Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).
план-конспект занятия (средняя группа)

Долгавина Елена Викторовна

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

 

Задачи:

Познавательное развитие:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса

 - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Речевое развитие:

- обогащать словарный запас, развивать речь

Социально – коммуникативное:

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Физическое развитие:

- активировать двигательную деятельность детей.

- стимулировать внимание и выдержку с помощью опытов

Формировать эстетическое восприятие опытов.

Материалы и оборудование:

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- шарики по количеству детей;

- дудочка;

- миски с водой, камни, бумажные кораблики (по количеству детей);

 

Предшествующая работа: Беседы «Живая и неживая природа»«Как воздух надо охранять»«О роли воздуха в жизни растений, животных и человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; чтение сказок Е. Пермяка «Мыльные пузыри»; наблюдения на прогулке за ветром; за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха; игры с ветром.

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

- Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

(здороваются).

А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

(садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

- Ребята, а  откуда он берется, этот воздух(мы им дышим).

- Ребята, чтобы больше узнать о воздухе предлагаю вам побыть учёными и отправиться в нашу лабораторию. Вы, согласны? Для этого нам нужны помощники, сегодня ими будут: глаза, уши, нос, рот, руки. Все готовы? Тогда начнем.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:

 

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего он нужен? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мы с вами проведём эксперимент:

Зажмём нос и рот. Как мы себя чувствуем?

- Значит, для чего нужен воздух?

- Правильно. Почему мы проветриваем группу, Выходим на прогулку?

- Ребята, а кто-нибудь из вас видел воздух(ответы детей – нет, не видели). Если мы воздух не видим, значит, он невидимый, прозрачный. Какой воздух? Дети закрывают нос и рот.

Дети затрудняются ответить. Напоминаю, что нам необходим свежий воздух.

- Ребята, а вы можете поймать воздух? Попробуйте

- А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как. Возьму пакет, взмахну пакетом и скажу«Раз, два, три, пакетик воздух лови и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться?

- А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух«Раз, два, три, пакетик, воздух лови и быстро закрутите его.

Что вы поймали?

- Значит, воздух можно поймать.

- Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух?

Опыт 2.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и подуйте в трубочку.

Что вы видите?

- Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко, и пузыри летят в разные стороны.

Из чего пузыри?

Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть в мыльных пузырях.

- Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его.

Опыт 3. С апельсином и чесноком.

А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? Давайте мы сейчас с вами проведём ещё один интересный опыт. Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали.

- Ребята, вы почувствовали разные запахи, значит, запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет. - Давайте немного отдохнём. Выходите на разминку:

Физкультинутка.

 Руки выше поднимите,

      В кулачки слегка сожмите

      Разверните их как крылья

       И вперед, чтоб ровно были

А теперь их, опустите. 

- Отдохнули? Давайте продолжим наши опыты.

 

Опыт 4.

- Как вы думаете, ребята, можем ли мы услышать воздух?

- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его.

Что вы услышали?

Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать. Так же воздух мы можем услышать благодаря музыкальным инструментам. С помощью него играют дудка, труба.

Опыт 5. «Тонет – не тонет»

- Ребята, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый?

У меня есть камешки и игрушка. Посмотрите, камешки, какие?

А кораблик?

Что же легче, камешки или кораблик, как вы думаете?

Давайте проверим. Бросаем камешек в таз с водой. Что с ним случилось?

Камешек утонул. Значит он какой?

- А теперь, положим в воду кораблик. Кораблик утонул?

- Значит, игрушки наполненные воздухом легкие, поэтому они не тонут.

- Что же легче, камешки или воздух? Запомнили, какой воздух?

- Ребята, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете?

- У меня есть кораблик, что нужно сделать, чтобы он поплыл?

- Когда мы подули на кораблик, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И кораблик поплыл. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Значит ветер это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом. Дети пытаются поймать воздух руками, не получается.

Наши эксперименты подошли к концу.

Давайте расскажем, что же мы узнали про воздух. Какой он?

Воздух можно поймать?

Его можно увидеть? Как мы смогли увидеть воздух?

Воздух можно услышать?

Воздух легкий или тяжёлый?

Как происходит движение воздуха?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_eksperiment.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Познавательное развитие:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса

 - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Речевое развитие:

- обогащать словарный запас, развивать речь

Социально – коммуникативное:

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Физическое развитие:

- активировать двигательную деятельность детей.

- стимулировать внимание и выдержку с помощью опытов

Формировать эстетическое восприятие опытов.

Материалы и оборудование:

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- шарики по количеству детей;

- дудочка;

- миски с водой, камни, бумажные кораблики (по количеству детей);

Предшествующая работа: Беседы «Живая и неживая природа»«Как воздух надо охранять»«О роли воздуха в жизни растений, животных и человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; чтение сказок Е. Пермяка «Мыльные пузыри»; наблюдения на прогулке за ветром; за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха; игры с ветром.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

- Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

(здороваются).

А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

(садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

- Ребята, а  откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим).

- Ребята, чтобы больше узнать о воздухе предлагаю вам побыть учёными и отправиться в нашу лабораторию. Вы, согласны? Для этого нам нужны помощники, сегодня ими будут: глаза, уши, нос, рот, руки. Все готовы? Тогда начнем.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего он нужен? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мы с вами проведём эксперимент:

Зажмём нос и рот. Как мы себя чувствуем?

- Значит, для чего нужен воздух?

- Правильно. Почему мы проветриваем группу, Выходим на прогулку?

- Ребята, а кто-нибудь из вас видел воздух? (ответы детей – нет, не видели). Если мы воздух не видим, значит, он невидимый, прозрачный. Какой воздух? Дети закрывают нос и рот.

Дети затрудняются ответить. Напоминаю, что нам необходим свежий воздух.

- Ребята, а вы можете поймать воздух? Попробуйте

- А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как. Возьму пакет, взмахну пакетом и скажу«Раз, два, три, пакетик воздух лови!» и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться?

- А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух: «Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и быстро закрутите его.

Что вы поймали?

- Значит, воздух можно поймать.

- Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух?

Опыт 2.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и подуйте в трубочку.

Что вы видите?

- Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко, и пузыри летят в разные стороны.

Из чего пузыри?

Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть в мыльных пузырях.

- Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его.

Опыт 3. С апельсином и чесноком.

А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? Давайте мы сейчас с вами проведём ещё один интересный опыт. Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали.

- Ребята, вы почувствовали разные запахи, значит, запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет. - Давайте немного отдохнём. Выходите на разминку:

Физкультинутка.

 Руки выше поднимите,

      В кулачки слегка сожмите

      Разверните их как крылья

       И вперед, чтоб ровно были

А теперь их, опустите. 

- Отдохнули? Давайте продолжим наши опыты.

Опыт 4. 

- Как вы думаете, ребята, можем ли мы услышать воздух?

- Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его.

Что вы услышали?

Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать. Так же воздух мы можем услышать благодаря музыкальным инструментам. С помощью него играют дудка, труба.

Опыт 5. «Тонет – не тонет»

- Ребята, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый?

У меня есть камешки и игрушка. Посмотрите, камешки, какие?

А кораблик?

Что же легче, камешки или кораблик, как вы думаете?

Давайте проверим. Бросаем камешек в таз с водой. Что с ним случилось?

Камешек утонул. Значит он какой?

- А теперь, положим в воду кораблик. Кораблик утонул?

- Значит, игрушки наполненные воздухом легкие, поэтому они не тонут.

- Что же легче, камешки или воздух? Запомнили, какой воздух?

- Ребята, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете?

- У меня есть кораблик, что нужно сделать, чтобы он поплыл?

- Когда мы подули на кораблик, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И кораблик поплыл. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Значит ветер это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом. Дети пытаются поймать воздух руками, не получается.

Наши эксперименты подошли к концу.

Давайте расскажем, что же мы узнали про воздух. Какой он?

Воздух можно поймать?

Его можно увидеть? Как мы смогли увидеть воздух?

Воздух можно услышать?

Воздух легкий или тяжёлый?

Как происходит движение воздуха?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).

занятие по познавательному развитию - способствует формированию у детей познавательного интереса....

Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) ________________________________________

Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения. развивать познавательный интерес, любознательность;развивать наблюдательность;расширять ...

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух»

Занятие, где дети превращаются в маленьких исследователей и с помощью простейших опытов знакомятся со свойствами воздуха....

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» в средней группе.

Задачи:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать предста...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» в старшей группе (эксперименты)

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» в старшей группе  (эксперименты)Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть во...