Конспект познавательного занятия «Невидимка воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программное содержание:
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений; составить у детей представление о ветре, вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать, вызывать чувство любви к окружающему, воспитывать чувство ответственности за природу , развлечь и эмоционально настроить детей.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей новыми словами:
пропеллер, вентилятор, лаборатория, опыты, "невидимка", прозрачный.
Предшествующая работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками; конструирование корабликов; чтение художественной литературы.
Оборудование:
Стакан стеклянный прозрачный, металлическая ложечка, прозрачная глубокая емкость с водой, воздушные шарики, соломки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики из пенопласта и бумаги, большие емкости с водой, салфетки полиэтиленовые, вентилятор комнатный, ширма для кукольного театра, кукла Буратино, листы бумаги, цветные карандаши.
Литература:
Н.А. Рыжова "Не просто сказки".
Н.В. Коломина "Воспитание основ экологической культуры в детском саду".
О.Р. Галимов "Физика для дошкольников". О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом".
А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_podg_gr_1.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №48 «Золотой петушок»
Конспект занятия
Тема: «Невидимка воздух»
Подготовительная группа
Составила:
Воспитатель
1 квалификационной категории
Ишгарина М.В.
Тема занятия: «Невидимка воздух»
Программное содержание:
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений; составить у детей представление о ветре, вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать, вызывать чувство любви к окружающему, воспитывать чувство ответственности за природу , развлечь и эмоционально настроить детей.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей новыми словами:
пропеллер, вентилятор, лаборатория, опыты, "невидимка", прозрачный.
Предшествующая работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками; конструирование корабликов; чтение художественной литературы.
Оборудование:
Стакан стеклянный прозрачный, металлическая ложечка, прозрачная глубокая емкость с водой, воздушные шарики, соломки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики из пенопласта и бумаги, большие емкости с водой, салфетки полиэтиленовые, вентилятор комнатный, ширма для кукольного театра, кукла Буратино, листы бумаги, цветные карандаши.
Литература:
Н.А. Рыжова "Не просто сказки".
Н.В. Коломина "Воспитание основ экологической культуры в детском саду".
О.Р. Галимов "Физика для дошкольников". О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом".
А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".
Ход занятия:
Восп.: - Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
Дети: - Воздух.
Восп.: - Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. И для этого у нас есть лаборатория. (показывает)
Бур.: - Здравствуйте, ребята!
А что это вы тут собираетесь делать?
Восп.: - Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Бур.: - О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?
Восп.: - Погоди, погоди, Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Бур.: - Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.
Восп.: - Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух все-таки есть.
( опыт 1 с пакетиками )
Восп.: - Что, ребята, у нас в мешочках?
Дети: - Воздух.
Восп.: - А какой он? Видим мы его? Почему мы не видим воздух?
Почему его называют невидимкой? ( ответы детей)
- Воздух прозрачный, значит, через него все видно. Посмотрите. А что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.
( аквариум, окна)
( подходят к окну )
- Посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно - и
другие дома, машины на улице, и деревья. А теперь давайте пройдем вместе в нашу лабораторию, я хочу показать вам еще один опыт.
(показывает стакан)
- Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нем чтонибудь?
( выслушивает ответы детей)
Бур.: - Ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане ничего нет. Давайте туда что-нибудь нальем или положим.
Восп.: - Говоришь, нет ничего в стакане? А мы сейчас проверим! ( опыт 2 со стаканом)
Восп.: - Ну что, ребята, убедились, что стакан не пустой, в нем есть воздух?
Бур.: - Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть, а просто так всем вам говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте меня.
Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочкусоломку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!
Восп.: - Ребята, давайте и мы попускаем пузырьки из соломки.
Возьмите каждый по соломке и подойдите к сосуду с водой.
( опыт 3 с соломкой)
- Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: - Воздух.
Восп.: - А какие еще пузыри можно пускать?
Дети: - Мыльные.
Восп.: - Давайте и мыльные пузыри попускаем.
( дети берут "мыльные пузыри" и пускают их.)
Восп.: - Буратино! Как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Бур.: - Знаю, конечно, мыло!
Восп.: - Ребята, прав ли Буратино? Почему? Конечно, в каждом пузыре внутри находится воздух!
Бур.: - Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно?
Восп.: - Правильно! Ребята, давайте покажем Буратино, как дышат наши носики.
( опыт 4 с салфеткой)
- Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?
Дети: - Нет!
Восп.: - А с салфеткой видно? (Да)
А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.
Бур.: - Ребята, а вы знаете, чем дышат животные?
Дети: - У них тоже есть носики.
Бур.: - А собака, если ей жарко, дышит ртом, я сам видел. А как дышат растения? Где у них спрятаны носы? ( гипотезы детей)
Восп.: - А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже.
Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моем их.
Бур.: - Значит и колокольчику, и березе, и дубу, и одуванчику - всемвсем нужен воздух? А я об этом и не знал.
Восп.: - Конечно, Буратино, всем живым существам нужен воздух.
Правда, ребята?
Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?
Дети: - Можем чувствовать запахи.
Восп.: - А воздух пахнет?
( ответы детей)
Восп.: - А как же так получается, что когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах?
( ответы детей)
- Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.
- Какие еще запахи может переносить воздух?
- А может ли воздух передавать звуки?
( ответы детей)
( опыт 5 со стаканом и ложечкой)
- От удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто. От этого начинает дрожать, двигаться воздух вокруг стакана. Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим этот звон. Значит, воздух может переносить звук.
- Какие еще звуки может передать воздух?
Бур.: - А я знаю, где можно найти много воздуха - в шариках. Они так и называются - воздушные.
Восп.: - Ну что, Буратино, мы убедили тебя, что воздух есть?
Бур.: - Да, я понял, что воздух окружает нас везде, мы им дышим.
Просто я думал, что раз его не видно, то его и нет. А теперь я пойду в кукольный театр к своим друзьям и расскажу
им про воздух. А вам хочу подарить эти воздушные шарики. (дает детям коробочку с шариками)
Восп.: - Ребята, а давайте проверим, много ли воздуха у вас в грудидавайте надуем шарики.
( дети надувают шарики и держат их )
- Вы, наверно, не раз видели, как воздушные шарики отпускают и они летают в небе. Вы должны знать, что это для природы вредно. Как вы думаете, почему?
( варианты ответов детей)
- Рано или поздно шарики или лопнут, или из них выйдет воздух и они опустятся на землю или в море, и тогда их могут проглотить животные или рыбы и от этого они умрут. И мы на улице отпускать шарики не будем! Но в группе, где мы можем поднять его и убрать, мы можем это сделать. Давайте сейчас по моей команде мы дружно отпустим свои шарики и посмотрим, что будет.
( отпускают шарики, выходит воздух)
- Что вы чувствуете?
Дети: - Ветер.
Восп.: - Помните, о чем мы только что говорили, что бросать шарики нельзя. И мы их сейчас соберем.
( собирают шарики)
(включается вентилятор )
Восп.: - Ой, что это, шарики уже не летают, а ветер все сильней? Да и непохоже, что этот ветер от маленьких шариков.
(влетает Карлсон )
Карл.: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.
(дети приветствуют Карлсона )
Восп.: - Здравствуй, Карлсон. Скажи, это ты такой ветер поднял?
Расскажи нам, как ты это делаешь?
Карл.: - На спине у меня есть пропеллер. Я включаю моторчик, пропеллер вертится и получается ветер. Вот я вам покажу вентилятор, он точно такой же, как мой пропеллер. Смотрите!
(включает вентилятор)
Восп.: - Ой, какой поднялся ветер, выключай скорее.
(выключает)
Восп.: - Ребята, как вы думаете, для чего нам нужен вентилятор?
(ответы детей)
- Да, вентилятор нужен в жаркую погоду, чтобы освежать воздух.
А давайте покажем Карлсону, как мы сами умеем делать ветер. ( опыт 6 с корабликами, по подгруппам)
- Ребята, вот мы выпускали воздух из шариков и получался ветер. Потом дули на кораблики и тоже получился ветер. - Что же такое ветер?
( ответы детей)
Восп.: - Ветер - это движение воздуха.
Мы с вами на прогулке часто наблюдаем, есть ли на улице ветер. Как мы это можем
увидеть?
( ответы детей: ветки и листья деревьев колышутся, облака бегут по небу быстро ... )
- А теперь давайте нарисуем ветер. Пройдите за столы.
Карл.: - Я тоже хочу нарисовать с детьми.
Восп.: - А ты, Карлсон, будешь рисовать на большом листе, на доске.
( рисуют) ( Карлсон рисует на доске)
Восп.: - Дети, давайте посмотрим как нарисовал Карлсон. Правильно он нарисовал?
( анализ рисунка Карлсона )
(Итог): - Сегодня мы много узнали о воздухе. Что же мы узнали?
- - Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
- - Воздух невидим, прозрачен.
- - Воздух может двигаться.
- - И еще очень важное свойство воздуха. Сам он не имеет запаха, но он может переносить запахи. Мы не слышим воздух, но когда он движется, он может переносить звуки.
Воздух необходим всем нам. Без него жизни нет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Невидимка - воздух"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...
Конспект занятия "Невидимка - воздух"
- Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха. все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью....
Конспект познавательного занятия "Воздух - Невидимка"
Познакомить детей со стихией природы-воздухом....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа
Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...
Конспект открытого занятия " Невидимка-воздух"
Цель:подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представлени...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Конспект разработан для детей подготовительной группы. В ходе эксперимента ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о свойствах воздуха. Материал рекомендова...