Проект "Сине-голубая гжель"
проект по рисованию (старшая группа)
Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом "Гжель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Сине-голубая Гжель" | 156.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Сине-голубая Гжель»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Сине-голубая Гжель»
Тип проекта: творческий
Срок проведения: С 3 по 14 февраля
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности; воспитатели группы, логопед; родители.
Актуальность обусловлена:
Существенным содержанием русской культуры является ее быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
Роспись в стиле Гжель является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме. Считаю необходимым активно использовать образцы народного творчества в художественном воспитании детей.
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Гжель и развитие художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять и углубить представление детей о гжельской росписи, его истории возникновения;
- Формировать умение видеть характерные отличительные особенности
изделий;
- Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие
личности ребенка;
- Совершенствовать навыки работы с красками.
Развивающие:
- Развивать навыки художественного творчества детей;
- Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла
Ожидаемый результат:
- Создание мини - музея позволит сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;
- поможет детям в усвоении элементов народной культуры «Гжель»;
- расширит словарный запас, путем подборки картотеки загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатит предметно-развивающую среду;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Подготовительный этап
- Донести до участников проекта важность данной темы;
- изучение педагогической литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
- подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала;
- создание развивающей среды в групповой комнате;
- создание наглядно-дидактических пособий для проведения НОД;
- создание мини-музея;
- тематическая выставка: «Сине-голубая Гжель»;
- выставки работ, выполненные детьми и родителями.
Практический этап:
Социально-коммуникативное развитие
- Беседа «Сине-голубое чудо Гжель», «История возникновения гжельской росписи», «Ремесла на Руси»;
- Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров;
- Сюжетно-ролевая игры «Магазин народных промыслов»,
«Город Мастеров»
- Дидактические игры: «Найди лишний узор», «Собери гжельскую посуду», «Собери сказку», «Угадай и расскажи», «Найди отличия», «Составь узор»;
- Конструирование из бумаги «Чайный сервиз»
Познавательное развитие
Просмотр презентаций: «История Гжели»; «Чудо на фарфоре».
Речевое развитие
- Составление описательного рассказа «Гжельская посуда»;
- Восприятие русских народных сказок, «Детям о народных промыслах», О.Н. Алексеева;
- Заучивание чистоговорок;
- Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика «В гости к мастеру ходили»;
- Чтение: авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»; стихотворения о Гжели; «Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова ; «Гжель», П. Синявский; «Незатейливый узор», Н. Радченко; «Гжель», Н. Радченко;
- Просмотр художественных альбомов: «Чудесная гжель», Л. Куцакова; «Сказочная гжель», Ю. Межуева.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество:
- НОД «Рисование элементов гжельских узоров»;
- НОД «Роспись тарелки Цветы Гжели»;
- НОД «Роспись разделочной доски»;
- НОД «Чайный сервис» (пластилинография).
Музыкальное развитие:
- Русские лирические мелодии
- «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»
- П. Синявский, «Незабудковая гжель»
Физическое развитие:
- Физкультминутки;
- Народные подвижные игры: «Третий лишний»;
- Золотые ворота» ; «Гуси»;
- Хороводные игры: «Ручеек»; «Гори, гори ясно».
Работа с родителями:
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника»;
- консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»;
- доклад на родительском собрании «Знакомство детей с гжельской керамикой»;
- рекомендации родителям «Закрепление дома освоенных элементов «Гжели»;
- помощь в создании мини-музея; выставка работ, выполненных совместно с детьми.
Заключительный этап
Презентация проекта: «Путешествие в город мастеров»
Используемая литература:
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с. ;
- Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с. ;
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. ;
- Вохринцева С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с. ;
- Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с. ;
- Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с. ;
- Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил. ;
- Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста)
- Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
живопись гжель
конспект занятия...
Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".
Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....
Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель») Подготовительная группа «Колокольчик»
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель»...