Опыты, эксперименты, наблюдения для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

ТЕРЛЕЦКАЯ ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Опыты, эксперименты, наблюдения в старшей группе.

Методическое пособие содержит перспективное планирование поисково-познавательной: опыты, эксперименты, наблюдения и преобразовательной деятельности для детей старшей группы в детском саду. В нём представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами, дано примерное содержание (конспекты) опытов, экспериментов и наблюдений. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, мнемотаблицы, схемы изготовления поделок.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С целью создания условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития советом педагогов детского сада (протокол № ___ совета педагогов от «___» __________2019 г.) было принято решение о реализации программы «Ребёнок в мире поиска» авторов Дыбиной О.В., Поддъякова Н.Н., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В.

В качестве научно-методического сопровождения процесса развития познавательно-исследовательской деятельности ребёнка на основании программы разработан перспективный план по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности детей старшего возраста. 

Перспективный план составлен согласно тематическому планированию воспитательно-образовательной деятельности детского сада. Данный перспективный план содержит раздел, объект, формы работы, название исследовательской деятельности, цели и необходимое оборудование для проведения опытов, экспериментов и наблюдений.

Разделы перспективного плана поисково-познавательной деятельности детей старшего возраста представлены следующей тематикой: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир», «Преобразование».  Каждый раздел включает в себя объекты и его особенности.

В разделе «Живая природа» изучаются следующие объекты: «Растения и животные, как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности», «Строение, значение, функции, видоизменения частей растения», «Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы)», «Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде». Раздел «Неживая природа» изучает объекты: «Вода», «Воздух», «Песок, глина, камни», «Земля, космос». В разделе «Физические явления» изучаются такие объекты, как «Свет, цвет», «Магниты, магнетизм», «Вес, притяжение», «Электричество», «Звук», «Теплота». В разделе «Человек» дети подводятся к пониманию человека как живого существа, его индивидуальности (внешность, характер поведения). Формируются представления о строении некоторых органов и систем (уши, глаза, пищеварительная и дыхательная системы, органы голосообразования). Дети подводятся к осознанию своей роли в сохранении и укреплении собственного здоровья. При исследовании «Рукотворного мира» развивается умение определять характеристики предмета (размер, цвет, форма, вес, материал, функция, назначение, строение) и с их помощью описывать предмет.

Раздел «Преобразование» содержит комплекс занятий по развитию творческого мышления у детей, умения творчески преобразовывать, трансформировать и видоизменять предметы. Способствует реализации представлений, сформированных в ходе поисковой деятельности.

В перспективном планировании учитываются различные формы поисково-исследовательской деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты и развлечения, как на улице, так и в группе, определена учебная нагрузка (см. перспективное планирование). Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми планируется 3 раза в неделю, преобразовательная – 1 раз в неделю. Длительность экспериментальной деятельности составляет 12-15 минут.

По программе «Ребёнок в мире поиска» предлагается 122 различных форм поисковой деятельности, но согласно 38 рабочим неделям рассчитано 114 занятий. Вследствие этого 5 дополнительных занятий проводятся по усмотрению воспитателя, учитывая потребности и условия организации данных опытов, а другие три предложенных опыта затруднительны в проведении, вследствие несоответствующих климатических условий.

Всего за год проводится 119+2 различные формы проведения поисково-исследовательской деятельности и 38  совместной деятельности взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность).

В данном методическом пособии представлены рекомендации по комплектованию основным оборудованием и материалами уголков экспериментирования, дано примерное содержание (конспекты) опытов, экспериментов и наблюдений. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, схемы изготовления поделок (приложение 1, 2).

С целью определения эффективности и направлений  корректировки поисково-исследовательской деятельности подобран диагностический инструментарий и представлен в данном пособии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_i_eksperimenty_posobie._starshiy_vozrast.doc1.29 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....

Картотека опытов, экспериментов, фокусов для детей старшего дошкольного возраста.

Как обуздать кипучую энегрию ребенка? Развивайте интерес к окружающему миру....

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Картотека опытов-экспериментов для среднего и старшего дошкольного возраста.

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...

Картотека опытов-экспериментов для среднего и старшего дошкольного возраста

Картотека опытов-экспериментов для среднего и старшего дошкольного возраста...