Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Развитие связной речи дошкольников является неотъемлемой частью образовательной работы. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников на занятиях претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. В моей практике существует множество разнообразных подходов к реализации этой проблемы. Ну и, конечно, использование исследовательской деятельности в развитии связной речи – как один из вариантов. Статья предназначена для воспитателей детского сада. В этой работе представлено, как были использованны исследования детей для изучения темы "Животные Севера".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoe_rechi_na_sayt_nsportal.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Животные Севера»
Неотъемлемой частью образовательной работы с детьми является развитие у детей связной речи. Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Особенно это актуально для детей с речевыми патологиями. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников на занятиях претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. В практике моей работы существует множество разнообразных подходов к реализации этой проблемы. Я пошла по пути организации и проведения игровых занятий с дошкольниками, так как для детей дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Ну и, конечно, использование исследовательской деятельности в развитии связной речи – как один из вариантов.
Нескольких занятий в неделю недостаточно для развития речи и ознакомления детей с окружающей средой. Поэтому большое значение придается продолжению этой работы в свободное время в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками учебного процесса.
Из трех функциональных типов речи (описание, повествование, рассуждение) наиболее сложным и наименее исследованным является рассуждение. Рассуждение тесно связано с диалогическим общением, с аргументацией высказывания. Я думаю, что именно в исследовательской деятельности детям приходиться больше всего самим думать, искать ответы, решения, рассуждать, доказывать...
В данной работе я опишу, как были использованы исследования детей для изучения темы «Животные Севера».
Как известно, учебное исследование дошкольника включает следующие этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита проекта.
Прежде, чем приступить к исследованиям, с детьми была проведена следующая предварительная работа. Рассказывала детям о животных Севера. В группе были вывешены плакаты с изображением животных. Вместе с детьми просматривали иллюстрации в книгах, плакаты, журналы, составляли описательные рассказы по картинкам, отгадывали и сами придумывали загадки, рисовали. На одном из занятий мы с детьми беседовали о животных
Затем я предложила детям провести дальнейшие «исследования» по этой теме. Так как эта тема совсем новая для нас, то можно изучить более подробно каждого животного (их внешний вид, повадки, особенности поведения и т.д). Мы живем в Петербурге, многих животных видели только на картинках. Поэтому дети заинтересовались «необычными» животными, захотели побольше о них узнать.
Итак, выбранная тема исследований соответствовала всем правилам выбора – она интересна детям; тема выполнима; существуют элементы необычности, неожиданности (особенно детям понравилось наблюдать в зоопарке за белыми медведями); дети выполнили свои исследования за одну неделю (конечно основная их работа была во время выходных).
Заранее были подготовлены карточки с изображениями животных Севера. Я разложила карточки перед детьми и предложила им самостоятельно выбрать себе «тему исследования». Таким образом, я подвела детей к выбору темы, каждый ребенок самостоятельно выбирал, про какого животного он будет «собирать» материал. Конечно же, было оговорено, что это исследование будет длиться несколько дней, (я планировала неделю), так как необходимо собрать как можно больше сведений о выбранном животном, а затем подготовить небольшое сообщение.
После выбора темы мы с детьми начали обсуждать, какие методы исследования возможно использовать. В основном, все методы дети называли самостоятельно, а я схематично их зарисовывала. Позже таблицу с перечисленными методами мы вывесили на доске в группе (см. рис1)
Итак, у нас получились следующие варианты:
-подумать самостоятельно (дети его не назвали, пришлось подсказать);
- чтение книг, журналов, энциклопедий
- спросить у родителей;
- рассмотреть фигурки животных;
- просмотр видеофильмов
- получить информацию в Интернете
- посещение музеев
- посещение зоопарка
Рис.1.
В течение недели дети «собирали материал» не только в группе, но и дома. Конечно же, в этой работе очень помогли детям родители. Многие совместно просмотрели энциклопедии, журналы «Геоленок», «Путешествуй с Волли» и др. Двое детей в выходной день посетили Зоологический музей, еще несколько – зоопарк. В зоопарке они смогли понаблюдать за северными оленями, совами и белыми медведями. У белых медведей как раз появились медвежата.
В совместной деятельности во время сбора информации, мы с детьми провели 2 опыта-эксперимента.
1. опыт помог детям понять, почему у некоторых птиц и животных вода стекает (с шерсти, перьев). Дети сначала опускали руку в таз с водой, затем руку смазывали маслом и опять опускали в воду. С помощью этого опыта дети познакомились с явлением несмачивания.
2. в таз с водой отпустили картонку («льдину»), на которую поставили игрушечную фигурку моржа. Детям было дано задание: что надо сделать, чтобы морж оказался в воде? Из этого опыта дети узнали как белый медведь «добывает» себе лакомство: ломает льдину, переворачивает.
В дальнейшем, во время выступлений дети, вспомнив эти опыты, смогли ответить на вопросы.
Хочется отметить, что раньше я уже проводила подобную работу. Например, после изученной лексической темы (Домашние животные, транспорт, овощи, фрукты) детям предлагалось подготовить вместе с родителями сообщение о ком-либо или о чем-либо. Но часто это было всего лишь подготовкой совместного сообщения, а затем ребенок «выступал» на занятии. Такие занятия были как бы заключительным этапом в изучении темы. Мы их называли «Научная конференция». Дети были «учеными». После изучения материалов курса А.И.Савенкова Издательский дом «Первое сентября», я поняла допущенные ошибки. Все предыдущие сообщения готовили родители, а дети только выступали. Причем в основном выступали почти всегда одни и те же дети, остальные были пассивными слушателями. Не было исследовательской деятельности детей, а следовательно интерес быстро угасал. Родители тоже были не очень активны.
В данном исследовании дети настолько заинтересовались «изучением», что привлекли внимание к проблеме и взрослых, и своих сверстников. Очень часто можно было услышать обсуждения во время прогулки.
Собрав всю информацию, дети приносили в группу свои сообщения-доклады (см приложение2). Они были красочно оформлены. Мною были даны родителям рекомендации по оформлению докладов. Обязательно должно быть изображение животного и краткий текст крупным печатным шрифтом (некоторые дети начинают читать, чтобы в дальнейшем они могли заинтересоваться этой информацией). Родители Андрея Б совместно с ним сделали записи-пиктограммы сообщения о пингвине (см приложение )
Заключительная часть - занятие, на котором дети выступали со своими сообщениями. Мы его назвали «Умники и умницы» Я подготовила шапочку и мантию ученого - и это очень оживило занятие. Все дети очень хотели «примерить» на себя одежду ученого.
Я планировала, что «доклады» мы будем слушать в течение 2 занятий. Но детей было не остановить, они все хотели успеть высказаться. Несмотря на то, что наша игра «Умников» проходила во второй половине дня, дети выступили все, на протяжении всего занятия были очень активны, внимательно слушали своих друзей. Дети легко включались в спор, делали свои поправки и дополнения, вместе пытались найти решение. Очень порадовала речь детей. Они старались говорить полными предложениями, с интонацией, чтобы их речь была как у «настоящих ученых». Дети не только спешили поделиться своими выводами в исследованиях, но и активно задавали вопросы. Звучали такие вопросы: Как пингвины ловят рыбу? Зачем пингвину крылья, если он не умеет летать? Кто остается с детенышами полярной совы, когда она улетает за едой? Кто сильнее морж или медведь? Были и очень необычные ответы некоторых детей. Например, на вопрос: «Зачем оленю рога?» Андрей Е., подумав, сказал: «Чтобы бить волка». Ксюша спросила: Почему тюлени живут на холодном севере?», а Макар ответил: «А потому что им там нравится»
Все дети выдвигали гипотезы, логически мыслили, рассуждали, доказывали, спорили и т.д.
И составление простых рассказов, и составление описательных рассказов по плану является необходимым этапом работы по развитию связной речи. Закончив исследования на тему «Животные Севера», я отметила, что дети были более активны, чем раньше, значительно расширился их словарный запас, смелее вступали в дискуссию, вели диалоги, с помощью разных предложений смогли передавать впечатления об увиденном. Это же отметила и учитель-логопед, работающая с детьми нашей группы.
На последнем занятии по знакомству с животными Севера, когда мы с детьми играли в «Умников и Умниц», я достала видеокамеру. Дети были настолько увлечены диалогом, что не обращали на мою камеру внимания, были очень естественны. Мне удалось без труда общаться с детьми с камерой в руках (см диск)
Просмотрев мое занятие, коллеги по работе отметили 100% речевую активность детей. Я надеюсь, что мой опыт поможет воспитателям ДОУ по-новому подойти к проблеме организации и проведения занятий, найти свои варианты.
Список используемой литературы
- А.И.Савенков, материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» ИД «Первое сентября»
- И.Л. Паршукова «Маленькие исследования в детском саду». Европейский дом. С-Петербург 2005
- А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К.Белова «Здравствуй мир», М. Баласс 2003
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред Васильевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 1 квартал
Это перспективный план для работы с детьсми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности"....
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 2 квартал
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности 3-4 квартал
Перспективный план работы по теме Развитие связной речи детей в процессе экспериментальной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Морские животные».
ПОКАЗАНА ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе
Работа по самообразованию 2014-2015 уч.год...
Педагогический совет "Развитие связной речи дошкольников в процессе организации игровой деятельности"
Планирование, организация и проведение педагогического совета в ДОУ....
Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»
Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...