План-конспект НОД по теме "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Направлен на формирование знаний детей о природной стихии «Вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_nod_po_teme_voda.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект НОД
Тема: Вода
Цель: Формирование знаний детей о природной стихии «Вода»
Образовательные задачи:
1) Способствовать формированию у детей знаний о свойствах воды и о её значении в жизни человека.
2) Расширять знания детей об агрегатных состояниях воды.
3) Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
Развивающие задачи:
1) Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов.
2) Способствовать развитию наблюдательности, мышления, воображения и памяти детей.
3) Развивать социальные навыки: учитывать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать бережное отношение к воде.
2) Воспитывать в детях чувство коллективизма и дружбы.
3) Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материалы к занятию: мультимедийный аппарат, экран для мультимедийного аппарата, магнитная доска, магниты, компьютер, видеоролик – песня Водяного из м/ф «Летучий корабль», загадки, сундучок-шкатулка, одноразовые прозрачные стаканы с водой и одноразовые ложечки на каждого ребенка, салфетки, маршрутная карта путешествия, музыка – шум бегущего ручья, графин с водой, стеклянная миска, иллюстрация к логической загадке, иллюстрация к изменениям агрегатного состояния воды, предметная картина «В гостях у водяного» из дидактических материалов Н.Ф.Виноградовой «Придумай и расскажи», ватман для коллажа, клей-карандаш на каждого ребенка, цветные иллюстрации по теме «Вода» для коллажа.
Методы работы:
- наглядный; - словесный;
- объяснение; - частично-поисковый;
- беседа; - обобщающий.
Формы работы:
- фронтальная;
- групповая.
Межпредметная связь:
- Учимся родному языку
- Учимся думать, рассуждать, фантазировать
- Познаем мир
Ход занятия:
I. Организационный момент
1) Подготовка кабинета к занятию:
- разложить каждому ребенку на стол по 1 одноразовому стакану с водой, 1 салфетке и 1 одноразовой ложечке
- вывесить на доске маршрутную карту .
2) Приветствие. Представление. Сообщение темы занятия:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Валерьевна. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие и познакомимся с одной из природных стихий.
II. Вводная беседа
1) Демонстрация видеоролика на мультимедийном аппарате:
- Ребята, поднимите, пожалуйста, свои глазки на экран и посмотрите, что же там интересного…
2) Беседа:
- Ребята, кого вы увидели на экране? (ответы детей: Водяного) А какой Водяной? (ответы детей: Зеленый, в шляпе, поющий, грустный) А почему он грустный, как вы думаете? (ответы детей: У него почти нет друзей)
- Ребята, а давайте во время нашего путешествия поможем Водяному найти друзей? (ответы детей: Да, поможем)
- А путешествовать мы с вами будем по нашей маршрутной карте. Посмотрите, сколько морских обитателей мы повстречаем на своем пути, пока доберемся до царства Водяного и сколько станций нам предстоит пройти! Давайте их вместе посчитаем! (считаем с детьми: 1,2,3,4,5,6,7,8)
3) Тренинговое упражнение на релаксацию:
- Ребята, вы готовы отправиться в волшебное путешествие? (ответы детей: Да) Тогда закрывайте глаза…(включить звуки бегущего ручейка)
- Напряженье улетело, и расслаблено всё тело… Мы головку наклоняем, плечи ниже опускаем… Руки, ноги расслабляем, а животик надуваем… Раз, два, раз, два, просыпаться нам пора!
- Ребята, вот мы и попали с вами в волшебную страну!
III. Изучение нового материала
1) Станция «Рыба-Ёж» (загадки)
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает на первой станции: это рыба. На кого она похожа? (ответы детей: На ежа) Эта рыба называется рыба-ёж.
- Ребята, а вам интересно узнать название страны, по которой мы с вами будем путешествовать? Рыба-ёж поможет нам отгадать название этой волшебной страны. Он предлагает вам отгадать загадки, которые спрятаны у него в сказочном сундучке. За правильно разгаданные загадки он будет давать нам буквы, из которых мы сможем составить название нашей страны.
1 загадка: Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами играя, прохладный… (ручеёк)
Дети получают букву В
2 загадка: А за поворотом, тиха и глубока,
Течёт, качая лодки, широкая… (река)
Дети получают букву О
3 загадка: Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную, грозовую… (тучу)
Дети получают букву Д
4 загадка: Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался… (дождик)
Дети получают букву А
- Ребята, какое слово получилось из букв? (ответы детей: Вода)
- Правильно, наша волшебная страна называется «Вода»
2) Станция «Рыба-Парусник»
- Ребята, а нас встречает следующий морской обитатель – это Рыба-Парусник. Она предлагает нам с вами провести опыты. Для этого она приготовила у каждого из вас на столе стаканчики с водой, ложечки и салфеточки.
1 опыт: И первый опыт, который мы с вами проведем – это определим запах воды. Для этого нам необходимо понюхать воду (дети нюхают воду) Ребята, имеет вода запах? (ответы детей: Нет) Значит какая у нас вода? (ответы детей: Без запаха)
2 опыт: Второй опыт, который мы с вами проведем – это определим цвет воды. Для этого нам необходимо рассмотреть нашу воду (дети рассматривают воду) Ребята, имеет вода цвет? (ответы детей: Нет) Значит какая у нас вода? (ответы детей: Безцветная, прозрачная)
3 опыт: Третий опыт, который мы с вами проведем – это определим вкус воды. Для этого нам необходимо попробовать воду (дети пьют воду) Ребята, имеет вода какой-нибудь вкус? (ответы детей: Нет) Значит какая у нас вода? (ответы детей: Безвкусная)
- Мы с вами выяснили какими свойствами обладает наша вода:
Она без вкуса, запаха и цвета.
И всеми учеными признано это:
С любого грязнули везде и всегда
Смоет всю грязь без следа вода!
3) Станция « Скат» (опыт с формой воды)
- Ребята, посмотрите, кто к нам на встречу выплыл – это плоская рыба, которая называется скат. Она для вас тоже приготовила опыт и новое открытие.
- Отдельные капли воды могут оставаться на твёрдых предметах и сохранять определенную форму, которую мы с вами выясним опытным путём. Возьмите, пожалуйста, ложечку макните её в стаканчик с водой, который стоит у вас на столе и капните на ладошку каплю воды (дети выполняют)
- Какой формы капелька на вашей руке? Квадратная? (дети отвечают: Нет)
Треугольная? (дети отвечают: Нет) А какой она формы? (дети отвечают: закругленная, круглая, овальная)
Вода имеет такую особенность: она принимает форму любого сосуда, в котором находится. Вот, например, если воду налить в тарелку, она примет форму тарелки (продемонстрировать), если налить в графин, она примет форму графина (продемонстрировать) и т. д.
IV. Физминутка – Станция « Рыбы-клоуны и рыбки бабочки»
- Ребята, смотрите сколько рыбок нас встречает на четвёртой станции. На кого они похожи? (дети отвечают: на клоунов, на бабочек)
- Правильно, это рыбки-клоуны, и рыбки-бабочки. Они очень хотят нас с вами повеселить. Давайте вместе с ними поплаваем. Повторяйте за мной...
Рыбки плавали, плескались
В чистой, тёпленькой воде…
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
(имитировать движение рыб)
V. Продолжение изучения нового материала
1) Станция «Морские коньки»
- Ребята, а нас с вами уже встречают новые морские обитатели. Посмотрите, кто это? (дети отвечают: это морские коньки) Они хотят нам с вами рассказать о физических состояниях воды.
- Все вещества бывают в одном их трёх состояний: в жидком, в твердом, или в газообразном.
Например, твёрдые - это книга, стакан. Даже подушка и мягкие игрушки считаются твёрдыми, потому что они сохраняют форму, куда бы их не положили.
Например, жидкие – это сок, суп, молоко, чай, вода, подсолнечное масло. Они принимают форму сосуда, в котором хранятся.
Например, газообразные – это кислород, которым мы с вами дышим и без которого человек погиб бы. Или горючий газ, который идёт из крана газовой плиты и очень опасен. Или пар, который идёт из носика чайника, когда он кипит.
- Вода может переходить из одного состояния в другое (показать иллюстрацию к изменению физических состояний воды ).
- Вода в твёрдом состоянии - это кусочек льда, или снег. Воду в жидком состоянии мы обычно пьём, а вода в газообразном состоянии – это пар, который мы можем увидеть если довести воду до кипения.
- Если мы возьмём лёд и положим его в кастрюльку, он растает и превратится в воду. Это уже жидкость. Накроем кастрюльку крышкой и подогреем на воде – вода закипит, жидкость станет превращаться в водяной пар. Это уже газ. Снимем крышку и увидим на её внутренней стороне много капель воды – это пар попал на более холодную крышку и превратился обратно в воду. А если снова поставить воду в морозильник, она снова превратится в лёд, то есть в твердое вещество.
- Можете дома с родителями повторить этот опыт.
2) Станция «Медузы» (логическая загадка)
- А нам пора дальше продолжать наше путешествие в царство водяного. Посмотрите, кто нас встречает? Это медузы. Они приготовили для вас логическую задачу. Попробуйте её отгадать.
«Вот девочка поострила платочек и повесила сушить. А мальчик после еды помыл тарелку и поставил её в сушилку. И платочек, и тарелка, были совсем мокрыми, но через некоторое время стали сухими. Куда же исчезла вода?»
(дети высказывают свои предположения)
- Ребята, она испарилась, то есть жидкая вода превратилась в газообразное вещество, которое называется водяным паром. Этот пар улетучился и смешался с окружающим воздухом.
- Теперь, ребята, вы можете догадаться, куда деваются лужи после дождя? Почему летом идёт дождь, а не снег? И почему снежинка растает упав на ладошку?
3)Станция «Морские звёзды»
- Ребята, посмотрите кто нас встречает на следующей станции? (ответы детей: морские звёзды) Они предлагают нам с вами сделать подарок для водяного – картину, которая называется коллаж.
-У меня есть чистый лист бумаги, и много картинок. Из этих картинок нужно выбрать каждому из вас по одной и приклеить на чистый лист. Но ваше картинка должна отражать то, что вы узнали нового из нашего путешествия по волшебной стране «Вода». (вместе с детьми делаем коллаж)
- Ребята, посмотрите, какой замечательный коллаж у нас получился. Я думаю водяному он обязательно понравится.
VI. Подведение итогов занятия. – Станция «Царство водяного».
- Ребята, вот мы с вами и добрались до царства водяного. Посмотрите, какой у нас водяной? Что в нём изменилось? (дети отвечают: он стал золотой, весёлый, у него появилось много друзей. )
- А я хочу проверить насколько вы были внимательны во время нашего путешествия. Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы попробуйте на них ответить.
1 вопрос: Как вы думаете, где можно встретить воду в природе, и в быту? (дети отвечают: в реке, в озере, в море, в ручье, в водопаде, в бассейне, в кране, в стакане, в луже, в дожде, в снеге, в туче, в океане и т.д.)
2 вопрос: А для чего вода нужна человеку? (дети отвечают: пить, готовить кушать, мыться, пол мыть, посуду мыть, поливать, стирать, и т.д.) Да, для питья, для приготовления пищи, для бытовых нужд.
3 вопрос: А вода нужна только человеку? (дети отвечают: нет, не только).
А кому ещё? (дети отвечают: растениям, животным, насекомым, овощам, фруктам и т. д.) Правильно, животным и растениям.
4 вопрос: Представьте, что на земле вдруг не осталось бы воды. Что тогда произойдёт? (дети отвечают: всё погибнет, всё умрёт).
- Ребята, вода нужна всем. Без неё и растения, и животные, и люди погибнут. Поэтому воду надо беречь!
- Вам понравилось наше путешествие? А на память о сегодняшней встрече водяной дарит вам вот такие замечательные снежинки. (Раздать снежинки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)
Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель: включить детей в музыкально-театрал...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии
Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...