Перспективное планирование по экологическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivplan_ekologiya.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СТАРШАЯ ГРУППА
МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»
Воспитатель: Щербакова Н.Н.
Г.Северобайкальск
Образовательная область
«Формирование целостной картины мира»
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Формирование целостной картины мира» направленно на ознакомление с природой.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы.
Занятие по разделу «Природное окружение. Экологическое воспитание» с детьми шестого года проводятся с сентября по май, четыре раза в месяц (1 раз в неделю, примерно 36 раз в год).
К концу года дети могут:
- Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
- Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
- Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твёрдость- мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
- Знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность.
- Проявлять интерес к истории предмета.
- Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
- Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходить в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зелёный сигнал светофора.
- Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.
- Знать и называть обитателей живого уголка природы; уметь рассказывать о том, как за ними ухаживать.
- Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.
- Делать выводы о том, как человек может беречь природу.
- Иметь представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.
- Уметь применять полученные знания на практике.
- Знать, что нужно делать, для того чтобы поддерживать своё здоровье и здоровье окружающих людей.
РАЗВЁРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ»
Ме сяц | Тема, цели занятия 1-й недели | Тема, цели занятия 2-й недели | Тема, цели занятия 3-й недели | Тема, цели занятия 4-й недели | |||||||||
СЕНТЯБРЬ | Тема: Золотая осень | Тема: Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты | Тема: Что летом родится, зимой пригодится | Тема: Гуляй, да присматривайся | |||||||||
Цели: Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений. Воспитывать любовь к родной природе | Цели: Закреплять: - обобщающие понятия «Овощи» и «фрукты»; - названия различных овощей и фруктов; - знание о характерных свойствах овощей и фруктов, семенах растений. Дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению. Учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников | Цели: Обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности на участке. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов- консервированием, солением, приготовлением варенья, компотов и соков. Воспитывать: - бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает человека своими богатствами; - уважение к труду людей, работающих на земле | Цели: Познакомить с народным календарём. Приобщать к русской народной культуре. Активизировать «Осенний» словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода. Обогащать словарь старинными названиями осенних месяце | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу. | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может рассказать о пользе овощей и фруктов для человека, назвать осенние месяцы; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
ОКТЯБРЬ | Тема: Как выращивают хлеб? | Тема: Деревья и кустарники нашего двора | Тема: Царство растений - грибы | Тема: Домашние животные | |||||||||
Цели: Закрепить: - знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; - названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб | Цели: Закреплять: - знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; - представление о сезонных изменениях в природе, их влиянии на жизнь растений. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Организовать наблюдение за посадкой и обрезкой деревьев и кустарников. Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений | Цели: Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами сбора грибов. Подвести к пониманию, что грибы нужно собирать только со взрослыми людьми, знающими, съедобные они или нет. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат домом для определённых насекомых. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе | Цели: Познакомить с домашними животными: коровой и козой. Закрепить: - названия домашних животных и их детёнышей; - знание о назначении домашних животных и их пользе для человека. Объяснить происхождение слова «Домашние». Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения. Труд: расширять представление детей о многообразии окружающего мира; воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу. | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может рассказать о сезонных изменениях в природе, о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные; называет профессии людей, выращивающих хлеб, домашних животных; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
НОЯБРЬ НТЯБРЬ | Тема: Занятие – игра «Для чего зайцам нужны волки?» | Тема: Домашние животные: лошадь, коза | Тема: Куда улетают птицы? | Тема: Как звери готовятся к зиме? | |||||||||
Цели: Закрепить и пополнить знания о диких животных той полосы, где живут дети. Учить находить необходимые знания в книгах. Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового. Объяснить, что в природе всё взаимосвязано, в ней нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых | Цели: Учить ухаживать за животными. Знакомить с новыми домашними животными: лошадью и козой. Закреплять понимание того, что на людях лежит ответственность за содержание животных в природе, в своём личном хозяйстве | Цели: Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц, насекомых. Подвести к пониманию того: - что часть птиц улетает в тёплые края; - что можно облегчить проживание птиц в зимний период и как именно. Приучать: - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений | Цели: Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц): - где живут; - чем питаются; - как готовятся к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу. | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может ухаживать за животными, рассказать об особенностях диких животных (волк, медведь, лиса, заяц); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
ДЕКАБРЬ | Тема: Проказы матушки - зимы | Тема: Животный мир нашего края | Тема: Вода в жизни человека | Тема: У меня живёт щенок | |||||||||
Цели: Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Продолжать приобщать к народной культуре. Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям во время заморозков | Цели: Продолжать знакомить с дикими животными родного края, их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране природы, помощи человека диким животным. Приучать: - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений | Цели: Формировать: -знание о роли воды в жизни человека; - о необходимости воды для обеспечения здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к воде | Цели: Учить: - наблюдать за животными: знать особенности поведения той или иной породы собак; - находить общие и отличительные признаки между волком и собакой. Формировать ответственность за содержание животных в неволе. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми животными | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может описывать красоту зимнего пейзажа, рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным, находить общие и отличительные признаки между волком и собакой; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
ЯНВАРЬ | Тема: Что мы знаем о рыбах? | Тема: Животный мир полярных районов Земли | Тема: Жизнь птиц зимой | Тема: Кто живёт на подоконнике? | |||||||||
Цели: Расширять представления: - о рыбах; - о том, как зимуют рыбы. Учить: - ухаживать за рыбками, которые живут в уголке природы: - наблюдать за ними; - рассматривать их строение | Цели: Расширять представления о диких животных. Познакомить: - с животными Крайнего Севера: белым медведем, тюленем, моржом; - с культурным наследием, проживающего на данной территории. Учить: - составлять описательный рассказ о животном; - сравнивать, замечать особенности в строении и поведении животных. Развивать любознательность | Цели: Обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах, выявить экологические знания детей: - правила поведения в лесу. Учить воспринимать предложенную ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определённую роль; создавать эмоциональный настрой детей. Воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде – оригами. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли | Цели: Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений. Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить: - описывать комнатные растения: - выделять характерные признаки; - сравнивать между собой; - ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений. Расширять представления о пользе комнатных растений для здоровья человека | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может наблюдать за природой по народным приметам, рассказать о зимующих и перелётных птицах, различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду, составлять описательный рассказ о животных; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
ФЕВРАЛЬ | Тема: О характерных особенностях января и февраля | Тема: Наши друзья - пернатые | Тема: Опыты со снегом. Куда исчез снеговик? | Тема: Знакомтесь: ёж | |||||||||
Цели: Учить наблюдать за природой по народным приметам. Уточнить и закрепить знания о феврале и зиме в целом как о сезоне, неблагоприятном для растительного и животного мира. Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений | Цели: Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелётных птицах. Учить: - различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; - наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки | Цели: Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в природе. Формировать практические умения и навыки создания снежных построек. Закреплять знание о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Уточнить представления о том, как человек приспосабливается к зиме | Цели: Расширять представления о еже. Учить составлять описательный рассказ о животном. Дать представление об экологической цепочке. Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, ему лучше в лесу | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может наблюдать за природой по народным приметам, рассказывать о зимующих и перелётных птицах, различать зимующих и перелётных птицах по голосам и внешнему виду, составлять описательный рассказ о животных; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
МАРТ | Тема: Признаки начала весны | Тема: Знакомьтесь: лягушка | Тема: Дикие и домашние животные | Тема: Домашние птицы | |||||||||
Цели: Учить: - называть характерные признаки весны; - устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды; - замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить: - устанавливать простейшие причинно-следственные связи; - делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы | Цели: Пополнять знания о земноводных. Дать представления о среде обитания лягушки. Учить составлять рассказ с помощью вопросов | Цели: Уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Познакомить с произведениями искусства. Развивать творческие способности и художественно-ручные умения. Воспитывать доброе отношения к животным, желание оберегать их | Цели: Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детёнышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может назвать характерные признаки весны, названия лесных и домашних животных, названия и внешнего признаки домашних птиц, рассказать о среде обитания лягушки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
АПРЕЛЬ | Тема: Эти удивительные насекомые | Тема: Покорение космоса | Тема: День Земли | Тема: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | |||||||||
Цели: Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать: - сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; - представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания | Цели: Дать представление: - о космосе, космическом пространстве; - о ближайшей звезде –Солнце;- о планетах Солнечной системы;- о спутнике Земли –Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать | Цели: Познакомить с праздником –День Земли, который отмечается 22 апреля. Учить: - понимать и любить природу; - устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Формировать представление о том, что человек – часть природы. Учить различать почву (песчаная, чернозём, лесная). Расширять представления о многообразии неживой природы | Цели: Продолжать уточнять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека. Учить: - взаимодействовать с природой; - следить за погодой; - связывать наблюдения с личным опытом; -вести дневник наблюдений | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может сравнивать насекомых по способу их передвижения, рассказать об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания, о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. | ||||||||||||
МАЙ | Тема: Цветущая весна | Тема: Цветущий луг | Тема: Лес – это богатство | Тема: Лето красное пришло | |||||||||
Цели: Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений. Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной. Закреплять знания о плодовых деревьях сада. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть | Цели: Закреплять знания о травах и цветах. Знакомить с Красной книгой растений. Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение | Цели: Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам. Знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности | Цели: Систематизировать представления о времени года. Расширять представления о ягодах, которые растут в саду и лесу. Учить различать лесные и садовые ягоды | ||||||||||
Виды интеграции образовательных областей | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительность 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения | ||||||||||||
Планируемые результаты | Развивать интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы; следит за погодой, ведёт дневник наблюдений; может рассказать о сезонных изменениях в природе, происходящих весной и в начале лета, травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, различать деревья по внешним признакам; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по экологическому воспитанию
уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней и старшей группах
Перспективное планирование по экологии на учебный год....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию ст.гр.
Перспективное планирование НОД по экологическому воспитанию детей 5-6 лет (ст.гр.) из книги Т.М.Бондаренко "Экологическое воспитание. 5-6 лет. представлено по блокам:"Растения", "Животные", "Чел...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста
перспективное планирование по формированию основ экологической культуры для детей 2 младшей группы. планирование подготовлено с использованием программы " от рождения до школы" и представляет собой вн...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста ( продолжение)
планирование по формированию экологической культуры у младших дошкольников с января по май...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...