Проект "Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Обобщение и систематизация знаний детей о животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к "братьям нашим меньшим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Взаимодействие с животными как фактор
формирования гуманности у дошкольников»
Алгоритм создания проекта
Подготовила проект | Зеленецкая Светлана Валерьевна, воспитатель подготовительной группы ГБДОУ №20 Кировского района Санкт-Петербурга |
Актуальность | Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель) - человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует гуманные чувства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи: 1. Формирование представлений о животных; 2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным; 3. Воспитание гуманного бережного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными. |
Проблема | Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без животных. Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту. Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу". Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. |
Полное наименование проекта | «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников» |
Цель проекта | Обобщение и систематизация знаний детей о животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим». |
Задачи проекта |
|
Вид проекта | Познавательно-информационный, коллективный. |
Время реализации проекта | Краткосрочный, две недели |
Возраст детей | 6-7 лет, подготовительная к школе группа |
Участники проекта | Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Формы реализации проекта | Работа в центрах, Беседы, Наблюдения, Дидактические и подвижные игры, Чтение художественной литературы, Разучивание наизусть, Продуктивные виды деятельности. |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели | В результате проектной деятельности у детей: -сформируются и расширятся знания о животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным. |
Этап реализации проекта | «Модель трёх вопросов» (Что мы знаем о животных? Что хотим узнать? Где и как мы можем это узнать?). Паутинка Проекта. Приложение № 1. Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения. |
Этап | Содержание |
| Человек рождается и он окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную.. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка… Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. Какая причина? Одна из причин — отсутствие соответствующего воспитания. Люди стали равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон — защита животных от жестокого обращения. Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу — воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста. |
Планирование | Планирование осуществлялось с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения. Приложение 2 |
II. Основной 1.Сбора сведений | На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.) Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д. |
Источники информации | Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы. |
Художественная литература | • Л. Толстой «Пожарные собаки» • М. Кривич «Что за служба у собак» • Г.Х. Андерсен Гадкий утёнок. • С. Михалков Три поросёнка • С. Маршак Сказка о глупом мышонке • С.Маршак Усатый - полосатый • Братья Гримм Бременские музыканты • Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок - смоляной бочок», «Кот - серый лоб, козёл да баран» • Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот • Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе • С.В. Михалков «Как старик корову продавал» • К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных» • А.Барто Котёнок • И.Васильева «Ферма» • Е.Благинина Корова • Н.Костарёва «Щенок» • В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать» • В.Сутеев «Кот рыболов» • В.Сутеев « Три котёнка» • Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина. |
Видеотека мультфильмов | • «Кошкин дом» • «Домашние животные и их дети» • «Котёнок по имени Гав» • «Просто так» • «Твои первые животные» • «Кот, который гулял сам по себе» • «В стране домашних животных» • « Волк и семеро козлят» • «Волк и телёнок» • «Доктор Айболит» • «Кот в сапогах» • «Хаврошечка» • «Кот в сапогах» • «Белка и Стрелка» • «Альма и Мурка» |
Аудиозаписи | «Звуки природы», «Голоса животных» |
Продукт проекта. Презентация проект. | Презентация проекта проходила в виде:
|
Организация и продуманность системы оценивания Анализ | Уровни экологической направленности детей дошкольного возраста. Первый уровень . Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, могут присоединяться к неправильному отношению других. Дошкольники не проявляют желание общаться с животными. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему. Живым считают неживые объекты, не относят к живому растения. Второй уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого. Характерно несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе. Третий уровень. Для детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни. |
Критерии оценивания проекта. Постановка цели, планирование путей её достижения: Цель определена, но план её достижения отсутствует. Цель определена, дан краткий план её достижения. Цель определена, ясна описана, дан подробный но план её достижения. Глубина раскрытия темы проекта: Тема проекта не раскрыта. Тема проекта раскрыта. Тема проекта раскрыта, участники продемонстрировали глубокие знания, выходящие за рамки программы. Разнообразие источников информации: Большая часть представленной информации не относиться к теме работы. Работа содержит не значительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников. Качество проведения презентации: Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию. Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента. Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент. Качество проектного продукта: Проектный продукт не соответствует требованиям качества. Продукт не полностью соответствует требованиям качества. Продукт полностью соответствует требованиям качества ( эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленной цели). |
Вывод:
Такой цикл общеобразовательных методов воспитания поможет дошкольнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.
Как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно, на собственном примере. И таким примером могут стать открытые приюты для бездомных кошек и собак — так дети увидят любовь взрослых к животным.
Проект показал , что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Приложение №1
Паутинка Проекта.
Центр Физического развития. Здоровье Сюжетно-ролевая игра; Дидактическая игра; Создание информационного стенда для родителей; Чтение художественной литературы. Двигательная, игровая Подвижные игры по теме; Физкультминутки; Игровая гимнастика; Движения-образы | Центр Познавательного развития Познавательно-Исследовательская Решение проблемной ситуации ; Решение занимательных задач; Создание символов, схем, моделей, чертежей, алгоритмов ; Просмотр познавательных презентаций по теме; Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов по теме; Создание книжек-малышек; Оформление выставки; Создание фотоальбомов; Дидактические игры; Сюжетно-ролевые игры. | Центр речевого развития Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение сказок, рассказов, стихов; Театрализованная игра; Оформление выставки. Коммуникативная Беседы на тему; Составление рассказов на тему; Сочинение загадок на тему; Коммуникативные игры; Викторина. |
Центр Художественно-эстетического развития. Музыкальная Движения-образы; Танец; Песня. Конструирование Рисование на тему; Поделки из картона, поролона, пластилина; Изготовление атрибутов к спектаклю; Оформление выстави; Художественное конструирование . | Тема проекта: «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников» Продукт проекта: Выставка совместных творческих работ родителей и детей: «Наши друзья - животные» | Центр Социально-коммуникативного развития. Социализация Сюжетно-ролевые игры; Театрализованная игра; Дидактические игры; Интеллектуальные, развивающие игры: Самообслуживание и элементарный бытовой труд Ручной труд – изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: макеты, элементов костюмов. Безопасность Чтение по теме; Иллюстрированные задания по теме; Беседа; Викторина . |
Центр открытая площадка. Экскурсии. Наблюдения в природе. Имитация движений животных. Труд на участке. | Формы взаимодействия с семьёй. Создание информационного стенда для родителей; Беседы; Консультации на тему; Выставка работ, выполненных совместно с детьми; Подготовка к музыкальному досугу (изготовление костюмов, декораций). | Режимные моменты Подвижные игры по теме; Физкультминутки; Игровая гимнастика; Утренняя гимнастика; «Пальчиковая гимнастика и физкультминутки», аудиодиск, сборник. |
Приложение 2
Планирование проекта
Образовательные области | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Деятельность в ходе режимных моментов | Совместная деятельность с семьёй |
Познавательное развитие | Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?» Беседа «Зачем держать в доме животных?» Беседа «Где лучше жить животным?» Беседа «Каких животных можно назвать домашними?» Беседа «Каких животных можно держать дома?» Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?» Беседа «Что мы можем дать домашним животным» Беседа «Как получают пряжу? Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного? Беседа «Как появились домашние животные?» Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться? Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?» Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование) Толкование пословиц: Кошке игрушки, а мышке слезки. Корова на дворе - еда на столе. Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить. Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет Викторина «Что я знаю о животных» | Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных. Дидактические игры: «Что не так?», « Исправь ошибку», «Большой - маленький», «Кто что любит», « Чей домик», “Я знаю 5 названий домашних животных”, “Кто как говорит”, “Что ты будешь делать”, “Корова с теленком”, “Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”; Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил | Рассматривание иллюстраций о животных Собери картинку «На ферме» Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?» Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?» Моделирование правил « Чего нельзя делать с животными?» Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?» | Тематическая выставка « Наши друзья - домашние животные» Ширма -передвижка «Если дома появился звёрёк» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа « Кто из животных когда-то спасал человека?» Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?» Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?», - «Что было бы, если..?» | Сюжетно - ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница», Дидактическая игра «Собери картинку» Дидактическая игра «Найди лишнее» Игры с макетом «Скотный двор» | Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей) «Помоги животным найти свой дом» Наблюдения за домашними животными на прогулке | Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных |
-Беседа « Как ухаживать за домашними животными» Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели - последовательность ухода за животными, по картинкам) Изготовление масок к игре - драматизации «Кошкин дом» Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за животными | Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм: «У бабушке в деревне», «Ветеринарная клиника» | Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевой игры «Кошкин дом» | Оформление альбома «О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха) | |
«Альма и Мурка» просмотр видеофильма о собаках и кошках, особенностях их поведения Беседы: « Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?», « После помощи животным позаботься о безопасности своего организма», « Правила поведения при агрессии животных» «Игры с животными» Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное» | Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме | -Свободное общение «Как вести себя, если…? Практикум « Оказание первой помощи» Игра «Дети и звери» | Ширма для родителей «Если в доме появился питомец» | |
Речевое развитие | Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?» «Какую пользу приносят человеку домашние животные?» Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке» Рассказ - описание «Моё любимое животное» Рассматривание картин: « На ферме», «Кошка с котятами», « Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные» Дидактические игры: «Один - много», « Скажи ласково» -«У кого кто?» «Чем накормить?» « Чего не хватает?» « Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок «Отгадай кто это?» «Помоги найти маму» « Где чей хвост?» «Кто кричит?» «Чьи следы?» Придумывание сказки о животном по ряду картинок. | Дидактические игры: «У кого что?», «Отгадай слово», «Назови жилище» | Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?» «Как нельзя обращаться с животными? Игра «Доскажи словечко» Этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных) Беседа-обсуждение «Зачем ухаживать за домашними животными» | Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек « Что мы знаем о домашних животных?» Папка -передвижка “Дети и домашние животные”, Вред или польза?”. |
Создание выставки книг о животных: « Животные в сказках», «Детские писатели о животных» Чтение К. Паустовский «Кот - ворюга» Л.Толстой «Пожарные собаки» Л.Толстой «Лев и собачка» М. Кривич «Что за служба у собак» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». С. Михалков Три поросёнка С. Маршак Сказка о глупом мышонке С.Маршак Усатый - полосатый Братья Гримм «Бременские музыканты» Русские народные сказки: «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок - смоляной бочок», «Кот - серый лоб, козёл да баран» Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот-Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе С.В. Михалков «Как старик корову продавал» К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных» А.Барто Котёнок И.Васильева «Ферма» Е.Благинина «Корова» Н.Костарёва «Щенок»-В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать» В.Сутеев «Кот рыболов» В. Сутеев « Три котёнка» -Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина. | Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных Печатание слов по теме Разбор слов на части Д/И « Скажи какой» | Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему толкование загадок и зарисовка отгадок Загадки, пословицы, поговорки | Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей. Папка - передвижка «Детские писатели о животных» | |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание «Как волк телёночку мамой был» Драматизация «Кошкин дом», Музыкальные игры: «Лошадка», «Собачка и кошечка», «Угадай животное» Игры - имитации « Пастушок и стадо» Слушание песен «Котёнок» Слова и музыка: Юрий Трофимов, «Кролик» слова: Зоя Петровна, Музыка: Аркадий Островский, «Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов -Слушание звуков: « Кто как ходит», «Кто как поёт» | Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского Слова Аллы Ламм Прослушива- ние аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных» | Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений | Помощь в оснащении музыкального уголка |
Составление коллажа « Скотный двор» Рисование отгадок « Домашние животные» Панно «Домашние животные» (аппликация и дорисовывание деталей) -Рисование «На лугу пасутся...» Оригами « Собачка», «Кролик». «Поросенок» (из соленого теста) «Овечка из стаканчиков» | Лепка домашних животных Рисование « Моё любимое домашнее животное» Лепка « Весёлая ферма» | Конструирование из конструктора «Домашнее подворье | Изготовление книжек малышек и плакатов « Домашние животные» Создание макета «Ферма» | |
Физическое развитие | Эстафеты: «Полоса препятствий», Подвижные игры: «Заболевшая кошка», «Пастух и овцы» Игры - имитации «Разные собаки», «Изобрази, а мы угадаем» | Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята» | Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова», «Козочка», «Кошка», Пальчиковых гимнастик: «Два козлика». | Консультация для родителей « Что делать, если ребёнок боится животных?» |
Беседы: « Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?», «Гигиена животных» Практикум с детьми « Оказание первой помощи» Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?» -Р/и «У зверей и у людей» ( с мячом), « Кто как умывается», «Витамины в нашей жизни» | Моделирование правил « Чего нельзя делать при общении с домашними животными?» - Зарисовка правила « После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки» | Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика | Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников
творческий отчет музыкального руководителя...
психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации дошкольника
статья о том, как нужно родителям правильно создать психологический климат для правильного развития мальчика и девочки....
Валеология как фактор формирования ЗОЖ у дошкольников
Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Платонова В.Г., старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детск...
Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере о...
Консультации Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере о...
Выступление на городском методическом объединении для воспитателей «Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников»
laquo;Нетрадиционные техники рисования»...
Интеграция искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой». Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкальн...