Сценарий НОД по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе "Экологическая экспедиция к реке"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
ЦЕЛЬ: Формирование представлений детей об экологических проблемах водоёмов и мерах, направленных на сохранение водоёмов, на примере реки посредством игры-путешествия.
Интегрированное занятие с использованием различных методов, приёмов, презентации.
Материалы и оборудование:
демонстрационные: ноутбук, совмещенный с экраном телевизора, электронная презентация «Экологическая экспедиция к реке» (слайды презентации см. Приложение 5), почтовый конверт с письмом от Природы (см. Приложение 1), музыкальный центр, аудиозапись «Дорога добра (-)», видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» (авторы: О.Сидоров, А.Премудрая), графин «Аквафор», картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, схема опыта «Очистка воды с помощью фильтра» (см. Приложение 2), магнитная доска с магнитами;
раздаточные (по количеству детей): стаканчики с грязной водой (вода с песком), пустые стаканчики-непроливайки, воронки (пластмассовые или из картона), диски фильтровальной бумаги, палочки для размешивания воды с песком;
для аппликации (по количеству детей): круги из красного и зелёного картона (диаметром 12 см), заготовки для экологических знаков (круглые картинки с изображением «плохих» и «хороших» поступков в природе диаметром 10 см (см. Приложение 3), полоски красной бумаги 1х12 см, клей-карандаш, салфетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda-nsportal.docx | 413.43 КБ |
kopiya_ekspeditsiya_k_reke.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе
«Экологическая экспедиция к реке»
Интеграция и задачи образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- Расширять представления детей об экологических проблемах водоёмов на примере реки;
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о мерах, направленных на сохранение водоёмов;
- Формировать представление детей о бытовых очистительных фильтрах для воды и очистительных сооружениях для промышленных стоков;
- Совершенствовать навыки счета в пределах 8;
- Развивать умение проводить эксперименты.
- «Речевое развитие»
- Обогащать словарь новыми словами и словосочетаниями: «промышленные стоки», «фильтр», «очистительные сооружения», «экологические знаки»;
- Обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Водоёмы».
- Активизировать словарь детей (слова: водоёмы, загрязнения, река журчит, вода плещется);
- Развивать умение детей подбирать слова-антонимы;
- Развивать умение строить предложения (суждения, высказывания, предположения);
- Развивать умение отвечать на вопросы.
- «Социально-коммуникативное развитие»
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками;
- Развивать навыки сотрудничества.
- «Физическое развитие»
- Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения физминутки и подвижной паузы;
- «Художественно-эстетическое развитие»
- Совершенствовать умение аккуратно выполнять аппликацию.
- Формировать умение создавать экологические знаки посредством аппликации.
Методы и приёмы:
- практические: проведение эксперимента, аппликация;
- наглядные: иллюстрации, дидактические материалы;
- словесные: вопросы, беседа, формулирование выводов и умозаключений, установление причинно-следственных связей.
Материалы и оборудование:
демонстрационные: ноутбук, совмещенный с экраном телевизора, электронная презентация «Экологическая экспедиция к реке», почтовый конверт с письмом от Природы, музыкальный центр, аудиозапись «Дорога добра (-)», видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» (авторы: О.Сидоров, А.Премудрая), графин «Аквафор», картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, схема опыта «Очистка воды с помощью фильтра», магнитная доска с магнитами;
раздаточные (по количеству детей): стаканчики с грязной водой (вода с песком), пустые стаканчики-непроливайки, воронки (пластмассовые или из картона), диски фильтровальной бумаги, палочки для размешивания песка;
для аппликации (по количеству детей): круги из красного и зелёного картона (диаметром 12 см), заготовки для экологических знаков (круглые картинки с изображением «плохих» и «хороших» поступков в природе диаметром 10 см), полоски красной бумаги 1х12 см, клей-карандаш, салфетки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка, подвижная пауза (игра «Собери мусор») |
Игровая | Игры «Четвёртый-лишний», игровая ситуация «Собери мусор» |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование |
Коммуникативная | Беседы, ситуативные разговоры, словесная игра «Скажи наоборот, вопросы |
Изобразительная | Аппликация, мастерская по изготовлению эколог.знаков |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) самообслуживание | Практико-ориентированные индивидуальные и коллективные действия, задания, дежурство (наведение порядка на «рабочем» месте) |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Приглашает рассмотреть макет «Подводный мир», задаёт вопросы | Думают, отвечают на вопросы, находят почтовый конверт с письмом от Природы | Сформирован интерес |
2 | Спрашивает, о чём говорится в письме, от кого это письмо | Высказывают свои предположения, почему «природа обиделась на людей» | Свободно общаются с воспитателем и сверстниками. |
3 | Предлагает отправиться в экспедицию, объясняет значение слова «экспедиция» | Проговаривают слово «экспедиция», «отправляются к реке» | Умеют говорить слово «экспедиция», понимают его значение |
4 | Включает слайд №2 (изображение чистой, красивой реки), задаёт вопросы, переключает слайды (№3, 4), приглашает продолжить путешествие. | Рассматривают картинку, отвечают на вопросы «что слышите?», какая река?», «что можно делать на реке?», «какие водоёмы есть в природе», описывают реку, подбирая прилагательные и глаголы. | Умеют подбирать, употребляют в своей речи прилагательные и глаголы для описания реки, словосочетания «река журчит», «вода плещется», знают виды природных водоёмов |
5 | Включает слайд №5 (изображение исчезающей реки), задаёт вопросы. | Рассматривают картинку, описывают исчезающую реку, подбирая слова-антонимы: не чистая, а … (грязная) не прозрачная, а … (мутная) не шумная, а … (тихая, спокойная) не глубокая, а … (мелкая) | Умеют подбирать слова-антонимы по теме «река» |
6 | Спрашивает, почему река стала такой. Предлагает спросить об этом у жителей реки. | Высказывают предположения о причинах исчезновения реки. Предлагают проверить свои предположения у рыбок. | Умеют строить предположения, свободно общаются с воспитателем и сверстниками. |
7 | Предлагает «позвать рыбок», проводит физминутку | Выполняют движения физминутки: Рыбки плавали, ныряли В чистой, тёпленькой воде: То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. | Снято психическое и мышечное напряжение, удовлетворена потребность детей в движении |
8 | Включает слайд №6 (изображение рыбок неестественной окраски – фиолетовая, красная, желтая) | Спрашивают у рыбок, почему они такие некрасивые. | Обновлен интерес |
9 | Включает слайд №7, зачитывает высказывание фиолетовой рыбки, задает вопросы, переключает слайды №8-11 | Отвечают на вопросы: «О чем говорит рыбка?», «что произошло?», «как спасти реку и её обитателей?» (в реке очень много мусора, нужно убрать весь мусор из реки), играют в электронную игру «Четвертый лишний (убери мусор)» | Умеют отвечать на вопросы, имеют представление об экологической проблеме реки, |
10 | Включает слайд №12, зачитывает высказывание красной рыбки, переключает слайд №13, задает вопросы, предлагает посчитать трубы. Вводит понятие «промышленные стоки» | Отвечают на вопросы: «О чем говорит рыбка?», «что произошло?», «как спасти реку и её обитателей?» (завод сливает грязную воду в реку, надо убрать промышленные стоки), считают трубы. Высказывают предположения о том, как спасти реку. | Умеют отвечать на вопросы, имеют представление об экологической проблеме реки, умеют говорить и понимают словосочетание «промышленные стоки», умеют строить предположения, свободно общаются с воспитателем и сверстниками. |
11 | Предлагает пройти «в лабораторию», чтобы найти способ превратить грязную воду в чистую. Руководит экспериментом. Вводит понятия «фильтр», фильтровать воду». | Подходят к столу для экспериментирования, рассматривают материалы и оборудование для очистки воды от песка, высказывают предположения о способе очистки, рассматривают схему опыта, экспериментируют | Умеют строить предположения, свободно общаются с воспитателем и сверстниками, не боятся экспериментировать |
12 | Показывает бытовой фильтр для очистки воды (графин «Аквафор»), рассказывает о его устройстве, задает вопросы | Рассматривают графин, рассказывают о его применении в быту, предлагают использовать фильтр для очистки промышленных стоков | Имеют представление о бытовом фильтре для очистки воды, понимают слово «фильтр» |
13 | Предлагает «вернуться» к заводу, «установить фильтры». Вводит понятие «очистительные сооружения» | Подходят к картинке с изображением завода, прикрепляют к трубам фильтры (приклеивают прямоугольники самоклеящейся бумаги на трубы) | Имеют элементарное представление об очистительных сооружениях |
14 | Включает слайд №14, зачитывает высказывание желтой рыбки, задает вопросы. Переключает слайды №15, 16. Проводит игру «Собери мусор» (подвижная пауза) | Отвечают на вопросы: «О чем говорит рыбка?», «что произошло?», «что делать, чтобы такого не происходило?» (на берегу была свалка, нельзя загрязнять берега водоёмов, нельзя оставлять отходы на берегу и в лесу). Осматривают «берег реки», находят мусор, собирают его в мусорный пакет. | Умеют отвечать на вопросы, имеют представление об экологической проблеме реки, свободно общаются с воспитателем и сверстниками, |
15 | Включает слайды №17, 18. Говорит о том, что дети справились, спасли реку и её обитателей, предлагает вернуться в детский сад и придумать экологические знаки. | Рассматривают картинку, рассказывают об изменениях (река опять стала красивой, как прежде), «возвращаются» в детский сад, проходят в мастерскую (за стол), создают экологические знаки, вывешивают их на магнитной доске, рассказывают о правилах поведения в природе. Лера и Паша читают стихи о необходимости охраны рек и других водоёмов. | Имеют представление об экологических проблемах реки, о мерах, направленных на сохранение водоёмов. Обновлен интерес. Понимают словосочетание «экологические знаки», Умеют создавать экологические знаки посредством аппликации. |
16 | Подводит итог. Предлагает посмотреть видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» | Слушают, смотрят, делятся своими впечатлениями. |
Сценарий НОД
№ сл | Происходящие действия |
1 | Дети, рассматривая макет подводного мира, находят конверт с письмом. Воспитатель читает письмо: Много жалоб накопилось у природы на людей: Воды речек замутились, пересох в лесу ручей, Стали чахнуть липы, клёны на обочинах дорог. Скоро свои птичьи трели соловей нам не споёт. В.: Что же делать, ребята? Подводные жители и вся природа обижены на людей. Я предлагаю вам разобраться почему и постараться исправить ситуацию. Для этого нам надо отправиться к реке, ведь в письме написано, что «воды речек замутились». Но поблизости нет реки, значит мы отправляемся в дальнее путешествие, да не просто путешествие, а в экспедицию, так как нам предстоит не отдыхать, а работать. Ну что, пора в путь. Возьмитесь за руки. , , воспитатель с детьми идут змейкой по группе «к реке», подходят к экрану. |
2 | В.: Вот и пришли мы к реке. Слышите, что это за звук? (Д.: река шумит, вода плещется, речка журчит) В.: Посмотрите, как здесь красиво! Река какая? (Д.: прозрачная, голубая, чистая, глубокая, быстрая, шумная, прохладная, тёплая) В.: Ребята, а что можно делать на реке? (Д.: купаться, отдыхать, плескаться, резвиться, плавать, путешествовать, … |
3 | …ловить рыбу, загорать, звери могут купаться, напиться, добыть еду) В.: Ребята, в реке вода, река – это водоём. А какие ещё водоёмы есть в природе? (ответы детей, для подсказки - ) |
4 | Лесной ручей, тихое озеро, бескрайнее море, бушующий океан. В.: Да, ребята здесь красиво и всё в порядке. Наверно мы не дошли. Идём дальше. , , воспитатель с детьми идут змейкой по группе «к реке», подходят к экрану. |
5 | В.: Стоп ребята, что это? (река, только некрасивая) Она была такая прозрачная и голубая. Звери в ней могли напиться, А ребята порезвиться, Искупаться, отдохнуть… Но заплакала речонка, одолел речонку страх. Стала речка тонкой-тонкой, обмелела на глазах. Даже на реку совсем не похоже. (Игра «Скажи наоборот») она уже не чистая, а … (грязная) не прозрачная, а … (мутная) не шумная, а … (тихая, спокойная) не глубокая, а … (мелкая) Почему, же так случилось? Давайте спросим у жителей реки. Кто в реке живёт? (рыбы) Надо позвать рыбок. (физминутка) Рыбки плавали, ныряли В тёплой, чистенькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. |
6 | В.: А вот и рыбки приплыли. Но они какие-то странные. Назовите цвета рыбок? (ответы детей) В природе, конечно, рыбки бывают различной окраски, но чтобы такие – вряд ли. - Рыбки, скажите нам пожалуйста, что произошло? |
7 | Воспитатель зачитывает то, что «написала» фиолетовая рыбка. В.: Дети, о чем говорит эта рыбка, что произошло? (Д.: в реке очень много разного мусора, рыбка пыталась убрать весь мусор из реки и устала) Что же нужно сделать, чтобы исправить ситуацию – спасти реку и её обитателей? (убрать из реки весь мусор) |
8 9 10 11 | (Игра «Четвёртый лишний») В.: Молодцы ребята! Весь мусор из реки мы с вами убрали. |
12 | В.: Ну вот и красная рыбка нам говорит о беде. (воспитатель зачитывает) В.: Ребята о чём говорит красная рыбка? (на реке есть завод, который сливает грязную воду в реку, река загрязняется стоками грязной воды). Посмотрите… |
13 | В.: Как много труб. Давайте посчитаем, сколько. (8) И все они по очереди сливают грязную воду. А что же делать, чем мы можем помочь. (Д.: закрыть трубы, убрать завод, Если в реку можно лить только чистую воду, значит грязную воду надо очистить, превратит в чистую) В.: Но как же нам это сделать? Ребята, давайте мы с вами пройдём в лабораторию и попытаемся найти способ. |
- | Дети с воспитателем подходят к столу, вспоминают правила поведения в лаборатории, рассматривают материалы и оборудование, рассматривают схему опыта, проводят эксперимент. Воспитатель вводит слова «фильтр», «фильтровать», показывает устройство бытового фильтра, рассказывает о его применении. В.: Ребята, а ведь на заводе в каждой трубе можно установить фильтр. Давайте вернёмся к реке на завод и «установим фильтры» (К доске прикреплена картинка с изображением завода, фильтры представлены в виде зелёных прямоугольников из самоклеющейся бумаги. Дети «устанавливают фильтры» - приклеивают прямоугольники в любом месте трубы.) В.: Ну что, я думаю, мы и здесь справились, и совсем скоро из труб потечет не грязная, а чистая вода. |
14 | В.: Желтая рыбка говорит нам о другой проблеме. (зачитывает) Ребята, о чем говорит нам рыбка?, откуда пришел грязный поток? (на берегу было очень много мусора, который дождём смыло в реку). |
15 | В.: Что нужно делать, чтобы такого не происходило? (ответы детей: нельзя бросать мусор на берегу и в лесу, за собой всегда нужно убирать отходы, надо очищать берега реки от мусора, загрязнение берегов, почвы приводит к загрязнению воды) |
16 | В.: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, нет ли поблизости на берегу реки мусора. (дети ходят по группе, ищут мусор, находят его под ящиком для игрушек или под коробкой. Воспитатель предлагает детям надеть рабочие перчатки и собрать весь мусор в мусорный пакет) В.: Ребята, а что же нам делать теперь с этим мусором, ведь на реке нет мусорных баков или контейнеров? (ответы детей, забрать этот пакет в город и выбросить в специально отведенном месте, только обязательно нужно завязать пакет, чтобы мусор не разлетелся по городу)
|
17 | В.: Посмотрите, река опять стала, как и прежде, красивой и снова весело зажурчала. |
18 | В.: Река и все её обитатели говорят нам «спасибо!» Ну что, ребята, наша экспедиция подошла к концу, нам пора возвращаться в детский сад. И чтобы такого больше не повторилось, я предлагаю вам сделать специальные экологические знаки. Все люди, увидев эти знаки, не будут совершать плохие поступки в природе. Возвращаемся в детский сад и идём в мастерскую создавать экологические знаки. , , воспитатель с детьми идут змейкой по группе «в детский сад». |
Дети рассаживаются за столом, рассматривают материалы, выбирают для себя заготовки по желанию, выполняют аппликацию, вывешивают знаки на магнитной доске. В.: Ребята, у вас получились замечательные знаки. Теперь, увидев их, мы сразу вспомним правила поведении в природе. Расскажите, какие правила получились. Лера и Паша рассказывают стихи: … Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле – вода! Экономь ее и береги, Мы ведь на планете не одни. Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них на веки Студёная и вкусная вода. | |
19 | В.: Я предлагаю вам посмотреть видеоклип о красоте нашей природы и проблемах, которые создаёт человек; о том, что нужно делать, чтобы сохранить нашу красивую планету чистой. (гиперссылка на видеоклип) |
20 | Заключительный слайд. |
Условные обозначения:
В. – воспитатель
Д. – дети
- момент переключения слайдов
- звуковое сопровождение, аудиотрек «Дорога добра (-)»
Приложение 1
Письмо от Природы
Много жалоб накопилось
У природы на людей:
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клёны
На обочинах дорог,
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споёт.
Приложение 2
Схема опыта «Очистка воды с помощью фильтра»
Приложение 3
Заготовки для экологических знаков
Примечание: заготовку для знака «Не бросай мусор в реку» необходимо дорисовать (воспитателю или детям)
Приложение 4
Выставка экологических знаков
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот такою-то я стала От того, что груз держала: Бутылки, банки и колёса, Брёвна, доски и откосы. От натуги я краснела, Зеленела и синела. А теперь, мои друзья, Вся фиолетовая я.
На берегу у нашей речки Построили завод, как печку. И две трубы к реке идут. Из одной – чистую берут, А вот в другую там сливают Воду грязную. Все знают. И становится река Очень красной, как и я.
Ой, ребята, помогите, От беды меня спасите. Хорошо мне поживалось , В мелководье я плескалась, Но вот сильный дождь прошёл И с берега ручей привел. Очень грязный был поток А в нём отходов – просто шок! И наша заводь пожелтела. Я б её спасти хотела!
С пасибо!
Гиперссылка на видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» (авторы: О.Сидоров, А.Премудрая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конспект по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Братья Деда Мороза из разных стран».
Данный материал можно использовать при тематическом планировании по неделе "Новый год!" На занятии дети узнают как называют Деда Мороза в разных странах мира....
НОД по познавательному развитию для дошкольников средней группы "Кузя в гостях у ребят"
НОД по познавательному развитию для дошкольников средней группы "Кузя в гостях у ребят"...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по реке времени»
Тема: «Символика флага Чувашской Республики»Цель: Познакомить детей с национальной символикой флага Чувашской Республики.Программное содержание:·...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) Экологическая экспедиция "Мы -друзья природы"
Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе Тема: «В гости к белочки»
Конспект по познавательному развитию в средней группе...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто живет в реке и озере"
Программное содержание: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную реч...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Экспедиция в Арктику и на крайний Север» с использованием системного оператора и элементов ТРИЗ.
В ходе экспедиции дети в игровой форме получают знания о климатических условиях Арктики и крайнего Севера, а так же знакомятся с животным и растительным миром этой климатической зоны....