Образовательное мероприятие с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие на дно Онежского озера».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цупикова Анна Владимировна

Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.

Задачи:

·         уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах Онежского озера;

·         учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения;

·         развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы;

·         активировать и обогатить словарный запас (глобус, карта, батискаф, названия рыб Онежского озера);

·         развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно образное мышление, целостность восприятия;

·         воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnoe_meropriyatie_s_detmi_starshey_gruppy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное         учреждение Петрозаводского городского округа

                                «Детский сад №101 «Карусель»

                                        Конспект

Непосредственной образовательной деятельности                              

по области познавательное развитие                                           для детей старшей группы

                на тему :

 «Путешествие на дно Онежского озера»                                         

                                        

                                        Воспитатели первой квалификационной                                                                                     категории                        

                                                МДОУ «Детский сад№101»

        Доленко Н.В , Цупикова Н.В

                                                                        

                                Г. Петрозаводск, 2016 год

                                                                

Образовательная  программа: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад №101 «Карусель»

Раздел комплексно-тематического плана: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Участники мероприятия : дети5-6 лет (подгруппа из 10 человек), воспитатель

Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.

Задачи:

Образовательные :

  • уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах Онежского озера;
  • учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения;
  • совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы, правильно строить предложения;
  • активировать и обогатить словарный запас (глобус, карта, батискаф, названия рыб Онежского озера);

Развивающие :

  • развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно образное мышление, целостность восприятия;

Воспитательные :

  • воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.

Актуальность :Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми .Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» дошкольника в интересную для них тему. В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться ,изучать нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Ведь природа является источником материального и духовного состояния существования человека. 

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, дидактические игры («Парочки», «Обитатели морей, рек, озёр, океанов»), сюжетно-ролевая игра «Подводники», индивидуальное разучивание с детьми стихов и подготовка коротких рассказов о рыбах.

Методы и приёмы:

  1. Словесные – чтение стихотворений и загадок, беседа, рассказы детей о рыбах;
  2. Наглядные – глобус, презентация, картинки разрезные, иллюстрации;
  3. Информационно-коммуникативный метод – диск с записью голоса Царицы Воды, диск с шумом воды, презентация;
  4. Здоровье сберегающий метод – прослушивание звуков природы; разминка.

Оборудование и материалы: глобус, проектор, презентация,  картинка  с изображением  подводной лодки (батискафа) разрезанная на 10 частей с цифрами от 1 до 10, разрезные картинки рыб (туловище, хвост, голова, плавники), ракушки, водоросли из цветной бумаги, музыкальный центр, диск с записью шума воды, диск с голосом Царицы Воды.

        Ход  непосредственно образовательной деятельности :

1.Вводная часть                                                                                        

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус )

- Правильно, это глобус, а что такое глобус? (Глобус - это  модель Земли.)

- Ребята, а как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Ребята, а что на глобусе  обозначено синим цветом? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

- А что обозначает зеленый цвет? (лес, трава – степи)

- А жёлтый и коричневый? (Песок - пустыни, горы)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля и что на ней находится. А находятся на ней водные просторы (океаны, моря) и материки (суша - земля).

- Посмотрите: этот материк называется Австралия, этот Африка, это Южная и Северная Америка. А это самый большой материк – Евразия.

- Ребята, а кто знает, на каком материке мы живём? (Евразия, на самом большом материке)

- Молодцы. Вы все отлично знаете.

- Кто мне скажет, как называется наша страна? (Россия) А как называется наш край, где мы живём? (Карелия)

2.Основная часть

- Ребята, давайте посмотрим на глобус и найдем наш край Карелию. (Воспитатель на глобусе показывает отметку г.Петрозаводска и обращает внимание детей на слайд, где территория Карелии показана более крупно)

Показ слайда №1-4

-В Карелии у нас тоже много озёр и рек. Какие  самые большие озёра в Карелии вы знаете? (Ладожское озеро и Онежское озеро) показ слайда№5

Ребёнок 1 читает стихотворение:

Мне озёрная вода

Рада по утрам всегда

Я из озера ладошкой

Зачерпну воды немножко

Свежею своей водицей

Озеро всегда гордится

Приглашает понырять –

Невозможно отказать.

- Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила на столе диск. Хотите его послушать? (Воспитатель вставляет диск с записью - музыка природы и голос царицы онежского озера):

«Дорогие, ребята, я Царица Воды Онежского озера, приглашаю, вас в своё царство, чтобы вы смогли увидеть многообразие и красоту подводного мира Онежского озера».

- Хотите отправиться в путешествие? (Да)   

- Ребята, а на чём можно туда добраться? (Подводная лодка, батискаф, комета, резиновая лодка…)

- Верно, но лучше всего в такое путешествие отправится всем вместе в подводной лодке.

- Ой, подводная лодка то у меня разобрана. Поможете мне собрать её? (Дети собирают картинку подводной лодки с цифрами от 10 до 1)

 - Устраивайтесь в лодке поудобнее по удобнее. (Дети выстраиваются друг за другом по номерам частей подводной лодки)  Мы с вами  отправляемся в подводное путешествие.

 - Ребята, мы погружаемся всё ниже и ниже. Закройте глаза и послушайте звуки воды.    (Звучит плеск волн , шум прибоя)           Показ слайда под водой №6, затем №7.

         

Показ слайда Царицы воды №8

Царица Воды  - Ребята, я рада вас приветствовать в своём царстве. Я покажу вам  свои богатства и познакомлю с подводными обитателями.

А для этого мы  пройдём  через волшебный тоннель. (Дети проходят через цветные обручи и идут на ковёр «подводное царство», на ковре ракушки, растения)

Царица Воды - Посмотрите, как красиво в нашем царстве. Показ слайда с рыбами.№9

- Что вы видите?

Воспитатель

- Здесь много рыб.  А что общего у всех рыб? (Рыбы живут в воде, есть плавники, хвосты, чешуя)

- Чем отличаются рыбы между собой? (Окраской, размером ,формой тела и плавников)

- Как передвигаются рыбы? (Плывут с помощью плавников и хвоста).

-Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.

- А почему рыбы могут жить только в воде? (Они не могут дышать обычным воздухом)

- Правильно, у  рыб есть специальное приспособление для дыхания в воде - жабры.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а каких рыб называют хищными? (Едят других рыб)

- Да, хищные рыбы питаются другими  мелкими рыбками.

- А не хищные рыбы - чем питаются? (Водораслями, стеблями подводных растений)

- Каких только удивительных рыб не водится в озёрах. Недаром говорят «Рыбы-дети воды».

                    Дидактическая игра «Расскажи об  обитателе озера»

Воспитатель

- Ребята вы наверное устали ходить по дну озера, давайте присядем на эти разноцветные камушки (Мягкие кубики или массажные коврики).

- Сейчас я вам загадаю загадки о рыбах, а некоторые ребята из вас расскажут вам о них.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это ….(Щука)  

Показ слайда № 10

Рассказ ребёнка 2: У щуки огромная пасть и острые зубы. Они являются активными хищниками. Питаются не только рыбой, но и лягушками и головастиками, может даже напасть на уток и гусей.

Воспитатель

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак корней

Поймал трёх….(окуней)

 Показ слайда№ 11

Рассказ ребёнка 3: Окуня ещё называют матросом, напоминающим тельняшку весь в тёмных полосках. Питается окунь только в тёмное время дня, он очень прожорлив.

Воспитатель

Колюч, да не ёж

Кто это….(Ёрш) 

 Показ слайда №12

Рассказ ребёнка 4: У ерша острые, колючие плавники, которые защищают его от врагов. Ерша ещё называют морским ежом.

Воспитатель

С серебристой чешуёй,

Не плотва. Какой большой

А копчёный – это вещь!

Догадались? Это... (Лещ)

  Показ слайда №13

Рассказ ребёнка 5: У  леща маленькая голова по сравнению с телом. Большую часть года лещ держится стаями, питается личинками насекомых, моллюсками, червями. Крупные лещи поедают и мелких рыбок.

Воспитатель

На рыбалку я пошёл

Место классное нашёл

   Да, хороший я рыбак! Что в моём садке? 

(Судак)

Показ слайда№14

Рассказ ребёнка 6: Судак – типичный хищник. Питается плотвой, окунями, ершами. В июле – августе ведёт ночной образ жизни. Судак проявляет заботу о своём потомстве, долго остаётся рядом с о своей икрой, отгоняя от неё рыбу.

Воспитатель

Эй, скорей  сюда, братва,

Косяком прошла она.

Ловится на червяка,

Серебром горят   бока.  (Плотва) 

 Показ слайда №15

Рассказ ребёнка 7: Серебристые чешуйки украшают тельце этой рыбки. Обычно плавает косяками, питается водорослями. Из икринок появляются мальки – рыбёшки.

Воспитатель – Вот, умнички, так много онежских рыб знаете.

- Может вспомним, как рыбки в озере живут? Кто хочет провести разминку?

Физкультминутка «Рыбка в озере жила»

(Проводит ребёнок)

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(хлопаем в ладоши вверху)

Царица Воды - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери рыбку».

Дидактическая игра «Собери рыбку».

Дети подходят к камушку. Ребёнок 7 раздаёт  разрезные картинки из частей рыбы каждому ребёнку (хвост, плавники, голова, туловище). Дети собирают каждый свою рыбку и называют её. (Ёрш, плотва, лещ, окунь, судак, щука – картинки у некоторых детей повторяются)

Царица Воды - Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.

Воспитатель - Ребята, вам понравилось в рыбьем царстве?

- Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство? (Не засорять реки, не бросать в них мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки) (Слайд №16)

Царица Воды - Ребята, мне я так рада, что вы много знаете об обитателях моего царства и знаете, как их защищать. Но вам наверное уже пора возвращаться в детский сад. Вернуться к вашей подводной лодке поможет волшебный туннель. До свидания.

Воспитатель - Прошу занять места в лодке. (Слайд №17)

Звучит сигнал с подводной лодки. Лодка всплывает, слышится шум озера. (Слайд №18)

Ребята садятся на стульчики.

3 .Заключительная часть

Воспитатель  - Дети, вам понравилось путешествие? (Да)

- Что вы расскажете дома родителям?

- Каких мы сегодня видели рыб на дне Онежского озера?

- Как рыбы дышат в воде?

- Чем похожи между собой рыбы?

- А чем они отличаются?

- Пойдёмте теперь нарисуем рыб, которых мы сегодня видели.

                       

 И в заключении  ребёнок 8 прочтёт нам стихотворение:

Жить в подводном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!

Человек – природе друг!

Литература:

  1. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.». Волчкова В.Н., Степанова Н.В.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2008.
  2. «Ознакомление с природой в детском саду».  Соломенникова О.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2015.
  3. «Природа Карелии: знай, люби, береги!». –Петрозаводск: Карелия,1992.
  4.  «Рыболовный спорт в Карелии». Васильев В.М.; - Карелия, Петрозаводск.1973.
  5. «Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания». Лопатина А., Скребцова М.;-М.: (Серия  «Образование и творчество»).2012.
  6.  «Сборник домашних заданий в помощь логопедам, воспитателям и родителям. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2006.
  7. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Бондаренко Т.М. – Воронеж.2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Волшебница вода"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром по теме «Народные куклы»

В конспекте занятия педагог знакомит детей с особенностями народных тряпичных кукол...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Путешествие лампочки"

В конспекте изложен подробный ход занятия, когда воспитатель с помощью схемы с картинками рассказывает детям  путь от костра до светильника, как электричексго осветительного прибора. Это занятие ...