МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Изобразительная деятельность – «это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Развитие личностных качеств дошкольников
в процессе изобразительной деятельности»
Автор:
воспитатель ГБДОУ детского сада № 61
Невского района Санкт-Петербурга
Богомолова Ирина Леонидовна
Изобразительная деятельность – «это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей».
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию в дошкольном возрасте способствует умственному, эстетическому и физическому развитию, нравственному воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:
- будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;
- на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;
- занятия будут включать задания на развитие мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;
- воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;
- воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности. В процессе рисования и лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
А так же в процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство взаимопомощи и товарищества. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка влияет на развитие чувства формы. Ребенок реально ощущает ком глины, может изменить его, самостоятельно придавая ему желаемую форму. Аппликация подводит ребенка к обобщению формы и выражению её при помощи силуэта. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке, и т.п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами.
Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Рисование на фольге – это интересная нетрадиционная техника рисования или продавливания. Получаются оригинальные «металлические» панно.
Воспитателю нужно стремиться воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающему миру, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать творческие способности, неоднократно применять на практике техники нетрадиционного рисования.
Занятия по изобразительной деятельности – одно из важных способов развития личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.
Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций....
Развитие личностных качеств ребенка в творческой деятельности (ручной труд).
Проблема развития творческой деятельности, является наиболее актуальной. Конструирование и ручной труд особые формы собственной творческой деятельности, позволяющие развивать творчество детей....
«Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности»
Конкурсная работа...
"Развитие личностных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов...
Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в процессе изобразительной деятельности»
Возраст: младший дошкольный возрастНаправление: художественно-эстетическоеТехника: пластилинографияТема: «Утенок и цыпленок на полянке»Цель: Научить детей создавать картину с помощью пласт...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у детей"
Развитие художественно-изобразительных способностей у детей. Воображение и творчество в детском возрасте.Современные методы художественно - эстетического воспитания....
план по самообразованию"Развитие личностных качеств ребенка через игровую деятельность"
план по самообразованию...