примерный план по экспериментированию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Верухина Ирина Владимировна

Материал содержит подробную структуру занятий по экспериментированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный перспективный план и структура занятий по экспериментальной деятельности в подготовительной группе №2 ОДА

Составила воспитатель:  Верухина Ирина Владимировна

Месяц

Тема

Цель опытно –исследовательской деятельности

                Структура

СЕНТЯБРЬ

                                     Диагностика

                                                                       ОКТЯБРЬ

«Уводы нет вкуса»

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

1.Игра: «Наоборот»

2.Игра: «Изменения»

3.Игра: «Тяжелая – легкая»

4.А/Г: «Вкусное варенье»

5.Эксперимент с водой

6.Итог. Дом/задание

«Где прячутся насекомые,

можно ли им помочь?»

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;

1.Игра: «Светло – темно»

2.Игр/момент: «Что там под платком?»

3.Игра: «Мы растем»

4.Загадки о насекомых (просмотр презентации)

5.Ф/М: «Мы шагаем»

6.Эксперимент с песком: «Где же они прячутся?»

7.Итог

«У воды нет запаха»

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.      

1.Вспомним сказочные превращения

2.Игра: «Маленький – большой»

3.Схема превращения

4.П/И: «Каравай»

5.Игра: «Снег, лед, камешек, вода»

6.Эксперимент с водой.

«Изучаем листья»

Иметь представление о строение листа, знать основные функции листа.   Выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; использовать текст, иллюстрации  для получения информации об основных функциях листа; устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы из изученного материала;

1.Приветствие: «Мы рады всех видеть»

2.П/Г: «Овощерезка»

3.Исследование листа с помощью лупы

4.Динам/пауза: «Мы листики осенние»

5.Опыт: «Почему лист зеленый?»

6.Эксперимент: «Как листья опадают?»

7.Графическое упражнение: «Полет листка»

8.Игра: «Найди тень от листка

                                       

                                      НОЯБРЬ

«У нас есть вдох и выдох»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

1.Загадка про воздух

2.Изучаем и  выдыхаем мыльные пузыри

3.Игра: «Шары надутые, шары раздутые»

4.Эксперимент с пакетами: «Ловим воздух»

5.Нарисуем воздух – рисование мыльными пузырями

«Первые заморозки»

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные  причин но -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

1.Игр/момент: «В гости к Снегурочке»

2.Игра: «Твердое – жидкое»

3.Загадки и отгадки в картинках

4.Эксперимент – первый лед

5.Домаш/задание: «Морозильная камера дома»

6.Игра: «Цветные льдинки»

«Волны»

Познакомить с природным явлением – ветром; сформировать понятие о ветре как о движении воздуха; показать роль ветра в образовании волн; дать понятие о силе ветра.

1.Упражнение: «Что нам море рассказало»

2.Игра: «На берегу»

3.Загадки про море, его обитателей

4.Игра: «Море волнуется раз…»

5.Опыт: «Куда волны побежали, кто их гонит?»

«Мы живые, а деревья?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

1.Презентация: «Наш дом – природа»

2.Опыт: «Как воду сделать чистой»

3.Физ/минутка: «Капельки»

4.Опыт: «Посадим росток»

5.Итог, Раскрашивание стенгазеты о природе

                                                                                              ДЕКАБРЬ

«Сколько весит воздух?

 Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду. Обнаружить, что воздух сжимается.

Обнаружить атмосферное давление

1.Игра: «Легкая пушинка» - Д/Г

2.Опыт: «Воздух есть везде» (стакан, мешок, соломинка)

3.Игра: «Волшебники»

4.Физминутка: «Шарик»

5.Опыт: «Волшебный сундучок»

6.Сюрпризный момент – шарики воздушные.

«Вода смачивает и

 очищает предметы»

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

1.Введение в игровую ситуацию.

2.Практическое экспериментирование – свойства воды.

3.Физминутка: «Капельки и тучка»

4.Опыт: «Вода и предметы»

5.Рисование зубными щетками.

6.Итог

«Замерзание воды»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

1.Игра: «Твердый – мягкий»

2.Просмотр слайдов о воде

3.Опыт со льдом

4.Беседа по картинкам о временах года

5.Физминутка: «Дворник улицу метет»

6.Подготовка цветной воды и формочек для замерзания льда.

«Свойства мокрого песка»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах мокрого песка.

1.Сюрпризный момент

2.Беседа

3.Показ презентации про песок

4.Опыты с песком – (растворяется или нет, пропускает ли воду)

5.Гимнастика для глаз

6.Работа с мокрым песком

7.Итог.

                                                                               

                                                                   ЯНВАРЬ

 

«Сколько времени можно

 не дышать»

Обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение, обосновывать его.

1.Сюрпризный момент – письмо от Айболита

2.Физразминка у дерева витаминов

3.Закрепляем термины – здоровье, нездоровье

4.Опыт с воздухом

5.Дыхание через рот и нос

6.Просмотр презентации

7.Итог

«Спичка – пленница»

Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

1.Загадка о спичках.

2.Слайд – шоу по сказкам про огонь

3.Задание: «Отгадай-ка»

4.Опыт со спичкой

5.П/Г: «Дружные ребята2

6.Конструирование из спичек и пластилина

«Бывает ли воздуху холодно?»

Повторить свойства воздуха, в ходе опытов выявить новые свойства воздуха; развивать познавательную активность; формировать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные умения;

1.Загадка про воздух

2.Опыт с ладошками, с бутылочками

3.Физминутка: «Ветер клен качает…»

4.Опыт с пипетками

5.Правила работы с предметами

6.Итог

«Защитные свойства снега»

Формировать представление о снеге и его свойствах.

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов

1.Письмо от Деда Мороза

2.Беседа о снеге

3.Игра: «Светло – темно»

4.Ига: «Назови правильно»

5.Опыт со снегом

6.Итог

                                               ФЕВРАЛЬ

«Вода прозрачная»

Сформировать понятие о том, что вода течет по трубам; закрепить знания о некоторых свойствах воды (жидкая, меняет форму в зависимости от формы предмета, в которой ее наливают, прозрачная); побудить детей к рассуждению о том, что было бы если бы вода не могла течь; учить сравнивать жидкие и густые вещества, анализировать.

1.Рассматривание глобуса

2.Игра: «Кто больше назовет съедобной жидкости?»

3.Загадки о воде

4.Игра: «Разбери картинки»

5.Опыт: «Три стакана»

6.Итог

«Когда бывает пар»

«Получаем талую воду»

(2 занятия)

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представления о воде как о помощнице человека; воспитывать у детей наблюдательность; развивать кожные ощущения, фантазию.

1.Игра: «Твердое – жидкое»

2.Опыт: «Лед нагреваем – водичку получаем»

3. «Что еще дает тепло?»  – просмотр презентации

4.Физминутка по желанию детей

5.Опыт с нагреванием воды

6.Домашнее задание.  Итог.

«Ловим воздух»

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.        

1.Игровой момент: «Мы – ученые»

2.Опыт: «Воздух в человеке»

3.Опыт: «Поймай невидимку»

4.Игра: «Тонет – не тонет»

5.Физминутка

6.Опыт: «Раздуй каплю» рисование коктейльными трубочками

7.Итог

                                                                    МАРТ

«Наблюдение за свойствами

снега в разную погоду»

Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.

Продолжать формировать знания и представления детей о временах года; о сезонных изменениях в природе.

1.Игра: «Подойди ко мне дружок»

2.Загадки о зиме

3.Игра: «Зима – это хорошо или плохо?»

4.Опыт – наблюдение: «Снег»

5.Работа с формочками и снегом

6.Свойства снега при контакте с ладошками, солнцем и т.д.

7.Итог

«В воде некоторые вещества

 растворяются»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о том, что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; провоцировать рассуждения детей о роли данного явления в жизни человека, животных, растений; воспитывать желание экспериментировать, эстетическое восприятие; развивать мышление.

1.Игровой момент: «Давайте попьем воду»

2.Загадки о Волшебнице – Воде

3.Лаборатория воды

4.Опыты с водой и солью, сахаром, гуашью

5.Физминутка: «Жил-был Ежик»

6.Игра: «Угадай на ощупь»

7.Итог

«Песочные часы»

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

1.Игровой момент: «Мы на пляже»

2.Свойства песка – беседа по вопросам

3.Рассматривание песочных часов

4.Песочная картина – рассматривание слайдов

5.Д/Г: «Мы на берег побежим»

6.Рисование в лотках с песком

7.Итог

«Почему парашют снижается

плавно?»

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

1.Игра: «Карусель»

2.Игра: «Парашют над головой»

3.просмотр презентации о воздушном транспорте

4.Опыт с пакетом: «Это наш парашют»

5.Физминутка: «Легкий – легкий»

6.Изготовление парашютов из полиэтилена, ниток, грузила.

                                                               АПРЕЛЬ

«Движение воздуха»

Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движение воздуха (при помощи горящей свечи и открытой двери); объяснить, что в комнате теплый воздух он легко путешествует по верху; показать, что воздух нельзя увидеть; развивать наблюдательность, глазомер, координацию, воображение; учить при помощи веера создавать ветер.

1.Орг.момент: «Соберитесь все в кружок»

2.Рассматривание предметов – есть ли в них воздух.

3.Опыт: «Ветер в комнате» со свечой

4.Опыт: «как взлетел воздушный шар»

5.Физминутка: «Мыльные пузыри»

6.Чтение отрывка из стих.А.Пушкина: «Ветер, ветер ты могуч»

7.Итог

«Летающие семена»

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

1. Чтение отрывка из произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

2. Слушание музыки, исполнение,  музыкальные импровизации.

3. Игра с правилами (дидактическая): «Ящик ощущений», «Угадай, от какого дерева семена», «Найди крышку»

4.Опыт: «Как ты вырос?»

5.Беседа по вопросам

6.Лепка из семян и пластилина

«Своды и тоннели»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

1.Вводная часть

2.Беседа о песке

3.Опыт: «Свойства мокрого песка»

4.Опыт: «Камень и песок»

5.Опыт с бумагой: «Своды и тоннели»

6.Игра: «Песочный телефон2

7.Итог

«Песчаный конус»

Познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

1.Что такое конус? Рассматривание слайдов

2.Скручиваем конус из бумаги

3.Игра: «Найдите конус»

4.Занимательная страничка

5.Задания на чертежах

6.Опыт с песком и водой – строим конус

7.Итог

                                                                                МАЙ

«Чем отличается солнечная

 сторона от теневой»

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.        

1.Игровой момент – куклы Свет и Тень

2.Опыт: «Ищем свет» с фильмоскопом

3.Опыт: «Ищем тень»

4.Опыт с фонариком: «Какой луч света»

5.Игра с теневым театром

6.Рисование гелевыми ручками фильма про Свет и Тень.

7.Итог

«Яблочный спутник свечи»

Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.

Выявить закономерность влияния объектов живой и неживой природы.

1.Что такое свеча? Беседа

2.История свечи – просмотр презентации

3.Виды свечей

4.Опыт: «Какая свеча ярче?»

5.Физминутка: «Вот так яблоко»

6.Опыт: «Яблоко и свечка»

7.Итог

«Теневой портрет»

Познакомить детей с образованием тени от предметов, используя солнечное освещение.

Установить сходство тени и объекта.

Познакомить детей с образованием тени от предметов, используя электричество вечером.

1.Игра: «Ласковое имя»

2.Игра: «Азбука настроения»

3.Динамическая пауза: «Девочки и мальчики2

4.Игра – опыт: «Волшебная палочка»

5.Догони свою тень – физминутка

6.Игра: «Чья это тень?»

7.Опыт с фонариком

8.Итог

                                          ДИАГНОСТИКА

Список использованной литературы:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Г. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет. М, 2012.
  2. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М.: ЛАЙДА, 1995.

      3.    Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.

      4.   Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.

       5.   Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.

       6.    Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в        деятельности дошкольного образования. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план по ФЭМП в подготовительной группе

В данной работе представлен перспективный план дидактических игр по математике по кварталам...

Примерный план-конспект нод в подготовительной к школе группе. «Весна идёт, весне дорогу!»

Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»:-закреплять знания детей о весне, уметь понимать приметы весны.Образовательная область «Речевое развитие»:-обогаща...

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

Разработали и провели воспитатели Чвикова (Абраменкова) И.В. и Захарова Т.Н....

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

ГБОУ СОШ №1375       План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.    Подготовили и ...

Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе №3 ГБДОУ №43 по теме: "Космос"

Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе №3 ГБДОУ №43 по теме: "Космос"...

Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе

перспективный план в подготовительной группе по экспериментированию по книге Е.В. Марудовой...

Примерный рабочий план на лето в подготовительной группе

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содерж...