Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы. «Путешествие в пустыню Сахара за зелёной ёлочкой».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Пустыни – это самые жаркие места на Земле. Небо  здесь не знает, что такое облака, и кругом желтый песок. Пустыня – как море, только вместо воды песок. И песок  в пустыне - как волны. Волны песка называются барханы. Песок  от солнца раскаляется, как печь. В пустыне бывают дожди, но они идут очень редко.

Как вы думаете, легко ли выжить в пустыне? В пустыне очень жарко, даже может показаться, что там ничего живого и быть не может.Но, оказывается, есть в пустыне  растения, которые могут выжить в таких условиях. Они приспособились к высокой температуре и отсутствию воды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_pustynyu.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы.

«Путешествие в пустыню Сахара за зелёной ёлочкой».

Опытно-экспериментальная деятельность.

Цель: познакомить с условиями приспособления к жизни в пустыне растений посредством опытно-экспериментальной деятельности. 

Задачи: дать детям элементарные представления об условиях жизни живой и неживой природы в жарком климате.

Образовательные:

  1. уточнить первичные представление окружающего мира (пустыня);
  2. дать детям элементарные представления об условиях жизни живой и     неживой природы в жарком климате;
  3. расширить знания детей о свойствах песка: сыпучесть, способность пропускать воду;
  4. закреплять умение детей владеть связной речью как средством общения.

Развивающие:

  1. развивать любознательность, интерес к экспериментированию, умение находить ответ опытным путём;
  2. развивать навыки речи, обогащать и активизировать словарь  (пустыня, корень, колючки, кактус, стебель);
  3. решать проблемные ситуации, объясняя свой выбор;
  4. развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

1. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

2. воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседы о зоне пустыни,  дидактическая игра «Собери растение»  игры с песком, рассматривание животных, растений  зоны пустыни.

Методические приёмы: проблемная ситуация, вопросы, экспериментальная деятельность детей, практические действия, дидактическое упражнение, рассказ воспитателя.

Оборудование: кувшин,  контейнеры с водой, пробирки с песком, салфетки, блюдца  с водой, пипетки,  макет почвы пустыни, макет кактуса с корневой системой, географическая карта, схема «Как приспосабливаются растения в пустыне к засушливому климату».

Программное содержание.

Орг. момент.

- Ребята, у вас хорошее настроение?

Давайте поделимся своим настроением друг с другом и назовем  рядом стоящего  ребенка ласково.  Ведь от теплых слов всегда становится тепло и спокойно.  

 Какой  скоро будет праздник?

Назовите самое главное украшение этого праздника.

Ребята, у меня  в руках волшебный кувшин, там живет Джин. Давайте, потрем лампу и попросим, чтобы он облетел всю планету и нашел самую красивую ёлку.

Посмотрите,  сообщение от Джина уже пришло. Он сообщил, что нашел такую ёлку, предлагает посмотреть нам на нее. Нахождение ёлки отметил на  географической карте флажком. Что  изображено на карте?

Что изображено, синим цветом?

А каким цветом  изображают сушу.

Давайте,   подойдем к карте и посмотрим,  куда нам предстоит отправиться.

Скажите, где стоит флажок?

Посмотрите на  материк, на нем много желтого цвета. Что это означает?

Ну что ребята,  вы согласны отправиться   за нашей ёлочкой.  Тогда сейчас потрем все вместе волшебный кувшин,  и Джин перенесет  нас  в самую большую пустыню Сахара.

Да.

Новый год.

Новогодняя ёлка.

Дети трут кувшин.

Наша планета.

Океаны, моря, реки, озера.

Зеленым, коричневым, желтым.

На Африканском материке.

Это  пустыня.

Пустыню на карте обозначают желтым цветом, потому что там много песка.

Джин перенеси нас в пустыню Сахара. (дети закрывают глаза, фонограмма- ветра)

Основная часть.

1 слайд (пустыня)

Ну, вот мы  в пустыне.

Пустыни – это самые жаркие места на Земле. Небо  здесь не знает, что такое облака, и кругом желтый песок. Пустыня – как море, только вместо воды песок. И песок  в пустыне - как волны. Волны песка называются барханы. Песок  от солнца раскаляется, как печь. В пустыне бывают дожди, но они идут очень редко.

Как вы думаете, легко ли выжить в пустыне?

   

В пустыне очень жарко, даже может показаться, что там ничего живого и быть не может.

Трудно, нет воды, кругом горячий песок.

  2, слайд (кактусы в пустыне разных размеров).

Но, оказывается, есть в пустыне  растения, которые могут выжить в таких условиях. Они приспособились к высокой температуре и отсутствию воды.

 Как называются эти растения?

3 слайд (кактусы в пустыне)

Посмотрит, какие разные причудливые, большие и маленькие кактусы здесь растут.

4 слайд (кактус с флажком).

Дети посмотрите,  внимательно, может, вы увидите, красный флажок. Этим флажком Джин отметил ёлочку.  

Как так получилось, что Джин перепутал ёлку с кактусом?

Кактусы.

Это не ёлка, это кактус.

Ёлка зелёная и кактус, у ёлки иголочки у кактуса колючки.

Раз мы оказались в пустыне, ребята вы хотели бы  узнать, как кактус приспособился к неблагоприятным условиям пустыни.

Воспитатель трет волшебный кувшин: «Джин нам нужна лаборатория».

Ну, вот мы с вами в лаборатории. Скажите что растению необходимо для жизни.  

Что растению не хватает в пустыне?

Да.

Дети усаживаются за столы.

Свет, тепло, вода.

Воды.

Как же это растение выживает в условиях малого количества воды? Для этого нам нужно выяснить:

Как кактус добывает воду?

Где хранит воду?

 И как использует воду?

И чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю вам провести опыт  и посмотреть, что происходит с водой в пустыне и почему её приходится добывать.

1 опыт.

 (Воспитатель наливает  воду в колбу с песчаным песком)

Что происходит с водой?

Так и в пустыне.

5 слайд (с изображением растений: у одного длинный корень, у второго стелющийся на поверхности почвы).

Какой должен быть корень у растения в пустыни?

Почему?

 Длинный корень - одна из особенностей  растений пустыни ведь влага находится глубоко под песком.

6 слайд (верблюжья колючка)

«Верблюжья колючка» -  у этого не высокого  растения корень достигает до 20 метров  в глубину почвы.

Дети наливают воду в колбы с песчаным песком.

Вода просачивается через песчинки и оседает внизу.

 Длинным.

Корень у растений должен быть длинным, чтобы достать  до воды.

2 опыт. Как кактус добывает воду.

Посмотрите, глубоко ли залегают корни кактуса от поверхности земли?  (Воспитатель показывает макет кактуса с корнем).

Рассмотрите корень кактуса.

Могут ли корни кактуса добыть воду таким образом.

Почему?

Когда долго нет дождя,  поверхность почвы становится вот такой потрескавшейся.

Слайд 7.

Да, нелегко растениям в пустыне.   Откуда растения могут получить необходимую  воду ?

Я предлагаю поиграть  в дождик.

Физминутка «Дождик»

Капля – раз, капля два,

очень медленно сперва

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять

Кап – кап, кап – кап

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Совсем близко.

У кактуса корни ветвятся у поверхности почвы, раскинулись вширь во все стороны, длинные.

Нет.

Вода глубоко под землей, а корни почти на поверхности.

Из редко проходящих в пустыне дождей.

(Хлопки руками на каждое слово)

(Бег  приставным шагом)

(Хлопки руками на каждое слово) (Свободное движение пальчиками)

(Соединить руки над головой)

Сейчас постараемся ответить на второй вопрос.

Где кактус хранит воду.

Ребята давайте собираем капельки и польем кактус.

Много ли капелек попало на корни?

Кто догадался для чего кактусу такие корни?

Что происходит с водой в пустыни?

Значит, как кактус должен впитывать воду?

Правильно у кактуса сильно разветвлен корень, залегает совсем близко от поверхности почвы, чтобы как можно быстрее впитать дождевую влагу.

(Дети берут мелко нарезанную бумагу и посыпают ею сверху на корни кактуса, изображая дождь).

Да.

Чем разветвленней и длинней будет  корень растения у поверхности земли, тем больше кактус сможет  впитать в себя воды.

Вода очень быстро просачивается  через песчинки и оседает  глубоко.

Быстро.

Где кактус хранит такое количество воды?

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами  проведем еще один опыт. Представьте себе, что это кактус, воспитатель каждому ребенку выдает пипетки, соберите воду с блюдца.

Кто догадался, где хранит воду кактус?

Посмотрите на кактус, какой у него стебель?

Почему?

После дождя растение жадно, неустанно всасывает воду. Пока не зальет свои просторные емкости. Зачем кактусу столько много воды?

Когда бывает длительная засуха, долго нет дождей, влага находящаяся внутри толстого стебля, помогает растению выжить.

Что произойдет с растением, если ему не хватит влаги до следующего дождя?

В стебле.

Толстый.

Внутри много воды.

Дожди в пустыне идут очень редко.

Оно погибнет.

Как растение должно расходовать воду?

Дожди в пустыни идут очень редко, их нет по несколько месяцев

 или лет.

А теперь возьмите пипетки, представьте, что это кактус и покажите, как растение будет расходовать воду.

Как должно растение расходовать воду?

Слайд 8. Посмотрите листья у растений, широкие и испаряют много влаги.

А у кактуса есть листья.

Этому растению совсем не нужны расточители влаги – нежные листья. У кактуса листья превратились в колючки.

Кто скажет зачем?

Кроме того колючки собирают из воздуха водяные пары, и защищают растение от солнца.

А еще колючки  у кактуса – это средство защиты.  Иначе бы животные, чтобы утолить жажду, разбивали и разгрызали эти растения – водоемы, и , кто знает, сохранились бы они. Вот так это растение приспособилось к жизни в пустыне.

А еще это растение цветет, цветы самой разнообразной формы и расцветки.

Люди полюбили это удивительное растение и стали выращивать его в горшках на подоконниках.

На все наши вопросы мы нашли ответы.

Ребята, вы бы хотели остаться в пустыне надолго?

Тогда давайте потрем волшебный кувшин и попросим Джина перенести нас в детский сад.

Итог.

Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что особенно?  Что нового узнали? Что бы вы рассказали своим друзьям об этом удивительном растении.

Давайте зарисуем ответы на все наши вопросы.

А еще мы можем составить рекомендации по выращиванию кактусов.

Какие бы  вы  дали рекомендации.

Дети спускают воду из пипетки по капельки.

Очень экономно. Чтобы влаги хватило до следующего дождя.

Ответы детей.

Листья в виде колючек не дает испаряться воде, которая находится в растении.

Дети зарисовывают ответ.

Нет, здесь очень жарко и нет воды.

Дети трут кувшин.

(Фонограмма  ветра).

Дети под спокойную музыку зарисовывают ответы.

Много света, тепло, редко поливать, почва должна быть крайне бедна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Здоровья»

Цель: формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни,Задачи:расширять представление о том, что здоровье зависит от человека, за здоровьем можно и нужно следить, бер...

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Математики"

Продолжать учить называть дни недели, времена года, название месяцев, части суток....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Здоровья»

Конспект НОД по познавательному развитиюдля детей подготовительной группы «Путешествие в страну Здоровья» Цель: формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценн...