Конспект открытой образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением с использованием ИКТ в старшей группе «Я и моя семья».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тронина Светлана Анатольевна

Продолжать формировать представления детей о семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ya_i_moya_semya.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №3 «Звездочка»

Город-курорт Анапа

Дата проведения: 09.11.2015 г.

Конспект  открытой образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением с использованием ИКТ в старшей  группе

«Я и моя семья».

Выполнил: воспитатель

                                                           МБДОУ – д/с №3 «Звёздочка»

Тронина Светлана Анатольевна

г-к. Анапа

Программное содержание:

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах. 

Образовательные:  

  • Уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родственники;
  • учить правильно называть всех членов семьи; 
  • формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка;
  • совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление;
  • развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. 

      Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровая технология;
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы:

  • Беседа;
  • наглядность; 
  • обследование;
  • рассказ;
  • просмотр презентации;
  • игра;
  • чтение художественной литературы;
  • вопросы (требующие констатации, побуждающие к мыслительной деятельности);
  • пояснение;
  • объяснение.

Формы и виды детской деятельности:

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно – исследовательская;
  • Двигательная;
  • Продуктивная;
  • Чтение художественной литературы;
  • Театрализованная.

Предварительная работа:

  • Заучивание фамилии, имени, отчества родителей. 
  • Создание презентации «Моя семья»
  • Разучивание валеологической паузы «Большая семья».  
  • Разучивание стихотворений, загадок о членах семьи.

Оборудование:

  • альбом с фотографиями;
  • маркер «Универсальный дом»;
  • костюмы для театрализации;
  • дидактическое пособие «Старше – младше».

Реализация  Федерального  Государственного Образовательного стандарта: данное занятие соответствует требованиям, предъявленным к занятиям в старшей группе детского сада и СанПин.

Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Подойдите ко мне. Я рада всех вас видеть сегодня в детском саду. У вас хорошее настроение?

Дети: Да.

Воспитатель:  Мне хочется, чтобы ваше хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза, улыбнуться и поздороваться.

Организационный момент  (дети стоят в кругу). 

Мы сначала будем топать: 
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. 
А потом мы будем хлопать: 
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 
А потом мы повернемся, 
И друг другу улыбнемся. 
(Дети подходят к столам). 

Воспитатель:  Мы с вами закончили работу над проэктом «Универсальный дом», посмотрите и расскажите, что у нас получилось?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:  Как вы думаете, кто здесь может жить?

Дети: Ответы детей.

Игра «Кто живёт у нас в квартире?».

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас в квартире? (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Правильно, семья.

Я спрошу у вас друзья:

Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?

Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку,

все семейные загадки. (Вы их помните?)

Ребенок. Кто хозяин в доме первый?
                 На ком держится семья?
                 «Мама», - скажете… наверно!
Мальчик: Это папа, это я. (ребёнок встает, надевает костюм папы).
Ребенок. Кто на кухне жарит, парит?
                 Кормит всех нас каждый день?
                 Убирать, стирать, готовить
                 Ей не чуточку, не лень!
                 Её любит вся семья!
Девочка: Это мама, это я! (ребёнок встает, надевает костюм мамы).
Ребенок. Кто нам свяжет всем носочки?
                 Нас погладит ласково?
                 И в любой беде утешит?
                 И расскажет сказку нам?
                 Поиграет в ладушки?
Девочка: Это наша бабушка! (ребёнок встает, надевает костюм бабушки).
Ребенок. Кто на машине нас прокатит?
                 И на рыбалку позовёт?
                 Любому делу нас научит, 
                 И за грибами в лес возьмёт?
                 Рядом с ним скуки нет!
                 Кто же это?
Мальчик: Конечно дед! (ребёнок встает, надевает костюм дедушки).
Ребенок. Кто по утрам идет учиться?
                 Он получать оценки рад!
Мальчик: Конечно это старший брат! (ребёнок встает, надевает костюм брата).
Ребенок. У неё заколки, бантики,
                 Куклы, бусинки и фантики,
                 Смешные милые косички…
Девочка: Конечно, это я, сестричка! (ребёнок встает, надевает костюм сестры).
Ребенок. Вы обо мне не забывайте,

                Я тоже здесь живу с пеленок.

                Скажите кто же я?

Дети: Ребенок!

Воспитатель: Как одним словом можно назвать бабушек, дедушек, маму, папу, детей, которые живут в одном доме?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно семья – это самое дорогое, что есть у человека, - близкие люди, родственники. Посчитайте, скалько человек живет в нашей семье? (Ответы детей). Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь – Я». Как вы думаете, Что это значит?

Воспитатель:

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Дети:   Два дедушки,

              Две бабушки,

             Плюс папа, мама, я.

             Сложили?

             Получается, семь человек,

             Семь «Я»!

Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка» (перебираем пальчики).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Валеологическая пауза «Большая семья» (в кругу).

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!

Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:

Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!

Воспитатель:

Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, принесла фотоальбом с фотографиями. Давайте их посмотрим вместе. Смотрите, это моя семья. Она небольшая: нас всего четверо. Я очень люблю свою семью. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне, а я о них.

Воспитатель:

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай, не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых – у нас у семейства большого!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите,  а кто же изображен на этом фото?

Узнали ли своего товарища по группе?

Где папа, мама, дедушка, бабушка?

Как зовут? (Воспитатель обращается к тому ребенку, семья которого изображена на фото).

Какое настроение?

Что они делают? (Дети отвечают полным предложением).

Игра «Старше – младше».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что фотоальбомы бывают не только бумажные, но еще и какие?

Дети: Фотоальбомы бывают электронные. Можно при помощи компьютерной программы сделать из фотографий целый фильм с музыкой, а потом посмотреть на большом экране, так мои родители делали на день рождения бабушки.

Воспитатель: Правильно Сережа. Я тоже для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Презентация «Моя семья».

(На экране коллажи, составленные из фотографий семей воспитанников. Дети рассказывают о своих семьях, воспитатель помогает составлять рассказ, задавая наводящие вопросы).

Воспитатель: Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки — это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. 

А как вы считаете, для чего человеку семья? (ответы детей).

Да, молодцы, правильно! В хорошей, дружной семье у каждого человека есть свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром говориться в народе: «Не нужен и клад, если в семье лад» «Вся семья вместе и душа на месте».

А у вас есть свои обязанности в семье?

Молодцы, ребята! Не забывайте выполнять поручения родителей. В семье, где каждый помогает друг другу, все будут счастливыми, веселыми и дружными!

Скажите, ребята, какая семья считается дружной?

Дети: (Полные ответы детей).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Покажите, как  вы помогаете своим близким?

«Семейные хлопоты» 

(выполнять движения, о которых говорится в физкультминутке).

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Воспитатель: 

Ребята, у вас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся.

Ребенок рассказывает стихотворение. 
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю, 
Люблю деда и бабусю, 
И щенка и кошку Мусю! 
Всех кого я так люблю - 
Имеют право на семью.

Пальчиковая гимнастика 

(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стихотворения в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Воспитатель:  Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.

Итог. 

Воспитатель: 

- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

- Что вам понравилось?  

- В каких играх вы будете применять маркер «Универсальный дом»?

- Что обозначают пословицы «Не нужен и клад, если в семье лад», «Вся семья вместе и душа на месте».

- Какие чувства вы испытывали при просмотре презентации.

Давайте немножко повеселимся, беритесь за руки, вставайте в хоровод.

Хоровод  «Хоровод пошел быстрей, сразу стало веселей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".

Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группе Тема: «В гостях у Варвары».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группеТема: «В гостях у Варвары»....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказки с одноименным названием «Куйгорож»

Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему «Государственные символы России» для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление детей с государственными символами Российского государства (герб, гимн, флаг), формирование представлений об их значении.Задачи:Обучающие: Активизировать словарь детей фра...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением тема: "Моя семья"

Задачи:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Закреплять представления...