Конспект "Рыбы Алтайского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой в подготовительной группе.
Тема: «Рыбы Алтайского края»
Программное содержание:
- Уточнить и расширить представления детей о рыбах Алтайского края;
- Развивать внимание, зрительную память при определении внешнего вида рыб;
- Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать,
- учить делать выводы, выражать их в речи;
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Материалы к занятию:
Прозрачные сосуды с водой на каждый стол, кусочки пластилина, игрушки деревянные, пластмассовые, воздушные шары, иллюстрации с изображением рыб, на каждого ребенка пакет с моделями рыб.
Ход занятия:
Организационный момент
Звучит музыка. Дети заходят в группу, становятся в круг.
- Приветствие. Я рада вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и скажите друг другу: «Доброе утро! »
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте его внимательно и скажите о чём оно. (чтение стихотворения о реке Оби).
Красавица - Обь, жемчужина России,
Ты родилась в слиянии Алтайских рек.
В тебе покой и благородство Бии,
В тебе Катуни бирюзовой сила,
Бежать до самых северных морей.
- О чём говорится в стихотворении? (о реке)
- Как называется река? (Обь)
Обь – река, протекающая по территории Алтайского края, Новосибирской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Немецком автономных округах России. Река относится к бассейну Карского моря. Обь протекает с юго-востока на запад, затем на север. Река течет не одним руслом, а несколькими. Обь образуется при слиянии рек Катунь и Бия возле поселка Фоминское Зонального района Алтайского края России. На севере России река впадает в Карское море, образуя залив длиной 800 км. Залив называется Обская губа. Площадь водосборного бассейна Оби составляет 2990 тыс. км². По данному показателю река занимает первое место в России. По длине река Обь является второй рекой в России. Обь также является третьей по водоносности рекой России после рек Енисей и Лена.
- Кто и что водится в реках?
- Отгадайте загадку:
Вильнёт хвостом
Туда-сюда —
И нет её, и нет следа.
- Как вы думаете, о чем или о ком мы будем говорить сегодня? (о рыбках)
- Кто знает, как называется наш край, в котором мы живем? ( Алтайский край).
- Мы побеседуем о рыбах, которые водятся в реках и озёрах Алтайского края
- Чем богат наш край? (ответы детей)
-Дети, кто из вас знает, какие рыбы водятся в нашем крае? (щука, карась, окунь, налим, лещ, пескарь, чебак, ерш и т. д.)
- Посмотрите, какие разные виды рыб. Давайте рассмотрим картинки, и скажем, чем все рыбы похожи, и какой одинаковый признак есть у всех рыб? (есть плавники, голова, хвост, овальное туловище покрыто чешуей, жабры, живет в воде)
Составляем модели (у каждого ребенка пакет с моделями)
- Рыба живое существо? (да)
Рассматриваем модель живого (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)
- Давайте на основе моделей докажем, что рыба живая?
1. Первая модель - двигаются.
-А как рыбки двигаются, давайте покажем. (пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок).
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спину изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
- Как вы думаете, почему рыба не тонет и не всплывает на поверхность воды? (она тяжёлая).
- Сейчас я вам предлагаю самим проверить, почему рыбка не тонет.
Проводится опыт: в тазик с водой помещаются по очереди несколько пластмассовых игрушек и деревянный брусок — они не погружаются в воду, значит, они легче воды. А рыбка — тяжелая, поэтому она и не плавает на поверхности воды. Если бы она была легкая, как деревяшка, она бы всплыла, как всплывают легкие игрушки в тазике с водой. Оказывается, в воде рыбка такая, как ей нужно: она не тонет и не всплывает.
-Как вы думаете, что рыбе помогает не тонуть и не всплывать? (плавательный пузырь). Он делает рыбу легче, чтобы она не тонула.
Опыт: представим, что плавательный пузырь это воздушный шарик. Рыба может его чуть-чуть сдуть или подкачать. Если рыба его сдувает, то она становится тяжелее и может плыть на любую глубину. Если пузырь расширяется, то рыба всплывает. Поэтому она останавливается в воде любой глубине – где захочет.
– Ребята, зачем нужен плавательный пузырь? (чтобы рыба плавала в воде)
- Зачем рыбам плавники? (двигаться вперёд)
- Правильно, с помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.
-Давайте и мы с вами немного побудем рыбками. Физминутка.
Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
То помашут плавниками, то закружатся кругами (движения по тексту).
- Отдохнули, продолжаем дальше.
2. Вторая модель - питаются.
- Как вы думаете, питаются ли рыбы? Чем питается? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб) .
3. Третья и четвертая модель - размножаются и растут
- Детеныши рыб появляются из чего? (икры)
- Они называются? (мальки)
- Почему детеныши рыб называются мальки? (потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)
Цикл развития рыб - (икра – мальки - взрослые рыбы)
4. Пятая модель - дышат.
- А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (воздухом)
- Сейчас мы проведем опыт: в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили? (на пластилине пузырьки)
- Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.
- Я вам предлагаю поиграть в игру: «Скажи правильно»
Суп из рыбы … (рыбный)
Котлета из рыбы … (рыбная)
Пирожки из рыбы … (рыбные)
Пирог из рыбы … (рыбный)
- Молодцы, всё правильно ответили.
- А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили рыб, которые живут в наших реках и озерах. Я загадаю вам загадки.
1 Полосатая злодейка съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку, не проглотит лишь ерша. (щука)
2. Скользкий, длинный головастый, по ночам по речке шастал.
Глянешь – чистый подхалим … зовут его … (налим)
3. На дне, зарывшись в ил и грязь, от щуки прячется … (карась)
4. Он задира, озорник, острый у него плавник
Любит он ершиться как с ним подружиться? (ёрш).
- Молодцы, запомнили названия рыб, которые обитают в реках и озёрах Алтайского края.
Игра: «Собери картинку»
- У вас на столах лежат картинки разных рыб, вам нужно из разрезанных частей собрать в одно целое и назвать что за рыба.
- Справились с заданием.
- А вам понравилось наше занятие?
- О ком мы сегодня говорили?
-Зачем нужна рыба?
-Надо ли беречь рыб и почему?
-Какую пользу приносят рыбы человеку? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Любимый край- Алтайский край"
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Любимый край- Алтайский край", включающий в себя презентацию об Алтайском крае...
Лэпбук "Алтайский край – мой край родной"
Мастер-класс для педагогв по изготовлению лэпбука по ознакомлению с Алтайским краем....
Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»
Проект нравственно-патриотическое воспитаниеу детей старшего дошкольного возраста« Алтайский край –любимый край .»...
Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)
Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!» Актуальность проблемы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...
«Алтайский край, мой край родной!»
Создать условия для формирования чувства патриотизма, через привитие любви к природе, родному краю, истории....
Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».
Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...
Сценарий концерта в детском саду, посвященный 85-летию Алтайского края «Наш край Алтай»
Цель:Формирование интереса детей к родному краю через музыкальную и художественную деятельность. Задачи:• Активизировать умение отражать красоту Алтайского края в продуктивной, музыкальной, ...