Конспект занятия в подготовительной группе. "Три богатыря"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД для детей подготовительной группы. «Три богатыря»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy._tri_bogatyrya.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД для детей подготовительной группы. «Три богатыря»
Воспитатель : Смирнова Алиса Андреевна.
Конспект НОД для детей подготовительной группы. «Три богатыря»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познавательные:
1.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2.Дать представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4.Познакомить детей с оружием и одеждой богатырей.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Интеграция образовательных областей. Познание. Социализация. Коммуникация. Музыка.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
2. Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских.
3. Разучивание стихов, пословиц.
Оборудование:
1. Картина В. М. Васнецова «Богатыри»
2. Камень
3. Дидактическая игра– карточки с изображениями оружия богатырей и современного оружия.
4.Презентация.
5. Аудиозапись с песней А. Пахмутовой «Богатырская сила», П.Бородина «Богатырская симфония»
6. Оборудование для эстафеты: мягкие модули, кегли, корзинки.
Активизация словаря:
Богатырь, сказатель, кольчуга, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, лук и стрелы, булатный кинжал, гусли.
Содержание:
Под аудиозапись «Богатырская сила» в группу входят воспитатели в костюмах :
Воспитатель:
-Здравствуйте, красны девицы!
-Здравствуйте, добры молодцы!
-Здравствуйте, гости дорогие!
-Мы приглашаем вас в удивительное путешествие по русской старине.
Наша родина очень красива и богата. Много у нас лесов, рек, животных и растений. Издавна привлекали все эти богатства наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Нашей стране очень часто приходилось защищаться от врагов. Как сейчас называется наша страна? (Ответ детей) Много лет назад было другое название –Древняя Русь, а столицей был город Киев. (слайд 1) Древние русичи подвергались набегам врагов, которые жгли дома, угоняли в плен женщин и детей, а мужчинам приходилось воевать. (слайд 2, 3) Воины Древней Руси назывались богатырями. Они собирались в дружины и бились с врагами (слайд 4). У них была специальная одежда и оружие
1.Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут (кольчуга) (слайд 5)
Также богатыри носили латы и панцирь (слайд 6)
2. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом (шлем) (слайд 7)
На Руси его называли шелом, его изготавливали из металла, и украшали орнаментом, узором. А для чего он им нужен? Ответы детей
3.Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) (слайд 8)
4 Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч)
(слайды 9, 10, 11, 12) Было у богатырей и другое оружие – кистень, лук и стрелы, нож булатный, булава
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.
«Слава русской стороне! Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли. »
Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь? Как о нем можно рассказать стихотворением?
1ребенок: Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
2 ребенок: Он силой доброю богат,
Он защищает стальной град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель: Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?
Дети: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг, мультфильмов.
Воспитатель: А что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях? (русские люди, народ)
А кто рассказывал о былинах?
Дети: Сказатель.
Воспитатель: Сказатель ходил из города в город и рассказывал, как будто пел, о подвигах богатырей. Сказатель так и говорил: «Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские. »
Вот так слагалась былина. (Подходит к камню)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое?
Дети: Это камень, у которого стояли богатыри и думали по какой дороге идти.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном городе Санкт-Петербурге,
В детском саду жили- не тужили дружные ребята
Все красавцы - нету слов!
И правила там делами учеными
Княжна Марина Александровна.
Вот решила как-то раз княжна издать такой указ... (развертывает свиток)
Воспитатель: Указ
Разудалые добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
Воспитатель: Перед нами три дороги, и нам надо посмотреть, куда они ведут. (Проходим по первой дороге и подходим к стенду, где висит плакат со словами, характеризующие человеческие качества.)
Воспитатель: Давайте выберем те слова, которые имеют отношение к богатырям.
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, справедливый.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?
Дети: «Смелость силе воевода»
«Кто смел, тот на коня сел»
«На Руси не все караси, есть и ерши»
«Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не хлебать»
Воспитатель: Молодцы, а давайте теперь немного отдохнем. Представьте себе, что вы все богатыри.
Физкультминутка
«Дружно встанем – раз, два, три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Воспитатель: А теперь пойдем по другой дороге. Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Он писал ее 18 лет. Давайте рассмотрим ее.
(Воспитатель с детьми подходят к картине) (слайд )
Воспитатель: Посмотрите, ребята – это одна из лучших картин в русской живописи. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
- Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? Ответы детей.
- Чем они отличаются? Ответы детей.
- Чем отличаются их кони? Ответы детей.
Воспитатель:
- Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец.
Что вы можете рассказать о нем, о его коне? Ответы детей.
Воспитатель: Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем коне, копье наперевес держит, вдаль вглядывается – не видать ли злого врага. По преданию, родился Илья недалеко от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Просидел он 30 лет на печи и такая в нем сила накопилась. Послушайте, как сказатель рассказывал о богатырях:
Под славным городом Киевом
На тех на стенах днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья Муромец,
А конь под Ильей словно лютый зверь.
А и был на заставе Добрыня Никитич,
И мог его конь добрый богатырский
С горы на гору перескакивать.
- Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич, что вы можете о нем сказать? И о его коне? В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле , одолел даже Змея Горыныча.
Воспитатель:
И был там Алеша млад,
Что из красна города Ростова.
- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче и его коне? (ответы детей)
Алеша Попович был самым веселым богатырем. Врагов поражал не только силой, но и умом, хитростью. Алеша защищал от врагов Киев и поборол огромного змея.
Давайте послушаем симфонию богатырскую композитора Бородина. Какие чувства она у вас вызывает? (ответы детей)
Воспитатель: Богатырей сравнивали с могучем деревом «Дуб», он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. А теперь вставайте в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу.
- У нас рос дубок (сидя на корточках, тянут руки вверх)
Вот таков!
Корень да его – Вот так широк (развести руки в стороны)
Ветки да его – Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб, дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты дубок скрипуч (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце)
Что бы землю родную защищать от врага!
Воспитатель: И у нас с вами осталась последняя дорога. Давайте посмотрим, куда она ведет. (Дети подходят к сундуку, в котором лежат загадки)
Воспитатель: Слушайте загадку:
С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мыю. (Дети: Пожарники)
Воспитатель:
Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет
А огромную ракету
Дети, кто скажите это? (Дети: Космонавт)
Воспитатель:
Кто свято хранит Отчизны покой
И ночью и днем
При погоде любой? (Воспитатель: Пограничник.)
Воспитатель: Ребята, можем ли мы этих людей назвать богатырями? И почему? Ответы детей.
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения людей. Вот и прошли мы с вами все три дороги. Но осталось последнее испытание.
Воспитатель: Что ж, богатыри, внимание. Продолжаем состязания!
Дети делятся на 2 команды
Воспитатель : Вот преграды на пути! Их непросто обойти!
Препятствия: для каждой команды ставятся 2 мягкие призмы из комплекта «Крупный строитель» - горы; на пол кладутся по 2 спортивные палки на расстоянии 50 см. друг от друга - река; ставятся по три кегли – густой лес. Надо преодолеть "гору", перескочить через "реку", пересечьь «густой лес», отобрать нужную картинку (одежда, оружие богатырей) и вернуться назад, передав эстафету.
Воспитатель: Вот и кончились заданья .Да большие испытанья! Наше путешествие подошло к концу.
А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными, чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сильна Россия богатырями"-конспект занятия в подготовительной группе
Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить , что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Поп...
Конспект НОД в подготовительной группе "33 богатыря"
Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Продуктивная деятельность»Образовательная область: «Обучение грамоте».Тема: «Тридцать три богатыря»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Богатыри -земли Русской" 17 МАРТА 2020 год.
Методическая разработка....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...