Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
план-конспект занятия

Ахлестина Наталья Александровна

Цель.

Знакомить детей с произведениями живописи.

Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развивать эстетические чувства.

Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». 

Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Цель.

Знакомить детей с произведениями живописи.

Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развивать эстетические чувства.

Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование.

Репродукция картины «Богатыри» В. Васнецова; запись отрывка 2-й симфонии А. Бородина «Богатырская»; аудиозаписи былины «Застава» (отрывок), музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Предварительная работа.

Чтение книги «Былины» в обработке Александра Нечаева (см. конспекты худ. лит-ра), рассматривание иллюстраций художников А. Лебедева и В. Васнецова.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребятушки –

Хлопчики да девчатушки!

Совершим сегодня путешествие.

Ох, нескучным будет наше шествие.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

II Основная часть.

-Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

-В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

-Кто такие богатыри?

-Назовите имена богатырей, которых вы знаете?

-С кем воевали богатыри и за что?

-Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Прослушивание аудиозаписи былины «Застава» (отрывок).

Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

-Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

-Как называется картина? Кто ее написал? Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» - одна из лучших картин в русской живописи. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

-Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

-Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

-Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (Ответы детей.)

-Чем они отличаются? (Ответы детей.)

-Чем отличаются их кони? (Ответы детей.)

-Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию" Александра Порфирьевича Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.

Звучит отрывок записи "Богатырской симфонии" А. Бородина.

-Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (Готовность защищать Родину от врагов.)

-Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря.)

-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)

-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)

-Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица.

Отрывок повторяют 2-3 человека.

-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

-Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена, наготове держит свой меч.

Отрывок повторяют 2-3 человека.

-Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович.) Он самый молодой из этих богатырей.  Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)

-Справа самый юный витязь – Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела.

Отрывок повторяют 2-3 человека.

-Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

-Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)

-Главным другом богатырей был конь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

-Благодаря защитникам, богатырям живем мы сейчас и можем пожелать друг другу доброе утро.

Придумано кем-то                                   (кисти рук подняты вверх

Просто и мудро                         и обращены ладонями друг к другу,

При встрече здороваться:                                    пальцы разведены;

-Доброе утро.                               поочередно одноименные пальцы

-Доброе утро! –                                                         соприкасаются,

Солнцу и птицам.                                      постукивая друг о друга)

-Доброе утро! –                

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Вопросы:

-Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)

-Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

1 ребенок рассказывает о кольчуге.

-Что надето на головы богатырей?

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

1 ребенок рассказывает о шлеме.

-Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.

1 ребенок рассказывает о доспехах.

-А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.  

Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей. Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.

1 ребенок рассказывает о пейзаже.

-Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

-Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.

Упражнение на координацию речи и движения.

-Русские люди всегда помогали друг другу. Вот и сейчас мы сообща посадим сад.

Мы весной сажали сад,                                              (имитация)

А Семен сидел у гряд…                (присесть, ладони под щеку)                                            

Вот мы яблоки едим,                                                  (имитация)

А Семену не дадим.                 (поворот головы вправо – влево)                                              

Нам лентяев                                 (грозят пальцем правой руки)                                             

Здесь не надо,                                              (то же левой рукой)

Выходи, Семен, из сада!                                     

Упражнение на формирование речевого дыхания «Счет».

-Восстановим дыхание.

1) счет на выдохе от 1 до 5. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая силы голоса так, чтобы в легких всегда был воздух.

2) счет на выдохе от 1 до 5 и обратно.

Воспитатель предлагает описать картину по плану.

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Кто находится в центре картины?

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Кто слева от Ильи Муромца?

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Куда смотрит каждый из богатырей?

Что охраняют богатыри?

Пейзаж, окружающий богатырей.

-Попробуем описать всю картину по порядку. Один начнет, а продолжать попросит своего товарища и так до конца. Слушайте товарищей внимательно, чтобы знать, что рассказать дальше.

III Итог. 

-Тысячу лет прошло, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича.  

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».Цель.Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы.Совершенс...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...

конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи " Беседа по картине"

Чтобы развивать связную диалогическую речь ребенка, нужно учить рассуждать на заданную тему, тем самым активизируется словарь, развивается слуховое внимание. В процессе разгадывания загадок у детей ра...