»): Ну, вот, мы прибыли в Цветочный город (читает)! Проходите, ребята! Ой, что это ? Ух ты! Воспитатель подводит детей к интерактивной доске с надписью «Музей предметов». - Здесь, ребята, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Хотите познакомиться с ними поближе? - Какую чудо-технику вы узнали? (варианты ответов: стиральная машина, пылесос, утюг). - Как называются такие чудо-помощники людей? (варианты ответов: бытовые приборы) А зачем они нужны? Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? (варианты ответов) Воспитатель показывает слайды, комментирует. - Понравилась вам история пылесоса (утюга и т.д.)? - Посмотрите, что я нашла , что это? (варианты ответов: это картинки об истории предметов). Воспитатель с согласия детей кладет в конверт истории каждого предмета. Воспитатель: Устали? Хотите отдохнуть? Физминутка «Бабочка» Воспитатель: Готовы продолжить наше путешествие? Дети переходят к следующему столу. Воспитатель читает: «Лаборатория необычных экспериментов». Здесь живет самый умный которышка Цветочного города. - Как выдумаете, какой коротышка в Цветочном городе самый умный? (варианты ответов: Знайка) - Знайка, должно быть, трудится над испытанием своего нового изобретения! Хотите посмотреть? Давайте подойтем. Воспитатель: Ребята, какие предметы вы видите на подносе? (варианты ответов: монеты , ложка , цепь, гвоздь).
Воспитатель: Значит они какие? (варианты ответов: металлические). Воспитатель: Хотите узнать все про металл? Проходите и располагайтесь поудобнее. Дети садятся за стол. Исследовательская деятельность "Выявление свойств и качеств металла" (сенсорное обследование). Воспитатель и дети определяют, особенности формы, структуры поверхности, температуру, рассматривают разные металлические предметы, выделяя характерные признаки, например, металлический блеск. - Что же будет, если оставить металлический предмет на солнце или подержать в руках? Давайте проверим (проверяем: металлчисекие предметы нагреваются) Воспитатель: Металлические предметы обладают теплопроводностью, поэтому они сохраняют в себе тепло. Воспитатель: - Хотите проверить? Опытническая деятельность. Воспитатель: Что произошло с металлическими предметами? (варианты ответов: они утонули). Воспитатель: как вы думаете, почему? (варианты ответов: они тяжелые). Воспитатель (показывает ржавый гвоздь): Ой , а что это случилось с гвоздём? Как вы думаете? (варианты ответов) - Если металл некоторое время полежит в воде – он заржавеет. Воспитатель показывает ржавый и нержавый гвозди). Воспитатель предлагает зарисовать ход эксперимента. Полученный алгоритм кладут в конверт. Воспитатель: Ой, а мы же забыли про Буратино? О чем нам было нужно узнать? Можем мы теперь ему помочь? Как? (варианты ответов) Воспитатель: Если наш Буратино не тонет, то как сделать, чтобы он утонул? Нужно привязать к нему металлический предмет, который опустит его на дно. - А как Буратино потом подняться на поверхность? (варианты ответов: отвязать металлический предмет). Воспитатель: Отлично! Вы настоящие исследователи! Дети, наше путешествие подходит к концу и пора возвращаться обратно. Как нам это сделать? - Занимаем свои места в вагонах. Под музыку «Езда на поезде» дети возвращаются обратно. | Здоровьесберегающая, ИКТ-технологии. Практический, эвристический, наглядный метод. Приемы: показ образца, разъяснение, вопросы к детям. |
5. Итог. | Воспитатель: Вот мы и в группе! - Понравилось вам наше путешествие? Зачем мы туда отправились? - Как у нас получилось выручить Буратино из беды? Что вам помогло в путешествии? - А что было для вас самым интересным? Самым трудным? - Куда бы вы хотели отправиться в путешествие в следующий раз? Воспитатель: Мои юные исследователи, посмотрите, из нашего путешествия мы привезли не только хорошее настроение, но и вот такие конверты. - Кто помнит, что в них сложено? (варианты ответов) - Да, здесь сложены самое интересное, что случилось сегодня с нами. - Ребята, как нам поступить с этим конвертом? Что вы предлагаете? (варианты ответов: оставить в группе и вспоминать о путешествии, подарить, показать детям другой группы, оформить уголок). - Замечательная идея! Молодцы ребята! Вы сегодня отлично потрудились! Спасибо. | Приемы: вопросы к детям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!»
Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах....
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».Цели:1. Закрепить знания детей о ...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя наш славный град, любимый Павловский Посад!»
Программное содержание:· Познакомить с историей и технологией развития производства павловопосадских платков и их художественными особенностями.·...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологий
знакомство с игрой в шахматы....
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты»
Конспект образовательной ситуации по познавательно развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей и ИКТ технологийТе...
Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «ОТГАДАЙТЕ-КА ЗАГАДКИ!»
Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «ОТГАДАЙТЕ-КА ЗАГАДКИ!»...
Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Рыбки. Составление предметов из треугольников»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.Цель: учить составлять конструкции из четырех равнобедренных треугольников.Задачи:Об...