Экологическая викторина "Путешествие в сказочный лес"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал, предназначен для дошкольников подготовительной группы. Дети в игровой форме закрепляют представления о живой и неживой природе, систематизируют знания об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kvn.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №158 «Рябинушка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект экологической викторины:
«Путешествие в сказочный лес»
Выполнила:
Белова Надежда
Иосифовна,
Воспитатель.
г. ЧЕБОКСАРЫ
Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.
Задачи:
образовательные:
- закрепить представления детей о лесе, как сообществе растений и животных, о стадиях развития растений, насекомых и животных в природе.
- систематизировать представление об окружающем мире: земля, вода, воздух.
развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.
-воспитывать командный дух, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями, песочные часы, жетоны за правильные ответы, запись со звуками природы, разрезные картинки, карта-схема, дидактические карточки с явлениями природы, экологические знаки по охране природы, проектор, экран, компьютер.
Предшествующая работа:
Познавательные беседы: «Как появляется лягушка», «Этапы развития бабочки», чтение литературы: В. Бианки «Голубые лягушки», «Про лягушку».
Ход КВН-викторины:
Ведущая: Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой,
Сидит мудрая сова.
Много тайн и загадок хранит лес. Сегодня мы с вами постараемся разгадать их.
Появляется персонаж Мудрая Сова.
Сова: Здравствуйте, ребята!
В нашем лесу происходят удивительные события. Злая ведьма побывала здесь и хотела стать хозяйкой леса. Лесной народ собрался и прогнал ее со своей территории. Злая ведьма разозлилась и заколдовала всех зверей. Только я спаслась от ее колдовских чар. И я прилетела к вам за помощью.
Ведущая: А что нужно сделать, Мудрая Сова, чтобы помочь лесным обитателям?
Сова: Необходимо расколдовать лес и пройти все испытания, которые приготовила злая ведьма. После каждого правильно выполненного задания вы получите «букву». И в конце пути мы сможем прочитать заветные слова, которые помогут расколдовать лес.
Ведущая: Ребята, вы готовы к путешествию по сказочному лесу?
Тогда в путь.
Мы должны разделиться на две команды и пройти все испытания.
Ведущая: Мы приветствуем наши команды. Приглашаем первую команду «Муравьишки».
Капитан читает речевку:
Мы-лесные санитары,
Очень работящие,
И в лесу без топоров
Строим избы без углов.
Очень дружная семья.
Ведущая: Приглашается другая команда светлячки.
У Светлячков девиз простой:
Осветим мы темный путь,
Чтоб с дороги не свернуть!
Ведущая: Мы познакомились с нашими командами, а теперь за дело.
1 конкурс: Игра «Четвертый лишний»
Ведущая: Ребята, вам необходимо найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Вопрос команде «Муравьишки»
Картинки: Волк-лисица- кабан-еж
(все хищники, кроме ежа)
Вопрос команде «Светлячки»
Внимание на экран:
Орел-синица-коршун-сокол
(синица, не хищная птица)
Ведущая: Конкурс продолжается.
Команда «Муравьишки» вам вопрос.
Лев- тигр-пантера-жираф
(жираф, не хищник)
Вопрос команде «Светлячки»
Утка-гусь-курица-лебедь
(2 варианта ответа: курица не водоплавающая птица)
Ведущая: Вопрос команде «Муравьишки»
Ворона-воробей-ласточка-голубь
(ласточка перелетная птица)
Вопрос команде «Светлячки»
Медведь-заяц-еж-сурок
(заяц не впадает в спячку)
Ведущая: Вы хорошо потрудились и заработали первую букву «Л».
А мы переходим ко второму конкурсу.
2 конкурс: «Назови жилища лесных обитателей»
Команда «Муравьишки
Ведущая: Как называется жилище лисы?
(нора)
Команда «Светлячки»
Ведущая: Где живет белка?
(дупло)
Команда «Муравьишки
Ведущая: Где скрывается от врагов волк?
(логово)
Команда «Светлячки»
Ведущая: Зимнее жилище медведя?
(берлога)
Команда «Муравьишки
Ведущая: Как называется мышкин дом?
(норка)
Команда «Светлячки»
Ведущая: Жилище для птиц?
(гнездо)
Ведущая: 2 конкурс закончился, и вы получаете букву «Е».
Ведущая: Я думаю, что вам хочется заработать дополнительные баллы и следующую букву. Чья команда быстрее найдет ответ, должна позвонить в колокольчик.
Вопросы:
-Чем заяц питается зимой?
(корой деревьев)
- У какой птицы зимой выводятся птенцы?
(клест)
-Зачем лисе нужен пушистый хвост?
(заметать следы)
-У какого насекомого органы слуха расположены на ногах?
(на ногах)
-Что случится с пчелой, если она потеряет жало?
(погибает)
-Зачем заяц следы запутывает?
(чтобы не нашли хищники)
Ведущая: Вы постарались и заработали букву «С», но на пути третье испытание
3 конкурс: «Логический экран»
Ведущая: Вам необходимо выбрать правильные ответы на вопросы и поставить на выбранной картинке фишку.
Вопрос команде «Муравьишки»
Серия «Вода»
Ведущая: Кто из животных мира живет у воды и в воде?
Найдите правильный ответ.
(бобер, стрекоза, лягушка, кит)
Вопрос команде "Светлячки»
Ведущая: Вы знаете, что вода бывает в трех состояниях: жидкая, твердая и газообразная, в виде пара.
Найдите и отметьте эти три состояния.
(лед, облако, река)
Серия «Земля»
Вопрос команде «Муравьишки»
Ведущая: Отметьте картинки, где воздух «помогает» человеку.
(ветряная мельница, парусник, воздушный шар)
Вопрос команде «Светлячки»
Ведущая: В каких бытовых приборах используется воздух?
(пылесос, фен, вентилятор)
Ведущая: Мы на верном пути, вы заработали следующую букву «О».
Наш путь продолжается и следующий конкурс:
4 конкурс: «Цепочка превращений»
Команде «Муравьишки» необходимо выложить цепочку появления лягушки»
Икра-зародыш-головастик-лягушка
Из икринок появляется зародыш (маленький червячок), зарождается новая жизнь. Через некоторое время вырастет маленький головастик. Головастик растет и у него появляются задние ноги. Затем у него появляются и передние лапки. И наконец у головастика исчезает хвост, и он превращается в лягушку.
Команде «Светлячки» необходимо выложить цепочку превращений в бабочку.
Личинки-гусеница-кокон-бабочка
Как и многие другие насекомые, бабочки меняют свое тело в процессе развития. Из личинок, яиц бабочек, развиваются гусеницы. Проходит время и гусеница превращается в куколку. И на последнем этапе появляется бабочка, у которой тонкие и нежные крылья.
Ведущая: Вы, ребята просто молодцы, заработали еще одну букву «Т».
Ведущая: Впереди 5 конкурс, интересный и увлекательный.
5 конкурс: «Конкурс капитанов»
Задачи-ловушки. Здесь нужно быть очень внимательным.
Вопрос капитану команды «Муравьишки»
- На дереве сидели дятел, соловей и белка. Сколько птиц сидело на дереве?
(2 птицы)
Вопрос капитану команды «Светлячки»
- У дедушки в деревне есть корова, свинья, собака, а кошки- нет. Сколько всего животных у дедушки в деревне?
(3 животных)
Вопрос капитану команды «Муравьишки»
- Сколько крыльев у двух бабочек?
(4)
Вопрос капитану команды «Светлячки»
- Сколько хоботов у 7 слонят? (7)
Вопрос капитану команды «Муравьишки»
-Стоят 2 липы. На каждой липе растет по 5 яблок. Сколько яблок растет на 2-х липах? (на липах не растут яблоки)
Вопрос капитану команды «Светлячки»
-На поляне росли 2 березы и 3 ели. Сколько хвойных деревьев росло на поляне? (3 ели)
Ведущая: Подведем итоги конкурса капитанов. Мы убедились какие смышленые наши капитаны. Они зарабатывают не одну, а две буквы: «О» и «М».
Ведущая: Наше путешествие продолжается.
6 конкурс: «Собери картинку»
Ведущая: Вы должны собрать картинку с природным явлением и назвать его. Рассказать где и когда это явление можно увидеть.
Картинки: полярное сияние, радуга.
Ведущая: Команды хорошо поработали, порадовали Мудрую Сову и заработали букву «М».
Ведущая: Заключительный конкурс.
7 конкурс: «Не обижай природу» (экологические знаки)
Ведущая: Мы знаем, что есть люди, которые не задумываясь рвут цветы, бросают мусор, жгут костры в лесу. Я, надеюсь, что вы так не поступаете.
Каждая команда получит по 3 запрещающих знака. Вы должны объяснить, что обозначает каждый знак и почему этого делать нельзя.
Ведущая: Вот вам в награду последняя буква «И». Давайте соберем эти заветные слова и произнесем их все вместе.
Сова: Молодцы, ребята, вы с честью прошли все конкурсы, показали свои знания и умения. Помогли выложить заветные слова, которые помогут нашим «лесным друзьям».
Сова: Вы заслужили награду за свои старания. (Сова вручает каждому участнику медаль: «За спасение леса»
7. Список используемой литературы.
1. Н. А. Рыжова - «Я и природа», Москва 1996г.
2. Н.А. Короткова – «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Москва 2007г.
3. Л. Г. Киреева, С.В. Бережнова – «Формирование экологической культуры дошкольников», Волгоград
4. Н.Н. Никандров «Малышам о природе» , Чебоксары 1993г.
5. «Ребенок в детском саду» - №5- 2005г.
6. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва 2001г.
7.Т.И. Попова «Мир вокруг нас», Москва 1998г.
8. А. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» / «Дошкольное воспитание» №1-2006г.
9. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7.
10. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная сказка «На сказочной полянке» Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений о ценности окружающей природы в музыкальной импровизации, связанной с образами обитателей леса и фантазийными персонажами....
Конспект по экологическому воспитанию во второй младшей группе. ,,Сказочное путешествие в осенний лес,
..................................................................................................................................
Экологический проект наш сказочный огород "Колобок"
Направленность: формирование предпосылок экологической культуры через совместную со взрослыми деятельность. Это семейный проект, который ориентирован на приобретение детьми опыта доступных способ...
Городской фестиваль экологических сказок "Сказочная экологическая тропинка". Муниципальный уровень, 2017 г.
Городской фестиваль «Сказочная экологическая тропинка» (далее – Фестиваль) проводится в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с про...
Городской фестиваль экологических сказок "Сказочная экологическая тропинка". Муниципальный уровень 2017г.
Воспитатель нашего детского сада, Андреенкова Татьяна Николаевна и её воспитанники приняли участие в городском фестивале экологических сказок "Сказочная экологическая тропинка". Они представ...
Городской фестиваль экологических сказок "Сказочная экологическая тропинка" 2017г. Муниципальный уровень.
Городской фестиваль "Сказочная экологическая тропинка"и проводтится во всех МДОУ города Электросталь.Цель фестиваля: формирование активной жизненной позиции участников образовательных ...
Городской фестиваль экологических сказок "Сказочная экологическая тропинка". Муниципальный уровень, 2017 г.
Городской фестиваль «Сказочная экологическая тропинка» (далее – Фестиваль) проводится в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с программой "Развити...