Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гостях у гномика АХ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рыженкова Марина Григорьевна

 Совместная познавательно-речевая деятельность использованием ЦОР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gostyakh_u_gnomika_akh_word.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект совместной познавательно-речевой деятельности

с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гостях у гномика АХ»

Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по  теме «Грибы»
  2. Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в словообразовании.
  3. Подвести детей к открытию образования новых слов
  4. Пробуждать у детей интерес к слову, словообразованию: развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывать числительные с существительным, подбирать к существительному слова-признаки и слова-действия.
  5. Поощрять желание сочинять  рассказ по серии картинок

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки: побуждать детей к общению на темы из личного опыта, обмениваться репликами.
  2. Развивать слуховое внимание, память, сосредоточенность, сообразительность, усидчивость.
  3. Поддерживать интерес детей в чтении слов.

Воспитательные:

  1. Побуждать к коммуникативному деловому общению: соблюдение правила «Высказываться только по существу, на тему»
  2. Совершенствовать умение вести диалог: ориентироваться на высказывания партнера, дополнять новую информацию к уже известной, высказываться по очереди.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук

Материал: картинки с грибами, набор букв, магнитная доска, пособие «Словесный домик», пособие «Солнышко», пособие «Чудо-дерево», компьютерная игра «В гостях у гномика АХ» созданная с помощью программы «Microsoft PowerPoint. билеты – карточки выбора, схемы для составления предложений, опознавательные знаки для работы в «Словесном домике»

Деятельность педагога

Деятельность детей

На дверях висит листок, на котором схематично нарисован лес.  

На обратной стороне напечатано  

ЖДУ ВАС. ГНОМИК АХ.

- Что бы это значило?

- Кто такой гномик АХ?

- Вы с ним знакомы?

- И где он нас ждет?

- На чем можно отправиться в лес?  

- Сегодня мы поедем в лес на поезде.

 - Кто-нибудь из вас ездил на поезде?

- Что нам для этого нужно?

- Как нужно себя вести в поезде вы тоже знаете?

- Мы в лес отправляемся группой, поэтому…

 Я-старшая группы, поэтому приобретаю билеты на всех и мы занимаем места в поезде.

- Остановка.

- Ну, вот мы с вами и на лесной поляне.

- Только где же гномик АХ?

- Почему нас не встречает?

- Ребята, давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, он играет с нами в прятки?

В корзине – мешочек. Достаю из корзины мешочек.

- Как вы думаете, для чего гномик АХ положил сюда эти буквы?

- Кому мы поручим составить слово?

- Чтобы не было раздора между честными людьми, я вам раздам ваши билеты, а вы посмотрите, кому достались билеты с цифрами 1 и 5.

Вот они и будут составлять слово из букв.

- А мы, пока ребята составляют слово,  поиграем в игру «Эхо».

Ты сейчас в лесу

Мы зовем тебя: «АУ»

А ну, загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай?!

- А другое слово можно было составить из этих букв?

- Как вы думаете, почему гномику АХ захотелось чтобы мы составили это слово?

- Какая бывает осень?

- А какую осень вы больше любите?

- Помните слова из стихотворения?

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы осень спросим:

Что в подарок принесла?

- Что же осень нам принесла в подарок?

- А что,  это только осени заслуга или еще мы про кого-то и что-то забыли?

- Хорошо, тогда может,  в лесу мы найдем настоящие осенние подарки? Грибы и ягоды.

- Ну,  раз мы в осеннем лесу, пойдемте-ка за грибами.

-Ребята, как называют того, кто собирает грибы?

Уважаемые грибники! А вы когда-нибудь раньше собирали грибы? А съедобный гриб от несъедобного отличить сможете?

Педагог вытаскивает из сумки определитель грибов, сделанный детьми в группе. Дети складывают съедобные грибы в общую корзину, а ядовитые убирают.

- Ребята, мы с вами теперь хорошо распознаем ядовитые и опасные грибы. Отравление грибами нам не грозит!

А гномик АХ не случайно пригласил нас в осенний лес, он хочет посмотреть, умеем ли мы дружить. Помогать друг другу, сможем ли мы понимать друг друга – другими словами сможем ли мы выжить в лесу. Пока у нас вместе все неплохо получается.

Но в корзине еще что-то есть.  Достаю конверт. Что бы там могло быть?

Давайте вскроем конверт

Дети читают фразу на листке.

Делают свои предположения.

Коммуникативная деятельность.

Ситуация общения

.

Актуализация личного опыта детей

Использование приемов ТРИЗ:  активизация мышления детей.

Дети помогают закончить мысль предложения

Видеоклип «Паровозик»

Активизация восприятия детей (использование мультимедиа)

Дети имитируют движение паровоза. (движения руками и ногами в такт песне, сидя на стульчиках)

Дети выходят на ковер (полянку).

На экране – изображение лесной полянки.

Обсуждение проблемы

Поисковая деятельность.

Дети в развивающей среде ищут объект (гномика АХ), но вместо него находят корзину.

Высказывание предположений

Дети  размышляют над тем, что бы там могло находиться, делают обследовательские действия на ощупь,

в ходе которых выясняется, что там находятся буквы.

Обсуждение проблемы

Создание проблемной ситуации: дети спорят кому составлять слово.

Предоставление выбора билета.

Игровая деятельность: игра малой подвижности, на слуховое внимание «Эхо»:

ребенок отходит от остальных ребят и стоит к ним спиной, дети по очереди зовут его по имени, а он отгадывает.

В это время 2 детей на магнитной доске выкладывают слово из букв

О С Е Н Ь

Дети сами делают вывод, что возможен только один вариант

Дидактическое упражнение на употребление грамматических форм.

Модель «Солнышко»

 Дети прикрепляют к солнышку лучики,  называя слова-признаки: – (Золотая, поздняя, дождливая, солнечная, теплая, холодная и т.д.)

(Золотую, солнечную…)

Коммуникативная деятельность

Рассуждения детей.

Дети должны прийти к тому, что овощи сажают люди, они ухаживают за урожаем, летнее тепло помогает растению развиваться.

Ситуация общения:

Дети достают из корзины картинки с изображением грибов. Рассматривают их

Садимся в круг,  дети описывают свой гриб.

  • Называют гриб
  • Описывают гриб
  • Говорят съедобный или несъедобный.

Дети делают предположения и проверяют его по определителю.

Актуализация правил безопасности в лесу.

Предположения детей.

- Из большого конверта дети достают маленькие конвертики: на одних изображен символ «Словесный домик», на других изображена схема предложения. Вскрыв конверты, дети находят карточки с разными индивидуальными заданиями.  Ребенок должен найти соответствующий символ в среде, понять, какое задание ему предстоит выполнить.

Поисковая деятельность

В конверты с изображением символа «Словесный домик» вложены карточки:

- карточка с маленьким квадратиком

- карточка с волнистой линией

- карточка с двумя чертами

- карточка с цифрами 1 и 5

- карточка с символом «семьи»

В конвертах с изображением схемы предложения вложен набор картинок

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки –

И плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Помните, Мы  набрали в корзину грибов, а теперь попробуем с ними разобраться. Все ли секреты грибов мы разгадали?

Внимание, на наш волшебный экран.

- Что да почему?

Игра «Съедобное-несъедобное»

- Мы еще раз уточним, какие грибы положим в корзину?

Это ответственное задание мы поручим тому, у кого билет под номером 2 и 4.

Игра «Парочки»

Задания в этой игре выполнят дети с номерами 3, 6, 7, 8

- А вот интересное название гриба – сыроежка.

- Неужели ее можно есть в сыром виде?

В шляпках модных, симпатичных

Яркий, праздничный наряд.

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

Игра «Составь рассказ»

А сможем ли мы понятно другим рассказать историю про ребят, которые отправились собирать в лесу грибы?

Нам помогут в составлении рассказа картинки, только они сейчас немного перепутались, а мы все исправим и составим рассказ.

Рассказчиком будет тот, у кого билет под номером 9.

-Ой, кажется, начинается дождь.

Что же делать? Надо срочно прятаться.

Послушайте, какое интересное стихотворение я недавно прочитала: оно называется «Грибная электричка»

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками-друзьями

Чернушками-груздями.

Со станции ПРИГОРКИНО

На станцию ВЕДЕРКИНО

Со станции ПОДЪЕЛКИНО

На станцию ЗАСОЛКИНО.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

Со станции ПОЛЯНКИНО

На станцию СМЕТАНКИНО

Со станции ПЕНЬКОВКИНО

На станцию ДУХОВКИНО.

У мухомора хитрый вид, ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер,

Выводит мухомора,

И безбилетник-мухомор

Краснеет от позора.

А старичок-боровичок

Интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет

К билету прилагается четырнадцать квитанций

С названиями станций:

ДОРОЖКИНО, ЛУКОШКИНО,

КАСТРЮЛЬКИНО, БУЛЬБУЛЬКИНО,

ЛУЧКОВО, СЕЛЬДЕРЮШКИНО,

МОРКОВКИНО, ПЕРЛОВКИНО,

Немножечко КАРТОШКИНО,

ЛАВРУШКИНО, ПЕТРУШКИНО,

ТАРЕЛКИНО и ЛОЖКИНО.

- Интересные названия станций? Какие станции запомнили? От какого слова произошло название станции ЛУКОШКИНО? ТАРЕЛКИНО?

- Ну, вот и дождик кончился.

- А хотите и вы придумать название своей станции? Тогда вперед к нашему «Чудо-дереву».

- Да ребята, с вашей неуемной фантазией нам в лесу в любую погоду нескучно будет.

Гномика АХ, все это время внимательно наблюдал за нами. Вот он какой симпатичный.

Как вы считаете, почему он нас похвалил? Какие ваши замечательные качества он сегодня отметил (дать минуту подумать). Дальше отвечают каждый за себя.

- Хорошо, вы много знаете. А достойно ли вы поступали сегодня? За какие поступки вы гордитесь собой

- Прогулка оказалась весьма полезной, не с пустыми руками и не с пустыми головами домой вернемся. А мы почти дома. Здесь до группы рукой подать. А в группе попробуйте придумать своего гномика АХ.

Самостоятельная индивидуальная деятельность  у пособий

Действия ребенка:

Образовывает слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (грибочек, грибок)

Подбирает слова-признаки (маленький, мокрый, червивый..)

Подбирает слова-действия (сварить, пожарить, засушить)

Согласовывает существительное с числительным (один гриб, два гриба….)

Подбирает слова-родственники (гриб, грибница, грибной, грибовар, )

Картинки являются опорными словами для составления предложения.

Физкультурная пауза – игра - имитация

Использование компьютерной игры

«В гостях у гномика АХ»

Дети в порядке билетов выходят и выполняют задания на доске, остальные следят за их действиями.

Рассуждения детей.

Дети читают на слайде:

«Поход за грибами»

Ребенок с помощью картинок на слайдах составляет рассказ

На экране -  изображение и звук дождя.

Собираемся в круг, держим накидку от дождя (психокоррекционное упражнение на объединение группы)

Коммуникативная деятельность

Словотворчество

- Каждый из вас  снимает картинку и думает, какое название станции может получиться.

Самооценка и оценка собственных достижений

-Я могу составлять из букв слова, я разбираюсь в грибах….

Уступил, дал руку девочке, выслушивал соседа, хотя мне очень хотелось его перебить…:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гости к дядюшке АУ»

Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в ...

Конспект совместной познавательно – речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации «Лисьи загадки».

Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности;Способствовать самостоятельному познанию экологической ниши обитания лисы путем целенаправлен...

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «В гостях к дядюшки АУ»

Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по  теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в словообразовании.Подвести детей к открытию образования новых словПробуж...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием современных компьютерных технологий по теме «Волшебные часы».

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием современных компьютерных технологий по теме «Волшебные часы»....