Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Методические приемы и материалы:
- Создание игровой ситуации
- Разрезные картинки «космического содержания»
- Кукла би-ба-бо «Звездочет»
- д\ игра «Помоги зажечь звезду»( двухцветные Квадраты Воскобовича)
- Здоровье сберегающие технологии ( гимнастика для глаз, физкультминутка, пластический этюд )
- Демонстрация презентации с пояснениями и вопросами педагога
- набор картинок «планеты», набор «цифры»
- Д\и « «Соедини по точкам»
- Опыт с лампой ,опыт «Шарики на ниточках»
- Фонограмма музыкального отрывка
Содержание:
Часть1
- Здравствуйте ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в необычное путешествие. Вы хотите узнать что-то новое и интересное?
- А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если выполните мое задание.
д\игра «Ракета» ( палочки Кюизинера )
- Молодцы! Справились с заданием. Увас получились замечательные ракеты. Куда же можно на них отправиться?
( в космос)
-Космос всегда интересовал людей. А вы хотите узнать больше о космосе, о звездах, о планетах?
- Но кто же нам может помочь?... Кажется, я знаю, кого нам надо пригласить! Есть у меня один знакомый волшебник . Если вы правильно угадаете загадку о нем , он тут же появится и расскажет нам много интересного о космосе!.
Загадка :
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды
Знает все наперечет
Звезды в небе…….. ( Звездочет)
Из-за ширмы появляется кукла «Звездочет»
- Здравствуйте ребята! Я готов открыть вам тайны звездного неба. В нашем городе , Санкт-Петербурге , есть место, где звезды можно увидеть совсем близко. Садитесь, я расскажу вам об этом.
Дети садятся к экрану.
Показ 1 части презентации.
Текст к презентации на тему «Космос»( приложение 1)
1 Слайд
Посмотрите на это здание . Оно находится в самом высоком месте нашего города – на Пулковских высотах и называется Пулковская обсерватория. Слово ОБСЕРВАТОРИЯ необычное , в переводе с латинского языка означает «НАБЛЮДАТЬ»
2 Слайд
В обсерватории работают ученые – АСТРОНОМЫ. Они наблюдают за звездным небом в огромные ТЕЛЕСКОПЫ. А наука, которой они занимаются, называется – АСТРОНОМИЯ.
3 Слайд
Телескоп – это такой прибор, который приближает объекты и тогда астрономы могут не только хорошенько рассмотреть , и даже сфотографировать небесные светила
4 Слайд «Созвездия» ( 3 раза )
Звезды все разные. Среди них есть большие и маленькие , голубые и желтоватые, одинокие и собравшиеся в группы. Эти скопления звезд называют СОЗВЕЗДИЯ Мы с вами уже рассматривали некоторые созвездия, читали о них сказки, легенды ( вы узнали созвездие близнецов, лебедя )
5 Слайд «Звездочет»
Звездочет
–Посмотрите ребята как много ,звезд так много что даже глаза разбегаются ! Нужно срочно сделать гимнастику для глаз, я так часто делаю, чтобы мои глаза отдохнули.
Гимнастика для глаз
Вот звезда здесь перед нами
Глазки вверх теперь подняли
Снова звезды полетели
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу
А теперь опять вверху
Звезды в хоровод вдруг встали
И созвездиями стали!
Звездочет
– А у меня действительно есть фотографии одного созвездия. Но все они зашифрованы! Может ребята помогут мне узнать, что же это за созвездие?
Дети переходят к столам с дидактическим материалом
д/игра « Соедини по точкам»
Звездочет
- Кто знает , как называется это созвездие? ( Большая Медведица)
-Спасибо. Что помогли мне , и даже назвали созвездие!
Воспитатель
– Дорогой Звездочет , наши ребята могут стать немного волшебниками
У нас есть разные предметы, которые дети могут превратить в звездочки. Ребята, вы сможете зажечь звезду для нашего уважаемого Звездочета ?
д/игра «Зажги звезду», Геоконт, палочки Кюизенера счетные палочки )
Звездочет
Молодцы! Какие замечательные звездочки у вас получились
Воспитатель
– Да! В обсерватории можно увидеть многое на звездном небе! Но люди всегда хотели не только смотреть и любоваться, но и самим полететь к звездам!
Звездочет
– Если вы хотите об этом узнать, то вам просто необходимо попасть на Петроградский остров. Там стоит большое, красивое здание и на нем написано «ПЛАНЕТАРИЙ». Отправляйтесь скорее туда, и вы узнаете ,как люди полетели в космос и что они там увидели!
- А мне пора за работу. Рад был с вами познакомиться и жду вас в гости!
Часть 2
Воспитатель
– Ну что ж ребята. Хотите отправиться в Планетарий? Но чтобы попасть в планетарий, который находится на Петроградском острове, нам необходимо пройти через весь город . Вы готовы?
Физкультминутка
Я и город – мы семья!
Петербуржцы мы друзья
Петр наш город основал, Воспитатель
Вот собор.
А вот – канал
Крепость, стрелка и проспект
Им уж больше трехсот лет!
А под мостом течет река ( наклон, руки из стороны в сторону)
Широка ( руки в стороны)
И глубока ( касаются руками пола)
Омывает острова ( рисуют руками круг в горизонтальной плоскости)
Называется Нева ( как бы пишут в воздухе)
По мосту мы перейдем
И на остров попадем!
Петроградский, - впереди, Что же нужно Что же нужно нам найти? (планетарий)
Воспитатель
– Вот мы и пришли.
Презентация. Часть 2.
Слайд7
Мы с вами находимся на Петроградском острове. Садитесь, посмотрим, где же наш ПЛАНЕТАРИЙ. А вот и нужное нам здание. На нем даже написано слово «Планетарий»
Слайд 8 ( 2 раза )
Послушайте еще раз как звучит это слово «ПЛАНЕТАРИЙ»
Мне кажется в нем спряталось какое-то слово поменьше?
Устройство планетария. Его функции.
Планетарий в Санкт-Петербурге появился в 1959 год. Он состоит из нескольких залов:
Слайд 9 Звездный зал планетария
Купол планетария Санкт-Петербурга один из самых больших в мире.
В Звёздном зале планетария Санкт - Петербурга можно увидеть звёзды , планеты, галактики, кометы, астероиды, затмения Солнца и Луны, изображения всех созвездий
Слайд 10 В Зале «Планетка» рассказывается о планете Земля.
Слайд 11 В Зале Обсерватория установлены несколько современных телескопов для наблюдения звездного неба
Слайд 12 В Зале Лаборатория занимательных опытов
Приглашают всех провести интересные опыты
13 Слайд История покорения космоса
- Ребята , мы с вами находимся в Звездном зале
И сейчас мы узнаем, как люди впервые оказались в космосе. Конструктор Сергей Павлович Королев, придумал космический корабль, который впервые облетел вокруг земли. А первым космонавтом был…..( Юрий Алексеевич Гагарин). Он стал первым, кто открыл дорогу в космос. Это было очень важным событием для всего мира.
- Хотите увидеть как это было? Слайд 14( видеоролик полет Гагарина)
- Так дорога в космос была открыта.
- И вот такой увидели космонавты нашу планету Земля
Слайд 15 ( видеоролик)
Воспитатель ( во время демонстрации)
- Посмотрите, как прекрасна наша Земля! Она поистине уникальна. Ведь в большей степени наша планета состоит из воды. Именно поэтому нашу Землю ласково называют «Голубая планета»! Из космоса отлично видны материки желтых и зеленых цветов. А обрамляют эту красоту великолепные облака, как одеялом, окутывая землю. С глубокой древности люди пытались разгадать загадки Земли . Но только теперь, благодаря нашим космонавтам, у нас есть великолепная возможность полюбоваться нашей удивительной планетой.
Слайд 16 Невесомость
Воспитатель
- Ребята, а вы знаете , что в космосе все предметы не могут упасть и разбиться, они становятся легче перышка и поэтому только летают. Это явление называется НЕВЕСОМОСТЬ. Хотите попробовать представить, что стали легче перышка ? Тогда покажете, как двигаются космонавты при невесомости. Нам поможет космическая музыка.
Пластический этюд «Невесомость»
Молодцы! Здорово у вас получилось летать. Хотите узнать какие еще тайны открыли для людей космонавты? Тогда рассаживайтесь удобнее.
17 Слайд «Солнечная система»
После Юрия Гагарина, многие космонавты побывали в космосе. Все, что они видели, изучали ,наблюдали они фотографировали, чтобы потом рассказать об этом всем людям на земле.
Так люди узнали, что наше солнце – раскаленная звезда и вокруг него вращаются целых 9 планет. Все планеты двигаются по своим дорожкам , которые называются ОРБИТЫ . А все вместе они называются «Солнечная система» Давайте познакомимся с планетами солнечной системы. А чтобы и быстрее запомнить названия планет , нам поможет стишок ( показ на доске )
«Макет солнечной системы» чтение стихотворения воспитателем
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель
В планетарии естьзал «Лаборатория занимательных опытов» Мы с вами уже ставили некоторые опыты, хотите еще кое-что узнать?
Тогда угадайте загадку:
Что на небе расцветает
И теплом всех согревает?
( солнце)
Наше солнышко очень сильное, оно притягивает к себе все планеты и не дает им разлететься в разные стороны. А еще солнышко греет планеты своими лучами.
Опыт с Электрической лампой.
Мне нужен доброволец
Представь , что электрическая лампа это Солнце. Подставь ладошку Что ты чувствуешь? ( тепло )
Твоя ладошка нагрелась, а нагреваются ли другие предметы ( вызвать реб. С листом проделать то же
Ребята, а как вы думаете, все ли предметы нагреваются одинаково?
Давайте проверим. Листочки, которые лежали под лампой нагрелись не сильно. Как вы думаете, почему?
Так и планеты солнышко обогревает по разному. Чем ближе планетв расположена к солнцу, тем на ней…. А чем дальше…..
Подвести к плакату
Теперь вы точно скажите мне какая планета самая холодная, а какая самая горячая
Слайд «Звездный зал» ( звонок )
13 Слайд – Задание – проверка «Планеты – невидимки»
Звонок телефона
- Нас срочно вызывают в Звездный зал. Наверно что-то случилось!
Дети садятся у экрана.
Воспитатель
- Ой, ребята, посмотрите! У нас на экране все планеты вдруг стали невидимками. Надо срочно привести все в порядок! Вы запомнили , в каком порядке расположены планеты Солнечной системы? Хорошо, если вы будете называть все правильно и по порядку , то планеты , я надеюсь, появятся.
- Молодцы! Все планеты разместились по своим местам, на своих орбитах. Посмотрите, какие они все красивые.
14 Слайд Планета Земля
Но для нас , конечно же самая лучшая, самая родная и любимая планета – Земля.
Чтение стихотворения о планете «Земля» ( ребенок)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц ,скликая перелетных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Береги свою планету –
Ведь другой , похожей нету!
Воспитатель
- Ребята, мы побывали сегодня в Пулковской обсерватории, в планетарии. Узнали много нового и интересного о космосе, о планетах А хотите еще раз побывать в планетарии? Тогда мы обязательно отправимся туда, ведь скоро мы будем отмечать праздник «День земли» ( 22 апреля ) а в зале планетка нам расскажут много нового и интересного о нашей любимой планете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов
Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"
План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) по теме « Березы» с использованием ИКТ
занятие для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ и обрывной техники аппликации, созданием многоплановой композиции...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"
Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения»
Игра-викторина по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах....