Мастер- класс для педагогов.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Карпеня Гульназ Юрьевна

" Экспериментирование с различными материалами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx124.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса: Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования

Задачи:1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной  

деятельности детей.

             2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение

делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Представляю вам свой мастер-класс на тему: «Экспериментирование с различными материалами»

Хочу начать свое выступление с китайской пословицы

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

 Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

     Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Чем разнообразнее,  и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Дети очень любят играть и слушать сказки. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме – сказки.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Для этого, мне нужно 4 помощника. Кто желает поднимитесь на сцену.

Уважаемые коллеги, сейчас мы свами пройдем в лабораторию. Лаборатория-это такое помещение, где проводят различные опыты, эксперименты, рассматривают различные предметы

 В лаборатории работают лаборанты, там всегда чисто и тихо.

Лаборанты работают в белых халатах, в специальной одежде. Поэтому и нам необходимо надеть халаты, чепчики, перчатки, бахилы. Вы будете лаборанты, а я буду заведующей лабораторией.

А сейчас я вам расскажу интересную историю.

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Уважаемые лаборанты, а вы хотели бы увидеть, как распускаются кувшинки?

А это сделать очень просто.

Предлагаю Вам подойти к столу, здесь есть все необходимое.

При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Вот так. У нас получились кувшинки.  А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз.

Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. А почему это происходит?

Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: А тем временем наш утенок увидел веселых рыбок, которые то появлялись на поверхности, то снова пропадали. 

Мы с вами тоже можем увидеть. как резвятся рыбки в пруду.

Возьмите стакан и налейте газированной воды – это будет пруд.

В тарелочке у вас виноградинки, представьте, что это маленькие рыбки. Выпустите рыбок в пруд. Посмотрите, как резвятся ваши рыбки.

Как вы думаете, а почему это происходит?

Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи  и  пошел дождь.  Утенок испугался и увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Чтобы увидеть, как распрямляются веточки, мы можем взять 5 спичек. Пожалуйста, надломите их по середине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Вот так. А теперь капните несколько капель воды на сгибы спичек. Посмотрите, что происходит со спичками? Спички начнут распрямляться и образуют звезду. Правильно, Молодцы!

 ВоспитательПричина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

Анаш утенок от дождя спрятался под  навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце.  Утенок решил идти дальше.

1.Коллеги, посмотрите, на столе стоят стаканы, в каждый из них мы добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  А теперь каждый в свой стакан наливает по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Это радуга, которое мы с вами сделали для нашего утенка.

C:\Users\1\Desktop\IMG-20171213-WA0009.jpg

ВоспитательВ чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Воспитатель:

Уважаемые коллеги! Скажите, вам понравилось работать в лаборатории?

Что понравилось больше всего?

Когда лаборанты, закончили проводить опыты, они  снимают специальную одежду. И оставляют ее в лаборатории. И нам тоже, нужно это сделать.

Большое спасибо, уважаемые коллеги за помощь.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился,  и вы будете вместе с детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....