Проект "Мы -помощники"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Мы живем в государстве, где труд человека является главной связью людей в обществе. И в то же время мы все больше осознаем, что трудовому воспитанию наших детей и особенно детей дошкольного возраста мы уделяем все меньше и меньше внимания. Почему это так происходит?
Опыт актуален, так как мы наблюдаем снижение интереса детей к труду. Наш современный ребенок уже привык, что все за него сделают взрослые. Отсюда вытекает вторая проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а следовательно, и низкий уровень сформированности трудовых умений к концу дошкольного возраста. Чаще всего мы, взрослые, сами не обогащаем знания детей о труде взрослых, а на их вопросы «Где ты работаешь?», «Чем занимаешься?» говорим: «Отстань, подрастешь, поймешь».
Следующая проблема заключается в том, что в практике семейного и общественного воспитания преобладает авторитарная модель трудовой деятельности, когда чрезмерная регламентация действий ребенка, угроза наказания трудом, неудовольствия взрослого неумением ребенка приводит к нежеланию детей трудиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_mladshey_gruppe.docx | 26.91 КБ |
буклет к проекту | 55.1 КБ |
Конспект к проекту "Как я помогаю родителям" | 12.87 КБ |
конспект "Труд родителей дома" | 14.38 КБ |
Конспект "Наблюдение за мытьем посуды" | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «МЫ ПОМОЩНИКИ»
Актуальность темы:
Мы живем в государстве, где труд человека является главной связью людей в обществе. И в то же время мы все больше осознаем, что трудовому воспитанию наших детей и особенно детей дошкольного возраста мы уделяем все меньше и меньше внимания. Почему это так происходит?
Опыт актуален, так как мы наблюдаем снижение интереса детей к труду. Наш современный ребенок уже привык, что все за него сделают взрослые. Отсюда вытекает вторая проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а следовательно, и низкий уровень сформированности трудовых умений к концу дошкольного возраста. Чаще всего мы, взрослые, сами не обогащаем знания детей о труде взрослых, а на их вопросы «Где ты работаешь?», «Чем занимаешься?» говорим: «Отстань, подрастешь, поймешь».
Следующая проблема заключается в том, что в практике семейного и общественного воспитания преобладает авторитарная модель трудовой деятельности, когда чрезмерная регламентация действий ребенка, угроза наказания трудом, неудовольствия взрослого неумением ребенка приводит к нежеланию детей трудиться.
Тема проекта: Мы - помощники
Автор-руководитель: Сумерина Е.Н.
Специалисты по музыке, изодеятельности.
Проблема: В ходе бесед с детьми выяснилось, что дети не знают, чем занимаются родители дома, какие домашние дела делают. Дети путают трудовые и нетрудовые действия.
Цель проекта:
Дать представлений о труде родителей дома .
.
Задачи проекта:
Образовательные
Расширять знания детей о труде взрослых дома
Прививать элементарные навыки трудолюбия
.
Развивающие
Развитие элементарных трудовых умений
Развивать любознательность, познавательный интерес ,мелкую моторику
Воспитательные
Воспитывать уважение к труду взрослых, поддерживать желание помогать родителям, пожилым людям дома
Направления проектной деятельности:
Информационный блок:
Переработка теоретических материалов,
Технологический блок:
Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
Организационный блок:
Создание предметно – развивающей среды (трудовой уголок, тематический альбом «Домашние дела» и фотоальбом «Чем могу помогу»)
Вид проекта: информационно - практический, познавательный, групповой.
Участники: дети младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы,.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).
Образовательная деятельность: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-творческое развитие.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, , игровая деятельность, , занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1.Программа 2 младшей группы
2. Крулех М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. СПб., 2002.
3. Крулех М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста / Под ред. Т.И. Бабаевой. Л., 1987.
4..Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с
5. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М: Просвещение,1988.-133 с.
6.интернет ресурсы.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор художественной литературы,
- подбор произведений русского народного творчества о труде,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка разного вида бросового материала для детских работ.
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, фотографий, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты)
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Как я помогаю дома», «Беседа о домашнем труде родителей »
Оформление тематического альбома “Домашние дела», фотоальбома «Чем могу помогу »
Оформление дидактических игр, упражнений :
«Трудовые - не трудовые действия» , « Домашние помощники» (бытовая техника)
“ Фотовыставка «Мы помощники!» (совместно с родителями)
Чтение стихов А.Барто, Михалкова, Заходера, Чуковского, русских народных сказок (Зимовье зверей, Репка, Теремок, Жихарка,) украинской народной сказки Колосок, сказок народов мира- Про ленивую Бручолину, «Сказка о непослушных ручках и ножках.»
Рассматривание иллюстративного материала .
Экскурсия по группе (кухня няни) - занятие «Наблюдение за трудом няни -мытье посуды»
Наблюдение за действиями воспитателя-мытье кукольной посуды. Оказание разовой помощи воспитателю при хозяйственно-бытовом труде
Организация сюжетно-ролевых игр Семья, Больница, Баня-прачечная, Магазин, Автобус, Строители.
Просмотр мультфильма «Колосок» , «Маша больше не лентяйка».
Совместная изобразительная деятельность-рисование, аппликация, лепка, изготовление поделки: рисование «Раскрасим и подарим бабушке и дедушке картинку», «испечем мамочке и папочке вкусные прянички»
Разучивание стихов , песен о помощи родителям, о труде
Труд в природе - совместно с воспитателем почистить от снега площадку-помощь дворнику.
Оформление информационного стенда для родителей« Как воспитать в ребенке помощника », «Примерный перечень домашних дел по возрастам», «Научите малыша трудиться», Буклет «Растим помощника»
.III. Презентационно - завершающий
Занятие «Как я помогаю родителям дома»
.Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа о труде родителей дома с просмотром тематического альбома «Труд родителей дома»
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом будет оформление тематичекого и фотоальбома о труде взрослых дома и как дети помогают родителям дома. А также оформление трудового уголка в группе.
- Освоение доступных знаний о труде взрослых дома.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к родителям, пожилым людям, работникам детского сада оказание им посильной помощи, поддерживать желание сделать им приятное доброе дело
Методы проекта:
- Наблюдение,
- совместные сюжетно-ролевые игры,
- дидактические игры и упражнения.
- познавательные игровые занятия,
- беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
-Данный проект был апробирован в детском саду «Радуга» в 2016-2017 учебном году с детьми младшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
-В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
-помогла раскрыть творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.
-Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился
- по наблюдениям воспитателя-анализ результатов усвоения знаний по трудовому воспитанию показал, что знания детей расширились
- повышение активности родителей в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании проектов по нравственно – трудовому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
- 1 блок «Детский сад – мой второй дом» -о труде работников детского сада(средняя группа)
- 2 блок «Люди труда земли ненецкой»-о промыслах ненецкого народа (старшая группа)
- 3 блок «О трудовых подвигах России»- (подготовительная к школе группа)
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой младшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, испытывать гордость и уважение за своих родителей, научит детей с элементарными трудовыми умениями и навыками и бережно относиться к результатам труда взрослых и своих сверстниках.
Предварительный просмотр:
РАСТИМ ПОМОЩНИКА.
Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей. Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» — кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому. Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек — от этого не пострадал еще ни один ребенок!
Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?
Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.
Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.
Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.
Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.
«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять.
Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому — пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.
Примерный перечень домашних обязанностей по возрастам
2-4 года
Убирать игрушки
Относить посуду в раковину после еды
Убирать грязную одежду в корзину
Вытирать тряпкой пролитую жидкость
Ставить обувь в шкафчик
Поливать цветы
4-6 лет
Все обязанности для 2-4 леток
Застилать кровать
Загружать грязное белье и развешивать чистое
Складывать одежду
Выносить мусор
Протирать пыль
Помогать мыть посуду
Кормить домашних животных
6-8 лет
Все обязанности, перечисленные выше
Накрывать на стол
Мыть посуду самостоятельно
Раскладывать постиранные вещи по местам
Подметать\пылесосить
Забирать почту из почтового ящика
Готовить несложные блюда
Ходить в магазин и класть покупки на место
Мыть машину\велосипед и т.д.
Полностью ухаживать за домашними питомцами, включая выгул собак.
Подготовила: Сумерина Е.Н
2017 г
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КАК Я ПОМОГАЮ РОДИТЕЛЯМ ДОМА
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»,»Художественно-творческое развитие»
ЦЕЛЬ:
Дать элементарные знания о домашних делах дома.
ЗАДАЧИ:
-Продолжать учить детей делится своими впечатлениями, составляя с помощью воспитателя связный рассказ, закрепить знания о трудовых и нетрудовых действиях.
-Продолжать развивать связную речь детей, пополнять словарный запас детей новыми фразами, словами и активизировать их в речи. Развивать мелкую моторику пальчиков при лепке.
-Воспитывать уважение к труду родителей, поддерживать желание им помочь дома и сделать им приятное.
Материалы: Картинки сюжетные (трудятся, отдыхают), пластилин, мольберт, досочки, тарелочка- подносик для готовых работ.
Ход:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игровое упражнение «Трудится-Отдыхает» с картинками.
На столе лежат картинки, перевернутые другой стороной. Воспитатель называет детей и они выходят ,берут карточку, показывают детям и говорят, что изображено.Все дети решают, на этой картинке трудятся или отдыхают люди.
-Мы с вами сейчас выяснили, что значит, если человек трудится и отдыхает. А скажите мне пожалуйста, а ваши родители после работы что делают дома?
Дети отвечают
-Совершенно верно, они делают домашние дела. Давайте их перечислим.
Дети называют
-А как вы помогаете родителям дома?
Дети рассказывают
-Какие Вы молодцы! Очень хорошо, что вы умеете помогать своим родителям. Бережете их. Ведь когда все вместе делают работу, быстрее ее можно закончить. Все вместе можно помыть посуду и всеми вместе можно приготовить обед или ужин. А сейчас я предлагаю вам слепить для своих мам и пап вкусные прянички.
Лепка «Испечем мамочке-папочке вкусные прянички»
После лепки воспитатель предлагает детям сложить прянички на подносик и спеть песенку-игру «Я пеку, пеку, пеку»
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: Беседа о домашнем труде родителей
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»,
Цель: Дать первичные представления о домашних делах родителей дома
Задачи:
-Закрепить представление детей о домашнем труде (труд для себя и семьи), познакомить с некоторыми предметами-помощниками в домашнем труде, закрепить знания о трудовых и нетрудовых действиях.
-Развитие элементарных трудовых умений, любознательности, расширение кругозора детей, словарного запаса.
-Нацелить детей на посильную помощь дома, воспитывать уважение к своему и чужому труду
Материалы:
Картинки с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники, а также других предметов и объектов. Сюжетные картинки с изображением разных домашних дел
Ход занятия: Воспитатель говорит детям, что пока дети проводят свой день в детском саду, их родители работают на своих работах и рассказывает о том, что все родители после своего трудового дня пришли домой и начали выполнять домашние дела.
-Что же это за труд дома (домашний труд, дела)?
Интересуется у детей, трудятся ли дома их родители после работы. Педагог спрашивает какие действия можно отнести к домашнему труду, и тут же обобщает ответы: «Взрослые люди ходят на работу, где у них много разных дел. На работе они обычно устают. После работы все спешат домой. Всем хочется отдохнуть после рабочего дня. Но не тут-то было! Дома наших близких ждут домашние дела.
А какие домашние дела ждут родителей дома?
Дети отвечают, а педагог выкладывает соответствующую картинку на мольберт
Вы много перечислили домашних дел (приготовление пищи, уборка помещений, стирка, глажка, мытье посуды и т. п.). Но есть еще домашние дела, которые вы не назвали». (Перечисление домашних дел, связанных с особенностями места проживания: надо принести воды, нарубить дров, покормить домашних животных и т. п.)
Педагог удивляется, как же взрослые успевают все это делать. Когда же они отдыхают? Если все домашние дела в семье делает один человек, то тогда ему отдыхать некогда, он очень устает. Поэтому их надо распределять между всеми членами семьи. Педагог предлагает детям подумать над этим и распределить домашние дела между членами условной семьи (мама, папа, дети). Дети распределяют домашние дела, педагог помогает им в этом и подводит итог: «Как хорошо вы распределили все домашние дела и про себя не забыли, ведь вместе это можно сделать быстро, и останется время на отдых!»
Педагог говорит о том, что в домашних делах помогают предметы помощники, предлагает детям выбрать их среди других предметов.
Проводится игровое упражнение «Домашние помощники».
Педагог предлагает детям подойти к коробке с картинками, выбрать картинки с изображением предметов-помощников в домашнем труде и сложить их на стол воспитателя. Затем воспитатель с детьми рассматривают отобранные картинки, обсуждая при этом целевое назначение и функцию предмета.
Педагог делает вывод: «Профессии у людей бывают разные, а вот домашние дела людей похожи. И продавец магазина, и повар, воспитатель и няня, врач и водитель и многие другие, приходя домой, занимаются одними и теми же домашними делами. (Они снова перечисляются.) Их надо распределять между всеми членами семьи. В домашних делах большую помощь оказывают и предметы-помощники ».
Педагог дает детям задание выбрать себе домашнее дело (если его нет) и рассказать о нем в группе. Домашний труд каждого ребенка будет заноситься в фотоальбом «Чем смогу помогу».
Предварительный просмотр:
Тема: «Наблюдение мытья посуды за помощником воспитателя»
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Познакомить детей с трудом помощника воспитателя(мытье посуды)
Задачи:
- Создать условия для обогащения словарного запаса детей в процессе мытья посуды: обогащение словаря: существительные: кофе, посуда, передник, губка, мыльница, сушилка, моечная, раковина, пена; прилагательные: столовая, чайная, поролоновая, мыльная, теплая, грязная, чистая, засученный, блестящая, сухая; глаголы: налить, намылить, очистить, протереть, сполоснуть, сушиться, стечет; наречие: снаружи, внутри, быстро; активизация словаря детей: мыльная пена, неприятно, отмыть, намылить, блестящая посуда(«Познавательно-речевое развитие»).
- Формировать знания о процессе мытья посуды (Вычленить цель и общественную значимость труда (посуду моют для того, чтобы дети были здоровы и им было приятно есть). Подготовительный (засучила рукава, надела передник, собрала грязную посуду, приготовила оборудование для труда). Основной этап работы (налить воду, намылить губку, протереть посуду губкой, очистить от грязи, сполоснуть в чистой воде, поставить сушиться). Результат труда (чистая посуда)). Развивать дифференцированное восприятие трудового процесса, выделить все его компоненты и показать значимость каждого в достижении цели. Вызывать интерес к труду помощника воспитателя. Подвести к пониманию, что результат этого труда – проявление заботы о детях «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
Решение проблемных ситуаций.- практические
Наблюдение - наглядные
Беседы, речевые ситуации, ситуативные разговоры, вопросы; рассказывание, чтение стихотворения - словесные
Материалы и оборудование: грязная посуда, ванны, губка, хозяйственное мыло, сушилки.
Детская деятельность: Познавательно - исследовательская - Наблюдения, решение проблемной ситуации
Коммуникативная - Беседы, речевые ситуации, ситуативные разговоры, вопросы
Восприятие (художественной литературы)-Рассказывание, чтение стихотворения
Логика образовательной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...
Проект: "Все помощники нужны, все помощники важны"
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание потребности в здоровом образе жизни, вызвать у детей интерес к роли органов чувств в жизни человека, развивать познавательн...
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:· Сформировать ...
Конспект занятия на тему "Наши помощники электроприборы" к презентации "Наши помощники электроприборы"
Занятие по ОБЖ с детьми старшей группы...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...