Сильна Россия богатырями"-конспект занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить , что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей : стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан ,палица , лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно , связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_silna_rossiya_bogatyryami.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 1888
Тематическое занятие «Сильна Россия богатырями!»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Колыданова Г.А.
МОСКВА 2013
Тематическое занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»Автор:
Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы.
Колыданова Г.А.
Цель: Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить , что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей : стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан ,палица , лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно , связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.
Предварительная работа: Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами : «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем – разбойником».
Ход занятия:
Воспитатель:
«Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия,
Не победила твой народ!
Из тьмы веков ты восставала ,
И становилась все сильней!»
Россия, Родина, Русь. Слово «Русь» пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим : «Матушка – Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?
Ответы детей: Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются и делают все для того , чтобы был мир.
Звучит «Утро» Э. Грига.
Воспитатель :
« Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!»
Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
Ответы детей: Чувство гордости за свою Родину.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.
Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой . Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:
«Три защитника, три брата, три богатыря!
«Русь на воинов богата!»- говорят не зря!
С поля боя нет возврата, за спиною Русь!
Мать- Земля, родные хаты…
- Эй, смелее в бой, ребята!»
Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы!
Охраняет Русь по праву
Богатырь земли родной!»
Показ картины В. Васнецова «Богатыри».
Воспитатель:
Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Вот они, ребята, богатыри Земли русской.
-Кто написал эту картину?
- Кто может назвать , как зовут богатырей?
-Как одеты богатыри?
-как называется одежда, одетая на богатырях?
-Зачем богатырям такая одежда?
-С кем сражались богатыри?
-Какие кони под нашими богатырями? Опишите их.
Воспитатель: Молодцы!
Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.
Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и мудрость .У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него булатная палица да щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага? Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное – это спокойствие и мирная жизнь.
По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и сам смотрит в сторону врага. Три богатыря такие разные , но у них одна общая цель: охранять Родину.
Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?
Ответы детей
Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть ,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.
Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)
Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?
«Он — рослый, прямой и упрямый,
В кольчуге. С шеломом стальным,
И конь его, тяжкий как мамонт,
Чугунно ступает под ним.
Какой же он сильный-пресильный!
А очи горят добротой.
Как будто бы взор его синий
Забрызгало волжской водой».
Воспитатель: Правильно. Так можно сказать только о богатыре.
А теперь поиграем. Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»
- Богатырь (защитник, силач, воин)
-Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)
-Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)
-Богатырский (храбрый, могучий, сильный)
Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.
Ответы детей:
-Сам погибай, а товарища выручай.;
-Трудно в учение, легко в бою.;
-Жить – Родине служить.;
-Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;
-Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;
Сражайся смело за правое дело.;
-Доброе братство милее богатства.;
-За правое дело стой смело.
-Не родом богатырь славен, а подвигом.;
-Кто смел, тот и на коня сел.
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц.
Познакомлю вас еще с одной пословицей: «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. У богатырей одна цель – не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.
Кто такой богатырь?
Дети:
«Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган, Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей!
Храбры, честны, сильны
Богатыри Земли!»
Воспитатель:
Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,
мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,
жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.
Ответы детей.
Воспитатель:
А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.
Физкультминутка « Дружно встали»
(под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»)
«Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(поворот вправо)
Через левое плечо.
(поворот влево)
Буквой Л расставим ноги,
(ноги расставить)
Точно в танце – руки в боки,
(руки поставить на пояс)
Наклонились влево ,вправо
(наклоны влево, вправо)
Получается на славу!»
Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на вопросы викторины по русским былинам, которые мы читали.
1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.)
2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.)
3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома.)
4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» – стена каменная, защита, оплот.)
5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.)
6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)
7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».)
Воспитатель: Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.
А теперь, ребята, попробуем разгадать кроссворд.
|
По горизонтали:
1-оружие богатырей ввиде деревянной палки с шаром на конце.
2-оружие, из которого стреляют стрелами.
3-предохранительное вооружение богатырей.
4-древний музыкальный инструмент со струнами.
5-человек, рассказывающий былины и сказки.
По вертикали:
1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.
6-чем обладают богатыри.
7-название посуды, из которой пили воду богатыри.
ОТВЕТЫ
По горизонтали 1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
По вертикали : 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.
Воспитатель: Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».
И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять и защищать нашу Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.
«На лбу бывают шишки, под глазом – фонари.
Уж если вы – мальчишки, то вы – богатыри!»
А сейчас я каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе. "Три богатыря"
Конспект НОД для детей подготовительной группы. «Три богатыря»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Богатыри -земли Русской" 17 МАРТА 2020 год.
Методическая разработка....
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по сказочной карте России. Богатыри земли русской» в подготовительной группе
Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста со сказочной картой России....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...