Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Евдокимова Анна Михайловна

Тема: «Три тайны воды».

Тип образовательной  ситуации: открытие нового знания.

 

Интеграция образовательных областей:

 

ü познавательное развитие;

ü социально-коммуникативное развитие;

ü речевое развитие.

 

 

 

Автор разработки

Евдокимова Анна Михайловна,

воспитатель старшей группы №10 «Винни Пух».

 

 

 

г.Ярославль,  2017год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47» г. Ярославля

Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Три тайны воды».

Тип образовательной  ситуации: открытие нового знания.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие.

Автор разработки

Евдокимова Анна Михайловна,

воспитатель старшей группы №10 «Винни Пух».

г.Ярославль,  2017год.

Цель: формирование представлений о трех состояниях воды.

Детская цель: Помочь Профессору  Ивану Ивановичу узнать о трех тайнах воды .

 

Задачи.

Обучающие. 

  1. Познакомить с понятием «состояния» воды - жидкое, твердое, газообразное. 
  2. Закрепить представления о свойствах воды.
  3. Расширить знания о воде.

 Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции и психические процессы:

- анализ  (действий регулировщика);

- сравнение (при сопоставлении сигналов регулировщика и сигналов светофора);

- обобщение (при введении понятия «сигналы регулировщика»),

- внимание (при организации своих действий после показа действий регулировщиком).

Воспитательные:

  1. Развивать коммуникативные умения (при совместной работе.).
  2. Развивать любознательность, активность детей,

эмоциональность, отзывчивость.

способность управлять своим поведением

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Глобус;

Картинки с изображением пейзажей;

Опорные картинки;

Вода, лед; термос с горячей водой;

Раздаточный материал:

Емкости для проведения  опытов;

Масло растительное;

Сахар, соль,  сок, молоко.

Пуговицы;

Песок речной;

Воронки для фильтрации, вата;

Белые халаты;

Схемы, стекло, зеркало;

Предварительная работа с детьми: 

Чтение о свойствах воды. Какая бывает вода (питьевая, морская), кто живет в воде.

1.Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации - узнать о просьбе Профессора Ивана Ивановича. (Хочу – могу – надо.)

Требования:

 * ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

 *обращение к личному опыту детей,

 *создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности  включения в деятельность.

Дети входят в группу.

Педагог:  Ребята, посмотрите, сколько  у нас гостей. Подойдите к ним и поздоровайтесь.

 Дети здороваются с гостями.

Педагог: Ребята, сегодня, придя в детский сад, я обнаружила  в группе письмо, адресованное ребятам 10 группы. Вы хотите узнать от кого оно, и что там написано. (Да, очень хотим).

Педагог читает письмо от профессора Ивана Ивановича, в котором он рассказывает, что ему нужно разгадать  три тайны воды, но в данное время он должен быть на конференции  всех ученых мира и у него совсем нет времени разгадать эту загадку. Ему срочно нужны ассистенты в его лабораторию, там он оставил им все необходимые инструменты для опытов.

Педагог: Ребята, что же делать? Как быть? (Надо срочно помочь Профессору) 

-А вы действительно хотите помочь Ивану Ивановичу? (Да, хотим!)

- Что для этого нам нужно сделать? (Разгадать три тайны воды)

П: Вы сможете это сделать? (Да, сможем.)

П: А почему Вы решили, что вы справитесь. (Потому что нас много, мы много знаем о воде, мы уже работали в лаборатории, и знаем, как проводить опыты).

П: Ребята а как вы думаете для чего нужна вода?  (Да, чтобы пить, умываться)

Игра «Расскажи о воде»

Дети встают в круг. Передают по кругу  стакан с водой и говорят,  кому она нужна.

- А для чего она нужна людям? (стирать, пить, мыться)

- Какую воду можно пить, а какую нельзя?  (можно пить чистую, пресную).

- Молодцы!

- Представьте, что на планете не осталось ни одной капельки воды. Что может произойти? (все погибнет)

- Почему? (воды не будет, пить будет нечего, животные,  и все погибнут).

-А ведь было время, когда на земле не было воды.  Это было много миллионов лет назад.  Земля стала постепенно остывать, потому что из плотных облаков полил дождь. Он лил долгие  годы,  и земля  покрылась водой. В этой воде и зародилась жизнь. Сначала бактерии, водоросли, потом и другие животные.

-Посмотрите, что это у меня? (это глобус, земля).

-Правильно, это глобус, макет нашей Земли.

-Какой видят космонавты нашу планету из космоса? (голубой, синей).

-Почему она  голубая?  (Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет).

- Ребята, а вы хотите узнать о воде еще что-то? (да, хотим).

Да, действительно.  Ребята вы такие умные и очень много знаете о воде, я уверена, что вы сможете помочь Профессору Ивану Ивановичу. Но как же нам попасть в его лабораторию? Кажется, в письме есть еще что-то, да это же схема – карта, которая поможет  нам найти это удивительное место.

 Надо выполнить разные задания.  И тогда мы попадем в лабораторию.

-Вы сможете это сделать? (да, сможем).

-Что для этого надо сделать?  (надо выполнить все задания)

2. Актуализация знаний.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

*актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;

Дети вместе с педагогом  идут по схеме.

-Куда сначала надо идти? (где табличка с цифрой 1, она первая в схеме)

-Вы нашли?  (да).

Игра «Где капелька»

Задачи:

Актуализировать знания о явлениях природы, где есть вода.

Индивидуальная работа, дети составляют пазлы. 

-Молодцы справились.  Надо идти дальше.

-Что у нас по схеме дальше? (цифра 2).

  Дети находят картинку с изображением цифры 2.

Игра «Кому нужна вода»

Задачи:

Актуализировать знания о значении воды.

На мольберте  картинка - схема.

 Дети отвечают,  кому нужна вода.

- Молодцы, а дальше  что по схеме?  (цифра 3)

Игра «Правила пользования водой».

Задачи:

Повторить правила пользования водой

На мольберте картинки. Дети берут картинку  и отвечают.

Надо закрывать кран с водой;

Не пускать воду сильной струей;

Набирать воду столько, сколько необходимо;

Не засорять водоем.

- Какой знак следующий?   (цифра 4).

Игра «Назови свойства воды»

Задачи:

Актуализировать знания о свойствах воды.

На мольберте  картинки со свойствами воды.

 Дети называют и объясняют данные свойства.

3.Затруднения в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования к организации этапа:

*создание ситуации затруднения;

*фиксация в речи причины затруднения. 

-Ребята, вы выполнил все задания по карте. Молодцы! Вот мы и  пришли в лабораторию. Наденьте белые халаты, как настоящие лаборанты.

Ребята надевают халаты и проходят в лабораторию.

На столе профессора Ивана  Ивановича стоит блюдце, на котором лежит лед. Рядом   стоит термос горячей с водой.

- Ребята, наверно, именно эти предметы нам оставил профессор, но что это? (лед, чайник).

- Ребята, вы знаете, что делать с этими предметами, какие опыты можно с ними провести? (Ответы детей)

П: Ребята, я вижу, что у вы затрудняетесь мне ответить.

П: Что вам  нужно было сделать в лаборатории ? (Нам нужно было помочь профессору разгадать три тайны воды).

П: Почему у вас не получается? В чем дело? (Мы не знаем, что нужно делать, какие опыты нужно провести с теми предметами, которые нам оставил Иван Иванович).

П: Значит, у вас  возникло затруднение? (Да.)

П: Что же нам надо сделать, если возникло затруднение? (Надо спросить у того, кто знает. Спросить у взрослого, у воспитателя.)

П: Ребята, я помогу вам. Есть одно слово, которое  объединяет эти предметы - лед и термос. Кто знает? (Дети затрудняются в ответах, но если и догадались, эти ответы нужно доказать научно, проведя опыты)

-Чтобы узнать,  надо провести опыты.

4. Открытие нового знания

 Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

   *организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

   *фиксация нового знания в речи и знаково;

   *создание ситуации успеха.

Дети присаживаются на стулья и помогают педагогу проводить опыты.

Опыт 1.

- Из чего состоит лед? (из сосульки).

-Давайте проверим. Возьмите лед в ладошку и посмотрим, что же произойдет   (лед растаял и стал водой).

Опыт 2.

-Обратите внимание  на пар, который идет из термоса.

Педагог   держит над  паром стекло, на стекле  появляются капельки.

 Дети по очереди  трогают пальчиком капельки на стекле.

- Ребята, вы догадались что это?   (Это вода)

-Значит пар – это вода?   (Да).

-Так какое слово их объединяет?  (Вода).

-Молодцы! Пар и лед это вода.

На мольберте  три карточки  состояния воды: жидкая, твердая, газообразная.

Педагог:  Мы с вами провели опыты и что же вы узнали?

(Вода была лед, а потом растаяла в руке).

(Вода кипела, получился пар).

Дети выставляют карточки с обозначением состояний воды  «жидкое», «твердое», «газообразное».

Вы молодцы! Вода имеет три состояния: твердая, жидкая, газообразная  - вот они три тайны воды, которые хотел разгадать Профессор.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Цель:    Требования:

*Соответствие используемых игр цели занятия.

*Индивидуальные затруднения в играх.

*Ситуация успеха в совместной игре.

Педагог:  Ребята,  а вы хотите, еще провести опыты с водой? (Да, хотим)

Опыт

Задачи:

Создавать условия для развития исследовательских умений детей;

У каждого ребенка стакан с водой, с молоком, пуговицы.

-Ребята, бросьте в каждый стакан  по одной пуговице.

- А теперь посмотрите, в каком стакане видна пуговица? (видно,  где вода).

- А почему?  (Вода  прозрачная,  а в молоке не видно, оно белое).

-Молодцы! Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт

На столе сахарный песок, речной песок, подсолнечное масло.

Дети по одной ложечке добавляют в стаканы.

- Давайте посмотрим что получилось.

(Вода,  где сахарный  песок прозрачная, а где речной песок мутная, а масло  вверху плавает).

- Молодцы!  Сахарный песок растворился и вода прозрачная. Речной песок не растворяется и масло не растворяется.

Опыт

На столе воронка с ватой.

- А если пропустить через воронку с ватой?  Хотите попробовать?  

 (да, хотим).    Дети наливают через воронку воду с сахарным песком, а затем с речным песком и маслом.

После фильтрации вата грязная.

-Почему вата стала грязная?  (Потому что вода грязная).

- Грязь осталась на вате.

-Да, вода была грязная, а после фильтрации стала чистая, грязь остается на фильтре.

- Молодцы, вы хорошо потрудились. И все результаты наших опытов мы передадим профессору Ивану Ивановичу, когда он вернется.  А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Дети снимают халаты, проходят на ковер и встают полукругом.

6. Итог.

Цель: Организация рефлексии и самооценки своей деятельности, фиксирование детьми достижения «детской» цели: помогли Профессору Ивану Ивановичу разгадать три тайны воды.

Требования:

* организация анализа детской цели;

* определение выполнения взрослой цели.

-Педагог: Ну вот, ребята, мы и вернулись в наш детский сад. Где вы сегодня были?  (мы были в лаборатории, проводили опыты).

П: Почему вы отправились в лабораторию? (Мы хотели помочь Профессору)

П: У вас получилось помочь? (Да).

П: Что же,  вы узнали нового?  (Мы узнали, что вода  бывает  в трех состояниях твердая, прозрачная и газообразная).

П: - Молодцы! Сегодня мы с вами выполнили просьбу Профессора, разгадали три тайны воды! Вы настоящие юные ученые! У вас все получилось, потому что вы работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Вы настоящая команда! Я горжусь вами! А теперь скажите гостям «До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....

НОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в королевство Воды».

Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде.  Задачи проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе

В процессе этого занятия у детей формируются: представления о климатических условиях Крайнего Севера, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; умения строить предполож...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Основной целью данного конспекта является: расширять представления детей об условиях,необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Формировать представления детей о характерны...

ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности и в старшей группе "Расскажи Незнайке о комнатных растениях"

Задачи:- Расширить знания детей о комнатных растениях;- Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок), используя модели, и путем сравнения его с другими объектами наблюден...

Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»

Конспект ОД  по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...

Конспект открытого занятия по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе. Воспитатель: Лапина Л.В

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека её свойствах и состояниях....