Консультации Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников.
консультация по окружающему миру на тему
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_moi.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников. (Апрель)
Выполнила:
Воспитатель подготовительной
к школе группы
Синицына Л.Н.
Рузаевка 2016г.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, т.е. воспитывает в нем гуманность. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями и сострадания и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, помощи. Гуманное образование – это процесс, который способствует лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения по отношению к людям, животным и окружающей среде, а так же признаёт взаимозависимость всех живых существ.
Цель гуманного образования – создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственного и справедливого общества. Это средство приобщения людей к реакциям и эмоциям животных, так же как и лучшего понимания природоохранных вопросов и экосистем. Взаимодействие (прямое или опосредованное) детей с животными – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять гуманное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, — при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объективной необходимостью для всего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде; долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Но эти представления были не верны, и негативные последствия данных заблуждений мы сейчас испытываем на себе. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительской традиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе, в понимании того, что природа – источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития. Мы видим теперь, что должны научиться брать в такой форме, которая не вызывает разрушение природы, должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась. Мы только сейчас начали действительно понимать, в какой мере природа – источник физической и материальной жизни человека. Но мысль о том, что она в такой же мере источник нашей духовной жизни для большинства, до сих пор находится за семью замками. Природа является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день неизбежно в будущем имеют первичным источником природу. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я.
Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи:
Формирование представлений о животных;
Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;
Воспитание гуманного бережного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Основными методами, которые используются в воспитании, являются:
Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.
Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.
Труд в природе
Для того чтобы дать наиболее полное представление о животных, программа по ознакомлению делится на три части:
Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения). Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни. Приносимая польза. По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:
Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений); Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование); Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.
Таким образом, экологическое воспитание играет большую роль в воспитании гуманного высокообразованного и культурного человека, обеспечивает комплексных подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников
творческий отчет музыкального руководителя...
психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации дошкольника
статья о том, как нужно родителям правильно создать психологический климат для правильного развития мальчика и девочки....
Валеология как фактор формирования ЗОЖ у дошкольников
Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Платонова В.Г., старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детск...
Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере о...
Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования у детей дошкольников гуманного отношения к окружающим"
Взаимосвязь нравственного поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в поль...
Проект "Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников"
Обобщение и систематизация знаний детей о животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к "братьям нашим меньшим"...
Консультация для родителей: «Экология как фактор формирования здорового образа жизни дошкольника.
Формировать представления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть плохо. Развивать умение рассказывать о своём здоровье, вырабатывать навыки правильной осанки....