Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy.docx | 82.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Картотека
наблюдений
для старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Болдырева Е. Р.
2017-2018 год
Карточка №1
«Листопад»
Цель: Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы. Предложить полюбоваться видом осенних деревьев в ярком убранстве, понаблюдать за кружением опадающих листьев, послушать их шелест, походить по ним. Обсудить с детьми, с каких деревьев больше всего опало листьев? Учить детей наблюдать, активизировать их любознательность.
Народная примета: Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Загадка:
Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья)
Листопад
Лес, точно терем расписной, Как вышки, елочки темнеют,
Лиловый, золотой, багряный, А между кленами синеют
Веселой, пестрою стеной То там, то здесь в листве сквозной
Стоит над светлою поляной. Просветы в небо, что оконца.
Березы желтою резьбой Лес пахнет дубом и сосной
Блестят в лазури голубой, За лето высох он от солнца.
Карточка № 2
«За растениями»
Цель: Предложить детям найти первые признаки осени, назвать самые красивые деревья и кустарники. Узнать деревья по форме листьев цвету коры. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных, человека.
Зеленая страна.
Я люблю бродить по зеленой стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берет.
В той стране благодать, удивительный свет.
Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с зеленой страной навсегда подружись.
Карточка №3
«Почва ранней осенью»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о природе Обсудить с детьми, почему почва необходима деревьям, кустарникам, травам, цветам; помочь вспомнить, что из почвы растения получают влагу и питательные вещества. Обратить внимание на то, что с наступлением осени почва становится более холодной и сырой.
Карточка № 4
«За дождевыми червями»
Цель: Продолжать знакомить детей с представителями животного мира. Обсудить с детьми: как они рыхлили землю в цветочных горшках, зачем нужна была эта работа. Предложить детям понаблюдать за дождевыми червями и помочь сделать вывод, что они тоже рыхлят землю. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений, животных и человека.
Карточка №5
«Рябина в сентябре»
Цель: Рассмотреть листья рябины (лист сложный, состоит из нескольких простых листочков), гроздья. Расширять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.
Рябина.
На плечах её – косы длинные, Подойду, и глазам не верится:
Брови смелые, соболиные, То стоит не юная девица,
Сарафан с широкой каймою, А рябины тонкое деревце!
Полушалок цветной с бахромою,
Золотыми расшитый листьями,
Разрисован алыми кистями.
Карточка №6
Цель: Определить, какая сегодня погода, отметить признаки ранней осени.
Пословицы и поговорки:
«Осенью утро серенько – жди красного денька»
«Плачет октябрь холодными слезами»
Карточка №7
«За жуками»
Цель: Продолжать знакомить с представителями класса насекомых. Предложить детям рассмотреть и сравнить жуков между собой, найти черты сходства и различия. Расширять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь животных.
Карточка №8
«За погодой»
Цель: Предложить детям определить, какая сегодня погода (ясно или пасмурно); понаблюдать за облаками, за осенним небом. Сравнить погоду утром и вечером, обратить внимание на то, что погода осенью быстро меняется. Определить силу и направление ветра путем наблюдения за качающимися деревьями. Учить детей рассказывать о своих наблюдениях за погодой, называть её свойства, отмечать особенности.
Пословица:
«В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет и снизу метет».
Карточка № 9
«За растениями на цветнике»
Цель: Предложить детям найти знакомые цветы (астры, бархатцы, календула, настурция), назвать их. Сравнить между собой, вспомнить, какими они были летом, рассказать, какими они стали осенью, рассмотреть семена цветов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями: сезон – растительность – труд людей.
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
А. Майков
Карточка № 10
«Насекомые осенью»
Цель: Учить детей замечать изменения, произошедшие с насекомыми осенью, делать вывод о поведении насекомых с наступлением холодов по результатам наблюдений. Помочь детям обнаружить под камнями скопление жуков, в щелях древесины спрятавшихся мух, бабочек, предложить объяснить почему насекомые прячутся.
Карточка № 11
«За солнцем»
Цель: Предложить детям вспомнить, какие части участка солнце освещало утром, обратить их внимание на то, какие части участка оно освещает сейчас. Пояснить детям, что осенью солнце не так высоко поднимается над горизонтом, как летом, что дни заметно уменьшаются, раньше темнеет.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
А. Барто
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
А. Пушкин
Карточка № 12
«За облаками»
Цель: Предложить детям полюбоваться облаками, рассказать о видах облаков (кучевые, перистые), предложить отыскать их на небе и описать (цвет, форма, величина).
Приметы:
«Облака идут низко – ожидай стужи»
Загадка:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже-
Тем дождик ближе.
(Туча)
Карточка № 13
«Клен в сентябре»
Цель: Предложить детям рассмотреть дерево и назвать его части (ствол, ветки, листья), полюбоваться осенней окраской кроны клена, подобрать как можно точные обозначения цветов и оттенков, в которые раскрашены листья, рассмотреть семена-крылатки.
Осенний букет.
Больше нет цветов в бору Я домой их принесу,
И в лесу раздетом, Ими стол украшу,
Листья кленов соберу И нарядно, как в лесу,
В пышные букеты. Станет в доме нашем.
Карточка № 14
«За росой»
Цель: Обратить внимание детей на траву, покрытую росой, объяснить природу данного явления. Рассказать о народных приметах, связанных с росой.
Пословицы и поговорки:
«Утренняя роса – добрая слеза»
«Росой лес умывается, с ночкою прощается»
Карточка № 15
«Плодовые деревья осенью»
Цель: Предложить детям полюбоваться плодами яблони. Обратить внимание на строение плодовых деревьев, форму и цвет листьев.
Корзина яблок.
День сегодня яркий –
Солнце и прохлада.
Мы корзину яблок
Принесли из сада.
И грушовка, и ранет-
Слаще этих яблок нет!
Карточка № 16
«За птицами»
Цель: Предложить детям рассказать по результатам наблюдений, какие изменения происходят в жизни различных птиц. Обсудить, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие – нет. Учить детей различать птиц по внешнему виду. Подвести детей к выводу о том, что зимовать остаются птицы, которые кормятся вблизи жилищ человека, а также те, которые питаются семенами и ягодами, остающимися зимой на деревьях под снегом
Поговорка:
«Осенняя пора – птица со двора»
Карточка № 17
«За трудом человека»
Цель: Расширять представления о труде взрослых, о сельскохозяйственном труде, о сезонных работах. Предложить понаблюдать, как собирают яблоки, как убирают гниющие плоды, обрезают ветви, обсудить с детьми назначение этих действий. Учить устанавливать причинно-следственные связи: сезон – растительность – труд людей.
Пословицы и поговорки:
«День прозевал – урожай потерял»
«Лето со снопами- осень с пирогами»
«Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи»
Карточка № 18
«За паутиной»
Цель: Обратить внимание детей на летающие паутинки, предложить поймать паутинку, рассказать, что с её помощью путешествует паучок (его можно заметить, когда он быстро побежит по руке и повиснет на новой паутинке). Рассказать детям, откуда берется паутинка, рассмотреть маленького паучка, отметить особенности его поведения.
Народная примета: Осенью паутина – на ясную погоду
Карточка №19
«Осенний ветер»
Цель: Уточнять представления детей о погоде, развивать наблюдательность. Предложить детям рассказать, как можно узнать направление ветра, как меняется все вокруг в ветреную погоду. Обсудить с детьми понятия «сильный ветер», «слабый ветер».
Загадка
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
(Ветер)
Карточка № 20
«За домашними животными»
Цель: Предложить детям понаблюдать за домашними животными. Обратить внимание детей на то, что шерсть у них стала гуще, появился подшерсток. Предложить детям подумать и ответить – происходит ли то же самое и с шерстью лесных зверей.
Поговорка:
«В осень и у кошки пиры»
Карточка № 21
«Береза в сентябре»
Цель: Предложить детям рассмотреть березу, сравнить количество листьев на березе и на клене. Спросить их почему у нас на Родине так любят березу, посвящают ей стихотворения, песни. Вспомнить с детьми стихи о березе.
Береза
Березка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!
Карточка № 22
«За сорокой»
Цель: Учить детей наблюдать за птицами, выявлять особенности внешнего вида, поведения, учить узнавать по голосу. Рассказать о характере и повадках сороки, о характеристиках, денных ей в поговорках и русских народных сказках.
Сорока.
Всюду я летаю, Может быть меня за это
Все на свете знаю, И зовут «лесной газетой».
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Карточка № 23
«Осенний дождь»
Цель: Предложить детям охарактеризовать осенний дождь (затяжной, моросящий, холодный), сравнить его с летним дождем; рассказать о настроении во время осеннего дождя; вспомнить, какое настроение было, когда шел летний дождь.
Загадка
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Карточка № 24
«Одежда осенью»
Цель: Предложить детям обратить внимание на то, как одеты люди на улице, какую выбирают одежду, головные уборы, обувь. Составить рассказ с опорой на вопросы о том, как одеваются люди осенью, почему выбирают те или иные предметы одежды.
Карточка № 25
«Шиповник осенью»
Цель: В рамках продолжения цикла наблюдений за сезонными изменениями растений предложить детям рассмотреть кустарник, соблюдая правила безопасности (ствол и ветки растения покрыты шипами). Напомнить, как красиво цвел куст весной, обратить внимание, что сейчас он усыпан плодами. Рассмотреть плоды шиповника, рассказать о его лечебных свойствах.
Карточка №26
«Свойства воздуха и ветра»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух окружает всю землю, он необходим всем живым существам. Важнейшие свойства воздуха, благодаря которому мы видим окружающие предметы – прозрачность. Ветер – это движение воздуха, его нельзя увидеть, но можно выявить при помощи других органов чувств.
Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Карточка № 27
«За мхом»
Цель: Предложить детям рассмотреть мох, потрогать его; рассказать, какой он, чем похож на траву, чем отличается. Рассказать детям об особенностях данной группы растений.
Карточка № 28
«За туманом»
Цель: Предложить детям рассказать, что изменилось вокруг, на что похож туман, пояснить, как возникает туман. Обсудить с детьми, какие проблемы могут возникнуть из-за плохой видимости. Сформулировать правила безопасного поведения в тумане.
Карточка № 29
«Изменение продолжительности дня»
Цель: Предложить детям по результатам наблюдений сделать вывод об изменении пути солнца по небу, изменении продолжительности дня.
Поговорка:
«Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень»
Карточка № 30
«За воробьями»
Цель: Учить детей наблюдать за птицами и по результатам наблюдений рассказать об их внешнем виде, повадках. Учить узнавать птиц по голосу.
Воробей.
Не улетает осенью на юг,
«Чирик» за окнами всю зиму.
И я ему, как старый верный друг,
Возьму и крошек хлебных кину.
Р.Кучеренко
Карточка №31
«Трава осенью»
Цель: Учить детей выявлять изменения, происходящие с травой, рассказывать о них по результатам наблюдений, формулировать предположения о том, почему трава желтеет, вянет.
Загадка.
Росла на лугу, оказалась в стогу.
(Трава)
Карточка № 32
«Погода поздней осенью»
Предложить детям найти и перечислить признаки поздней осени (стало ещё холодней, по утрам лужи покрыты льдом, осадки все чаще выпадают в виде дождя со снегом). Подвести детей к пониманию связи между сезонными явлениями и выбором одежды для прогулки.
Поговорки и пословицы:
«В ноябре зима с осенью борется».
«Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет».
«Первый снежок – не лежок».
Карточка № 33
«Птицы поздней осенью»
Цель: Предложить детям по результатам наблюдений рассказать, какие птицы прилетают поздней осенью на участок. Организовать установку кормушек для птиц, обсудить, что нужно выяснить, чтобы организовать кормление птиц.
Приметы:
«Если птицы летят ниже к земле – быть ранней и холодной зиме».
«Коли птиц много и летят они быстро – к близкому ненастью».
«Синица пищит – зиму вещает»
Карточка № 34
«Ель в ноябре»
Цель: Предложить детям рассмотреть дерево, обратить внимание на то, что ель остается зеленой. Дать детям задание найти доказательства тому, что ель тоже сбрасывает хвоинки. Под елью малыши найдут опавшую хвою. Предложить им рассмотреть её, сравнить с хвоинками на ветвях ели, с опавшими листьями других деревьев и сделать вывод.
Загадка:
«Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
Карточка № 35
«За трудом взрослых: уборка участка».
Цель: Обсудить с детьми назначение данной работы, пояснить, почему нельзя сжигать опавшие листья, почему необходимо вывозить их за пределы города.
Карточка № 36
«За транспортом»
Цель: Предложить детям рассмотреть проезжающие мимо участка машины, назвать знакомые детям категории и виды транспорта, марки автомобилей. Организовать составление коллективного рассказа о том, как машины служат человеку.
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
К. Чолиев
Карточка №37
«За осадками»
Цель: Предложить детям высказать предположение о том, почему в ноябре мы наблюдаем выпадение различных осадков: дождь, снег, град, дождь со снегом. Подвести детей к пониманию зависимости характера осадков от температуры воздуха.
Поговорка:
«В ноябре зима с осенью борется»
«Сбежались тучки в одну кучку – быть ненастью»
«Небо в барашках – дождь на пороге»
Карточка № 38
«Превращение луж»
Цель: Учить детей замечать изменения, происходящие с водой в лужах в зависимости от температуры воздуха. Предложить детям перед прогулкой высказать, опираясь на сделанные ими выводы, предположения – есть ли лед на лужах.
Поговорка:
«Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит»
Карточка №39
«За первым снегом»
Цель: Предложить детям поймать снежинки на варежки, рассмотреть их, рассказать как они «устроены». Рассказать детям, что в природе нет двух одинаковых снежинок.
Первый снег.
Утром кот принес на лапках Он белеет вдоль забора,
Первый снег! Первый снег! Прикорнул на фонаре,-
Он имеет вкус и запах, Значит, скоро, очень скоро
Первый снег! Первый снег! Полетят салазки с горок,
Он кружится легкий, новый Значит, можно будет снова
У ребят над головой. Строить крепость во дворе!
Он успел платок пуховый Я.Аким
Расстелить на мостовой.
Карточка № 40
«За работой дворника»
Цель: Познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркнуть значимость труда всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание помогать.
Встанет дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
В. Степанов
Список используемой литературы.
1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе» Экология. ТЦ «Учитель» Воронеж 2004
2.Владимировская Л.А. «От осени до лета» «Учитель» Волгоград 2008
3.Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. «Планирование вне учебной деятельности с детьми в режиме дня» Старшая группа. ООО «Центр педагогического образования», 2011
4. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2000
5. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002
6.Уланова Л.А, Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3 -7 лет» Детство- Пресс 2009
Карточка№ 1
«Признаки наступившей зимы»
Цель: Предложить детям разделиться на две команды и принять участие в соревновании «Кто найдет больше признаков зимы» (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи, выпал снег). Подвести итоги конкурса, отметить победителей в номинациях: «Больше всего правильных ответов», «За образные описания», «За самые яркие фантазии» и т.д.
Художественное слово:
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И.Суриков.
Народные приметы:
«Окончательно замерзли водоемы»
«Земля покрылась снегом»
«В лесопарках появились красногрудые снегири»
«Стоят самые короткие дни и самые длинные ночи»
Карточка № 2
«За погодой зимой»
Цель: Учить детей наблюдать и рассказывать о состоянии погоды, точно называть и правильно фиксировать при помощи знаков основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки).
Народные приметы:
«Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу».
«Сильная тяга в печи зимою – на мороз, слабая – на сырую погоду».
«Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели».
«Ясное небо – к морозу».
«День начинается туманом – быть оттепели».
«Мороз к вечеру слабее – к осадкам».
Карточка № 3
«Появление сосулек»
Цель: Предложить детям ответить на вопрос о том, где можно найти сосульки, и проверить их догадки. Рассказать детям, как возникают сосульки, какие интересные опыты и наблюдения можно провести вместе с взрослыми. Познакомить ребят с правилами безопасности в зимнее время.
Загадки:
У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдет, гвоздь упадет.
(Сосулька)
Торопился ручеёк прыгнуть вниз,
Зацепился за сучек и повис.
(Сосулька)
Карточка № 4
«Иней»
Цель: Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа, предложить рассмотреть ветви, покрытые инеем, предположить, как образуется иней. Обобщить высказывания детей, рассказать, почему деревья покрылись «серебром».
Загадка:
В белом бархате деревня – и заборы, и деревья.
А как ветер нападет, этот бархат опадет.
(Иней)
Народные приметы:
«Если ночью был иней – днем снега не жди».
«Иней на деревьях – к морозам, туман к оттепели».
Художественное слово:
Иней.
По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…
Г.Галина.
Карточка № 5
«За кошкой»
Цель: Предложить детям рассмотреть кошку, понаблюдать за ней, обратить внимание на изменения в её внешнем виде и поведении. Систематизировать и дополнить представления детей о жизнедеятельности животных в зимнее время.
Народные приметы:
«Кошка морду лапой закрывает – к метели».
«Кошка на печку – стужа во двор».
«Кошка крепко и долго спит – к теплу».
Загадка:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).
Карточка № 6
«Изменение высоты снежного покрова»
Цель: Предложить детям определить высоту снежного покрова в разных местах участка и предположить, где «снежное одеяло» толще. Попросить их придумать способ проверки своих идей. Научить детей измерять высоту снежного покрова при помощи метровой линейки. Сравнивать при помощи палочек.
Загадка:
Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
(Снег)
Народные приметы:
«Много снега – много хлеба».
«Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; Коли же останется промежуток – к урожаю»
Карточка № 7
«Ель и сосна зимой»
Цель: Учить детей различать ель и сосну, предложить составить сравнительный рассказ от имени каждого дерева. Развивать вербальное воображение, связную речь.
Загадка:
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель, сосна)
Карточка № 8
«За вороной»
Цель: Учить детей отличать эту птицу от других по внешнему виду и голосу; отметить особенности её поведения в зимний период. Предложить детям вспомнить, как описывается ворона в русских народных сказках; рассказать об удивительной сообразительности и хитрости этих птиц.
Народная примета:
«Вороны устроили в небе хоровод – к снегопаду»
Художественное слово:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Суетится она на заборе –
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н.Рубцов.
Карточка № 9
«Синий вечер»
Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду, обратить внимание на цвет снега при свете фонарей и в тени. Помочь составить рассказ о том, как выглядит все вокруг зимним вечером.
Карточка № 10
«Свойства снега»
Цель: предложить детям рассказать, что им известно о свойствах снега, предположить, везде ли снег одинаков. Раскопать ямку и предложить ребятам рассмотреть слои снега (нередко внизу снег темный. Плотный, может содержать ледяные корки, а сверху снег пушистый, чистый). Пояснить детям причину такого различия в свойствах снега – во время оттепели снег тает. Растворяет и вбирает в себя частички почвы. Поэтому он становится темным.
Художественное слово:
Оттепель.
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло.
И сугробы в раз осели,
В полдень с крыши потекло.
Карточка № 11
«За небом»
Цель: Предложить детям рассказать о небе по результатам наблюдения, отметить, какого оно цвета, что на нем можно увидеть, какое у него «настроение».
Народная примета:
«Белые облака зимой – к ветру, синие – к оттепели».
Карточка № 12
«Дворник чистит снег».
Цель: предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассказать о её важности, высказать благодарность от имени людей. Которые ходят по расчищенным и посыпанным песком дорожкам, и растений, которые они укрывают снегом. Организовать оказание ему посильной помощи.
Загадка.
Он с утра пораньше встанет,
Лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит
И весь двор уберет.
(Дворник)
Художественное слово:
«Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед».
Карточка № 13
«Возраст прохожих»
Цель: Предложить детям понаблюдать за прохожими, определить их возраст, дать развернутый ответ, используя конструкцию предложения, аргументировать свое мнение.
Карточка № 14
«За снежинками»
Цель: Предложить детям рассмотреть снег, рассказать, на что похожи снежинки: на белую крупу( в холодную и ветреную погоду), на лебяжий пух (в тихую и теплую погоду). Помочь сделать вывод о зависимости вида снежинок от погодных условий.
Загадка:
Белая, узорчатая звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка).
Карточка № 15
«За объектами окружающей действительности»
Цель: Предложить детям обратить внимание на замерзшие окна, рассмотреть узоры на них, определить, на что они похожи. Рассказать детям, почему на окнах появляются ледяные узоры.
Загадка:
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной.
(Мороз)
Карточка № 16
«Ели зимой»
Цель: Предложить детям составить сравнительное описание ели и одного из лиственных деревьев. Организовать наблюдение, для того чтобы выяснить, зачем на ель прилетают птицы.
Загадка:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год,
(Ель).
Художественное слово:
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш бедный сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
О.Высотская.
Карточка № 17
«Зимний ветер»
Цель: Учить детей выявлять и описывать характеристики ветра (слабый, сильный, порывистый, отсутствие ветра), помочь им составить рассказ о своих действиях по выявлению особенностей ветра.
Загадка.
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
(Ветер)
Художественное слово:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
СМаршак.
Карточка № 18
«Учимся распознавать деревья»
Цель: Закреплять умение детей различать деревья и кустарники по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветвях плодам. Учить передавать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с оппонентом.
Вопросы к беседе:
«О березе».
1.Как выглядит береза?
2. Где чаще всего растут березы?
3. Почему про березу говорят, что в этом дереве четыре угодья?
«О дубе»
1.Как выглядит дуб?
2.Как называют дубовый лес?
3.Чем отличается дуб, выросший на открытом месте от дуба, который вырос в лесу?
«О липе»
1.Как выглядит липа?
2.Почему говорят, что липа человека обувает, кормит, поит?
«О клене»
1.Как выглядит клен?
2.Какие животные утепляют опавшими листьями свое жилище?
3.Зачем кленовому семени крылышко?
«О рябине»
1.Как выглядит рябина?
2.Какие звери любят ягоды рябины?
Карточка № 19
«За движением снежинок»
Цель: Предложить детям понаблюдать за полетом снежинок, обсудить и сравнить результаты сегодняшнего наблюдения с тем, что они видели ранее.
Подвести к выводу о том, что вид снежинок и особенности их полета связанны с погодой. Развивать наблюдательность, учить любоваться красотой зимней природы.
Художественное слово:
Зима.
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима,
Только дунет – и пушинок
Разлетятся семена!
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь.
Карточка № 20
«За растениями (кустарники)»
Цель: Организовать составление детьми коллективного рассказа «История жасмина» о том, каким был кустарник весной и летом, что произошло с ним осенью. Рассказать о жизни растений зимой.
Карточка № 21
«За птицами прилетающими к кормушке»
Цель: Обсудить с детьми, почему не стоит близко подходить к кормушкам; договорится о том, как будет проходить наблюдение. Учить детей соблюдать тишину рядом с кормушками, контролировать свое поведение, воспитывать бережное отношение к пернатым.
Художественное слово:
Наши друзья.
Каждый день. На кормушке сидя, птицы
Когда встаем Чистят перышки свои.
Мы с братишкою вдвоем, Тут щеглы, чижи, синицы
Взяв крупы И проныры воробьи,
И хлебных крошек, Ждут нас также терпеливо
На крыльцо бежим скорей. И красавцы-снегири…
Много ласковых, хороших Все привыкли – не пугливы,
Прилетает к нам друзей. Хоть руками их бери!
И.Суриков.
Карточка № 22
«Зимний закат»
Цель: Предложить детям прочитать стихотворение И.Сурикова «Стали дни короче», предложить сопоставить описание, данное в стихотворении, с результатами своих наблюдений.
Народная примета:
«Закат в облаках – к снегопаду».
Карточка № 23
«За птицами»
Цель: Показать детям изменения образа жизни знакомых им птиц зимой, обратить внимание на их поведение в зависимости от погоды.
Народные приметы:
«Воробьи дружно расчирикались – к оттепели».
«Кукушка станет куковать – мороза больше не видать».
«Вороны раскаркались всей стаей – к морозу, устроили в небе хороводы – к снегопаду. На земле сидят – к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев – жди ветра».
Карточка № 24
«Снежный ковер»
Цель: Обратить внимание детей на красоту снега, переливающегося на солнце, учить подбирать определения к слову «снег», составлять короткий рассказ об увиденном. Развивать образное мышление, обогащать словарь.
Загадка.
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками сшит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)
Карточка № 25
«За трудом шофера»
Цель: Объяснить значимость труда шофера, поддерживать интерес к людям разных профессий. Предложить детям составить рассказ от имени шофера о том, как он заботится о ребятах.
Художественное слово:
Мчатся бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине –шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу».
Ю.Разумовский.
Карточка № 26
«Изменение продолжительности дня»
Цель: Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят затемно) позволяют им сделать вывод о том, что зимний день короткий, а ночь – длинная.
Поговорка:
«Зимний денек с воробьиный скок».
Карточка № 27
«Свойства снежинки»
Цель: Предложить детям поймать снежинку на лист черной бумаги, рассмотреть, попытаться зарисовать её форму. Предложить поймать снежинку на варежку, а затем на ладошку, высказать предположение о том, где быстрее растает снежинка, выяснить, кто оказался прав.
Загадка:
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка)
Художественное слово:
О зиме.
Снег пушистый, серебристый
Легким стелится ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Карточка № 28
«За синицами»
Цель: Предложить детям рассмотреть оперение птицы, прослушать загадки про синиц, соотнести образные выражения в описании птицы (Черная шапочка, желтый жилет) с внешним видом синицы. Рассказать детям об особенностях поведения синиц в зимнее время, о пользе, приносимой этими птицами. Предложить ребятам покормить синиц, подумать, какие слова благодарности могли бы сказать птицы детям.
Загадка:
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится –
Все хвастает
Желтым своим сюртуком
И шапочкой черной
Гордится…(синица).
Художественное слово:
Синички.
Мерзнут лапки у синичек: - Посмотрите-ка сюда,
Плохо им без рукавичек, Это – вкусная еда!..
Да и голодно в мороз… На ладонь ко мне садятся,
Я им семечек принес: Греют лапки. Не боятся.
В.Поляков.
Карточка № 29
«Растительный мир зимой»
Цель: Продолжать знакомить детей с изменениями в природе. Предложить детям рассмотреть деревья и кустарники, учить называть характерные признаки состояния растительного мира зимой (голые ветки, хрупкие от мороза, черные стволы).
Художественное слово:
«Вот и мороз… Как в одеяло.
Забыта осень… Теперь их только по весне
Затих, застыл весенний лес. С дождем желанным
Под низкой крышею небес Гром разбудит…
Деревья спят, одежды сбросив. Деревья спят
И не тревожат их нимало Совсем как люди
Ни ветра свист, ни вьюги вой: И день за днем растут во сне.
Закутала их с головой К.Чомов.
Зима в свой снег.
Карточка № 30
«За снегопадом»
Цель: Предложить детям рассказать по результатам наблюдения, как движутся снежинки, какие они, помочь сделать вывод о связи формы и особенностей движения снежинок с температурой воздуха и характером ветра. Развивать наблюдательность, логическое мышление.
Сыплет с неба снег-снежок,
Словно легкий пух-пушок…
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
«Ох, как тяжко!»?
Ц.Ангелов.
Карточка № 31
«Взаимосвязь явлений природы»
Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду в ясный солнечный день:
рассмотреть, как изменился цвет снега на солнечном месте, каков он в тени; где образовались сосульки. Помочь сделать вывод о влиянии положения солнца на горизонте на температуру воздуха и свойства снега.
Художественное слово:
Мороз и солнце –
День чудесный.
А.Пушкин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
А.Пушкин
Карточка № 32
«Одежда прохожих»
Цель: Предложить детям рассмотреть прохожих, обратить внимание на верхнюю одежду, головные уборы, обувь. Помочь составить сравнительный рассказ «Одежда зимой и осенью», рассказать о том, что одеваться, значит, беречь свое здоровье.
Загадки:
В них упрячешь две ноги –
И в мороз гулять беги.
(Валенки)
Мягкая, теплая, пушистая,
Воротник и рукава,
Не замерзнет детвора.
(Шуба)
Я зимой на голове
Грею ушки детворе. (Шапка)
Карточка № 33
«Следы на снегу»
Цель: Учить детей находить следы птиц и животных на снегу, различать их, составлять по результатам рассуждения краткий рассказ (кто здесь прошел, в какую сторону он направлялся, как передвигался – шел, бежал, прыгал). Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, связную речь.
«Ох, как заяц напетлял,
От лисы он убегал.
Волку не достался
И живой остался.»
Л.Воронкова.
Художественное слово:
Письмо на снегу.
Вышит снег
Красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе, Денис! –
Пишут птицы и зверушки:
«Сделай нам, Денис кормушки!»
Н.Голиновская.
Карточка № 34
«Свойства льда»
Цель: Обобщить, систематизировать, уточнить и дополнить представления детей о свойствах льда, предложить детям рассказать, как можно получить цветные льдинки, что для этого понадобится. Заморозить подкрашенную воду и украсить постройки из снега.
Художественное слово:
Не идет и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!
В.Берестов.
Загадка.
Без рук, без топорища
Выстроен мостище.
(Лед)
Карточка № 35
«Утепление снегом деревьев и кустарников»
Цель: Предложить детям рассказать о назначении этой работы, отдельных действий, выполняемых взрослыми. Предложить ребятам на основе своих знаний пояснить, почему нельзя утаптывать снег под деревьями, разгребать его, ходить по огороду и цветнику.
Пословицы:
«Снег земле-кормилице – что теплый кожух».
«Снега надует – хлеба прибудет»
Карточка № 36
«Ледяные узоры на окнах»
Цель: Обратить внимание детей на окна домов, детского сада, предложить высказать предположения о том, как возникают на них белые узоры. Рассказать детям, как образуются ледяные кристаллы. Почему они переливаются и блестят на свету.
Художественное слово:
Снежная сказка.
На стекле морозный иней,
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна.
На стекло снегурка дышит
И прилежно буквы пишет,
Водит пальчиком сама:
«С» - снежинка, «З» - зима.
Н.Френкель.
Карточка №37
«Деревья в феврале»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях состояния деревьев и кустарников зимой. Рассказать о том, что в феврале растения готовятся к «пробуждению», предложить подобрать сломанные ветром ветви, чтобы поставить их в группе в воду для последующего наблюдения.
Загадка:
Его весной мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево зимой)
Карточка № 38
«Сила ветра»
Цель: Учить детей определять силу ветра различными способами, сравнивать результаты, полученные разными группами ребят, подбирать слова для характеристики ветра (сильный, умеренный, порывистый, пронизывающий и т.д.).
Загадка:
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы содрал
И удрал.
Карточка № 39
«За животными»
Цель: Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о том, как приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни зимой звери. Предложить рассмотреть кошку, проанализировать её поведение зимой и в другие периоды года, сделать соответствующие выводы.
Загадки:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).
Художественное слово:
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые – ай-ай!
Шерстка пестрая. Гав! Гав!
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Карточка № 40
«Солнце в зимний день»
Цель: Учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно). Подвести ребят к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца, формировать представление о том, что оно необходимо для жизни на земле.
Народная примета:
«На утренней зорьке солнце красно – на метель»
Пословицы:
«Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет».
«И месяц светит, коль солнца нет».
Загадка.
Колобок, колобок,
Золотистый бок,
За елки нырнул,
Там крепко заснул.
А к утру проснулся –
На весь мир улыбнулся.
(Солнце)
Художественное слово:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
А.Пушкин
Карточка № 41
«За снегирем»
Цель: Предложить детям рассмотреть снегирей, описать их внешний вид. Рассказать об особенностях этой птицы, её жизни.
Загадка.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)
Народная примета:
«Снегирь зимою поет – на снег, на вьюгу».
Художественное слово:
Снегирь.
Ты откуда? Ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя?
- Снегирь.
М.Лапыгин.
Карточка № 42
«За метелью и поземкой»
Цель: Продолжать знакомить детей с сезонными явлениями. Обращать внимание детей на то, как движется снег, как воет ветер. Предложить по результатам наблюдения рассказать, что такое метель, что называется поземкой.
Загадки:
Бежит по снегу, а следу нету.
(Поземка)
Летаю в поле, гуляю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Метель)
Художественное слово:
Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка…
С.Маршак
…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
С.Есенин
Карточка № 1
«Солнце ранней весной».
Цель: Обсудить с детьми смысл поговорки о том, что зимой солнце светит, но не греет. Предложить ребятам найти на участке доказательства того, что весеннее солнышко и светит, и греет (на открытых солнечных местах снег растаял, нагрелись предметы, появились первые насекомые и т.д.)
Загадка:
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Художественное слово:
Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в саду грачи.
С.Маршак
Карточка № 2
«За птицами ранней весной»
Цель: Обратить внимание детей на оживленное поведение зимующих птиц (весело чирикают воробьи, слышится первая звонкая песня большой синицы), предложить сформулировать предположения о том, чему радуются птицы, чего ждут.
Народные приметы:
«Вороны купаются ранней весной – к теплу».
«Если голуби разворковались – будет тепло».
«Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит».
Художественное слово:
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Я и солнышко.
Сам встаю я по утрам.
В детский сад хожу я сам.
Утром Солнышко встает,
В детский сад со мной идет.
А вечернею порой
Вместе с Солнышком домой
Возвращаемся вдвоем
И друг друга узнаем.
Алимзар Ализаде.
Карточка № 3
«Изменение продолжительности дня»
Цель: Обратить внимание детей на то, что вечерних прогулках светло, рассказать о том, что весной день длиннее, чем зимой, что длина дня будет увеличиваться до середины лета.
Народная примета:
«В марте день с ночью меряется, равняется».
Художественное слово:
Солнцеворот.
Что ни сутки – по минутке
День длинней – короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняют зиму прочь!
В.Берестов
Я и солнышко.
Сам встаю я по утрам.
В детский сад хожу я сам.
Утром Солнышко встает,
В детский сад со мной идет.
А вечернею порой
Вместе с Солнышком домой
Возвращаемся вдвоем
И друг друга узнаем.
Алимзар Ализаде.
Карточка № 4
«Высота снежного покрова»
Цель: Предложить детям рассмотреть, каким стал снег, измерить высоту оставшегося снежного покрова, найти первые проталины. Помочь составить коллективный рассказ «Идет весна, тает снег».
Загадка:
Легло одеяло, мягкое, белое,
Солнце напекло – одеяло утекло.
(Снег)
Народные приметы:
«Рано затает – долго не растает. Ранняя весна ничего хорошего не сулит. Поздняя весна не обманет».
«Если весной дружно тает лед и снег, дружно бежит вода – к мокрому лету и урожаю, яровые хлеба нужно сеять рано».
«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».
Художественное слово:
Весенняя песенка.
Снег теперь уже не тот, почернел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки.
С.Маршак
Карточка № 5
«Направление ветра»
Цель: Предложить детям разделиться на группы и определить направление и силу ветра различными способами (по движению облаков, качанию деревьев, с помощью флажков, вертушек). Организовать обмен мнениями, выслушать рассказ о ходе и результатах работы.
Загадка:
«Как подует он порой,
Что замерзнешь как зимой.
(Ветер)
Народная примета:
«Первый гром при северном ветре – холодная весна; при восточном – сухая и теплая; при южном – ждать теплого лета; при западном – мокрая, но перейдет в жаркое лето».
Карточка № 6
«За животными»
Цель: Обсудить с детьми, каких животных можно увидеть на участке детского сада, к каким группам их можно отнести (птицы, звери), как правильно организовать наблюдение.
Карточка № 7
«За проталинами вокруг деревьев»
Цель: Обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины. Рассказать, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий их воздух.
Народная примета:
«Снег скоро тает – к мокрому лету».
Художественное слово:
Весна.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно очень теплые ноги у весны.
И. Токмакова
Карточка № 8
«Одежда прохожих»
Цель: Обратить внимание детей на то, как изменилась одежда, обувь, головные уборы людей. Рассказать о правилах подбора одежды весной, напомнить о важности умения одеваться по погоде.
Карточка № 9
«Первый дождь»
Цель: Предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «Первый весенний дождь».
Народные пословицы:
«Весенний дождь лишним не бывает»
«Весна да осень – на дню погод восемь»
Художественное слово:
Дождь.
Хлещет, хлещет дождь колючий,
А когда устанет лить –
Во дворе повесим тучи
На веревочке сушить.
И.Брукнер.
Озорник.
Полосатый, босоногий,
Шлепал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай
Был привязан к маме-туче.
Карточка № 10
«За сосульками и капелью»
Цель: Предложить детям рассказать, как «растут» сосульки, понаблюдать, как они тают. Пояснить, почему в теплый день сосульки «плачут», как меняются свойства воды при изменении температуры.
Загадка:
Висит она вниз головою,
Не летом растет, а весною.
Лишь солнышко припечет,
Растает она и умрет.
(Сосулька)
Художественное слово:
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.
И. Демьянов
Карточка № 11
«Тополь в марте»
Цель: Предложить детям найти тополь, рассмотреть ветви, обратить внимание на почки, предложить сравнить состояние почек на дереве и на ветвях, которые стоят в группе. Подвести детей к выводу о значении тепла для роста и развития растений.
Карточка № 12
«За погодой»
Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду, назвать изменения, связанные с приходом весны. Дополнить ответы детей, показать взаимосвязь между отдельными явлениями, пояснить, почему весной погода часто меняется.
Народные приметы:
«Весна да осень – на дню погод восемь».
«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».
«Если весна холодная – осень будет теплая, поэтому и поговорка:
«Сеешь в шубе, жнешь в рубахе».
Карточка № 13
«Вечернее небо»
Цель: Предложить детям рассмотреть небо, описать его, продолжая фразы воспитателя. Например, осенью небо низкое, а весной …; осенью небо серое, а весной …; и т.д. Обратить внимание детей на то, что на небе стали часто появляться кучевые облака.
Карточка № 14
«За почками на иве»
Цель: Показать детям весеннее пробуждение растений на примере ивы, обратить внимание на то, что почки и цветы покрыты серебристым пухом, предложить ребятам догадаться, зачем иве такие «шубы».
Загадка:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня…(весна)
Художественное слово:
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
В. Данько
Карточка № 15
«Появление травы»
Цель: Рассказать детям о том, что уже можно наблюдать первые всходы зелени, предложить найти на участке свежую поросль травы. Помочь детям сделать вывод по результатам обследования участка о том, где появляются первые всходы.
Загадка:
Весною зеленеет,
Осенью желтеет.
(Трава)
Художественное слово:
Я по травке на лугу
В белых тапочках бегу.
А трава хорошая!
Ну-ка, тапки сброшу я.
Ой, трава щекочется –
Мне смеяться хочется!
О. Бедарев
Карточка № 16
«За насекомыми»
Цель: Предложить детям рассказать, кто уже видел этой весной насекомых, вспомнить, где они прятались зимой, предположить, что им нужно, чтобы проснуться. Рассказать об особенностях жизни насекомых ранней весной. Народная примета:
«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».
Карточка № 17
«За работой взрослых на клумбе и в огороде»
Цель: Предложить детям понаблюдать за работой садовника. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников, охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной.
Художественное слово:
Я давно весну ждала, Я возьму свою лопатку,
У меня свои дела: Я пойду вскопаю грядку.
Мне участок в огороде Мягкой грядка быть должна -
Нынче мама отвела. Это любят семена.
В.Глущенко
Бабушка и дедушка толк в земле понимают,
«Матушкой», «кормилицей» ее ласково называют,
Навозом коровьим грядки удобряют,
Лучшие сорта для выращивания выбирают,
Все вовремя сеют и сажают,
Сорняки с корнем вырывают,
Огород свой рыхлят, поливают,
Растения на грядках подкармливают,
Настои от вредителей знают,
Никакой химии не применяют,
Зря в огороде не топчутся,
Берегут почву, ее плодородие.
Карточка № 18
«Появление первоцветов»
Цель: Предложить детям рассмотреть растение мать-и-мачеха, обратить внимание на то, что у растения сначала появляются цветы и только потом – листья. Помочь детям сделать вывод о том, на каких участках раньше всего появляются первые цветы.
Художественное слово:
Подснежник.
На лесной полянке
Море из цветов.
Расцвели подснежники
После зимних снов.
Рядом с перелескою
Сонник, горицвет.
Стародумка, ростики –
Красочный букет.
На лесной полянке
Море из цветов!
Украшают землю
После зимних снов.
Л.Герасимова
Карточка № 19
«Весенний ветер»
Цель: Предложить детям определить силу ветра, рассказать, каким способом вили наблюдение, какой получили результат. Обсудить с ребятами, какие качества ветра изменились.
Загадка:
Без метлы землю подметает.
(Ветер)
Художественное слово:
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Г.Лагздынь
Ветерок.
Был малюткой ветерок,
Да подрос за вечерок,
Стал задира и буян –
Настоящий ураган!
В.Лисичкин
Карточка № 20
«За перелетными птицами»
Цель: Уточнить представления детей о перелетных птицах, предложить детям рассказать, какие птицы весной возвращаются из теплых краев, что они делают, вернувшись. Обобщить и дополнить ответы детей.
Народные приметы:
«Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне. Ранние ласточки – примета счастливого года»
«Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, значит, предстоит холодное лето. Если же вьют они жилища свои на теневой стороне, значит, лето предстоит жаркое».
«Ранний прилет журавлей – ранняя весна»
«Грач на горе – весна на дворе»
«Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна»
Художественное слово:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
И.Никитин.
Карточка № 21
«За ручьями»
Цель: Предложить детям рассказать, как появляются ручьи, чем они похожи на реки, чем отличаются. Предложить ребятам догадаться, почему ручьи бегут в строго определенном направлении.
Пословицы:
«В марте курочка под порожком воды напьется».
«Март с водой, апрель с травой».
Художественное слово:
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Б.Асаналиса.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
А.Плещеев.
Карточка № 22
«Весенний дождь»
Цель: Отметить характерные особенности этого явления весной, обратить внимание на то, как быстро высыхают лужи после дождя. Помочь составить коллективный рассказ «Весенний дождь».
Загадка:
Над тобой и надо мной пролетел мешок с водой,
Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.
(Туча, дождь)
Художественное слово:
Весенний дождь.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло.
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А.А.Фет.
Карточка № 23
«За скворцами»
Цель: Предложить детям вспомнить и рассказать правила наблюдения за птицами, пояснить, почему очень важно соблюдать эти правила в период гнездования. Организовать наблюдение за жизнью скворцов, рассказать о том, как птицы готовятся к появлению потомства, о «сотрудничестве» людей и скворцов (люди строят для птиц дома, а птицы, собирая для кормления своих птенцов тысячи насекомых, спасают сады и парки от вредителей).
Загадка:
Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки.
(Скворечник) Художественное слово:
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том,
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат:
- Мы хотим добавку –
Муху и козявку.
Е.Тараховская
Карточка № 24
«Набухание почек на деревьях»
Цель: Предложить детям рассмотреть почки на ветвях различных деревьев, рассказать, как они изменились. Рассказать ребятам о том, что листья различных деревьев появляются не одновременно, о приметах, которые связаны с данной последовательностью. Предложить детям отмечать на «Календаре весенних наблюдений» последовательность появления листьев у различных деревьев.
Карточка № 25
«Цвет неба»
Цель: Предложить детям определить цвет неба, попросить объяснить, почему он именно такой. Помочь сделать вывод о взаимосвязи погоды и цвета неба.
Карточка № 26
«Растения в апреле»
Цель: Предложить детям рассмотреть участок, определить изменения, произошедшие с начала весны, рассказать о появлении и росте травы. Предложить детям найти знакомое им растение мать-и-мачеху, рассмотреть ее листья, рассказать о происхождении названия.
Карточка № 27
«За дождевыми червями»
Цель: Предложить детям рассмотреть червя, рассказать о строении его тела, особенностях его жизни. Рассказать какова роль червей в природе, какую пользу они приносят.
Загадка:
Без рук, без ног,
На брюхе ползет.
(Червяк)
Он носит поясок,
Хотя без рук, без ног.
В земле живет.
Когда ползет,
Рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает.
(Дождевой червяк)
Карточка № 28
«Изменение температуры воздуха»
Цель: Предложить детям подтвердить или оспорить высказывание о том, что на улице стало теплее, чем в марте. Обсудить, как можно проверить правильность того или иного высказывания (измерить температуру воздуха при помощи термометра, потрогать предметы, расположенные на солнце), помочь детям сделать выводы.
Карточка № 29
«Состояние почвы»
Цель: Предложить детям рассмотреть поверхность земли на участке детского сада, обратить внимание на ее неоднородность, учить различать и называть состав почвы (каменистая, глинистая, песчаная, чернозем).
Загадки:
На черном покрывале
Зеленый узор.
(Земля и трава)
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего.
(Песок)
Художественное слово:
На земле растут деревья,
И цветы, и огурцы.
В общем, овощи и фрукты,
Чтоб довольны были мы.
В.Орлов
Карточка № 30
«За пауком»
Цель: Предложить детям рассмотреть паука, рассказать о строении его тела. Обратить их внимание на особенности внешнего вида паука, предложить найти черты сходства и признаки отличия пауков и представителей насекомых (жуков).
Загадка:
В уголке живет,
Пряжу прядет.
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.
(Паук и паутина)
Художественное слово:
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит –
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит…
Е.Стюарт.
Карточка № 31
«Береза в апреле»
Цель: Предложить детям рассмотреть банку, прикрепленную ранее к березе, выяснить, сколько набралось сока. Рассказать о передвижении по стволу растений питательных веществ и воды, о полезных свойствах березового сока.
Загадка:
Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза.
(Береза)
Художественное слово:
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая…
(Русская народная песня)
Карточка № 32
«Появление тюльпанов»
Цель: Познакомить детей с цветком, предложить описать его. Рассказать детям о том, как и для чего выращивают декоративные растения. Активизировать в речи детей понятия, связанные со строением цветковых растений.
Загадка:
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан,
Нежный, бархатный … (тюльпан).
Художественное слово:
Расцвели тюльпанчики – Я бы подарила ей
Желтые стаканчики, Нежные тюльпаны.
Желтые и красные, Бархатные, разные,
Лепестки атласные. Самые прекрасные,
Вот бы день рождения С капелькой искристою,
Был весной у мамы, Будто серебристою.
Г. Чехута
Карточка № 33
«За муравьями»
Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых (голова, брюшко, шесть ног, антенны). Обратить внимание детей на то, что в солнечную погоду мы можем увидеть множество насекомых (мухи, муравьи, жуки), в пасмурную погоду жизнь многих насекомых замирает.
Загадка:
В лесу у пня
Суетня и беготня –
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравейник)
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ногами посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий…(муравей).
Художественное слово:
Погляди на молодцов: Под тяжелой ношей,
Веселы и бойки, И спешит на помощь друг,
Волокут со всех сторон Тут народ хороший!
Материал для стройки. Без работы хоть убей,
Вот один споткнулся вдруг Жить не может муравей.
Карточка № 34
«За прохожими»
Цель: Предложить детям рассмотреть прохожих, рассказать, как изменилась их верхняя одежда с момента последнего наблюдения. Обсудить. Почему весной приходится иногда надевать резиновые сапоги, брать с собой зонт.
Карточка № 35
«За ласточками»
Цель: Предложить детям рассказать, какие птицы уже прилетели к нам (грачи, скворцы), по результатам наблюдений ответить на вопросы об их жизни весной. Предложить детям рассмотреть гнезда под крышей здания детского сада, предположить, чьи эти гнезда. Рассказать о ласточках, восстановлению прошлогодних гнезд.
Загадки:
Кто приклеил майским днем Я проворна, легкокрыла,
Рукавичку под окном, Хвост раздвоен, словно вилы.
Поселил в нее жильцов – Если я летаю низко,
Непоседливых птенцов? Значит, дождик где-то близко.
(Ласточка) (Ласточка)
Художественное слово:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А.Плещеев
Карточка № 36
«За бабочками»
Цель: Предложить детям рассмотреть бабочек, рассказать о результатах наблюдения. Познакомить с особенностями строения бабочки, пояснить, почему нельзя брать их в руки.
Загадка:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Художественное слово:
Мама, мама, посмотри,
Бабочка какая,
У нее большие глазки,
Крылья желтые, как в сказке!
У нее полосочки
И на крыльях точечки…
Р.Эйдельман
Карточка № 37
«За домашними животными»
Цель: Предложить детям понаблюдать за домашними животными, рассказать по результатам наблюдения, как меняется их поведение с наступлением теплых дней. Познакомить ребят с особенностями жизни животных весной.
Загадки:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)
Ходит рыжий, пьет из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос.
Кто же это?
Рыжий…(пес).
Карточка № 38
«За пчелами»
Цель: Предложить детям понаблюдать за пчелами; рассмотреть на рисунках строение и внешний вид пчелы, найти общие для всех насекомых черты и выделить особенности пчел. Предложить детям пожужжать как пчелки, догадаться, как насекомые издают подобные звуки. Рассказать о том, какую пользу пчелы приносят людям.
Загадка:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком.
(Пчела)
Карточка № 39
«Нарциссы в цветнике»
Цель: Учить детей отличать нарциссы от других растений, предложить осторожно обследовать цветы, охарактеризовать их цвет, форму лепестков, аромат. Рассказать о многообразии растений данного вида.
Художественное слово:
Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платья белые нарциссы.
Карточка № 40
«Дождь и гроза»
Цель: Учить детей по результатам наблюдения составлять описание состояния и динамического изменения погоды; использовать в речи название знакомых явлений природы и их характеристики. Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы. Учить применять эти правила.
Народные приметы:
«Первый весенний гром – к наступлению тепла».
«Лес притих – перед грозой».
«Больше гроз – больше грибов».
Художественное слово:
Весенний дождь.
Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок –
Там раскроется цветок.
От дождя травинки
Распрямляют спинки.
Н. Полякова
Карточка № 41
«Появление листьев на деревьях»
Цель: Предложить детям найти деревья и кустарники, у которых уже появились листья, и рассказать, по результатам предыдущих наблюдений, как развивались почки, какие функции выполняют листья деревьев.
Художественное слово:
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
В. Данько
Карточка № 42
«Деревья в мае»
Цель: Предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений (на осине, клене и других деревьях сначала появляются цветы, а потом листья; липа, рябина сначала зеленеют, а потом цветут; береза, черемуха, бузина и зеленеют и цветут почти одновременно).
Народная примета:
«Поздний расцвет рябины – к долгой осени».
Карточка № 43
«Сравнительное наблюдение за птицами»
Цель: Предложить детям рассмотреть самку и самца воробья, выяснить, чем они похожи, чем различаются. Пояснить ребятам, почему самки многих птиц имеют неброскую окраску (это важно для птиц, сидящих на гнезде).
Художественное слово:
Воробей.
В серой латаной жилетке
Воробей сидит на ветке,
На ветле качается.
Холода кончаются.
Тает бурый снег на крыше,
Ну а солнышко – все выше.
Зимний холод пережив,
Воробей кричит: «Я жив!»
Е. Авдиенко
Карточка № 44
«Солнце в мае»
Цель: Обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени. Помочь сделать вывод о связи изменения положения солнца с тем, что стало очень тепло.
Загадка:
В небе желтый цветок
Круглый год не вянет,
И любой лепесток
До земли достанет.
(Солнце)
Художественное слово:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
И.Суриков
Карточка № 45
«За лягушкой»
Цель: Предложить детям рассмотреть лягушку, охарактеризовать ее внешний вид, особенности перемещения (по земле лягушки передвигаются прыжками, а в воде - плавают). Рассказать детям о лягушках.
Народная примета:
«До первого грома лягушки не квакают»
Загадка:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)
Художественное слово:
Лягушка – попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка –
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу не принося вреда.
К.Россетти
Карточка № 46
«Одуванчики в мае»
Цель: Продолжать знакомить детей с первыми весенними цветами, предложить рассмотреть одуванчик, выделить основные части растения (стебель, листья, цветок), описать их. Обратить внимание ребят на то, поздно вечером и перед дождем цветки одуванчика закрываются.
Народные приметы:
«Одуванчик зацвел ранней весной – лето будет коротким»
«Одуванчик сжимает свой шар – признак скорого дождя»
Загадка:
Отцвел желтенький цветок,
Остался беленький пушок.
(Одуванчик)
Художественное слово:
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца золотой портрет.
О. Высотская.
Карточка № 47
«За комарами»
Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, рассказать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обитания комаров.
Народная примета:
«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».
Загадка:
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)
Карточка № 48
«За майскими жуками»
Цель: Предложить детям рассмотреть жуков, охарактеризовать их внешний вид, способы передвижения. Рассказать о жизненном цикле майских жуков (яйцо – личинка – взрослое насекомое); о роли, которую они играют в природе.
Народная примета:
«Много майских жуков – к засухе»
Загадка:
Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)
Художественное слово:
Песенка жука.
Я веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому, что я жужжу.
А.Береснев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....
Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).
Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста....
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасного поведения (По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»)
Картотека игр по основам безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека стихотворений для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста на тему "Здоровый образ жизни"
Данный материал поможет при подготовке и проведении занятий, праздников на тему ЗОЖ.В конце материала есть пословицы на тему ЗОЖ.Материал можно распечатать и оформить в виде брошюры формата А 5....
Опыты, эксперименты, наблюдения для детей старшего дошкольного возраста
Опыты, эксперименты, наблюдения в старшей группе.Методическое пособие содержит перспективное планирование поисково-познавательной: опыты, эксперименты, наблюдения и преобразовательной деятельности для...
Конспект наблюдения для детей старшего дошкольного возраста "Одуванчики и мать и мачеха"
Знакомство детей с лекарственными травами....