План-конспект НОД по теме "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Вагина Наталья Валерьевна

Направлен на формирование знаний детей о природной стихии «Вода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_nod_po_teme_voda.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД

Тема: Вода

Цель: Формирование знаний детей о природной стихии «Вода»

Образовательные задачи:

1) Способствовать формированию у детей знаний о свойствах воды и о её значении в жизни человека.

2) Расширять знания детей об агрегатных состояниях воды.

3) Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Развивающие задачи:

1) Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов.

2) Способствовать развитию наблюдательности, мышления, воображения и памяти детей.

3) Развивать социальные навыки: учитывать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение.

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать бережное отношение к воде.

2) Воспитывать в детях чувство коллективизма и дружбы.

3) Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Материалы к занятию: мультимедийный аппарат, экран для мультимедийного аппарата, магнитная доска, магниты, компьютер, видеоролик – песня Водяного из м/ф «Летучий корабль»,  загадки, сундучок-шкатулка, одноразовые прозрачные стаканы с водой и одноразовые ложечки на каждого ребенка, салфетки, маршрутная карта путешествия, музыка – шум бегущего ручья, графин с водой, стеклянная миска, иллюстрация к логической загадке, иллюстрация к изменениям агрегатного состояния воды, предметная картина «В гостях у водяного» из дидактических материалов Н.Ф.Виноградовой «Придумай и расскажи», ватман для коллажа, клей-карандаш на каждого ребенка, цветные иллюстрации по теме «Вода» для коллажа.


Методы работы:

- наглядный;                                - словесный;

- объяснение;                                - частично-поисковый;

- беседа;                                        - обобщающий.

Формы работы:

- фронтальная;

- групповая.

Межпредметная связь:

- Учимся родному языку

- Учимся думать, рассуждать, фантазировать

- Познаем мир


Ход занятия:

I. Организационный момент

1) Подготовка кабинета к занятию:

- разложить каждому ребенку на стол по 1 одноразовому стакану с водой, 1 салфетке и 1 одноразовой ложечке

- вывесить на доске маршрутную карту .

2) Приветствие. Представление. Сообщение темы занятия:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Валерьевна. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие и познакомимся с одной из природных стихий.

II. Вводная беседа

1) Демонстрация видеоролика на мультимедийном аппарате:

- Ребята, поднимите, пожалуйста, свои глазки на экран и посмотрите, что же там интересного…

2) Беседа:

- Ребята, кого вы увидели на экране? (ответы детей: Водяного) А какой Водяной? (ответы детей: Зеленый, в шляпе, поющий, грустный) А почему он грустный, как вы думаете? (ответы детей: У него почти нет друзей)

- Ребята, а давайте во время нашего путешествия поможем Водяному найти друзей? (ответы детей: Да, поможем)

- А путешествовать мы с вами будем по нашей маршрутной карте. Посмотрите, сколько морских обитателей мы повстречаем на своем пути, пока доберемся до царства Водяного и сколько станций нам предстоит пройти! Давайте их вместе посчитаем! (считаем с детьми: 1,2,3,4,5,6,7,8)

3) Тренинговое упражнение на релаксацию:

- Ребята, вы готовы отправиться в волшебное путешествие? (ответы детей: Да) Тогда закрывайте глаза…(включить звуки бегущего ручейка)

- Напряженье улетело, и расслаблено всё тело… Мы головку наклоняем, плечи ниже опускаем… Руки, ноги расслабляем, а животик надуваем… Раз, два, раз, два, просыпаться нам пора!

- Ребята, вот мы и попали с вами в волшебную страну!

III. Изучение нового материала

1) Станция «Рыба-Ёж» (загадки)

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает на первой станции: это рыба. На кого она похожа?  (ответы детей: На ежа) Эта рыба называется рыба-ёж.

- Ребята, а вам интересно узнать название страны, по которой мы с вами будем путешествовать? Рыба-ёж поможет нам отгадать название этой волшебной страны. Он предлагает вам отгадать загадки, которые спрятаны у него в сказочном сундучке. За правильно разгаданные загадки он будет давать нам буквы, из которых мы сможем составить название нашей страны.

1 загадка:        Быстро убегает прямо из-под ног,

                Брызгами играя, прохладный…                (ручеёк)

Дети получают букву В

2 загадка:        А за поворотом, тиха и глубока,

                Течёт, качая лодки, широкая…                (река)

Дети получают букву О

3 загадка:         Облака нахмурятся, соберутся в кучу,

                Ты увидишь черную, грозовую…                (тучу)

Дети получают букву Д

4 загадка:         Облака и тучи рисовал художник,

                На него из тучи проливался…                (дождик)

Дети получают букву А

- Ребята, какое слово получилось из букв? (ответы детей: Вода)

- Правильно, наша волшебная страна называется «Вода»

2) Станция «Рыба-Парусник»

- Ребята, а нас встречает следующий морской обитатель – это Рыба-Парусник. Она предлагает нам с вами провести опыты. Для этого она приготовила у каждого из вас на столе стаканчики с водой, ложечки и салфеточки.

1 опыт: И первый опыт, который мы с вами проведем – это определим запах воды. Для этого нам необходимо понюхать воду (дети нюхают воду) Ребята, имеет вода запах?  (ответы детей: Нет) Значит какая у нас вода? (ответы детей: Без запаха)

2 опыт: Второй опыт, который мы с вами проведем – это определим цвет воды. Для этого нам необходимо рассмотреть нашу воду (дети рассматривают воду) Ребята, имеет вода цвет?  (ответы детей: Нет) Значит какая у нас вода? (ответы детей: Безцветная, прозрачная)

3 опыт: Третий опыт, который мы с вами проведем – это определим вкус воды. Для этого нам необходимо попробовать воду (дети пьют воду) Ребята, имеет вода какой-нибудь вкус?  (ответы детей: Нет) Значит какая у нас вода? (ответы детей: Безвкусная)

- Мы с вами выяснили какими свойствами обладает наша вода:

                Она без вкуса, запаха и цвета.

                И всеми учеными признано это:

                С любого грязнули везде и всегда

                Смоет всю грязь без следа вода!

3) Станция « Скат» (опыт с формой воды)

- Ребята, посмотрите, кто к нам на встречу выплыл – это плоская рыба, которая называется скат. Она для вас тоже приготовила опыт и новое открытие.

- Отдельные капли воды могут оставаться на твёрдых предметах и сохранять определенную форму, которую мы с вами выясним опытным путём. Возьмите, пожалуйста, ложечку макните её в стаканчик с водой, который стоит у вас на столе и капните на ладошку каплю воды (дети выполняют)

- Какой формы капелька на вашей руке? Квадратная? (дети отвечают: Нет)

Треугольная? (дети отвечают: Нет) А какой она формы? (дети отвечают: закругленная, круглая, овальная)

Вода имеет такую особенность: она принимает форму любого сосуда, в котором находится. Вот, например, если воду налить в тарелку, она примет форму тарелки (продемонстрировать), если налить в графин, она примет форму графина (продемонстрировать) и т. д.

IV. Физминутка – Станция « Рыбы-клоуны и рыбки бабочки»

- Ребята, смотрите сколько рыбок нас встречает на четвёртой станции. На кого они похожи?  (дети отвечают: на клоунов, на бабочек)

- Правильно, это рыбки-клоуны, и рыбки-бабочки. Они очень хотят нас с вами повеселить. Давайте вместе с ними поплаваем. Повторяйте за мной...

                Рыбки плавали, плескались

                В чистой, тёпленькой воде…

                То сожмутся, разожмутся

                То зароются в песке.

(имитировать движение рыб)

V. Продолжение изучения нового материала

1) Станция «Морские коньки»

- Ребята,  а нас  с вами уже встречают новые морские обитатели. Посмотрите, кто это? (дети отвечают: это морские коньки) Они хотят нам с вами рассказать о физических состояниях воды.

- Все вещества бывают в одном их трёх состояний: в жидком, в твердом, или в газообразном.

Например, твёрдые - это книга, стакан. Даже подушка и мягкие игрушки считаются твёрдыми, потому что они сохраняют форму, куда бы их не положили.

Например, жидкие – это сок, суп, молоко, чай, вода, подсолнечное масло. Они принимают форму сосуда, в котором хранятся.

Например, газообразные – это кислород, которым мы с вами дышим и без которого человек погиб бы. Или горючий газ, который идёт из крана газовой плиты и очень опасен. Или пар, который идёт из носика чайника, когда он кипит.

- Вода может переходить из одного состояния в другое (показать иллюстрацию к изменению физических состояний воды ).

- Вода в твёрдом состоянии - это кусочек льда, или снег. Воду в жидком состоянии мы обычно пьём, а вода в газообразном состоянии – это пар, который мы можем увидеть если довести воду до кипения.

- Если мы возьмём лёд и положим его в кастрюльку, он растает и превратится в воду. Это уже жидкость. Накроем кастрюльку крышкой и подогреем на воде – вода закипит,  жидкость станет  превращаться  в водяной пар. Это уже газ. Снимем крышку и увидим на её внутренней стороне много капель воды – это пар попал на более холодную крышку и превратился обратно в воду. А если снова поставить воду в морозильник, она снова превратится в лёд, то есть в твердое вещество.

- Можете дома с родителями повторить этот опыт.

2) Станция «Медузы» (логическая загадка)

- А нам пора дальше продолжать наше путешествие в царство водяного. Посмотрите, кто нас встречает? Это медузы. Они приготовили для вас логическую задачу. Попробуйте её отгадать.

«Вот девочка поострила платочек и повесила сушить. А мальчик после еды помыл тарелку и поставил её в сушилку. И платочек, и тарелка, были совсем мокрыми, но через некоторое время стали сухими. Куда же исчезла вода?»

(дети высказывают свои предположения)

- Ребята, она испарилась, то есть жидкая вода превратилась в газообразное вещество, которое называется водяным паром. Этот пар улетучился и смешался с окружающим воздухом.

- Теперь, ребята, вы можете догадаться, куда деваются лужи после дождя? Почему летом идёт дождь, а не снег? И почему снежинка растает упав на ладошку?

3)Станция «Морские звёзды»

- Ребята, посмотрите кто нас встречает на следующей станции? (ответы детей: морские звёзды) Они предлагают нам с вами сделать подарок для водяного – картину, которая называется коллаж.

-У меня есть чистый лист бумаги, и много картинок. Из этих картинок нужно выбрать каждому из вас по одной и приклеить на чистый лист. Но ваше картинка должна отражать то, что вы узнали нового из нашего путешествия по волшебной стране «Вода». (вместе с детьми делаем коллаж)

- Ребята, посмотрите, какой замечательный коллаж у нас получился. Я думаю водяному он обязательно понравится.

VI. Подведение итогов занятия. – Станция «Царство водяного».

- Ребята, вот мы с вами и добрались до царства водяного. Посмотрите, какой у нас водяной? Что в нём изменилось? (дети отвечают: он стал золотой, весёлый, у него появилось много друзей. )

- А я хочу проверить насколько вы были внимательны во время нашего путешествия. Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы попробуйте на них ответить.

1 вопрос: Как вы думаете, где можно встретить воду в природе, и в быту? (дети отвечают: в реке, в озере, в море, в ручье, в водопаде, в бассейне, в кране, в стакане, в луже, в дожде, в снеге, в туче, в океане и т.д.) 

2 вопрос: А для чего вода нужна человеку? (дети отвечают: пить, готовить кушать, мыться, пол мыть, посуду мыть, поливать, стирать, и т.д.) Да, для питья, для приготовления пищи, для бытовых нужд.

3 вопрос: А вода нужна только человеку? (дети отвечают: нет, не только).

А кому ещё?  (дети отвечают: растениям, животным, насекомым, овощам, фруктам и т. д.) Правильно, животным и растениям.

4 вопрос: Представьте, что на земле вдруг не осталось бы воды. Что тогда произойдёт? (дети отвечают: всё погибнет, всё умрёт).

- Ребята, вода нужна всем. Без неё и растения, и животные, и люди погибнут. Поэтому воду надо беречь!

- Вам понравилось наше путешествие? А на память о сегодняшней встрече водяной дарит вам вот такие замечательные снежинки. (Раздать снежинки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...