«Сине – голубая Гжель»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов.
Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.
Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel_2.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок»
Тематическая беседа
по мини-музею «Русская изба»
на тему:
«Сине – голубая Гжель»
старшая группа
Подготовила:
воспитатель Петрова Е.С.
20.12.2017 год
Тематическая беседа
на тему: «Сине – голубая Гжель»
старшая группа
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов.
Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.
Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров.
Учить расписывать ёлочные шары.
Учить рисовать простейшие цветы, выделять середину цветком.
Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Совершенствовать навыки работы с гуашью.
Учить смешивать два цвета для получения нового.
Образовательная задача: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.
Развивающая задача: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Оборудование: Для детей: силуэты ёлочных игрушек, гуашь: синяя, белая; кисти; ватные палочки; баночки для воды; салфетки Для воспитателя: Предметы, декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, альбом «Гжель», презентация «Гжель».
Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
Дидактическая игра «Составь узор», Заучивание стихотворений о Гжели.
Ход:
Части | Содержание | Методы и приёмы |
Вводная часть Основная часть Заключительная часть | Воспитатель: Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Конечно, нет, только бы роспись пострадала. А из металла? (показ) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы, цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Дидактическая игра: « Собери - посуду». Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль. Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Воспитатель: - И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи) - Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. -Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! - Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. -Какие розы и пионы на чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера! - Используются завитки , дуги, сеточки, поло сочки, травинки, точки (работа с кистью, ватными палочки). - Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж. -Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название – Гжель. - Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. -Тёмно-синее чудо, соловьиная трель. Всем ты в душу запала, Наша русская Гжель. Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами? Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы. Воспитатель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём. Динамическая пауза: «Посуда» Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. ( вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг) Пришёл большой заказ на гжельский завод: подготовить к новому году ёлочные игрушки в сине - белом цвете, но только мастера не успевают, времени осталось совсем мало. Поможем расписать игрушки? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! | воображаемая ситуация, рассказ , демонстрация наглядного материала, Дидактическая игра: « Собери - посуду». рассказ Показ презентации «Гжель» Динамическая пауза показ образца, объяснение, самостоятельная работа детей выставка детских работ, происходит оценка выполненных работ |
Длительность: 25 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:«Сине-голубая гжель».
Учить воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высо...
Краткосрочный познавательно-творческий проект « Сине-голубая Гжель»
Краткосрочный проект совместный с родителями...
Доклад о проекте "Сине-Голубая Гжель"
Был разработан небольшой проект посвященный гжельской росписи....
Проект "Сине-голубая гжель"
Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом "Гжель"....
Интерактивная виртуальная экскурсия "Сине-голубая Гжель"
Цель экскурсии: формирование представлений о гжельском промысле.Задачи: •Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления гжельской посуды.•Учить выделять характерные ...
Конспект занятия "Синне - голубая гжель"
Конспект...