Сценарий НОД по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе "Экологическая экспедиция к реке"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Герасимова Елена Михайловна

ЦЕЛЬ: Формирование представлений детей об экологических проблемах водоёмов и мерах, направленных на сохранение водоёмов, на примере реки посредством игры-путешествия.

Интегрированное занятие с использованием различных методов, приёмов, презентации.

Материалы и оборудование:

демонстрационные: ноутбук, совмещенный с экраном телевизора, электронная презентация «Экологическая экспедиция к реке» (слайды презентации см. Приложение 5), почтовый конверт с письмом от Природы (см. Приложение 1), музыкальный центр, аудиозапись «Дорога добра (-)», видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» (авторы: О.Сидоров, А.Премудрая), графин «Аквафор», картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, схема опыта «Очистка воды с помощью фильтра» (см. Приложение 2), магнитная доска с магнитами;

раздаточные (по количеству детей): стаканчики с грязной водой (вода с песком), пустые стаканчики-непроливайки, воронки (пластмассовые или из картона), диски фильтровальной бумаги, палочки для размешивания воды с песком;

для аппликации (по количеству детей): круги из красного и зелёного картона (диаметром 12 см), заготовки для экологических знаков (круглые картинки с изображением «плохих» и «хороших» поступков в природе диаметром 10 см (см. Приложение 3),  полоски красной бумаги 1х12 см, клей-карандаш, салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda-nsportal.docx413.43 КБ
Файл kopiya_ekspeditsiya_k_reke.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе

 «Экологическая экспедиция к реке»

Интеграция и задачи образовательных областей:

  1. «Познавательное развитие»
  1. Расширять представления детей об экологических проблемах водоёмов на примере реки;
  2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о мерах, направленных на сохранение водоёмов;
  3. Формировать представление детей о бытовых очистительных фильтрах для воды и очистительных сооружениях для промышленных стоков;
  4. Совершенствовать навыки счета в пределах 8;
  5. Развивать умение проводить эксперименты.
  1. «Речевое развитие»
  1. Обогащать словарь новыми словами и словосочетаниями: «промышленные стоки», «фильтр», «очистительные сооружения», «экологические знаки»;
  2. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Водоёмы».
  3. Активизировать словарь детей (слова: водоёмы, загрязнения, река журчит, вода плещется);
  4. Развивать умение детей подбирать слова-антонимы;
  5. Развивать умение строить предложения (суждения, высказывания, предположения);
  6. Развивать умение отвечать на вопросы.
  1. «Социально-коммуникативное развитие»
  1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками;
  2. Развивать навыки сотрудничества.

  1. «Физическое развитие»
  1. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения физминутки и подвижной паузы;
  1.  «Художественно-эстетическое развитие»
  1. Совершенствовать умение аккуратно выполнять аппликацию.
  2. Формировать умение создавать экологические знаки посредством аппликации.

Методы и приёмы:

  • практические: проведение эксперимента, аппликация;
  • наглядные: иллюстрации, дидактические материалы;
  • словесные: вопросы, беседа, формулирование выводов и умозаключений, установление причинно-следственных связей.

Материалы и оборудование:

демонстрационные: ноутбук, совмещенный с экраном телевизора, электронная презентация «Экологическая экспедиция к реке», почтовый конверт с письмом от Природы, музыкальный центр, аудиозапись «Дорога добра (-)», видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» (авторы: О.Сидоров, А.Премудрая), графин «Аквафор», картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, схема опыта «Очистка воды с помощью фильтра», магнитная доска с магнитами;

раздаточные (по количеству детей): стаканчики с грязной водой (вода с песком), пустые стаканчики-непроливайки, воронки (пластмассовые или из картона), диски фильтровальной бумаги, палочки для размешивания песка;

для аппликации (по количеству детей): круги из красного и зелёного картона (диаметром 12 см), заготовки для экологических знаков (круглые картинки с изображением «плохих» и «хороших» поступков в природе диаметром 10 см),  полоски красной бумаги 1х12 см, клей-карандаш, салфетки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка, подвижная пауза (игра «Собери мусор»)

Игровая

Игры «Четвёртый-лишний», игровая ситуация «Собери мусор»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная

Беседы, ситуативные разговоры, словесная игра «Скажи наоборот, вопросы

Изобразительная

Аппликация, мастерская по изготовлению эколог.знаков

Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

самообслуживание

Практико-ориентированные индивидуальные и коллективные действия, задания, дежурство (наведение порядка на «рабочем» месте)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Приглашает рассмотреть макет «Подводный мир», задаёт вопросы

Думают, отвечают на вопросы, находят почтовый конверт с письмом от Природы

Сформирован интерес

2

Спрашивает, о чём говорится в письме, от кого это письмо

Высказывают свои предположения, почему «природа обиделась на людей»

Свободно общаются с воспитателем и сверстниками.

3

Предлагает отправиться в экспедицию, объясняет значение слова «экспедиция»

Проговаривают слово «экспедиция», «отправляются к реке»

Умеют говорить слово «экспедиция», понимают его значение

4

Включает слайд №2 (изображение чистой, красивой реки), задаёт вопросы, переключает слайды (№3, 4), приглашает продолжить путешествие.

Рассматривают картинку, отвечают на вопросы «что слышите?», какая река?», «что можно делать на реке?», «какие водоёмы есть в природе», описывают реку, подбирая прилагательные и глаголы.

Умеют подбирать, употребляют в своей речи  прилагательные и глаголы для описания реки, словосочетания «река журчит», «вода плещется»,

знают виды природных водоёмов

5

Включает слайд №5 (изображение исчезающей реки), задаёт вопросы.

Рассматривают картинку, описывают исчезающую реку, подбирая слова-антонимы:

не чистая, а … (грязная)

не прозрачная, а … (мутная)

не шумная, а … (тихая, спокойная)

не глубокая, а … (мелкая)

Умеют подбирать слова-антонимы по теме «река»

6

Спрашивает, почему река стала такой. Предлагает спросить об этом у жителей реки.

Высказывают предположения о причинах исчезновения реки. Предлагают проверить свои предположения у рыбок.

Умеют строить предположения, свободно общаются с воспитателем и сверстниками.

7

Предлагает «позвать рыбок», проводит физминутку

Выполняют движения физминутки:

Рыбки плавали, ныряли

В чистой, тёпленькой воде:

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Снято психическое и мышечное напряжение, удовлетворена потребность детей в движении

8

Включает слайд №6 (изображение рыбок неестественной окраски – фиолетовая, красная, желтая)

Спрашивают у рыбок, почему они такие некрасивые.

Обновлен интерес

9

Включает слайд №7, зачитывает высказывание фиолетовой рыбки, задает вопросы, переключает слайды №8-11

Отвечают на вопросы: «О чем говорит рыбка?», «что произошло?», «как спасти реку и её обитателей?» (в реке очень много мусора, нужно убрать весь мусор из реки), играют в электронную игру «Четвертый лишний (убери мусор)»

Умеют отвечать на вопросы, имеют представление об экологической проблеме реки,

10

Включает слайд №12, зачитывает высказывание красной рыбки, переключает слайд №13, задает вопросы, предлагает посчитать трубы. Вводит понятие «промышленные стоки»

Отвечают на вопросы: «О чем говорит рыбка?», «что произошло?», «как спасти реку и её обитателей?» (завод сливает грязную воду в реку, надо убрать промышленные стоки), считают трубы. Высказывают предположения о том, как спасти реку.

Умеют отвечать на вопросы, имеют представление об экологической проблеме реки, умеют говорить и понимают словосочетание «промышленные стоки», умеют строить предположения, свободно общаются с воспитателем и сверстниками.

11

Предлагает пройти «в лабораторию», чтобы найти способ превратить грязную воду в чистую. Руководит экспериментом. Вводит понятия «фильтр», фильтровать воду».

Подходят к столу для экспериментирования, рассматривают материалы и оборудование для очистки воды от песка, высказывают предположения о способе очистки, рассматривают схему опыта, экспериментируют

Умеют строить предположения, свободно общаются с воспитателем и сверстниками, не боятся экспериментировать

12

Показывает бытовой фильтр для очистки воды (графин «Аквафор»), рассказывает о его устройстве, задает вопросы

Рассматривают графин, рассказывают о его применении в быту, предлагают использовать фильтр для очистки промышленных стоков

Имеют представление о бытовом фильтре для очистки воды, понимают слово «фильтр»

13

Предлагает «вернуться» к заводу, «установить фильтры». Вводит понятие «очистительные сооружения»

Подходят к картинке с изображением завода, прикрепляют к трубам фильтры (приклеивают прямоугольники самоклеящейся бумаги на трубы)

Имеют элементарное представление об очистительных сооружениях

14

Включает слайд №14, зачитывает высказывание желтой рыбки, задает вопросы. Переключает слайды №15, 16. Проводит игру «Собери мусор» (подвижная пауза)

Отвечают на вопросы: «О чем говорит рыбка?», «что произошло?», «что делать, чтобы такого не происходило?» (на берегу была свалка, нельзя загрязнять берега водоёмов, нельзя оставлять отходы на берегу и в лесу). Осматривают «берег реки», находят мусор, собирают его в мусорный пакет.

Умеют отвечать на вопросы, имеют представление об экологической проблеме реки, свободно общаются с воспитателем и сверстниками,

15

Включает слайды №17, 18.

Говорит о том, что дети справились, спасли реку и её обитателей, предлагает вернуться в детский сад и придумать экологические знаки.

Рассматривают картинку, рассказывают об изменениях (река опять стала красивой, как прежде), «возвращаются» в детский сад, проходят в мастерскую (за стол), создают экологические знаки, вывешивают их на магнитной доске, рассказывают о правилах поведения в природе. Лера и Паша читают стихи о необходимости охраны рек и других водоёмов.

Имеют представление об экологических проблемах реки, о мерах, направленных на сохранение водоёмов.

Обновлен интерес.

Понимают словосочетание «экологические знаки»,

Умеют создавать экологические знаки посредством аппликации.

16

Подводит итог. Предлагает посмотреть видеоклип «Пусть будет мир прекрасен»

Слушают, смотрят, делятся своими впечатлениями.

Сценарий НОД

сл

Происходящие действия

1

Дети, рассматривая макет подводного мира, находят конверт с письмом.

Воспитатель читает письмо:

Много жалоб накопилось у природы на людей:

Воды речек замутились, пересох в лесу ручей,

Стали чахнуть липы, клёны на обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели соловей нам не споёт.

В.: Что же делать, ребята? Подводные жители и вся природа обижены на людей. Я предлагаю вам разобраться почему и постараться исправить ситуацию. Для этого нам надо отправиться к реке, ведь в письме написано, что «воды речек замутились». Но поблизости нет реки, значит мы отправляемся в дальнее путешествие, да не просто путешествие, а в экспедицию, так как нам предстоит не отдыхать, а работать. Ну что, пора в путь. Возьмитесь за руки.

 , , воспитатель с детьми идут змейкой по группе «к реке», подходят к экрану.

2

В.: Вот и пришли мы к реке. Слышите, что это за звук?

(Д.: река шумит, вода плещется, речка журчит)

В.: Посмотрите, как здесь красиво! Река какая?

(Д.: прозрачная, голубая, чистая, глубокая, быстрая, шумная, прохладная, тёплая)

В.: Ребята, а что можно делать на реке?

(Д.: купаться, отдыхать, плескаться, резвиться, плавать, путешествовать, …

3

…ловить рыбу, загорать, звери могут купаться, напиться, добыть еду)

В.: Ребята, в реке вода, река – это водоём. А какие ещё водоёмы есть в природе?

(ответы детей, для подсказки - )

4

Лесной ручей, тихое озеро, бескрайнее море, бушующий океан.

В.: Да, ребята здесь красиво и всё в порядке. Наверно мы не дошли. Идём дальше.

 , , воспитатель с детьми идут змейкой по группе «к реке», подходят к экрану.

5

В.: Стоп ребята, что это? (река, только некрасивая)

Она была такая прозрачная и голубая.

Звери в ней могли напиться,

А ребята порезвиться,

Искупаться, отдохнуть…

Но заплакала речонка, одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой, обмелела на глазах.

Даже на реку совсем не похоже. (Игра «Скажи наоборот») она уже

не чистая, а … (грязная)

не прозрачная, а … (мутная)

не шумная, а … (тихая, спокойная)

не глубокая, а … (мелкая)

Почему, же так случилось? Давайте спросим у жителей реки. Кто в реке живёт? (рыбы)

Надо позвать рыбок. (физминутка)

Рыбки плавали, ныряли

В тёплой, чистенькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.                

6

В.: А вот и рыбки приплыли. Но они какие-то странные.

Назовите цвета рыбок? (ответы детей)  В природе, конечно, рыбки бывают различной окраски, но чтобы такие – вряд ли.

- Рыбки, скажите нам пожалуйста, что произошло?

7

Воспитатель зачитывает то, что «написала» фиолетовая рыбка.

В.: Дети, о чем говорит эта рыбка, что произошло?

(Д.: в реке очень много разного мусора, рыбка пыталась убрать весь мусор из реки и устала)

Что же нужно сделать, чтобы исправить ситуацию – спасти реку и её обитателей? (убрать из реки весь мусор)

8

9

10

11

(Игра «Четвёртый лишний»)

В.:  Молодцы ребята! Весь мусор из реки мы с вами убрали.    

12

В.: Ну вот и красная рыбка нам говорит о беде.

(воспитатель зачитывает)

В.: Ребята о чём говорит красная рыбка? (на реке есть завод, который сливает грязную воду в реку, река загрязняется стоками грязной воды). Посмотрите…

13

В.: Как много труб. Давайте посчитаем, сколько. (8)

И все они по очереди сливают грязную воду.

А что же делать, чем мы можем помочь.

(Д.: закрыть трубы, убрать завод,

Если в реку можно лить только чистую воду, значит грязную воду надо очистить, превратит в чистую)

В.: Но как же нам это сделать?

Ребята, давайте мы с вами пройдём в лабораторию и попытаемся найти способ.

-

Дети с воспитателем подходят к столу, вспоминают правила поведения в лаборатории, рассматривают материалы и оборудование, рассматривают схему опыта, проводят эксперимент. Воспитатель вводит слова «фильтр», «фильтровать», показывает устройство бытового фильтра, рассказывает о его применении.

В.: Ребята, а ведь на заводе в каждой трубе можно установить фильтр. Давайте вернёмся к реке на завод и «установим фильтры»

(К доске прикреплена картинка с изображением завода, фильтры представлены в виде зелёных прямоугольников из самоклеющейся бумаги. Дети «устанавливают фильтры» - приклеивают прямоугольники в любом месте трубы.)

В.: Ну что, я думаю, мы и здесь справились, и совсем скоро из труб потечет не грязная, а чистая вода.

14

В.: Желтая рыбка говорит нам о другой проблеме.

(зачитывает) Ребята, о чем говорит нам рыбка?, откуда пришел грязный поток? (на берегу было очень много мусора, который дождём смыло в реку).

15

В.: Что нужно делать, чтобы такого не происходило?

(ответы детей: нельзя бросать мусор на берегу и в лесу, за собой всегда нужно убирать отходы, надо очищать берега реки от мусора, загрязнение берегов, почвы приводит к загрязнению воды)

16

В.: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, нет ли поблизости на берегу реки мусора. (дети ходят по группе, ищут мусор, находят его под ящиком для игрушек или под коробкой. Воспитатель предлагает детям надеть рабочие перчатки и собрать весь мусор в мусорный пакет)

В.: Ребята, а что же нам делать теперь с этим мусором, ведь на реке нет мусорных баков или контейнеров?

(ответы детей, забрать этот пакет в город и выбросить в специально отведенном месте, только обязательно нужно завязать пакет, чтобы мусор не разлетелся по городу)

 

17

В.: Посмотрите, река опять стала, как и прежде, красивой и снова весело зажурчала.

18

В.: Река и все её обитатели говорят нам «спасибо!»

Ну что, ребята, наша экспедиция подошла к концу, нам пора возвращаться в детский сад. И чтобы такого больше не повторилось, я предлагаю вам сделать специальные экологические знаки. Все люди, увидев эти знаки, не будут совершать плохие поступки в природе. Возвращаемся в детский сад и идём в мастерскую создавать экологические знаки.

, , воспитатель с детьми идут змейкой по группе «в детский сад».

Дети рассаживаются за столом, рассматривают материалы, выбирают для себя заготовки по желанию, выполняют аппликацию, вывешивают знаки на магнитной доске.

В.: Ребята, у вас получились замечательные знаки. Теперь, увидев их, мы сразу вспомним правила поведении в природе. Расскажите, какие правила получились.

Лера и Паша рассказывают стихи:

… Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги,

Мы ведь на планете не одни.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них на веки

Студёная и вкусная вода.

19

В.: Я предлагаю вам посмотреть видеоклип о красоте нашей природы и проблемах, которые создаёт человек; о том, что нужно делать, чтобы сохранить нашу красивую планету чистой.

(гиперссылка на видеоклип)

20

Заключительный слайд.

Условные обозначения:

В. – воспитатель

Д. – дети

 - момент переключения слайдов

 - звуковое сопровождение, аудиотрек «Дорога добра (-)»

Приложение 1

Письмо от Природы

Много жалоб накопилось

У природы на людей:

Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей,

Стали чахнуть липы, клёны

На обочинах дорог,

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споёт.

Приложение 2

Схема опыта «Очистка воды с помощью фильтра»

Приложение 3

Заготовки для экологических знаков

Примечание: заготовку для знака «Не бросай мусор в реку» необходимо дорисовать (воспитателю или детям)

D:\Мои документы\НОД-вода1\фото занятия\IMG_2671-1.JPG

                                                                   Приложение 4

               Выставка экологических знаков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическая экспедиция к реке Презентация к НОД по познавательному развитию в средней группе. Подготовила воспитатель Герасимова Е.М. Апрель 2017 г.

Слайд 7

Вот такою-то я стала От того, что груз держала: Бутылки, банки и колёса, Брёвна, доски и откосы. От натуги я краснела, Зеленела и синела. А теперь, мои друзья, Вся фиолетовая я.

Слайд 12

На берегу у нашей речки Построили завод, как печку. И две трубы к реке идут. Из одной – чистую берут, А вот в другую там сливают Воду грязную. Все знают. И становится река Очень красной, как и я.

Слайд 14

Ой, ребята, помогите, От беды меня спасите. Хорошо мне поживалось , В мелководье я плескалась, Но вот сильный дождь прошёл И с берега ручей привел. Очень грязный был поток А в нём отходов – просто шок! И наша заводь пожелтела. Я б её спасти хотела!

Слайд 18

С пасибо!

Слайд 19

Гиперссылка на видеоклип «Пусть будет мир прекрасен» (авторы: О.Сидоров, А.Премудрая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конспект по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Братья Деда Мороза из разных стран».

Данный материал можно использовать при тематическом планировании по неделе "Новый год!" На занятии дети узнают как называют Деда Мороза в разных странах мира....

НОД по познавательному развитию для дошкольников средней группы "Кузя в гостях у ребят"

НОД по познавательному развитию для дошкольников средней группы "Кузя в гостях у ребят"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по реке времени»

Тема: «Символика флага Чувашской Республики»Цель: Познакомить детей с национальной символикой флага Чувашской Республики.Программное содержание:·...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) Экологическая экспедиция "Мы -друзья природы"

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто живет в реке и озере"

Программное содержание: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную реч...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Экспедиция в Арктику и на крайний Север» с использованием системного оператора и элементов ТРИЗ.

В ходе экспедиции дети в игровой форме получают знания о климатических условиях Арктики и крайнего Севера, а так же знакомятся с животным и растительным миром этой климатической зоны....