Экс-ая деятельность для детей
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Условия эффективного проведения экспериментальной работы»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями
реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
1 Особенности детского экспериментирования.
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира:
• детское экспериментирование свободно от обязательности
• не следует жестко регламентировать продолжительность опыта
• не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана
• дети не могут работать не разговаривая
• нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми
• не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов
• важным моментом, который необходимо учитывать – это право ребёнка на ошибку
• очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности
• следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребёнка в целостный педагогический процесс
• очень ответственным является конечный этап – анализ результатов и формирование выводов.
Проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Старшие дошкольники самостоятельно задумывают опыт, сами продумывать методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы. Роль воспитателя сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.
Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном. Роль воспитателя, внимательно выслушать ребёнка и ждать когда ребёнок сам обратится за помощью.
2 Содержание уголков экспериментальной деятельности
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени, "Ткани". - Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени, "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна)
Например:
"Часы бывают разные:", "Изделия из камня". - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация
Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.
Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.
3 Требования к оборудованию развивающей среды
Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьезаберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.
Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды должны соблюдаться в зоне экспериментальной деятельности: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности и др.
Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.
При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.
Заключение
Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт, что активность и самостоятельность детей проявляется на всех этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.
Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности.
Список использованной литературы:
1. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании / под ред. А.А.Майера. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013. – 192с.
2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы/Под ред. Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с
3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.-78с
4. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений / Л.В.Свирская. – СПб.: Образовательные проекты, 2010. -30с
5.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.-54 с.
8. Электронный ресурс : Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности URL : maam.ru/detskijsad/organizacija
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»
Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»
Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...
Конспект Регламентированной образовательной деятельности по «Коммуникативной деятельности» для детей второй младшей группы(3 – 4 года)Тема: «Рассматривание сюжетной картины «Дети моют руки»
Ход занятия:Организационный момент:Воспитатель встречает детей на коврике.Воспитатель: Ребята, мне кажется, кто то к нам идёт. «Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой,...