Конспект занятия " Улицы Москвы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с историей возникновения старых московских улиц.Воспитывать интерес к истории родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Москвы
Средняя общеобразовательная школа №1874
Дошкольное отделение «Радость»
Конспект занятия по теме: «Улицы Москвы »
Подготовила и провела
Воспитатель подготовительной группы№2
Лапотникова Е.В.
Москва 2014-2015уч год.
Цели: Воспитывать любовь к столице России, уточнить представления детей о родном городе, сформировать чувство любви к родным местам. Закрепить знания об историческом прошлом её улиц.
Оборудование и материалы: Слайды с изображением улиц Москвы ( с использованием ИКТ).Запись « Песенка об Арбате», слова и музыка Б. Окуджавы.
Ход занятия
Воспитатель: - Что такое улица? ( Ответы детей).
Это пространство между домами для прохода и проезда. По дороге движется транспорт: легковой, грузовой и пассажирский. Ребята вы знаете, что в нашем городе очень много улиц и у каждой улицы своё название.
- На какой улице вы живёте? ( Ответы детей).
- Какие названия улиц вы знаете? ( Ответы детей).
- Как называется улица на которой стоит наш детский сад? ( Ответы детей.)
- Улица Академика Андрея Анатольевича Бочвара. А вы знаете кто это такой? Он был металловед – это человек, который занимался цветными металлами и их сплавами. (Показ слайда с использованием ИКТ).
- Есть и переулки. Переулок – это небольшая улица, обычно являющаяся поперечным соединением двух более крупных продольных улиц.
Вы, видите, какие разные названия у наших улиц. Одни носят имена знаменитых людей, другие говорят нам об известных событиях. Но всегда ли были названия у улиц?
- А вы знаете как давали названия улицам в древности (Ответы детей.)
Когда-то, очень давно, названий у них не было. Люди, которые занимались одним и тем же ремеслом, зачастую селились недалеко от друг друга. В одном месте жили кузнецы, в другом – ткачи, в третьем оружейники. И стали появляться первые названия улиц – Оружейная, Кузнецкий мост, Ткацкий переулок, улица Текстильщиков. А были ещё поселения сапожников, гончаров, резчиков, поваров, литейщиков. Город расширялся, улиц становилось всё больше, и люди начали придумывать им названия. Там, где были болота, появилась Болотная набережная, а вместо садов – Садовая улица, по имени реки Неглинка – Неглинная улица. По названиям улиц можно узнать отдельные моменты из истории города.
Названия: Лесная улица, Лесной переулок, Боровицкая улица, улица Большие Каменщики, Малые Каменщики, Каменнослободский переулок.
Воспитатель. Давным - давно, когда ещё не было ни домов, ни площадей, шумели на месте Москвы дремучие леса. Об этом говорят многие красивые названия в нашем городе – Лесная улица, Лесной переулок. (Показ слайдов с использованием ИКТ).
Но больше всего москвичам нравился сосновый бор. Поэтому и названий связанных с сосновым бором, много: Боровицкая улица, Боровицкая площадь и даже одна из башен Кремля называется Боровицкой. Они находятся там, где шумел этот бор. (Показ слайдов с использованием ИКТ).
Леса было много, и , конечно, сначала дома строили из дерева. Позже люди научились делать кирпич. Каменные дома прочнее, и им так не страшны пожары. Людей которые строили дома из камня и кирпичей называли каменщиками. Домов нужно было строить много, поэтому требовались опытные мастера. Селились они, как правило, в одном месте. В строительстве такого огромного города, как Москва, принимало участие большое число каменщиков. Поэтому и улиц с таким названием несколько – Большие Каменщики, Малые Каменщики, Каменнослободский переулок. (Показ слайдов с использование ИКТ).
Названия: Каретный переулок, Каретная улица, улица каретный ряд, Владимирская улица, Смоленская улица, Тверская улица, Новгородская улица.
Воспитатель. Древняя Москва росла очень быстро, и вскоре попасть с одного конца города на другой стало нелёгким делом.
Вот тогда и появились кареты как вид транспорта для богатых людей. Но если возникла нужда в каретах, значит, требовались м мастера, которые делали эти кареты. В Москве есть несколько улиц, названия которых нам подскажут, где же эти кареты делали , - это улица Каретная, Каретный переулок. Есть в столице и улица Каретный ряд. Там кареты продавали. (Показ слайдов с использованием ИКТ). На карете можно было проехать не только с одного конца Москвы в другой, но и в другой город. В какой? А это тоже нам подскажут названия улиц. По Владимирской улице, можно было доехать города Владимира, по Смоленской – до Смоленска, а по Новгородской – до Новгорода. Много дорог ведут в Москву и столько же – из Москвы. (Показ слайдов с использование ИКТ).
Самая главная и старинная улица нашего города – Тверская. В давние времена по этой улице ехали в Москву гости из Твери и Петербурга. Поэтому она стала называться Тверской - Ямской. (Показ слайда и использованием ИКТ).
Сейчас Тверская улица нарядна и красива, на ней установлен памятник основателю Москвы князю Юрию Долгорукому. (Показ слайда с использованием ИКТ).
Название: улица Арбат.
Воспитатель. Название улицы Арбат звучит очень необычно. Откуда же возникло такое нерусское название? Дело в том, что, когда Москва ещё не была такой большой, на месте этой улицы был пригород, и селились здесь купцы с Востока. Они привозили свои товары, строили магазины. Здесь же делали и телеги, и повозки, которые называли как на Востоке, арба. Скорее всего, от этого слова и образовалось название улицы. (Показ слайдов с использованием ИКТ).
Арбат – единственный в Москве « пешеходный километр российской истории». Много славных имён связано с ним. Здесь находится музей-квартира А.С. Пушкина, Театр им. Е. Вахтангова, памятник поэту Б.Ш. Окуджаве.
Физминутка
Звучит « Песенка об Арбате», слова и музыка Б. Окуджавы.
Название: улица Остоженка.
Воспитатель. А вот ещё одно очень красивое название улицы – Остоженка. Что оно обозначает? ( Ответы детей). Когда- то на том месте, где сейчас проходит эта улица, были большие луга. Трава на этих лугах была очень хорошая, её косили для царских лошадей. Когда траву косят, её складывают в небольшие стога, или как говорили в старину, остожья. Потом люди стали строить дома, а улицу так назвали – Остоженка.
( Показ слайдов с использованием ИКТ).
Название: Неглинная улица.
Воспитатель. Это название тоже имеет древнюю историю, когда то и улицы здесь не было, а текла река Неглинка. Она протекала вокруг Кремля. И впадала в Москву-реку. Река была неглубокая, но весной разливалась и затапливала близлежащие дома. Когда город рос, река стала мешать строить дома. И тогда её спрятали под землю, в трубы. Она и сейчас там течёт, а наверху проходит улица которая называется Неглинная.
Название: Замоскворечье.
Воспитатель. Замоскворечье – самая тихая часть центра столицы. А когда-то эта местность называлась просто Заречье. Здесь располагались слободы стрельцов, овчинников, кузнецов, кожевников, толмачей. Отсюда и названия : улица Новокузнецкая, Толмачёвский переулок. В Замоскворечье селились купцы Бахрушины, Морозовы, Третьяковы, знаменитые писатели и художники.(Показ слайдов с использованием ИКТ).
Итог занятия. Ребята, мы сегодня с вами говорили об улицах, откуда взялись их названия. Вам понравилось? Какое из названий вам понравилось больше всего? А сейчас посмотрим как вы запомнили названия улиц. Предлагаю вам разгадать кроссворд.
2 | ||||||||||||
5 | 6 | |||||||||||
1 | 3 | 4 | ||||||||||
1.Самая тихая часть центра столицы.
2.На месте этой улицы был пригород, и селились здесь купцы с Востока.
3.Когда-то на том месте были большие луга.
4.Улица, где делали кареты.
5.Река, спрятанная в трубы, а наверху проходит улица.
6.Шумели на месте Москвы дремучие леса.
2 А | ||||||||||||
р | ||||||||||||
б | 5 Н | 6 Л | ||||||||||
1 З | а | м | 3 О | с | 4 К | в | о | р | е | ч | ь | е |
т | с | а | г | с | ||||||||
т | р | л | н | |||||||||
о | е | и | а | |||||||||
ж | т | н | я | |||||||||
е | н | н | ||||||||||
н | а | а | ||||||||||
к | я | я | ||||||||||
а |
Список использованной литературы
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим ми социальной действительностью . – М., 2003.
- Атрёмов В.В. Страницы истории. – М., 2003.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М., 2007.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие - "Улица полна неожиданностей "
Целью этого конспекта является расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; закреплять знания детей о переходе через дорогу....

Конспект занятия Тема: «Москва – всем городам мать»
Программное содержание: Пробудить у детей интерес к столице нашей Родины, городу Москве.Закрепить знания детей об истории Москвы и ее основных достопримечательностях.Учить детей самостоятел...
Конспект занятия "Достопримечательности Москвы"
Конспект занятия "Достопримечательности Москвы" для подготовительной группы....

Конспект занятия “Достопримечательности Москвы”
Конспект занятия “Достопримечательности Москвы”Цель занятия:Познакомить воспитанников с достопримечательностями Москвы.Задачи:Закрепить знания о столице нашей РодиныВоспитывать чувство пат...

Конспект занятия НОД "Москва -столица России"
Цели: формировать базовые знания о Москве, как столицы нашей РодиныПрограммное содержание: пополнить знания детей о столице России, познакомить с достопримечательностями, пробудить интерес, патр...

Конспект занятия "Улицы села" Средняя группа
Формировать знания детей о родном селе, о названии села, его улицах и достопримечательностей....