Занятие Путешествие в прошлое Руси
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект по поликультурному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_v_proshloe_rossii.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: познавательное развитие
Образовательная деятельность: ознакомление с окружающим.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема занятия: «Путешествие в прошлое России» (патриотическое воспитание).
Возраст детей: 5 лет (старшая группа).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование национального самосознания и культуры общения дошкольников. Создать условия для приобщения детей к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.
Программные задачи:
Обучающие:
- Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы.
- Продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни.
- Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава).
Развивающие:
- Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Развитие мимики, жестов, ритмопластики в процессе театрализованной игры.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
- Воспитывать интерес к истории России.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
- Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
- Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Оборудование:
- Иллюстрации богатырей Древней Руси,
- Карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружия современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат).
- Костюмы богатырей и гусляра.
- Изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного.
- Канаты.
- Речка, камушки из бумаги.
- Камень на распутье.
- Аудиозапись «Задания для путешественников».
Ход занятия:
(Дети входят в зал под песню: «Родина моя»).
Воспитатель: Добрый день дорогие друзья.
Приветствую Вас маленькие россияне. А вы знаете, почему я Вас так назвала?
Дети: Да. Потому, что мы живём в стране, которая называется Россия.
Воспитатель: А что такое Родина для Вас?
Дети: Это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и папа и я, моя страна!
Воспитатель: А какие государственные символы вы знаете?
Дети: Флаг, гимн, герб.
Воспитатель: Что означают цвета нашего флага нам расскажут дети.
Белый – облако большое
Синий – небо голубое.
Красный – солнышка восход
Новый день Россию ждёт.
Символ мира, чистоты
Это флаг моей страны!
Воспитатель: Что означает наш герб расскажут дети.
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил
Держит скипетр, державу
Он Россию сохранил.
На груди орла щит красный,
Дорог всем тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный,
На серебряном коне.
Развевается плащ синий
И копьё в руке блестит.
Побеждает всадник сильный,
Злой дракон у ног его лежит.
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей страны
Наши символы важны!
Воспитатель: И ещё один символ
Дети: Гимн страны. (Дети слушают Гимн России).
Воспитатель: Символы как бы говорят людям, вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях.
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда единой силой он движется вперёд!
Наша история неустанно движется вперёд, но сегодня я хочу предложить вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом колесо истории. Повернём колесо истории и посмотрим, как жили на Руси в далёкие, далёкие времена. (Дети крутят колесо истории, затем садятся на коврик).
Слушайте историю.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения. Жили среди русичей богатыри – защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели.
(Рассматривают картину В. Васнецова «Богатыри»)
Посмотрите. Какие они были могучие, мужественные, храбрые и сильные.
Кто изображён на картине?
Дети: Илья Муромец.
Добрыня Никитич.
Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, а кем они был?
Дети: Богатырями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются?
Дети: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Воспитатель: Дети, а скем боролись герои – богатыри?
Дети: С Соловьём разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Тот герой кто за Родину горой.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3)
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4)
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Голос:
(задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).
Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит девочка – гусляр (под музыку).
Воспитатель: Кто ты?
Гусляр: Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель: А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель: Вот кто такие богатыри.
Гусляр: Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
(Выходят три мальчика, одетых богатырями).
Илья Муромец: (звучит музыка)
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Добрыня Никитич: (звучит музыка).
Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Алеша Попович: (звучит музыка).
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».
Гусляр: (звучит гусельная музыка).
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
Воспитатель: Вот ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, увидели богатырей и узнали об их подвигах. И я хочу сделать вам каждому подарок – это картинка богатыря русского. Закончить хотелось бы словами.
Ребёнок:
Берегите Россию, нет России другой
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, это хлеб на столе.
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы вечно ей быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"
Познавательно – речевое занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чёт...
Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"
С проблеммой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотре...
Занятие "Путешествие в прошлое Кубани"
Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы по художественно-эстетической деятельности. В нём представлено знакомство дошкольников с историей и культурой Кубани через различные...
Конспект занятия " Путешествие в прошлое куклы".
Цель: привлекать внимание детей к народной игрушке- кукле....
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»
Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»Возрастная группа: 6-7 летЦель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций через исследовательскую игру.Зада...