В гостях у Зимушки - Зимы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме "Зима". проводя данное занятие мы знакомим детей с окружающим миром, учим видеть основные признаки зимы. занятие включает развивающие задания с использованием наглядного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по теме "Зима" в подготовительной группе | 963.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в подготовительной группе
для детей 6-7 лет
Подготовила воспитатель
МБДОУ «Детский сад №2 «Искорка»
Чернова Любовь Николаевна
г. Протвино 2018г.
Конспект занятия
«Ах ты, Зимушка-зима»
Цель. Расширение и систематизация знаний детей о зиме.
Задачи.
Образовательные:
- закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;
- формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года;
- развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.
Развивающие: совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение.
Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Тип занятия: познавательный.
Мотивация: проблемно – игровая.
Методы и приемы.
Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.
Наглядные: иллюстрации с изображением зимующих птиц, зимних месяцев.
Практические: индивидуальные ответы детей.
Оборудование: шестигранники для рисования снежинок, краски, кисти, банки с водой.
Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы, чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов, заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме, целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в круг.
Воспитатель: Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.
Садитесь, скорей на свои места.
(Нашли письмо.)
Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.
Вместо марок – снежинки. Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.
«Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня…. (зима).
Воспитатель: Давайте, прочитаем это письмо!
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играю
И на санках всех катаю
Бабу снежную леплю
Долго я у вас гощу
Чтоб у вас в гостях остаться,
Мне нужно очень постараться
Помогите мне скорей.
Вместе будет веселей
Вы письмо моё читайте
Все заданья выполняйте!
Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы?!
Тогда слушайте первое задание:
1. Отгадайте загадки.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца.
Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно загадки отгадать.
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: О каком месяце идет речь?
Дети: О месяце декабре.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает Новый год.
Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.
Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд
Даже птице не летится, от мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Январь – второй месяц зимы
Воспитатель: Объясните такие строчки.
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз».
Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться
Воспитатель: Январь - это первый месяц года, но второй месяц зимы. Январь в старину называли «лютовей», потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
Воспитатель: А сейчас ещё загадка
«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега
То бураны, то метели на деревья налетели
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон
День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?
Дети: Это месяц февраль.
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает снег, снегопад.
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели.
Воспитатель: Февраль - последний месяц зимы. Февраль в народе называли «снеговеем», в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы.
А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать письмо дальше?!
2. Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Зима предлагает нам поиграть со словом «Снег». Я буду читать стихотворение. В нем пропущены какие-то слова, и вам их надо отгадать. Давайте, попробуем?! Слушайте, внимательно:
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят - всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка - эта девочка — (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (Снег.)
Воспитатель: Какое интересное стихотворение. Давайте, ещё раз вспомним, какие слова были пропущены в стихотворении: снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири. Посмотрите, как интересно, слово снег сначала превратилось – в снежок, затем в снегопад, потом – в снежки, потом – в снеговика, потом – в снегурку и в снегирей.
Воспитатель: Оказывается, что у любого слова, есть слова родственники, родственные слова. Как это понять родственники, родственные слова? Конечно, это значит, что в родственных словах, есть, что-то общее, одинаковое. Как у людей из одной семьи, одного рода. Что - же одинакового в этих словах…? Они звучать почти одинаково, все они начинаются со слова снег и изменяются только в конце. Послушайте, я ещё раз произнесу эти слова: Снег, Снежок, Снегопад, Снежки, Снеговик, Снегурка, Снегири.
Да, как много родственников у слова «снег». Вот, оказывается, как интересно, если взять любое слово, и каждый раз произносить его, меняя, только окончание. То мы познакомимся с его родственниками.
Воспитатель: Ну, что, кажется, с этим заданием мы тоже справились! Читаем письмо дальше?! Интересно, что же нас ждёт впереди?
3. Игра «Снеговик»
Воспитатель читает письмо.
«Ребята, мой друг, снеговик загрустил, помогите, его развеселить!
Воспитатель: Ну, что поможем? Ребята, мы с вами знаем игру, которая, так и называется «Снеговик». Давайте, поиграем, Зима увидит и научит такой игре Снеговика.
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Дети протягивают руки вперед поочередно,
а потом лепят снежный ком.
Три – четыре, три – четыре –
Нарисуем нос пошире.
Опять протягивают руки вперед поочередно,
Указательными пальцами рисуют улыбку.
Пять – найдем морковь для носа,
Соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо- влево, колени пружинят.
Угольки найдем для глаз.
Изображают «бинокль»
Шесть – наденем шляпу косо,
Руками изображают шляпу
Пусть смеется он у нас.
Кружатся вокруг себя и произносят: «Ха – ха – ха!»
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне: «в какую погоду можно лепить снежные комочки (снежки)?»
Дети: В тёплую погоду.
Воспитатель: Каким бывает снег в тёплую погоду?
Дети: Снег бывает мокрый, липкий, тяжёлый.
Воспитатель: А в морозную погоду, каким бывает снег?
Дети: В морозную погоду снег бывает пушистый, сыпучий, скрипит под ногами, искрится на солнце.
Воспитатель: Можно из такого снега слепить что-нибудь? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что происходит зимой с деревьями?
Дети: Они спят.
Воспитатель: Что происходит зимой с животными?
Дети: Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки.
Воспитатель: Что происходит зимой с птицами?
Дети: Перелётные птицы улетели, а зимующие остались.
Воспитатель: Почему птиц называют зимующими?
Дети: Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.
Воспитатель: Молодцы. Читаем письмо дальше.
Воспитатель читает письмо.
А сейчас мои ребятки
Загадаю вам загадки
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1.Эту птицу каждый знает.
В теплый край не улетает,
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит… (Воробей)
2. С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется… (Синица).
3.Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это – (Снегири)
4.Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)
5.В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...(Дятел)
6.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
6.Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный ...(Клест)
А вы знаете, что клест - единственная птица, которая птенцов выводит зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое теплое гнездо. Клестиха – мама из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Издаёт интересные звуки: «Клё-Клё».
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?
Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Вот вам в подарок мои весёлые загадки:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи.)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик.)
Воспитатель: И, правда, весёлые загадки! О, чём, они?
Дети: О зимних забавах. Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?
Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.
Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам
Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?!
Рефлексия: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, нарисуйте снежинку, я подарю ее другим детям и расскажу о нашем сегодняшнем необычном дне, и о том, какие вы умные и добрые дети.
Звучит спокойная музыка, дети рисуют.
Используемая литература
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.Мозаика-Синтез, 2013г.
- Аксенова З.Ф. « Войди в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
- С.Н. Николаева. Программа экологического образования «Юный эколог» 2004г.
- Селихова Л.Г. « Ознакомление с природой и развитие речи». М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.
- Соломенникова О.А «Экологическое воспитание в детском саду». М.: Мозаика - Синтез, 2008 г.
Дидактический материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»
Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...
" В гости к Зимушке-Зиме"
конспенкт музыкального занятия...
Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"
закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей моделировать, узнавать животных по следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...
Музыкальное экологическое развлечение для детей первой младшей группы «В гости к Зимушке-Зиме»
Развлечение обеспечивает каждому ребёнку отдых и эмоциональное благополучие, помогает усилить проявление эмоциональной отзывчивости при встрече с обитателями зимнего леса и Зимушкой-Зимой....
Спортивный праздник "В гостях у Зимушки - зимы"
Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в гости к Зиме на северный полюс. По пути они преодолевают различные трудности (эстафеты) знакомятся с животными се...
Физкультурно - тематическое развлечение в средней группе "В гости к Зимушке-Зиме"
Цель: Развлечь детей, доставить радость, закрепить навыки и умения полученные на занятиях физической культуры, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать правильную оса...
"В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"
Занятие по развитию речи для старшей логопедической группы....
- Мне нравится (1)