Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Огород на подоконнике»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Огород на подоконнике» имеет познавательно – исследовательскую направленность.
Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Огород на подоконнике»
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: старший дошкольный возраст
Срок реализации: 1 год.
Составители:
Войнова Наталья Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 842
Москва, 2017
Пояснительная записка
«…ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения»
Н.Н. Поддъяков
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Необходимость расширения знаний и представлений у воспитанников о процессе посадки и выращивания овощей в комнатных условиях, для дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности, жизни в семье.
Огород на подоконнике в детском доме является очень приятным и нужным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров.
Теплая водичка, солнышко за окном, детское желание вырастить все своими руками и любовь к природе, сделают свое дело. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и также листья салата.
Огород на подоконнике — отличный способ, познакомить детей с основными агротехническими приёмами выращивания овощей, научить выращивать овощи на подоконнике и развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Огород на подоконнике» имеет познавательно – исследовательскую направленность.
Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Мы часто уделяем недостаточное внимание труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается и позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.
С самого рождения ребёнок становится первооткрывателем, исследователем того мира, который окружает его. Ребёнок дошкольного возраста усваивает всё прочно и надолго когда видит, слышит и всё делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность «Огород – круглый год» заняла своё место в системе работы группы, ведь каждый ребёнок – это маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно в дальнейшем способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому и взяв проект «Огород – круглый год» направили работу на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синзетировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность и умение работать в коллективе. Это учит детей проектировать свою жизнь в пространстве дошкольного отделения, проявляя при этом изобритательность и оригинальность.
Т.к. у детей дошкольного возраста недостаточный объём знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением этой проблемы может стать исследовательско-познавательный проект «Огород – круглый год», суть которого – свобода его участников в выражении субъектианого мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Во время реализации проекта в группе, у детей развиваются познавательный опыт и практические навыки детей в исследовательской деятельности, дети вовлечены в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.
В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.
Педагогическая целесообразность
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан «огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений, и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода. В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы создаются ситуации, которые дети решают по средствам проведения опыта и анализируя, делая выводы, умозаключения и самостоятельно овладевают представлением о том или ином законе или явлении природы. Осознает последствия своих действий, имеет представления о законах природы.
Цели
- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
- создание условий для экологического и трудового воспитания;
- научить с помощью воспитателя сажать различные овощи;
- наблюдать и ухаживать за растениями;
- дать представления о выращивании растений;
- наблюдение за всходами;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
- формировать у детей познавательный интерес к растениям;
- Способствовать пропаганде здорового образа жизни, через здоровое питание.
Задачи
Познавательное развитие:
- Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы, овес, помидоры, свекла, салат, арбуз, дыня…);
- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Социально-коммуникативное развитие:
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
- Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Речевое развитие:
- Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
Художественно-эстетическое развитие:
- чтение;
- беседа;
- наблюдение;
- обсуждение;
- проведение опыта;
игровая ситуация, объяснение, показ, речевое общение, загадки
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ
Новизной и отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Огород на подоконнике» является знакомством детей с основными агротихническими приёмами выращивания овощей на подоконнике. В связи с этим программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса непрерывного экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Огород на подоконнике» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации
Срок реализации программы «Огород на подоконнике» составляет 34 недели. Период обучения – октябрь-май.
Формы и режим занятий
Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося). Режим занятий: 30 минут X 2 раза в неделю. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
У детей будут сформированы представления о выращивании растений и правила ухода за ними. Они овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Научатся пользоваться орудиями труда. Разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным, стремление добиваться результата.
Текущий и итоговый контроль
Механизм оценки усвоения программы.
Уровень усвоения воспитанниками программы «Огород на подоконнике» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.
Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела программы в форме презентации и подготовки фотоматериалов.
Этапы реализации программы.
1 этап – подготовительный.
В группе дошкольного отделения изготовление огорода на подоконнике. Изготовление таблицы – указателя с названиями таблицы (датой посадки и первых всходов). Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 этап – исследовательский.
Наблюдение за ростом растений, проведение опытов и экспериментов. Установление связи: растения – земля, растения – свет, растения – вода. Результаты экспериментов фиксируются в рисунках. В процессе исследования дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины по теме. Проведение занятий, дидактических игр и бесед. Рассматривание семян (укропа, огурцов, помидор, перца и т.д.) посадка семян и рассады.
3 этап – заключительный.
Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление презентации «От семени к ростку», где дети представят на обозрение свои работы, расскажут как они выращивали лук, укроп, огуречную рассаду на подоконнике в групповой комнате.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Вводная часть | 4 | 2 | 2 |
1.1. | Знакомство с учащимися. Введение в программу «Огород на подоконнике». Что такое огород? Что он нам даёт? | 1 | 1 | - |
1.2. | Сбор семян, подготовка земли | 1 | - | 1 |
1.3. | Занятие «Как мы сажаем растения!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4. | Опытно – экспериментальная деятельность «Строение растений» | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | Практическая работа. | 6 | 1 | 4,5 |
2.1. | Театрализованная деятельность, инсценирование русской народной сказки «Репка» | 1 | - | 1 |
2.2. | Презентация проекта «Огород на подоконнике» для детей старших групп | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3. | Разучивание стихов, загадок, поговорок об овощах | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнение по форме, цвету, размеру) | 2 | - | 2 |
III. | Чтение художественной литературы: сказок, стихов, потешек, поговорок и загадок об овощах | 2,5 | - | 2 |
3.1. | Р.н.с. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи». | 1 | - | 1 |
3.2. | Д/и «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение». Пальчиковые игры на тему «Овощи» | 1,5 | 0,5 | 1 |
IV. | Поисково-исследовательская работа | 9 | 2 | 7 |
4.1. | Занятие «Какая земля» | 1,5 | 0,5 | 1 |
4.2. | Занятие «Вода и растения» | 2,5 | 0,5 | 2 |
4.3. | Занятие «Солнце и растения» | 2,5 | 0.5 | 2 |
4.4. | Занятие «Человек и растения» | 2,5 | 0,5 | 2 |
V. | Создание проекта | 2,5 | 0,5 | 2 |
5.1. | Подготовка фото- и видеоматериалов | 1,5 | 0,5 | 1 |
5.2. | Рисунки с результатами экспериментов | 1 | - | 1 |
6.1. | Изучение потребностей детей в различных видах деятельности | 1 | - | 1 |
6.2. | Оказание посильной помощи детям в решении проблем по программе | 3 | - | 3 |
VII. | Экспертиза работ. Выявление усвоения программы | 6 | - | 6 |
VIII. | Поощрение детей участвовавших в программе «Огород на подоконнике» | 1 | - | 1 |
IX. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Всего: | 36 | 6,5 | 29,5 |
Содержание
I. Вводная часть
1.1. Знакомство с учащимися. Введение в программу «Огород на подоконнике». Что такое огород? Что он нам даёт?
Цель: Формировать у детей представление об овощах
1.2. Сбор семян, подготовка земли
Цель: прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
1.3. Тема занятия: «Как мы сажаем растения!»
Цель: расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
1.4. Опытно – экспериментальная деятельность «Строение растений»
Цель: закрепить знания о строении растений; уточнить, что, несмотря, на то, что все растения разные, они имеют одинаковое строение.
II. Практическая работа
2.1. Театрализованная деятельность, инсценирование русской народной сказки «Репка»
Цель: развитие познавательных процессов и театрализованной деятельности
2.2. Презентация проекта «Огород на подоконнике» для детей старших групп
Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям
2.3. Разучивание стихов, загадок, поговорок об овощах
Цель: Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
2.4. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнение по форме, цвету, размеру)
III. Чтение художественной литературы: сказок, стихов, потешек, поговорок и загадок об овощах
3.1. Р.н.с. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».
Цель: Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
3.2.Д/и «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение». Пальчиковые игры на тему «Овощи»
Цель: формирование у детей познавательный интерес к растениям через дидактические игры
IV. Поисково-исследовательская работа
4.1. Тема занятия: «Какая земля»
Цель: дать представления о выращивании и ухаживании за овощными культурами
4.2. Тема занятия: «Вода и растения»
Цель: дать представления о выращивании и ухаживании за овощными культурами
4.3. Тема занятия: «Солнце и растение»
Цель: дать представления о выращивании и ухаживании за овощными культурами
4.4. Тема занятия: «Человек и растение»
Цель: дать представления о выращивании и ухаживании за овощными культурами
V. Создание проекта
5.1. Подготовка фото- и видеоматериалов
5.2. Рисунки с результатами экспериментов
VI. Волонтёрское движение
6.1. Изучение потребностей детей в различных видах деятельности.
6.2. Оказание посильной помощи детям в решении проблем по программе
VII. Экспертиза работ. Выявление победителей
VIII. Поощрение детей участвовавших в программе «Огород на подоконнике»
IX. Итоговое занятие
Методическое обеспечение
В процессе реализации программы у детей формируются знания и представления о росте разных видов культур в комнатных условиях. Расширяются представления об условиях необходимых для роста и развития растений. Дети учатся сажать и ухаживать за культурными растениями. Из семечки, луковицы, зёрнышка можно вырастить растение.
Создав огород на подоконнике, дети учатся растить лук, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появляется интерес к овощным культурам. Они учатся различать некоторые виды культурных растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют путём опытно – исследовательской деятельности условия, необходимые для их роста.
Дети учатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение детей к посильному труду по уходу за овощными культурами – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, целеустремлённость.
Условия реализации:
Оборудование:
- материально - техническое: контейнеры разных размеров, земля, семена растений, палочки, совочки, лейки, грабельки, лупы, фотоаппарат, компьютер.
- учебно - методическое: методическая литература, иллюстративный материал, наглядные пособия, дидактические игры.
Список литературы, используемый педагогом при написании программы
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
- Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
- …Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....