психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации дошкольника
статья на тему

Гарагазиева Альфия Назанбековна

статья о том, как нужно родителям правильно создать психологический климат для правильного развития мальчика и девочки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации дошкольника.

Гарагазиева А. Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48

«Чебурашка», г. Астрахань

Один из ведущих специалистов в области  педиатрии и детской психологии Аланн Фромм уверен, что малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится воспринимать отношение полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочки – женственности матери. Наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Но правильное отношение полов родители могут дать ребенку только в том случае, если они сами не заблуждаются на этот счет. « А значит,  половое воспитание должно быть направлено прежде всего на родителей, делает он вывод, а а уж потом на детей». Он постоянно подчеркивает мысль: психологическая уравновешенность ребенка зависит от близости его с родителями. Любовь в семье должна делиться между  всеми членами семьи, а не принадлежать кому – нибудь только одному.

Когда мать является главой семьи, мускулинность сыновей в возрасте трех лет слабо выражена. Пассивные отцы мало влияют на формирование мужских черт у сыновей. Мальчики, выросшие в неполноных семьях, бывают излишне агрессивными. Эту мысль развивают Б.И. Кочубей, Л. Остравская. Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают предпочитать мужские игрушки и отвергать женские ( куклы ), тогда как дети суровых отцов долго не могут выбрать игрушку « своего пола ». авторитетность отца , его тяга к наказаниям, к строгому порядку в семье мешают развитию мужского самосознания. А вот главенство мужчины в решении наиболее важных вопросов семейной жизни являются важным положительным моментом.

Он указывает, что дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки затрудняет ее развитие как будущей женщины. « Отец, его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношения с ним запоминаются порой бессознательно и становятся образцом (положительным или отрицательным), к которому будут впоследствии притягиваться        ( или от которого будут отталкиваться все типы формы отношений будущей женщины с мужчиной».

Кочубей Б. И., Островская Л.и др. обращают внимание на то, что огромную роль в судьбе девочки играет оценка отцом ее внешней привлекательности, даже в школьные годы. Если дочь не нравится отцу, и он на это указывает, то ее женская судьба будет нелегкой. Нелегко будет и той, которая выросла в атмосфере отцовского обожания. Но хуже всего той, которая лишена мужского образца.

 В самом лучшем положении находится девочка, чей любящий отец ( дядя, дедушка ) мягко и ненавязчиво напоминает ей о своей красоте, достоинстве, формируя положительное отношение к себе.

Ребенок впитывает в себя все происходящее вокруг него, хорошее и плохое. И несли в семье конфликт, ребенок невольно впитывает эмоциональный строй конфликта.

 Этой же точки зрения поддерживается Менза Анзорг: « даже если дети не очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония семейных отношений значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно « плавать», если в семье царит раздражительная атмосфера. Дети дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться».

Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнения родителей в их педагогическом воздействии на ребенка приводит часто к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости и нелюдимости. Линда Анзорг раскрывает опыт решения проблемы неподготовленности молодоженов к семейной жизни, доказывает необходимость целенаправленной системы воспитания будущего семьянина с новыми представлениями о правах и обязанностях как сына, мужа, отца, члена семьи, соответственно дочери, жены, матери. Доказывает необходимость раннего полового воспитания детей в семье.

Подобные же взгляды высказываются учеными Р. Дрейкурсом и В. Золцем, которые пытаются помочь родителям найти « золотую середину» в воспитании детей отрицая многие крайности, приводящие к нарушению процесса развития ребенка. Речь идет об установлении определенного стиля общения в семье – стиля, основанного на сотрудничестве. Они уделяют большое внимание особенностям стиля общения в семье и тону разговора отдельных ее членов, предупреждая, что дети – весьма искусные наблюдатели. Однако зачастую дети неверно истолковывают увиденное. Это приводит к тому , что они делают неправильные выводы и избирают неправильные пути к самоутверждению. Из увиденного дети делают свои выводы, основывая на них свое поведение.

Таким образом, представления детей об отличительных чертах, свойственных полу, которые играют в семейной жизни мужчина и женщина зависят от полноценных, эмоционально – теплых отношений с родителями.

Самооценка является одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я – концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты « образа – Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Под самооценкой понимается чувственно окрашенное отношение ,которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности,  взаимоотношение с окружающими. Развитие самооценки происходит во время всей жизни человека, и « именно ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно». Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Идентификация представляет собой мыслительную операцию ( эмоционально – когнитивный процесс) различной степени осознанности( от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:

  • Опознает объекты ( явления, процессы ) путем созревания их по какому- либо признаку и. устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой- то группе, виду, типу.
  • Отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других людей на основании принятия их ценностей и норм ( прямого подражания им).
  • Проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками.
  • Постигает и проникает в переживание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия)

Успешность формирования половой идентичности у большинства детей зависит от компонентности и престижности родителя того или иного пола и сопряжена с эмоциональными отношениями  с родителями другого пола. А также связанна с общим формированием Я – концепции ребенка. Возраст 6-7 лет является значительым этапом в формировании психологического поло.

Представление детей об отличительных чертах, свойственных полу, которую играют в семейной жизни мужчина и женщина, зависят от полноценных. Эмоционально- теплых отношений с родителями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности.

В современном обществе большую группу составляют семьи с нарушением общения. Межличностное общение в семье является ключевым моментом её жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования...

Журнал для родителей: "Формирование полоролевой идентификации посредством сюжетно-ролевых игр"

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. Наибольшего расцвета в младшем дошкольном возрасте дост...

Полоролевая идентификация дошкольников

Процесс полоролевой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролев...

Психологический климат в семье как фактор благополучия дошколника

В статье  рассматривается психологический климат в семье, как фактор благополучия дошкольника, оказывающий влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка....

«Психологический климат в семье. Понятие психологического здоровья детей»

Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Основные понятия, важность психологического здоровья в жизни ребенка....

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...