Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).
картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме
Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy_no_1.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ОСЕНЬ
- Знакомимся с осенними цветами.
- Многообразие осенних листьев.
- Что нам подарила осень.
- Наблюдаем за солнцем.
- Наблюдаем за небом и облаками.
- Наблюдаем за ветром.
- Знакомимся с деревьями.
- Наблюдаем за дождливой погодой.
- Знакомимся с работой дворника.
- Изучаем увядшие растения.
- Наблюдаем за домашними животными.
- Наблюдаем за птицами.
- Изучаем транспорт.
- Первый снег.
ЗИМА
- Морозный солнечный денёк.
- Наблюдаем за ветром.
- Наблюдаем за снегом.
- Знакомимся со свойствами льда.
- За окном мороз.
- Наблюдаем за работой дворника.
- Наблюдаем за деревьями.
- Изучаем транспорт.
- Зимующие птицы.
- Зимние забавы.
- Где чей след.
- Наблюдаем за животными.
- Как стали одеваться люди.
ВЕСНА
- Пришла весна.
- Наблюдаем за небом и облаками.
- Наблюдаем за снегом.
- Капель.
- Кругом вода.
- Ледоход.
- Знакомимся с перелётными птицами.
- Первые листья на деревьях.
- Зелёный ковёр.
- Цветут деревья и кустарники.
- Солнышко на траве.
- Наблюдаем за работой дворника.
ЛЕТО
- Наблюдаем за солнцем.
- Наблюдаем за небом и облаками.
- Наблюдаем за ветром.
- Наблюдаем за дождём, грозой и радугой.
- Изучаем деревья и кустарники.
- Что цветёт летом.
- Изучаем песок и почву.
- Наблюдаем за водой.
- Наблюдаем за насекомыми.
- Наблюдаем за птицами.
- Наблюдаем за лягушкой.
- Наблюдаем за трудом взрослых.
- Лесные дары - грибы и ягоды.
Осень
1. Знакомимся осенними цветами.
Цель — познакомить детей с названиями цветов — ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия «высокий — низкий» (цветок), «короткий — длинный» (стебель).
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».
Помочь старшим детям выделить основные части растений, предложить им провести пальцем и назвать: «Стебель, листья, цветок». Объяснить, что эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве. Художественное слово
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
А. Майков
2. Многообразие осенних листьев
Цель - показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — «листопад».
Ход прогулки
Наблюдение
Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на Землю — это листопад.
Рассмотреть со старшими детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы — шершавая, у клена — гладкая и т.д.).
Художественное слово
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят...
М. Ивенсен
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
Е. Головин
Утром мы во двор идем -Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят... летят... летят...
Е. Тутнева
3. Что нам подарила осень
Цель — закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
Ход прогулки
Наблюдение
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т. д.) Назвать 3—4 плода, их величину и цвет.
Старшие дети могут сказать, на что похожи облако, листья, солнце. Назвать 5—б плодов, уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие «хрупкий». Рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.
Художественное слово
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Е. Благинина.
4. Наблюдаем за солнцем
Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».
Ход прогулки
Наблюдение
Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.
Детям старшей группы можно дать задание понаблюдать: утром — когда встает солнышко, вечером — когда солнышко садится. (Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.) Художественное слово
Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
А. Барто
Солнце землю осмотрело, Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
В. Нестеренко
5. Наблюдаем за небом и облаками
Цель — продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».
Ход прогулки
Наблюдение
Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)
Старшим детям предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».
Художественное слово
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит...
А. Плещеев
Осень все-таки теперь!
Солнце бледнее, небо холоднее. Е. Благинина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день...
А. Пушкин
6. Наблюдаем за ветром
Цель — конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Ход прогулки
Наблюдение
С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.
С детьми старших групп в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?
Художественное слово
Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет, Глухо шепчет голый лес.
Н. Некрасов
Ветрено, ветрено,
Вся земля Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету...
Я. Токмакова
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Я. Аким
7. Знакомимся с деревьями
Цель — уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
Ход прогулки
Наблюдение
Сходить с детьми в парк. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев.
Старшим детям предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность. Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.
Художественное слово
Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек
Ярко - желтая листва.
А. Твардовский
Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день — и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно...
А. Пушкин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С. Есенин
Октябрь уж наступил —
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...
А. Пушкин
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой...
Я.Бунин
8. Наблюдаем за дождливой погодой
Цель познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой, Уточнить название и назначение предметов одежды.
Ход прогулки:
Наблюдение
В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.
Детям старших групп в дождливую погоду предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?
Художественное слово
К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке.
В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри. 3. Александрова
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
А. Плещеев
Дождик, дождик, что ты льешь, Погулять нам не даешь?
(Русская народная потешка)
9. Знакомимся с работой дворника
Цель — познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда, желание помогать.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Понаблюдать и наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.
Спросить у старших детей, что было бы, если бы дворника не было.
Художественное слово
Встает дворник на заре, Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
В. Степанов
10. Изучаем увядшие растения
Цель — уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле.
Ход прогулки
Наблюдение
Перед заморозками можно увидеть еще не расцветшие растения: астры, гвоздики и другие. Предложить выкопать их и пересадить в ящики, где они будут цвести до декабря. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы. Отметить, как нарушают красоту увядшие цветы, собрать семена цветов. Обратить внимание старших детей на белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы, — это иней. От солнца он тает, почва становится твердой. Осенью часто стелется туман, это охлажденные капельки воды повисли в воздухе.
Художественное слово
Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях.
А. Плещеев
Наш воробушек качаться захотел,
В гости к тоненькой былинке прилетел.
М. Познанская
11. Наблюдаем за домашними животными
Цель — научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.
Ход прогулки
Наблюдение
Выйдя на прогужу, можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на то, что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животные покрываются более густой и теплой шерстью. Выяснить, боятся дети животных или нет. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак?
Детей старшего возраста попросить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой.
Художественное слово
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые — ай-ай! Шерстка пестрая. Гав! Гав!
С. Федорченко
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок Перепортил все, что мог.
С. Михалков
Целый день у нас работа: Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Г. Лагздынь
Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик. А. Барто
Вот он крутится волчком, Тузик,
Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор,
То дежурит у ворот –
Словом, дел невпроворот.
А. Прокофьев
12. Наблюдаем за птицами
Цель — закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела.
Обратить внимание детей старших групп на подготовку птиц к отлету. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. Какие птицы остаются на зиму?
Художественное слово
Журавлики-журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики-журавли.
М. Шпак
Скворец!
Смотрите, вон он!
Ему пора на юг,
А он перед отлетом Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица Проститься. А. Барто
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Е. Благинина
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны...
Н. Рубцов
13. Изучаем транспорт
Цель — научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.
Ход прогулка
Наблюдение
Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, с
дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. Со старшими детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с профессией водителя. Художественное слово
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове — важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
К Чолиев
Отойдите! Я — машина!
И внутри меня — пружина!
И с утра всегда она
На весь день заведена.
Э. Мошковская
14. Первый снег
Цель — закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить.
почему тает первый снег.
Наблюдение
Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег.
Рассказать старшим детям о поздней осени, определить отличия ранней осени от поздней. Ноябрь — последний месяц осени, скоро настанет зима. Заметить, что реки покрылись льдом.
Художественное слово
Снежок порхает, кружится, На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
3. Александрова
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Я. Суриков
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
М. Познанская
Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете Блестящим серебром.
А. Липецкий
Зима
1. Морозный солнечный денек
Цель — сформировать у детей представление о зиме. Наблюдение
В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было вчера.
Обратить внимание детей старших групп на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из - за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.
Художественное слово
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Я. Суриков
Мороз и солнце —
День чудесный.
А. Пушкин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
2. Наблюдаем за ветром
Цель — познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и вьюга.
Ход прогулки
Наблюдение
В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель.
У детей старших групп спросить, откуда дует ветер. Почему во время вьюги нельзя гулять.
Художественное слово
Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка.
С. Маршак
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет, То заплачет как дитя...
А. Пушкин
Верные слуги — снежные вьюги, Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти... С. Маршак
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
С. Есенин
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется, Но больно холодна.
С. Есенин
3. Наблюдаем за снегом
Цель — познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением — снегопадом.
Ход прогулки
Наблюдение
Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду — сыпучий, лепить нельзя.
Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой — это снегопад.
Обратить внимание детей старших групп на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре — очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).
Художественное слово
Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая Какая смелая!
К. Бальмонт
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит Разноцветным огнем.
И. Никитин
Снежинки пуховые Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете Блестящим серебром.
A. Липецкий
На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
B.Лунин
4. Знакомимся со свойствами льда
Цель — познакомить с сезонным явлением — гололедом, со свойствами льда.
Ход прогулки
Наблюдение
Познакомить детей со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый , хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках).
Обратить внимание детей старших групп на то, что, если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололед. Объяснить это явление. Предложить подумать, как сделать, чтобы было не скользко.
Художественное слово
Не идет и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается! Почему ж никто
Не радуется?!
В. Берестов
Снег на улице и стужа.
Крепким льдом забита лужа.
В. Ланцетти
5. За окном мороз
Цель — закрепить знания детей о зимнем явлении — морозе.
Ход занятия
Наблюдения
Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратить внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.
Детям старших групп указать на стекла, разрисованные красивыми узорами. Объяснить, что это мороз заморозил стекла. Рассмотреть узоры, определить, на что они похожи. Художественное слово
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
Я. Никитин
Все злее, злее, злее
На улице мороз,
И каждый потеплее
Закутывает нос.
В. Орлов
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Е. Благинина
Трещит мороз.
Застыли речки.
Дрожат березки у реки.
Я. Образцов
6. Наблюдаем за работой дворника
Цель - воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.
Старшим детям предложить посмотреть, как убирает снег трактор. Кто управляет им? Какие части есть у трактора (колеса, кабина, дверь, грейдер).
Художественное слово
Снега прошли немалые,
А все идут, идут...
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
Гремят они лопатами
Под тучами лохматыми,
Метелками шуршат.
На улицах, на улочках,
В дворах и закоулочках
Управиться спешат.
Е. Благинина
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
В. Степанов
7. Наблюдаем за деревьями
Цель — показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.
Ход прогулки
Наблюдение
Показать, что у елочки (сосны) - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка — лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.
Обратить внимание детей старших групп на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон. Художественное слово
Вот и мороз...
Забыта осень...
Затих, застыл весенний лес.
Под низкой крышею небес
деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожат их нимало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Зима в свой снег
Как в одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным
Гром разбудит...
деревья спят
Совсем как люди
И день за днем растут во сне.
К. Чомов
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
В. Суслов
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. С. Есенин
8. Изучаем транспорт
Цель — закрепить знания детей о транспортных средствах.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Уточнить представления детей старших групп о воздушном, водном транспорте.
Художественное слово
Отправляется в полет
Лайнер —
Пассажирский самолет. Ростом лайнер
С трехэтажный дом. Полетишь и ты на нем, Хоть еще ты не дорос до больших его колес.
Г Сапгир
Вот под радугой ракета Взмыла к небесам.
И такую же ракету
Я построю сам.
Г. Виеру Матросская шапка, Веревка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
« Прокати капитан!»
А. Барто
9. Зимующие птицы
Цель — закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птиц клюют корм.
Обратить внимание детей старших групп на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
Художественное слово
На дворе морозище Градусов под сорок. Плачутся воробышки, Что весна не скоро.
B. Звягина
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
C. Есенин
Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей.
Н. Рубцов
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Голуби, голуби, Раз, два, три... Прилетели голуби-сизари.
И. Токмакова
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок. А. Барто
10. Зимние забавы
Цель — закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.
Ход прогулки
Наблюдение: Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке.
У детей старших групп спросить, какую форму напоминают постройки, для чего их можно использовать.
Художественное слово
Как на горке, на горе
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу.
С горки — ух,
На горку — ух,
Бух!
Захватывает дух!
А. Прокофьев
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавички на руках,
Шапка на макушке...
С. Черный
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной. Хорошо в лесу зимой.
А. Введенский
Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас. Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
О. Высотская
11. Где чей след
Цель — развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.
Ход прогулки
Наблюдение
На свежеве выпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы.
У детей старших групп спросить, чем отличаются следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.
Художественное слово
Это кто тут наследил:
Бегемот иль крокодил?
Здесь играли дети:
Танечки и Пети!
С. Маршак
Ох, как заяц напетлял,
От лисы он убегал.
Волку не достался
И живой остался.
Л. Воронкова
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
(Русская народная потешка)
12. Наблюдаем за животными
Цель — познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши собаки. Воспитать доброе отношение к животным.
Ход прогулки
Наблюдение
Показать детям гуляющую рядом собаку. Спросить, холодно ли ей. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши.
У детей старшего возраста спросить, какое это животное: дикое или домашнее, почему, как зависят домашние животные от человека.
Художественное слово
Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор,
То дежурит у ворот —
Словом, дел невпроворот.
А. Прокофьев
13. Как стали одеваться люди
Цель — сформировать представления о сезонной одежде.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая о одежда по сезону, теплая или нет. Почему? С детьми старших групп закрепить названия частей одежды, название материала, из которого одежда сшита.
Художественное слово
Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая.
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
(Русская народная потешка)
Валенки. Валенки.
Невелички, маленьки.
На резвые ножки
Нашему Сережке.
(Русская народная потешка)
Я перчатку надеваю,
Я в нее не попадаю!
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Н. Нищева
Весна
1. Пришла весна
Цель — дать представление о ранней весне, о том, какие нения произошли с солнцем.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.
С детьми старших групп ведутся наблюдения за увеличением продолжительности дня, отмечается, что день становится длиннее. Художественное слово
Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей...
Я. Колас
Солнце дарит всем весну, Вытаяли стежки.
Р. Бородулин
Дни повеселели,
Солнышку не спится.
Г. Ладонщиков Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.
А. Барто
Скоро снова солнце встанет
И возьмется припекать.
Е. Благинина
2. Наблюдаем за небом и облаками
Цель — закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.
Ход прогулки
Наблюдение
Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!
Обратить внимание детей старших групп, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.
Художественное слово
Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Л. Яхнин
Шумные, теплые ветра
Весну на поле принесли.
Я. Аким
Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е. Баратынский
3. Наблюдаем за снегом
Цель — расширить представления о весне. Разобрать свойства снега.
Ход прогулки
Наблюдение
Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Организовать игры со снегом при этом побуждать к сравнению — снеговиков они лепили и зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой стороне крыши снег тает раньше (на солнечной или в тени). Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?
Со старшими детьми уточнить свойства снега — переход одного состояния в другое. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка — наст.
Художественное слово
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
И. Токмакова
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
А. Плещеев
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
К. Кубилинскас
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
А. Толстой
4. Капель
Цель — расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями.
Ход прогулки
Наблюдение
Характерное явление для начала весны — появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет.
С детьми старших групп понаблюдать, почему на одной стороне дома сосулек больше. Как образуются сосульки? Почему днем сосульки блестят и падают? Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Можно предложить детям взять сосульки, подержать их в руках, чтобы увидеть, что с ними произойдет. Прийти к выводу, что сосульки — это замерзшая вода, тепла они тают. Спросить, есть ли капель утром, вечером. Установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха. Когда сосульки растают, выяснить, почему их не стало.
Художественное слово
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки...
И тают сосульки — веселые льдинки.
Я.Демьянов
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
А. Алферов
Но завтра солнце снова встанет.
Оно возьмется припекать,
И по крыльцу забарабанит
Капель веселая опять.
Е. Благинина
Весна пришла,
Сосульками карнизы украшая. Е. Стюарт
5. Кругом вода
Цель — показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.
Ход прогулки
Наблюдение
Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды.
Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? Почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т.д.
Художественное слово
На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна.
3. Александрова
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
С. Маршак
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
А. Плещеев
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.
А. Барто
Снова нет ручьям покоя —
День и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Б. Асаналиса
6. Ледоход
Цель — закрепить уже известные признаки весны на водоеме, вспомнить водный транспорт, его названия.
Ход прогулки
Наблюдение
Показать детям водоход на водоеме. Спросить, все ли льдинки одинаковые, откуда они берутся? Объяснить, что лед подтаивает и раскалывается. Уточнить, почему нельзя подходить очень близко к водоему.
С детьми старших групп вспомнить водный транспорт: лодку, катер, пароход, метеор и другие. Для чего он нужен, кто им управляет.
Художественное слово
На реке и треск, и гром,
Это значит — ледолом.
На реке идет лед,
Это значит — ледоход.
Н. Нищева
Ледоход: лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лед в кусочки разбивает.
(Потешка)
Шумит река, сильна, грозна, Большие льдины крушит.
Как широка!
Зимой она
Была в три раза уже.
С. Егоров
Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет
На торжествующем хребте Поднятый ею лед!
Е. Баратынский
7. Знакомимся с перелетными птицами
Цель - расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Ход прогулки
Наблюдение
Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц.
С детьми старших групп найти разницу между зимующими и перелетными птицами, вспомнить их названия.
Понаблюдать скворцами, спросить, как называются домики скворцов.
Художественное слово
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
A. Плещеев
О чем поют воробышки
В последний день зимы? —
Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
B. Берестов
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
8. Первые листья на деревьях
Цель — повторить названия деревьев. Обсудить строение (ствол, ветки, листья).
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы — круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе — сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе — блестящие, клейкие, те зеленые.
Рассматривая почки с детьми старших групп, объяснить, одни деревья просыпаются раньше, другие — позже. Рассказ о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников, перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.
Художественное слово
Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли.
Сережки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели.
Я. Аким
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
A. Плещеев
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей. B.Рождественский
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это... Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
- Но уже — весна!
В. Данько
9. Зеленый ковер
Цель — повторить признаки весны, строение травянистых растений.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: «Травушка-муравушка. Травка шелковая». Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.
У детей старших групп спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая.
Художественное слово
Я по травке на лугу
В белых тапочках бегу.
А трава хорошая!
Ну-ка, тапки сброшу я.
Ой, трава щекочется — Мне смеяться хочется!
О. Бедарев
Дождик, дождик, пуще!
Будет травка гуще! (Потешка) Травка-муравка
Со сна поднялась.
(Осетинская народная потешка)
10. Цветут деревья и кустарники
Цель — познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.
С детьми старших групп понаблюдать за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Художественное слово
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
A.Фет
Залит солнцем день весенний,
И сквозь окна светлые
Смотрят в сад кусты сирени
Тучкой фиолетовой.
B.Жак
Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень,
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень...
А. Плещеев Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
C.Есенин
— Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела? Е. Благинина
Сиянье, плеск и щебет во дворе...
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь — как нежны Доверчивые первенцы весны!
Е. Благинина
11. Солнышко на траве
Цель — познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением.
Ход прогулки
Наблюдение
Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики — первые весенние цветы. Рассмотреть части растения стебель, листья, цветок. С детьми старших групп сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой — шершавые. Рассказать о целебных свойствах мать-и-мачехи и одуванчика.
Художественное слово
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца золотой портрет.
О. Высотская
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала — Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках —
Круглые комочки.
Я. Нищева
Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
М. Полянская
12. Наблюдаем за работой дворника
Цель — продолжить наблюдения за работой дворника. Научить уважать труд взрослых.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он
это делает? Какие орудия труда имеются у дворника?
С детьми старших групп посмотреть, как дворник обрезает кусты.
Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь
очистить участок от срезанных веточек.
Художественное слово
Встанет дворник на заре, Все очистит во дворе
И кусты обрежет сам. Красота на радость нам!
13. Наблюдаем за работой на клумбах
Цель — познакомить детей с правилами посева семян в огороде и в цветнике. Научить уважать труд взрослых.
Ход прогулки
Наблюдение
Наблюдать за трудом взрослых во время высаживания и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Спросить, для чего нужны цветы. Рассмотреть семена разных цветов.
Обратить внимание детей старших групп на почву (сухая земля), на перекопку земли, ее рыхление. Выяснить значение влаги одного из условий роста растений. Провести опыт: замочить часть семян за несколько дней до посадки, другую часть посадить сухими. Проследить, какие быстрее взойдут.
Художественное слово
Я давно весну ждала,
У меня свои дела:
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна —
Это любят семена.
В. Глущенко
Лето
1. Наблюдаем за солнцем
Цель — дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.
Ход прогулки
Наблюдение
Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему?
С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.
Художественное слово
Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладошки — Очень рады солнышку.
А. Барто
Солнышко ясное, нарядись! Солнышко красное, покажись! Подари нам красный день.
А. Прокофьев Хорошо, что снова лето,
Снова солнце высоко!
Г. Ладонщиков
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков
2. Наблюдаем за небом и облаками
Цель — разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.
Ход прогулки
Наблюдение
В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко.
С детьми старших групп вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.
Художественное слово
Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
«В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать.
3. Александрова
Облака,
Белогривые лошадки,
Облака,
Что вы мчитесь без оглядки?
С. Козлов
3. Наблюдаем за ветром
Цель — повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.
Ход прогулки
Наблюдение
Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый.
С детьми старших групп вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)
Художественное слово
Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Г. Лагздынь
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе...»
А. Пушкин
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Ф. Тютчев
4. Наблюдаем за дождем, грозой и радугой
Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Ход прогулки
Наблюдение
Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. Обратить внимание на радугу, какого она цвета.
У детей старших групп спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя.
Художественное слово
Радуга-дуга!
Не давай дождя!
Давай солнышка - колоколнышка!
(Русская народная потешка) Первый гром прогремел,
Туча пронеслась,
Чистой влагой дождя
Травка напилась.
С. Дрожжин Прояснилось небо,
Засинела даль!
Дождик словно не был,
Речка — как хрусталь!
Над рекою быстрой,
Озарив луга.
На небе появилась
Радуга-дуга!
П. Образцов
Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька
Лужу резал — не разрезал.
(Русская народная потешка)
5. Изучаем деревья и кустарники
Цель — вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная,
темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух.
Детям старших групп рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев — желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья — круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы. Художественное слово
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая ...
(Русская народная песня)
Он не низок, не высок.
Зелен, светел наш лесок.
А. Прокофьев
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу.
(Русская народная песня)
6. Что цветет летом
Цель — познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать?
Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.
Художественное слово
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья — словно лодочка!
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Е. Благинина
7. Изучаем песок и почву
Цель — выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.
Ход прогулки
Наблюдение
Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются.
С детьми старших групп уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.
Художественное слово
На земле растут деревья,
И цветы, и огурцы.
В общем, овощи и фрукты,
Чтоб довольны были мы.
В. Орлов
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
Б. Заходер
8. Наблюдаем за водой
Цель — научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить, представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода.
Со старшими детьми определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут.
Художественное слово
На закате дремлет пруд. По воде круги плывут — Это маленькие рыбка Разыгрались там я тут.
Е. Стюарт
К речке быстрой мы спустились, Наклонялись и умылись.
Раз, два, три, четыре —
Вот так славно освежились.
В. Волина
9. Наблюдаем за насекомыми
Цель — познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пишу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — ив лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.
Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?
Художественное слово
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит —
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит... Е. Стюарт
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.
(Русская народная потешка)
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши — муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом. Л. Гулыга
Пчела — не кит,
Она — мала,
Но велики
Ее дела.
С. Баруздин
10. Наблюдаем за птицами
Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.
Ход прогулки
Наблюдение
Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы.
Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Художественное слово
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
М. Бородницкая
Ласточка — тивит - тивит! —
К нам летит.
Ах, к нам летит!
(Армянская народная песенка)
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит как вопрос и ответ.
С. Маршак
11. Наблюдаем за лягушкой
Цель — познакомить с внешним видом лягушки, с ее движениями.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух.
Детям старших групп предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.
Художественное слово
Лягушка - попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка —
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу не принося вреда.
К. Россетти
Очень трудно
Застенчивой,
Скромной лягушке,
Проживающей в луже
На зеленой опушке.
Р. Сеф
Глянь, на речке лягушата,
Музыкальные ребята.
— Ква! Ква! Ква! —
Все распевают песни.
П. Золотов
12. Наблюдаем за трудом взрослых
Цель — дать знания о том, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе.
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Понаблюдать, как это делают старшие дети и воспитатель. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения.
У детей старших групп спросить: «Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие растения где растут?» Художественное слово
Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьем,
А потом цветы посадим,
А потом водой польем.
Лейка, лейка, лей, лей!
Грядка, грядка, пей, лей!
Г. Лагздынь
Огородик посажу и кругом огорожу,
Протопчу туда дорожку — никому не покажу.
О. Дриз
13. Лесные дары — грибы и ягоды
Цель — закрепить знания детей о лесных растениях, познакомить с названиями грибов — съедобных и ядовитых.
Ход прогулки
Наблюдение
Показать детям спелую землянику и объяснить: она красная, душистая — ее можно есть, а зеленую есть нельзя — она невкусная. Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст.
Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обязательно показать ядовитый гриб — мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям.
С детьми старших групп рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя.
Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет.
Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу.
Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.
Художественное слово
Я надела поясок.
Подвязала туесок,
Побежала по малину
Через луг, через лесок.
Е. Благинина
Мы пошли по ягоды
В дальний лес.
Видимо-невидимо
Там чудес!
Я. Саконская
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу.
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку — березовики,
По сосновьим пням — опеночки,
А под елкой — белый гриб — боровик.
(Русская народная песенка)
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
А. Прокофьев
На пенечке сто опят:
«Очень тесно тут!» — вопят.
Позовите грибника
Собирать опят с пенька.
Е. Серова
Подберезовик,
Подберезовик
Ловко спрятался
Под березою.
Е. Серова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Наблюдения в природе" старшая группа
Этот материал содержит наблюдения для старшей группы для всех времен года ,кроме лета...
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....
«Наблюдения на экологической тропе. Конспект наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период»
Наблюдения в природе осенью....
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста...
Сборник наблюдений на прогулке за неживой природой (старший дошкольный возраст)
Программа наблюдений за неживой природой в течение учебного года. Рассчитана на старший дошкольный возраст....
Картотека наблюдений: «Березовая роща» Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Картотека наблюдений : «Березовая роща» Средний дошкольный возраст (4-5 лет)...