Конспект "Рыбы Алтайского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванкова Татьяна Викторовна

Ознакомление с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой  в подготовительной  группе.

Тема: «Рыбы Алтайского края»

 Программное содержание:

  • Уточнить и расширить представления детей о рыбах Алтайского края;
  • Развивать внимание, зрительную память при определении внешнего вида рыб;
  • Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать,
  • учить делать выводы, выражать их в речи;
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы к занятию:

Прозрачные сосуды с водой на каждый стол, кусочки пластилина, игрушки деревянные, пластмассовые, воздушные шары, иллюстрации с изображением рыб, на каждого ребенка пакет с моделями рыб.

Ход занятия:

 Организационный момент

Звучит музыка. Дети заходят в группу, становятся в круг.

- Приветствие. Я рада вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и скажите друг другу: «Доброе утро! »

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте его внимательно и скажите  о чём оно. (чтение стихотворения о реке Оби).

 Красавица - Обь, жемчужина России,

 Ты родилась в слиянии Алтайских рек.

 В тебе покой и благородство Бии,

 В тебе Катуни бирюзовой сила,

 Бежать до самых северных морей.

- О чём говорится в стихотворении? (о реке)

- Как называется река?  (Обь)

Обь – река, протекающая по территории Алтайского края, Новосибирской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Немецком автономных округах России. Река относится к бассейну Карского моря. Обь протекает с юго-востока на запад, затем на север. Река течет не одним руслом, а несколькими. Обь образуется при слиянии рек Катунь и Бия возле поселка Фоминское  Зонального района Алтайского края России. На севере России река впадает в Карское море, образуя залив длиной 800 км. Залив называется Обская губа. Площадь водосборного бассейна Оби составляет 2990 тыс. км². По данному показателю река занимает первое место в России. По длине река Обь является второй рекой в России. Обь также является третьей по водоносности рекой России после рек Енисей и Лена.

- Кто и что водится в реках?

- Отгадайте загадку:

 Вильнёт хвостом

Туда-сюда —

 И нет её,  и нет следа.

 - Как вы думаете, о чем или о ком мы будем говорить сегодня?  (о рыбках)

- Кто знает, как называется наш край, в котором мы живем? ( Алтайский край).

- Мы побеседуем о рыбах, которые водятся в реках и озёрах Алтайского края

- Чем богат наш край? (ответы детей)

-Дети, кто из вас знает, какие рыбы водятся в нашем крае? (щука, карась, окунь, налим, лещ, пескарь, чебак, ерш и т. д.)

 - Посмотрите, какие разные виды рыб. Давайте рассмотрим картинки, и скажем, чем все рыбы похожи, и какой одинаковый признак есть у всех рыб? (есть плавники, голова, хвост, овальное туловище покрыто чешуей, жабры, живет в воде)

Составляем модели (у каждого ребенка пакет с моделями)

 - Рыба живое существо? (да)

Рассматриваем модель живого (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)

 - Давайте на основе моделей докажем, что рыба живая?

1. Первая модель - двигаются.

-А как рыбки двигаются, давайте покажем. (пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок).

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спину изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

 - Как вы думаете, почему рыба не тонет и не всплывает на поверхность воды? (она тяжёлая).

- Сейчас я вам  предлагаю  самим проверить, почему рыбка не тонет.  

Проводится опыт: в тазик с водой помещаются по очереди несколько пластмассовых игрушек и деревянный брусок — они не погружаются в воду, значит, они легче воды. А рыбка — тяжелая, поэтому она и не плавает на поверхности воды. Если бы она была легкая, как деревяшка, она бы всплыла, как всплывают легкие игрушки в тазике с водой. Оказывается, в воде рыбка такая, как ей нужно: она не тонет и не всплывает.

-Как вы думаете, что рыбе помогает не тонуть и не всплывать? (плавательный пузырь). Он делает рыбу легче, чтобы она не тонула.

 Опыт: представим, что плавательный пузырь это воздушный шарик. Рыба может его чуть-чуть сдуть или подкачать. Если рыба его сдувает, то она становится тяжелее и может плыть на любую глубину. Если пузырь расширяется, то рыба всплывает. Поэтому она останавливается в воде любой глубине – где захочет.

 – Ребята, зачем нужен плавательный пузырь? (чтобы рыба плавала в воде)

 - Зачем рыбам плавники?  (двигаться вперёд)

- Правильно, с  помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.

 -Давайте и мы с вами немного побудем рыбками.  Физминутка.

Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. 

То помашут плавниками, то закружатся кругами (движения по тексту).

- Отдохнули, продолжаем дальше.

2. Вторая модель - питаются.

- Как вы думаете, питаются ли рыбы? Чем питается? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб) .

3. Третья и четвертая модель - размножаются и растут

- Детеныши рыб появляются из чего? (икры)

- Они называются? (мальки)

 - Почему детеныши рыб называются мальки? (потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)

Цикл развития рыб - (икра – мальки - взрослые рыбы)

 4. Пятая модель - дышат.

- А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (воздухом)

 - Сейчас мы проведем опыт: в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили?  (на пластилине пузырьки)

- Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.

 -  Я вам предлагаю поиграть в игру: «Скажи правильно»  

Суп из рыбы … (рыбный)

 Котлета из рыбы … (рыбная)

 Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

- Молодцы, всё правильно ответили.

- А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили рыб, которые живут в наших реках и озерах. Я загадаю вам загадки.

1 Полосатая злодейка съест любого малыша:

 Пескаря, плотву, уклейку, не проглотит лишь ерша. (щука)

2. Скользкий, длинный головастый, по ночам по речке шастал.

 Глянешь – чистый подхалим …  зовут его … (налим)

3. На дне, зарывшись в ил и грязь, от щуки прячется … (карась)

 4. Он задира, озорник, острый у него плавник

Любит он ершиться как с ним подружиться? (ёрш).

- Молодцы, запомнили названия рыб, которые обитают в реках и озёрах Алтайского края.

Игра: «Собери картинку»

 - У вас на столах лежат картинки разных рыб, вам нужно из разрезанных частей собрать в одно целое и назвать что за рыба.  

- Справились с заданием.

- А вам понравилось наше занятие?

 - О ком мы сегодня говорили?

-Зачем нужна рыба?

 -Надо ли беречь рыб и почему?

 -Какую пользу приносят рыбы человеку? (ответы детей)

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Любимый край- Алтайский край"

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Любимый край- Алтайский край", включающий в себя презентацию об Алтайском крае...

Лэпбук "Алтайский край – мой край родной"

Мастер-класс для педагогв по изготовлению лэпбука по ознакомлению с Алтайским краем....

Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»

Проект нравственно-патриотическое воспитаниеу детей старшего дошкольного возраста« Алтайский край –любимый   край .»...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

«Алтайский край, мой край родной!»

Создать условия для формирования чувства патриотизма, через привитие любви к природе, родному краю, истории....

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...

Сценарий концерта в детском саду, посвященный 85-летию Алтайского края «Наш край Алтай»

Цель:Формирование интереса детей к родному краю через музыкальную и художественную деятельность. Задачи:• Активизировать умение отражать красоту Алтайского края в продуктивной, музыкальной, ...