Работа с детьми в природном уголке
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Ерыкова Людмила Евгеньевна

Консультация для воспитателей о работе с детьми в природном уголке

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦРР №600

г. Москва

ДОКЛАД

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

в природном уголке

Воспитатель старшей группы №4

Ерыкова Л.Е.

28.11.2012 г.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования – со сферы дошкольного образования.

Человечество является главным фактором в появлении экологических проблем на планете.

Только сейчас общество начинает понимать, что появившиеся проблемы возникли вследствие его же неправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой.

Что необходимо направить все силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, тех богатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись.

А для того, чтобы грамотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.

Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.

Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, по мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Тогда ребенок, опираясь на полученный опыт, сможет намного лучше усвоить материал. В данном случае работает познавательный процесс – восприятие – ориентирующий ребенка в потоке признаков, воздействующих на него. Ведь известно, что, чем больше подключено анализаторов (слуховой + зрительный + анализаторный (тактильный) + и др.), то в процессе получения новой информации, успешней будет ее усвоение.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного.  

В старших группах следует продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), совершенствовать координацию руки и глаза, закреплять знание эталонов – все эти программные задачи можно осуществить с помощью труда в природе и природном уголке группы.

В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними. Как правило, это аквариум, клетка с попугаем или хомячком. Конечно разнообразные растения. В   старшем   дошкольном   возрасте  дети должны знакомиться не только со всем разнообразием растительных форм, но и с характерными особенностями растений, произрастающих в разных климатических зонах, их морфофункциональными особенностями внешнего вида (строения) и специфическими потребностями в уходе. Также дети учатся по внешним признакам определять сущностные характеристики растений, устанавливать связи и зависимости между состоянием растения и способами ухода, который за ним осуществляется. Дети наблюдают за ростом и развитием растений, теми изменениями, которые происходят с ними в то или иное время года. Расширяется и перечень трудовых операций, осуществляемых детьми. Это и полив, и протирание крупных листьев, опрыскивание мелколистных растений, удаление кисточкой пыли с ворсистой поверхности листа, рыхление почвы и т.д.

Пополняется  уголок  природы новыми растениями. В первую очередь,  уголок  природы обогащается за счет внесения разновидностей уже знакомых растений, растений с разнообразными стеблями (прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся, свисающие, растения с невыраженным стеблем), а также растений, требующих достаточно сложного ухода.

Таким образом, к растениям  уголка  природы  старшей  группы можно отнести алоэ, амариллис, аспарагус, бегонию вечноцветущую, бегонию Рекс, бегонию крапчатую, бриофиллюм, зебрину, зигокактус, кливию, каланхоэ, комнатный виноград, семполию, традесканцию гвианскую, хлорофитум и т.д.

 В природном уголке находятся книги, иллюстрации, содержащие информацию об природных объектах, предметы для ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое внимание на ребенка оказывает также возможность постоянно общаться с живыми существами и заботиться о них.

 Продолжается систематическое ознакомление детей с обитателями аквариума. Работа значительно изменяется содержательно и усложняется. Основная задача формирование у детей элементарных обобщенных представлений о декоративных (аквариумных) рыбках - их разновидностях, особенностях внешнего вида, специфики приспособленности к обитанию в водной среде.  В   старшем   дошкольном   возрасте  целесообразно в аквариуме содержать следующих рыб: барбусы, гуппи, неоны, меченосцы, скалярии, сомики. Всех этих рыб можно поместить в один большой аквариум (не менее 100 литров). Дети будут знакомиться с особенностями жизнедеятельности, повадками, а также смогут при условии экологически правильного содержания рыб, познакомиться с появлением у них потомства, так как некоторые из перечисленных выше рыбок - живородящие.

В уголке часто организовывается дежурство, дети выполняют поручения, связанные с уходом за животными и растениями.

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

·  безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своём поведении животные)

·  неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил, внимания).

Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. Однако во многих детских садах акцент во время занятий делается исключительно на чисто зоологических и ботанических знаниях. Например, дошкольники заучивают достаточно сложные названия комнатных растений, причем ребенку полагается знать определенное количество названий (типично репродуктивный подход в обучении). Такое механическое запоминание способствует развитию памяти и кругозора, но никоим образом не влияет на мышление ребенка, его эмоции. С точки зрения экологии важно на примере тех же комнатных растений показать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности, сформировать понимание у ребенка зависимости жизни растения от его собственных действий.

Важно постепенно приучать детей к определенным правилам поведения в общении с животными: наблюдать за ними лучше всего в спокойной, тихой обстановке, когда животное не боится и ведет себя естественно. Ребенок должен уважать покой, состояние животных, такой подход не менее важен, чем уход за ними. Желательно перед посещением уголка успокоить детей, настроить их на соответствующее поведение, объяснить, на что можно сегодня обратить внимание и почему не нужно прыгать, кричать возле животных.

Уход за животными, растениями – направление, достаточно хорошо разработанное в дошкольной педагогике. Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, животное, которое ему больше всего нравится, то есть общался с живыми объектами по желанию, а не по указанию взрослых. Нужно познакомить детей заранее с особенностями растений, животных. Важно также объяснить дошкольникам, что животным не подходит «человеческая пища». Кроме того, животных нужно кормить определенное количество раз определенным объемом пищи. Для более эмоционального контакта дети могут дать имена обитателям уголка.

Интерес к объектам живого уголка может служить хорошей основой для организации занятий, игр, способствующих общему развитию детей.

В уголке природы желательно должны находиться также разнообразные коллекции из собранного природного материала, иногда их называют зонами коллекций (коллекции сухих листьев, коры деревьев, кустарников, коллекции песка, глины, почвы).  Эти зоны предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или на полках на уровне глаз ребёнка.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.         Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. Для этого в уголке природы имеют место быть объекты для экспериментов.

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты позволяют развить наблюдательность, активизировать познавательный интерес к природе и мыслительную деятельность. При проведении опытов реализуются задачи и сенсорного воспитания. Через опыты дети уточняют свои знания о свойствах и качествах объектов природы (свойства снега, воды, растений и др.) Также, опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

«Работа в уголке природы» - поможет познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней. В процессе ухода за животными и растениями, находящимися в уголке, дети получают представление о разнообразии растительного и животного мира, о том, как растение развивается и растет, условие для них нужно создавать.

Помогают сформировать экологическую культуру такие методы, как труд детей в природе, в живом уголке, элементарная поисковая деятельность. На мой взгляд, эти методы являются наиболее эффективными в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста, т.к. в процессе использования этих методов активизируется мыслительная деятельность, психические процессы (памяти, мысли, воображения и др.), восприятие, ребёнок приобщается к труду взрослых, узнаёт новое и интересное.

        Долг взрослых - родителей, педагогов – научить любить и беречь природу. Необходимо ввести ребенка в прекрасный мир природы, раскрыть его красоту, необычность.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации детской деятельности в условиях природного уголка в соответствии с ФГТ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлека...

Описание природного уголка в группе

описание природного уголка в группе, лаборатория и коллекции...

Организация природного уголка

Методические  рекомендации для воспитателей                           ...

Работа в природном уголке

Растения -наши друзья...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...

Консультация для педагогов ДОУ «Перечень задач и трудовых поручений при организации работы с детьми в природном уголке».

Материал составлен в виде алгоритмов, где согласно возрасту кратко расписаны: задачи, трудовые поручения, наблюдения в уголке природы А так же прописаны действия которые совершают дети и педагоги во в...