Проект "Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зеленецкая Светлана Валерьевна

Обобщение и систематизация знаний детей о животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к "братьям нашим меньшим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Взаимодействие с животными как фактор

формирования гуманности у дошкольников»

Алгоритм создания  проекта

Подготовила проект

Зеленецкая Светлана Валерьевна, воспитатель подготовительной группы  ГБДОУ №20 Кировского района Санкт-Петербурга

Актуальность

Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель) - человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует гуманные чувства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи:

1. Формирование представлений о животных;

2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;

3. Воспитание гуманного бережного поведения в природе.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.

Проблема

Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без  животных.

Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Полное наименование проекта

«Взаимодействие с животными как фактор

формирования гуманности у дошкольников»

Цель проекта

Обобщение и систематизация знаний детей о животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».

Задачи проекта

  1. Уточнить, расширить представления детей о  животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)
  2. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  3. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь
  4. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о  животных.
  5. Формировать интерес и любовь к заботе о животных  посредством сказок, пословиц, поговорок.

Вид проекта

Познавательно-информационный, коллективный.

Время реализации проекта

Краткосрочный, две недели

Возраст детей

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Формы реализации проекта

Работа в центрах,

Беседы,

Наблюдения,

Дидактические и подвижные игры,

Чтение художественной литературы,

Разучивание наизусть,

Продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели

В результате проектной деятельности у детей:

-сформируются и расширятся знания о животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

Этап реализации проекта

«Модель трёх вопросов» (Что мы знаем о животных? Что хотим узнать? Где и как мы можем это узнать?).

Паутинка Проекта. Приложение № 1.

Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной,  художественной, чтения.

Этап

Содержание

  1. Предварительный.

Человек рождается и он окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную.. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка… Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. Какая причина? Одна из причин — отсутствие соответствующего воспитания. Люди стали равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон — защита животных от жестокого обращения. Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу — воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста.

Планирование

Планирование осуществлялось с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной,  художественной, чтения.

Приложение 2

II. Основной

1.Сбора сведений

На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)

Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д.

Источники информации

Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы.

Художественная литература

•        Л. Толстой «Пожарные собаки»

•        М. Кривич «Что за служба у собак»

•        Г.Х. Андерсен Гадкий утёнок.

•        С. Михалков Три поросёнка

•        С. Маршак Сказка о глупом мышонке

•        С.Маршак Усатый - полосатый

•        Братья Гримм Бременские музыканты

•        Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок - смоляной бочок», «Кот - серый лоб, козёл да баран»

•        Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот

•        Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе

•        С.В. Михалков «Как старик корову продавал»

•        К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»

•        А.Барто Котёнок

•        И.Васильева «Ферма»

•        Е.Благинина Корова

•        Н.Костарёва «Щенок»

•        В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»

•        В.Сутеев «Кот рыболов»

•        В.Сутеев « Три котёнка»

•        Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Видеотека мультфильмов

•        «Кошкин дом»

•        «Домашние животные и их дети»

•        «Котёнок по имени Гав»

•        «Просто так»

•        «Твои первые животные»

•        «Кот, который гулял сам по себе»

•        «В стране домашних животных»

•        « Волк и семеро козлят»

•        «Волк и телёнок»

•        «Доктор Айболит»

•        «Кот в сапогах»

•        «Хаврошечка»

•        «Кот в сапогах»

•        «Белка и Стрелка»

•        «Альма и Мурка»

Аудиозаписи

«Звуки природы», «Голоса животных»

  1. Конечный.

Продукт проекта.

Презентация проект.

Презентация проекта проходила в виде:

  • Организации выставки  индивидуальных, коллективных, семейных работ «Домашние и дикие животные»
  • Организация фотовыставки детей со своими домашними животными, представленной в группе детского сада
  • Презентации авторских книг « Моё любимое  животное»», на групповом  сборе.
  • Проведение викторины «Что я знаю о животных”» между детьми в  группе
  • Создание мини - музея в группе «Наши друзья -  животные»

Организация и продуманность системы оценивания

Анализ

Уровни экологической направленности детей дошкольного возраста.

Первый уровень .

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, могут присоединяться к неправильному отношению других. Дошкольники не проявляют желание общаться с животными. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему. Живым считают неживые объекты, не относят к живому растения.

Второй уровень.

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого. Характерно несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе.

Третий уровень.

Для детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни.

Критерии оценивания проекта.

Постановка цели, планирование путей её достижения:

Цель определена, но план её достижения отсутствует.

Цель определена, дан краткий  план её достижения.

Цель определена, ясна описана, дан подробный но план её достижения.

Глубина раскрытия темы проекта:

Тема проекта не раскрыта.

Тема проекта  раскрыта.

Тема проекта  раскрыта, участники  продемонстрировали глубокие знания, выходящие за рамки программы.

Разнообразие источников информации:

Большая часть представленной информации не относиться к теме работы.

Работа содержит не значительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников.

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников.

Качество  проведения презентации:

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать  аудиторию.

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента.

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент.

Качество проектного продукта:

Проектный продукт не соответствует требованиям качества.

Продукт не полностью соответствует требованиям качества.

Продукт полностью соответствует требованиям качества ( эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленной цели).

Вывод:

Такой цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.

Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.

Проект показал , что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.

Приложение №1

Паутинка Проекта.

Центр Физического развития.

Здоровье

Сюжетно-ролевая игра;

Дидактическая игра;

Создание информационного стенда для родителей;

Чтение художественной литературы.

Двигательная, игровая

Подвижные игры по теме;

Физкультминутки;

Игровая гимнастика;

Движения-образы

Центр Познавательного развития

 Познавательно-Исследовательская

Решение проблемной ситуации ;

Решение занимательных задач;

Создание символов, схем, моделей, чертежей, алгоритмов ;

Просмотр познавательных презентаций по теме;

Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов по теме;

Создание книжек-малышек;

Оформление выставки;

Создание фотоальбомов;

Дидактические игры;

Сюжетно-ролевые игры.

Центр речевого развития

Восприятие художественной литературы   и фольклора                

Чтение сказок, рассказов, стихов;

Театрализованная игра;

Оформление выставки.

Коммуникативная

Беседы на тему;

Составление рассказов на тему;

Сочинение загадок на тему;

Коммуникативные игры;

Викторина.

Центр Художественно-эстетического развития.

Музыкальная

Движения-образы;

Танец;

Песня.

Конструирование

Рисование на тему;

Поделки из картона, поролона, пластилина;

Изготовление атрибутов к спектаклю;

Оформление выстави;

Художественное конструирование .

Тема проекта:

«Взаимодействие с животными как фактор

формирования гуманности у дошкольников»

Продукт проекта:

Выставка совместных творческих работ родителей и детей:

«Наши друзья -  животные»

Центр Социально-коммуникативного развития.

    Социализация

Сюжетно-ролевые игры;

Театрализованная игра;

Дидактические игры;

Интеллектуальные, развивающие игры:         

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Ручной труд – изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: макеты, элементов костюмов.

Безопасность

Чтение по теме;

Иллюстрированные задания по теме;

Беседа;

Викторина .

Центр открытая площадка.

Экскурсии.

Наблюдения в природе.

Имитация движений животных.

Труд на участке.

Формы взаимодействия

с семьёй.

Создание информационного стенда для родителей;

Беседы;

Консультации на тему;

Выставка работ, выполненных совместно с детьми;

Подготовка к музыкальному досугу (изготовление костюмов, декораций).

Режимные моменты

Подвижные игры по теме;

Физкультминутки;

Игровая гимнастика;

Утренняя гимнастика;

«Пальчиковая гимнастика и физкультминутки», аудиодиск, сборник.

Приложение 2

Планирование проекта

Образовательные области

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Деятельность в ходе режимных моментов

Совместная деятельность с семьёй

Познавательное развитие

Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?»

Беседа «Зачем держать в доме животных?»

Беседа «Где лучше жить животным?»

Беседа «Каких животных можно назвать домашними?»

Беседа «Каких животных можно держать дома?»

Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?»

Беседа «Что мы можем дать домашним животным»

Беседа «Как получают пряжу?

 Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного?

Беседа «Как появились домашние животные?»

Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться?

Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?»

 Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование)

Толкование пословиц:

Кошке игрушки, а мышке слезки.

Корова на дворе - еда на столе.

Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить.

Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет

Викторина «Что я знаю о животных»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных.

Дидактические игры: «Что не так?», « Исправь ошибку», «Большой - маленький», «Кто что любит»,

« Чей домик»,

“Я знаю 5 названий домашних животных”,

“Кто как говорит”,

“Что ты будешь делать”,

“Корова с теленком”,

“Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;

Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил

Рассматривание иллюстраций о животных

Собери картинку «На ферме»

Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?»

Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?»

Моделирование правил « Чего нельзя делать с животными?»

Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?»

Тематическая выставка

« Наши друзья - домашние животные»

Ширма -передвижка «Если дома появился звёрёк»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа « Кто из животных когда-то спасал человека?»

Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?»

Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?», - «Что было бы, если..?»

Сюжетно - ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница»,

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Игры с макетом «Скотный двор»

Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей)

«Помоги животным найти свой дом»

Наблюдения за домашними животными на прогулке

Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных

-Беседа « Как ухаживать за домашними животными»

Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели - последовательность ухода за животными, по картинкам)

Изготовление масок к игре - драматизации «Кошкин дом»

Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за животными

Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм:

«У бабушке в деревне», «Ветеринарная клиника»

Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевой игры

«Кошкин дом»

Оформление альбома

«О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха)

«Альма и Мурка» просмотр видеофильма о собаках и кошках, особенностях их поведения

Беседы:

« Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?»,

« После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»,

« Правила поведения при агрессии животных»

«Игры с животными»

 Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме

-Свободное общение «Как вести себя, если…?

Практикум

« Оказание первой помощи»

Игра «Дети и звери»

Ширма для родителей «Если в доме появился питомец»

Речевое развитие

Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?»

«Какую пользу приносят человеку домашние животные?»

Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке»

Рассказ - описание «Моё любимое животное»

Рассматривание картин:

« На ферме»,

«Кошка с котятами»,

« Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные»

Дидактические игры: «Один - много»,

« Скажи ласково»

-«У кого кто?»

«Чем накормить?»

« Чего не хватает?»

 « Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок

«Отгадай кто это?»

«Помоги найти маму»

« Где чей хвост?»

 «Кто кричит?»

«Чьи следы?»

 Придумывание сказки о животном по ряду картинок.

Дидактические игры: «У кого что?»,

«Отгадай слово»,

«Назови жилище»

Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?»

«Как нельзя обращаться с животными?

 Игра «Доскажи словечко»

Этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных)

Беседа-обсуждение

«Зачем ухаживать за домашними животными»

Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек « Что мы знаем о домашних животных?»

Папка -передвижка “Дети и домашние животные”, Вред или польза?”.

Создание выставки книг о животных:

« Животные в сказках»,

«Детские писатели о животных»

Чтение

К. Паустовский

«Кот - ворюга»

Л.Толстой «Пожарные собаки»

Л.Толстой «Лев и собачка»

М. Кривич «Что за служба у собак»

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

С. Михалков Три поросёнка

С. Маршак Сказка о глупом мышонке

С.Маршак Усатый - полосатый

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Русские народные сказки:

«Сивка бурка», «Волк и семеро козлят»,

Бычок - смоляной бочок»,

«Кот - серый лоб, козёл да баран»

Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот-Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе

С.В. Михалков «Как старик корову продавал»

К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»

А.Барто Котёнок

И.Васильева «Ферма»

Е.Благинина «Корова»

Н.Костарёва «Щенок»-В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»

В.Сутеев «Кот рыболов»

В. Сутеев « Три котёнка»

-Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных

Печатание слов по теме

Разбор слов на части

Д/И « Скажи какой»

 Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему

 толкование загадок и зарисовка отгадок

Загадки, пословицы, поговорки

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.

 Папка - передвижка «Детские писатели о животных»

Художественно-эстетическое развитие

Слушание «Как волк телёночку мамой был»

Драматизация «Кошкин дом»,

Музыкальные игры: «Лошадка»,

«Собачка и кошечка», «Угадай животное»

Игры - имитации

« Пастушок и стадо»

Слушание песен «Котёнок» Слова и музыка: Юрий Трофимов,

«Кролик» слова: Зоя Петровна, Музыка: Аркадий Островский,

«Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов

-Слушание звуков: « Кто как ходит», «Кто как поёт»

 Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского

Слова Аллы Ламм

Прослушива-

ние аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных»

Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений

Помощь в оснащении музыкального уголка

Составление коллажа

« Скотный двор»

Рисование отгадок

« Домашние животные»

Панно «Домашние животные» (аппликация и дорисовывание деталей)

-Рисование «На лугу пасутся...»

 Оригами

« Собачка», «Кролик».

«Поросенок» (из соленого теста)

«Овечка из стаканчиков»

Лепка домашних животных

Рисование

« Моё любимое домашнее животное»

Лепка

« Весёлая ферма»

Конструирование из конструктора «Домашнее подворье

Изготовление книжек малышек и плакатов

« Домашние животные»

Создание макета «Ферма»

Физическое развитие

Эстафеты:

«Полоса препятствий»,

Подвижные игры: «Заболевшая кошка»,

«Пастух и овцы»

Игры - имитации «Разные собаки»,

«Изобрази, а мы угадаем»

Подвижные игры: «Лохматый пёс»,

«Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята»

Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова»,

«Козочка»,

«Кошка»,

Пальчиковых гимнастик:

«Два козлика».

Консультация для родителей

« Что делать, если ребёнок боится животных?»

Беседы: « Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?»,

«Гигиена животных»

Практикум с детьми

« Оказание первой помощи»

Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?»

-Р/и «У зверей и у людей» ( с мячом),

« Кто как умывается»,

«Витамины в нашей жизни»

Моделирование правил « Чего нельзя делать при общении с домашними животными?»

- Зарисовка правила « После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки»

Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика

Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации дошкольника

статья о том, как нужно родителям правильно создать психологический климат для правильного развития мальчика и девочки....

Валеология как фактор формирования ЗОЖ у дошкольников

Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Платонова В.Г., старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детск...

Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере о...

Консультации Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере о...

Интеграция искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой». Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкальн...