Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы "Путешествие в мир предметов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гладуш Татьяна Павловна

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.

Образовательные задачи:

1.                 Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества.

2.                  Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг,стиральная машина.

3.                 Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.

4.                 Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.

5.                 Продолжать учить составлять связный рассказ по серии картинок.

Развивающие задачи:

1.                 Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.

2.                 Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.

3.                 Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.

Воспитательные задачи:Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Предварительная работа:

•         Чтение художественных произведений.

•         Загадывание загадок о предметах.

•         Д\игры «Что сначала, что потом»,   «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек» и др.

•         Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала.

 Оборудование :

  для педагога:

Два больших конверта - один с изображением « Карлосона» без адреса, другой красочный с картинками с адресом д\с; письмо от Незнайки; панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; краски, альбом, кисточка(карандаши).

Музыка на диске «Езда на паровозике»; имитация ворот(из мягких модулей)с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».  

Истории эволюции утюга ,пылесоса,стиральной машины.(в картинках).

Мольберт, черный фломастер, предметы из металла.

Для детей: на каждого набор предметов из металла(монеты, гвоздь,ложка,цепь); салфетка; емкость с водой;  альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер;

                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa.odt25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное бюджетное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №86 г. Сочи

Сценарий образовательной ситуации  

по познавательному развитию

для детей старшей группы

по теме: «Путешествие в мир предметов»

     Автор: Гладуш Т.П., воспитатель


Ход образовательной ситуации

Этапы

Оборудование

Содержание

Используемые приемы, методы и технологии

1.

Введение в ситуацию.

Большой конверт.

Воспитатель:

Вместе с солнышком встаём

Вместе с птицами поём

С Добрым утром!

С Новым днём!

Вот как весело живём.

Воспитатель сообщает детям, что на адрес группы прислали конверт (воспитатель крутит конверт, восхищается, какой он большой, красочный, даёт рассмотреть детям).

Воспитатель: Как вы думаете, что в конверте? (варианты ответов: сюрприз, письмо и т.д.)

Воспитатель: Интересно, кто нам может написать письмо?  (варианты ответов: Карлсон, Незнайка и т.д.)

Прием активизации познавательной активности.

2. Затруднение в ситуации.

Письмо от Буратино.

Воспитатель: Вы хотите узнать, от кого письмо?  Давайте прочитаем!

(открывает конверт, читает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Буратино. Мне нужно открыть дверцу в каморке у папы Карло, но ключ упал на дно колодца. Я пробовал нырять за ключом, но я деревянный и не тону. Как же мне опуститься на дно и достать ключ?»  

Воспитатель: Ребята, что же делать бедному Буратино? (варианты ответов) Хотите ему помочь? Как нам это сделать? Что нужно сделать, если не знаешь, как решить проблему? (варианты ответов: спросить у взрослого, прочитать, посмотреть в Интернете). Вы можете спросить у меня.

Воспитатель: Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Цветочный город.

- Ребята, что это за город такой – Цветочный? Что вы о нем знаете?  (варианты ответов). Верно, там живут знаменитые выдумщики и известные изобретатели, которые  любят придумывать новые предметы и экспериментировать с ними! Я думаю, что жители этого города согласятся поделиться своими секретами. Готовы совершить путешествие в мир предметов?  (варианты ответов)

Проблемный метод.

Прием постановки проблемного вопроса.  

3.

Открытие нового знания,  введение нового знания в систему знаний.

Панно-рюкзак, к нему предметные картинки.

Музыка «Езда на паровозике».

Имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».  

История эволюции предметов в картинках.

Мольберт, черный фломастер, предметы из металла.

Для детей: на каждого набор предметов из металла (монеты, гвоздь, ложка, цепь); салфетка; емкость с водой;  альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а что нам нужно, чтобы отправиться в путешествие? (варианты ответов: собрать рюкзак и сложить туда все необходимые вещи).

- Будем собираться в дорогу?

Игровое упражнение  «Собери рюкзак в дорогу». Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам.

- Подходите, располагайте! Будьте внимательны!

Дети раскладывают предметы на панно – рюкзак:

Посуда - тарелка, ложка, кружка.

Инструменты - топор, пила, игла.

Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Предметы для рисования - краски, альбом, кисть.

Воспитатель: Давайте посмотрим наши рюкзаки! Всё ли правильно  вы расположили, поможете мне проверить?

- Какие предметы вы положили в рюкзак в первый ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? (варианты ответов)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу!

Возьмём с собой пустой конверт и всё, что узнаем нового и интересного в путешествии, будем складывать в этот конверт! Согласны? На чём же мы поедем...(слышится паровозный гудок)...(варианты ответов: на поезде)

(дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются)

Воспитатель (обращает внимание на ворота с надписью «Цветочный город»): Ну, вот, мы прибыли в Цветочный город (читает)! Проходите, ребята! Ой,  что это ? Ух ты!

Воспитатель подводит детей к интерактивной доске с надписью «Музей предметов».

- Здесь, ребята, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Хотите познакомиться с ними поближе?

- Какую чудо-технику вы узнали? (варианты ответов: стиральная машина, пылесос, утюг).

- Как называются такие чудо-помощники людей? (варианты ответов: бытовые приборы) А зачем они нужны?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? (варианты ответов)

Воспитатель показывает слайды, комментирует. 

- Понравилась вам история пылесоса (утюга и т.д.)?

- Посмотрите, что я нашла , что это?

(варианты ответов: это картинки об истории предметов).

Воспитатель с согласия детей кладет в конверт истории каждого предмета.

Воспитатель: Устали? Хотите отдохнуть?

Физминутка                                       «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: Готовы продолжить наше путешествие?    

Дети переходят к следующему столу.

Воспитатель читает: «Лаборатория необычных экспериментов». Здесь живет самый умный которышка Цветочного города.

- Как выдумаете, какой коротышка в Цветочном городе самый умный? (варианты ответов: Знайка)

- Знайка, должно быть, трудится над испытанием своего нового изобретения! Хотите посмотреть? Давайте подойтем.

Воспитатель: Ребята, какие предметы вы видите на подносе? (варианты ответов: монеты , ложка , цепь, гвоздь).

  • Из какого материала они сделаны? (варианты ответов: из металла)

Воспитатель: Значит они какие? (варианты ответов: металлические).

Воспитатель: Хотите узнать все про металл? Проходите и располагайтесь поудобнее.

Дети садятся за стол.

Исследовательская деятельность "Выявление свойств и качеств металла" (сенсорное обследование).

Воспитатель и дети  определяют, особенности формы, структуры поверхности,  температуру, рассматривают разные металлические предметы, выделяя характерные признаки, например, металлический блеск.

- Что же будет, если оставить металлический предмет на  солнце или подержать в руках? Давайте проверим (проверяем: металлчисекие предметы нагреваются)

Воспитатель: Металлические предметы обладают теплопроводностью, поэтому они сохраняют в себе тепло.

Воспитатель:
- Что произойдет с предметами, если их опустить в воду
? (варианты ответов) 

- Хотите проверить?

Опытническая деятельность.

Воспитатель: Что произошло с металлическими предметами? (варианты ответов: они утонули).

Воспитатель: как вы думаете, почему? (варианты ответов: они тяжелые).

Воспитатель (показывает ржавый гвоздь): Ой , а что это случилось с гвоздём? Как вы думаете? (варианты ответов)

 - Если металл некоторое время полежит в воде – он заржавеет. Воспитатель показывает ржавый и нержавый гвозди).

Воспитатель предлагает зарисовать ход эксперимента. Полученный алгоритм кладут в конверт.

Воспитатель: Ой, а мы же забыли про Буратино? О чем нам было нужно узнать? Можем мы теперь ему помочь? Как? (варианты ответов)

Воспитатель: Если наш Буратино не тонет, то как сделать, чтобы он утонул? Нужно привязать к нему металлический предмет, который опустит его на дно.

- А как Буратино потом подняться на поверхность? (варианты ответов: отвязать металлический предмет).

Воспитатель: Отлично! Вы настоящие исследователи!

Дети, наше  путешествие подходит к концу и пора возвращаться обратно. Как нам это сделать?

- Занимаем свои места в вагонах. Под музыку «Езда на поезде» дети возвращаются обратно.

Здоровьесберегающая, ИКТ-технологии.

Практический, эвристический, наглядный метод.

Приемы:

показ образца, разъяснение, вопросы к детям.

5. Итог.

Воспитатель: Вот мы и в группе!

- Понравилось вам наше путешествие? Зачем мы туда отправились?

- Как у нас получилось выручить Буратино из беды? Что вам помогло в путешествии?

- А что было для вас самым интересным? Самым трудным?

- Куда бы вы хотели отправиться в путешествие в следующий раз?

Воспитатель: Мои юные исследователи, посмотрите, из нашего путешествия мы привезли не только хорошее настроение, но и вот такие конверты.

- Кто помнит, что в них сложено? (варианты ответов)

- Да, здесь сложены самое интересное, что случилось сегодня с нами.

- Ребята, как нам поступить с этим конвертом? Что вы предлагаете? (варианты ответов: оставить в группе и вспоминать о путешествии, подарить, показать детям другой группы, оформить уголок).

- Замечательная идея! Молодцы ребята! Вы сегодня отлично потрудились! Спасибо.

Приемы: вопросы к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!»

Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах....

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя наш славный град, любимый Павловский Посад!»

Программное содержание:·        Познакомить с историей и технологией развития производства павловопосадских платков и их художественными особенностями.·...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты»

Конспект образовательной ситуации по познавательно развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей и ИКТ технологийТе...

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «ОТГАДАЙТЕ-КА ЗАГАДКИ!»

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы «ОТГАДАЙТЕ-КА ЗАГАДКИ!»...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Рыбки. Составление предметов из треугольников»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.Цель: учить составлять конструкции из четырех равнобедренных треугольников.Задачи:Об...