Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Свойства снега и льда»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelno_sneg_i_led.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему
«Свойства снега и льда»
Воспитатель: Дмитриева Юлия Николаевна
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через
экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
- расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
- продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.
Ход занятия:
1.Чтение стихотворения:
Закружили метели, песни вьюга поёт.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
- о каком времени года это стихотворение?
2. Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»
-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?
3.Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:
«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».
Что же она ему рассказала?
(свободные ответы детей)
4.Физминутка: «Мы во двор пришли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались
(имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
5.Послушайте ещё загадки:
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)
Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)
Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема научного сотрудника.
Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).
Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)
Опыт 2. Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)
Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)
Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)
Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).
Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)
6. Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (вручение эмблем).
Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его оставить в группе?
7. У меня для вас есть небольшой сюрприз. Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).
8. Игровая деятельность детей с искусственным снегом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства дерева»
Познакомить ребят с некоторыми свойствами дерева....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: " Свойства камней"
познакомить детей со свойствами камней....
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе на тему «Свойства снега и льда»
формируем исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со льдом и снегом....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Свойства снега и льда»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме:«Свойства снега и льда»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...
Тематическое планирование в старшей группе по теме "Царство снега и льда"
Календарное планирование в старшей группе по теме "Арктика и Антарктида"...
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Свойства снега и льда"
quot;Свойства снега и льда". Данная форма занятия используется как способ решения познавательной задачи по изучению свойств снега и льда, в результате которой дети приходят к самостоятельному фо...