Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Три тайны воды».
Тип образовательной ситуации: открытие нового знания.
Интеграция образовательных областей:
ü познавательное развитие;
ü социально-коммуникативное развитие;
ü речевое развитие.
Автор разработки
Евдокимова Анна Михайловна,
воспитатель старшей группы №10 «Винни Пух».
г.Ярославль, 2017год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_os_tri_sostoyaniya_vody_mdou_detskiy_sad_no_47_g._yaroslavl_evdokimova_a.m.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47» г. Ярославля
Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Три тайны воды».
Тип образовательной ситуации: открытие нового знания.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие.
Автор разработки
Евдокимова Анна Михайловна,
воспитатель старшей группы №10 «Винни Пух».
г.Ярославль, 2017год.
Цель: формирование представлений о трех состояниях воды.
Детская цель: Помочь Профессору Ивану Ивановичу узнать о трех тайнах воды .
Задачи.
Обучающие.
- Познакомить с понятием «состояния» воды - жидкое, твердое, газообразное.
- Закрепить представления о свойствах воды.
- Расширить знания о воде.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции и психические процессы:
- анализ (действий регулировщика);
- сравнение (при сопоставлении сигналов регулировщика и сигналов светофора);
- обобщение (при введении понятия «сигналы регулировщика»),
- внимание (при организации своих действий после показа действий регулировщиком).
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные умения (при совместной работе.).
- Развивать любознательность, активность детей,
эмоциональность, отзывчивость.
способность управлять своим поведением
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Глобус;
Картинки с изображением пейзажей;
Опорные картинки;
Вода, лед; термос с горячей водой;
Раздаточный материал:
Емкости для проведения опытов;
Масло растительное;
Сахар, соль, сок, молоко.
Пуговицы;
Песок речной;
Воронки для фильтрации, вата;
Белые халаты;
Схемы, стекло, зеркало;
Предварительная работа с детьми:
Чтение о свойствах воды. Какая бывает вода (питьевая, морская), кто живет в воде.
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации - узнать о просьбе Профессора Ивана Ивановича. (Хочу – могу – надо.)
Требования:
* ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
*обращение к личному опыту детей,
*создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
Дети входят в группу.
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Подойдите к ним и поздоровайтесь.
Дети здороваются с гостями.
Педагог: Ребята, сегодня, придя в детский сад, я обнаружила в группе письмо, адресованное ребятам 10 группы. Вы хотите узнать от кого оно, и что там написано. (Да, очень хотим).
Педагог читает письмо от профессора Ивана Ивановича, в котором он рассказывает, что ему нужно разгадать три тайны воды, но в данное время он должен быть на конференции всех ученых мира и у него совсем нет времени разгадать эту загадку. Ему срочно нужны ассистенты в его лабораторию, там он оставил им все необходимые инструменты для опытов.
Педагог: Ребята, что же делать? Как быть? (Надо срочно помочь Профессору)
-А вы действительно хотите помочь Ивану Ивановичу? (Да, хотим!)
- Что для этого нам нужно сделать? (Разгадать три тайны воды)
П: Вы сможете это сделать? (Да, сможем.)
П: А почему Вы решили, что вы справитесь. (Потому что нас много, мы много знаем о воде, мы уже работали в лаборатории, и знаем, как проводить опыты).
П: Ребята а как вы думаете для чего нужна вода? (Да, чтобы пить, умываться)
Игра «Расскажи о воде»
Дети встают в круг. Передают по кругу стакан с водой и говорят, кому она нужна.
- А для чего она нужна людям? (стирать, пить, мыться)
- Какую воду можно пить, а какую нельзя? (можно пить чистую, пресную).
- Молодцы!
- Представьте, что на планете не осталось ни одной капельки воды. Что может произойти? (все погибнет)
- Почему? (воды не будет, пить будет нечего, животные, и все погибнут).
-А ведь было время, когда на земле не было воды. Это было много миллионов лет назад. Земля стала постепенно остывать, потому что из плотных облаков полил дождь. Он лил долгие годы, и земля покрылась водой. В этой воде и зародилась жизнь. Сначала бактерии, водоросли, потом и другие животные.
-Посмотрите, что это у меня? (это глобус, земля).
-Правильно, это глобус, макет нашей Земли.
-Какой видят космонавты нашу планету из космоса? (голубой, синей).
-Почему она голубая? (Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет).
- Ребята, а вы хотите узнать о воде еще что-то? (да, хотим).
Да, действительно. Ребята вы такие умные и очень много знаете о воде, я уверена, что вы сможете помочь Профессору Ивану Ивановичу. Но как же нам попасть в его лабораторию? Кажется, в письме есть еще что-то, да это же схема – карта, которая поможет нам найти это удивительное место.
Надо выполнить разные задания. И тогда мы попадем в лабораторию.
-Вы сможете это сделать? (да, сможем).
-Что для этого надо сделать? (надо выполнить все задания)
2. Актуализация знаний.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
*актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
Дети вместе с педагогом идут по схеме.
-Куда сначала надо идти? (где табличка с цифрой 1, она первая в схеме)
-Вы нашли? (да).
Игра «Где капелька»
Задачи:
Актуализировать знания о явлениях природы, где есть вода.
Индивидуальная работа, дети составляют пазлы.
-Молодцы справились. Надо идти дальше.
-Что у нас по схеме дальше? (цифра 2).
Дети находят картинку с изображением цифры 2.
Игра «Кому нужна вода»
Задачи:
Актуализировать знания о значении воды.
На мольберте картинка - схема.
Дети отвечают, кому нужна вода.
- Молодцы, а дальше что по схеме? (цифра 3)
Игра «Правила пользования водой».
Задачи:
Повторить правила пользования водой
На мольберте картинки. Дети берут картинку и отвечают.
Надо закрывать кран с водой;
Не пускать воду сильной струей;
Набирать воду столько, сколько необходимо;
Не засорять водоем.
- Какой знак следующий? (цифра 4).
Игра «Назови свойства воды»
Задачи:
Актуализировать знания о свойствах воды.
На мольберте картинки со свойствами воды.
Дети называют и объясняют данные свойства.
3.Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
*создание ситуации затруднения;
*фиксация в речи причины затруднения.
-Ребята, вы выполнил все задания по карте. Молодцы! Вот мы и пришли в лабораторию. Наденьте белые халаты, как настоящие лаборанты.
Ребята надевают халаты и проходят в лабораторию.
На столе профессора Ивана Ивановича стоит блюдце, на котором лежит лед. Рядом стоит термос горячей с водой.
- Ребята, наверно, именно эти предметы нам оставил профессор, но что это? (лед, чайник).
- Ребята, вы знаете, что делать с этими предметами, какие опыты можно с ними провести? (Ответы детей)
П: Ребята, я вижу, что у вы затрудняетесь мне ответить.
П: Что вам нужно было сделать в лаборатории ? (Нам нужно было помочь профессору разгадать три тайны воды).
П: Почему у вас не получается? В чем дело? (Мы не знаем, что нужно делать, какие опыты нужно провести с теми предметами, которые нам оставил Иван Иванович).
П: Значит, у вас возникло затруднение? (Да.)
П: Что же нам надо сделать, если возникло затруднение? (Надо спросить у того, кто знает. Спросить у взрослого, у воспитателя.)
П: Ребята, я помогу вам. Есть одно слово, которое объединяет эти предметы - лед и термос. Кто знает? (Дети затрудняются в ответах, но если и догадались, эти ответы нужно доказать научно, проведя опыты)
-Чтобы узнать, надо провести опыты.
4. Открытие нового знания
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
*организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
*фиксация нового знания в речи и знаково;
*создание ситуации успеха.
Дети присаживаются на стулья и помогают педагогу проводить опыты.
Опыт 1.
- Из чего состоит лед? (из сосульки).
-Давайте проверим. Возьмите лед в ладошку и посмотрим, что же произойдет (лед растаял и стал водой).
Опыт 2.
-Обратите внимание на пар, который идет из термоса.
Педагог держит над паром стекло, на стекле появляются капельки.
Дети по очереди трогают пальчиком капельки на стекле.
- Ребята, вы догадались что это? (Это вода)
-Значит пар – это вода? (Да).
-Так какое слово их объединяет? (Вода).
-Молодцы! Пар и лед это вода.
На мольберте три карточки состояния воды: жидкая, твердая, газообразная.
Педагог: Мы с вами провели опыты и что же вы узнали?
(Вода была лед, а потом растаяла в руке).
(Вода кипела, получился пар).
Дети выставляют карточки с обозначением состояний воды «жидкое», «твердое», «газообразное».
Вы молодцы! Вода имеет три состояния: твердая, жидкая, газообразная - вот они три тайны воды, которые хотел разгадать Профессор.
5.Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Требования:
*Соответствие используемых игр цели занятия.
*Индивидуальные затруднения в играх.
*Ситуация успеха в совместной игре.
Педагог: Ребята, а вы хотите, еще провести опыты с водой? (Да, хотим)
Опыт
Задачи:
Создавать условия для развития исследовательских умений детей;
У каждого ребенка стакан с водой, с молоком, пуговицы.
-Ребята, бросьте в каждый стакан по одной пуговице.
- А теперь посмотрите, в каком стакане видна пуговица? (видно, где вода).
- А почему? (Вода прозрачная, а в молоке не видно, оно белое).
-Молодцы! Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт
На столе сахарный песок, речной песок, подсолнечное масло.
Дети по одной ложечке добавляют в стаканы.
- Давайте посмотрим что получилось.
(Вода, где сахарный песок прозрачная, а где речной песок мутная, а масло вверху плавает).
- Молодцы! Сахарный песок растворился и вода прозрачная. Речной песок не растворяется и масло не растворяется.
Опыт
На столе воронка с ватой.
- А если пропустить через воронку с ватой? Хотите попробовать?
(да, хотим). Дети наливают через воронку воду с сахарным песком, а затем с речным песком и маслом.
После фильтрации вата грязная.
-Почему вата стала грязная? (Потому что вода грязная).
- Грязь осталась на вате.
-Да, вода была грязная, а после фильтрации стала чистая, грязь остается на фильтре.
- Молодцы, вы хорошо потрудились. И все результаты наших опытов мы передадим профессору Ивану Ивановичу, когда он вернется. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Дети снимают халаты, проходят на ковер и встают полукругом.
6. Итог.
Цель: Организация рефлексии и самооценки своей деятельности, фиксирование детьми достижения «детской» цели: помогли Профессору Ивану Ивановичу разгадать три тайны воды.
Требования:
* организация анализа детской цели;
* определение выполнения взрослой цели.
-Педагог: Ну вот, ребята, мы и вернулись в наш детский сад. Где вы сегодня были? (мы были в лаборатории, проводили опыты).
П: Почему вы отправились в лабораторию? (Мы хотели помочь Профессору)
П: У вас получилось помочь? (Да).
П: Что же, вы узнали нового? (Мы узнали, что вода бывает в трех состояниях твердая, прозрачная и газообразная).
П: - Молодцы! Сегодня мы с вами выполнили просьбу Профессора, разгадали три тайны воды! Вы настоящие юные ученые! У вас все получилось, потому что вы работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Вы настоящая команда! Я горжусь вами! А теперь скажите гостям «До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"
В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....
НОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в королевство Воды».
Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Задачи проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; во...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе
В процессе этого занятия у детей формируются: представления о климатических условиях Крайнего Севера, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; умения строить предполож...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что необходимо растениям для роста и развития»
Основной целью данного конспекта является: расширять представления детей об условиях,необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Формировать представления детей о характерны...
ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности и в старшей группе "Расскажи Незнайке о комнатных растениях"
Задачи:- Расширить знания детей о комнатных растениях;- Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок), используя модели, и путем сравнения его с другими объектами наблюден...
Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»
Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...
Конспект открытого занятия по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе. Воспитатель: Лапина Л.В
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека её свойствах и состояниях....