Детско-родительский проект « Природа родного города Зеленокумска»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Детско-родительский проект « Природа родного города Зеленокумска»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско-родительский проект « Природа родного города Зеленокумска» | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь к Родине начинается
с любви к природе…
Детско-родительский проект
« Природа родного города Зеленокумска»
Тема проекта:«Природа родного города Зеленокумска»
Актуальностьпроблемы.
* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом проводим все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
* заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
* Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны нашего города.
Участники проекта:
- дети старшей группы детского сада;
- воспитатель;
- родители.
Руководитель проекта :воспитатель
Вид проекта:
Информационно-творческий
Продолжительность:
долгосрочный
Цель проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания нашего города Зеленокумска
и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы города.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы нашего города: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.
Продукты проекта:
стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, , выставки, , скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах, , фонотека дисков с познавательным материалом о природе.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края и города.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц города и района, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Ресурсы проекта:
1. Зал краеведения с представленными материалами флоры и фауны города Зеленокумска в ЦВР: иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии.
2. Программы по экологическому воспитанию дошкольников :Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголки природы в детском саду и группе.
4. Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
5. Парки и скверы города.
6. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений: поля, луг, река Кума, хоздворы населения с домашними животными и птицей, зоомагазин.
8. Огород на окне в группе.
9. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы. Связь со школой по взаимопрезентациям исследовательских проектов первоклассников и дошкольников.
10. Детская библиотека города.
11. Видеотека с дисками познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Обобщение результатов работы по экологическомупроекту
"Природа города Зеленокумска"
1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников.
2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.
3. Обобщение уровня обогащения предметно - развивающей среды в группе и в целом в детском саду.
4. Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников
Риски.
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления экологического
проекта из-за большого объема изучаемого материала
Предупреждение рисков.
1. Распределить ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
2. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей
провести в группах родительские собрания по разъяснению
запланированных задач по экологическому проекту "Будь природе
другом", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно
со своими детьми.
3.Подобрать диагностический материал по экологическому развитию дошкольников.
Отчёт из опыта работы
над проектом:
«Природа родного города Зеленокумска»
Воспитатель – Вдовыдченко Н. А.
Любовь к Родине начинается
с любви к природе…
Проводя занятия с детьми и беседу с родителями о Зеленокумске, анкетирование родителей,я поняла, что знания о родном городе,природе своего родного края у детей оказались не многочисленны. Чем старше становились дети, тем больше вопросов они задавали о природе нашего края и города, его животном мире. В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Возникла необходимость разработать Детско-родительский проект: «Природа родного города Зеленокумска».В результате проведённого сравнительного анализа уровня представлений детей о природе района и города было выявлено, что 20% имеют уровень знаний об охране природы, 25% о животном мире, и 30% о мире растений. Поэтому я пришла к выводу, что необходимо повышать познавательный уровень детей в области природы родного края и города, привлечь родителей к осуществлению этой работы.
Актуальность разработки проекта: недостаточные знания дошкольников о природе родного края и города, о роли человека в сохранении природных богатств,предопределяют необходимость создания соответствующих условий для своевременного экологического воспитания детей.
Цель: познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира, экологической системой Зеленокумска, с Красной книгой Ставрополья. Воспитывать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его; вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в её охране. Сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем.
Задачи проекта:
1. Через ознакомление детей с природой родного края развивать экологическое сознание – понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них;
2. Формировать умение понимать и любить всё живое;
3. Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности у детей.
4. Организовать сотрудничество родителей (создание творческой группы для заинтересованных родителей, экскурсии, развлечения природоведческого характера, экологические рейды в природу, конкурсы рисунков, создание фотовыставки.
5. Привлечь к сотрудничеству ЦВР (Станцию Юных Натуралистов), музей, зоомагазин города, детскую библиотеку.
На основе подобранного материала, я разработала план реализации проекта:
I Этап- диагностический (сентябрь)
II Этап- практический (октябрь- июль)
III Этап-обобщающий (август- сентябрь)
Был разработан план работы над проектом, состоящий из следующих направлений:
- работа с детьми,
- работа с родителями
В результате:
Накоплен и используется достаточно богатый багаж наглядного и теоретического материала.
У дошкольников сформирована активная позиция – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем города.
В проекте предусмотрен цикл временных выставок, которые проходят в группе.
Экспонаты для выставок предоставляют родители и дети. Подбираются выставки по одной теме, готовится материал к выставкам.
В течение работы над проектом были созданы следующие выставки:
-Музейно-исторические выставки. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к Родине.
(Тематика:«История родного города Зеленокумска»).
- Эколого-краеведческие выставки. Цель – знакомить с природой города и края, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
(Тематика:«Зелёная аптека Зеленокумска», «Грибное царство Зеленокумска», «Птицы Ставрополья», «Красная книга Ставрополья»).
Разрабатываются художественные выставки. Цель – познакомить с произведениями и творчеством ставропольских художников.
(Тематика:«Природа Ставрополья в картинах художников», «Зеленокумск осенью», «Животные Старополья», «Птицы в городе»).
Разрабатываются и проводятся познавательные тематические занятия с детьми дошкольного учреждения. Темы занятий подбираются с учётом возрастных особенностей возрастной группы. В работе с детьми используются разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экологические экскурсии, познавательное чтение, «Уроки доброты», конкурсы и викторины, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия – беседы,экологические игры, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи.
Схема работы:
Педагог экскурсовод проводит занятие.Проводятся игры, конкурсы, викторины по теме выставки.
Даётся задание (в группу, домой).
В группах продолжаю работать по теме выставки: подбираю художественную литературу и наглядный иллюстрированный материал. Для закрепления материала дети посещают выставку самостоятельно.
По возможности в группах оформляется мини выставка по основной теме (активное участие принимают родители). Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, как пополняется «багаж» их знаний, родители с готовностью откликаются на наши просьбы. Организация мини выставок способствует развитию детской вопросительности.
В течение месяца выставка пополняется детскими работами, совместными работами детей и родителей (рисунки, поделки).
В течение работы над проектом были организованы выставки детскихработсовместно с родителями: «Мой любимый город, мой Зеленокумск», «Зелёная аптека», «Природа родного города Зеленокумска», «Грибное царство», «Птицы Ставрополья» и другие.
Разрабатываю собственные методические материалы для дошкольников и воспитателей:
«Красная Книга Ставрополья», «Зелёная аптека», «История образования города Зеленокумска», «Зимующие и перелетные птицы», «Растительный мир Зеленокумска», «Животный мир Ставрополья», видеоматериалы по ознакомлению с природой.
Совместно с родителями пополнена библиотечная система по экологическому образованию дошкольников. Проведена совместная акция по приобретению энциклопедической, художественной литературы. По окончании акции планируем оформить тематическую выставку: «Люби и знай родной свой край».
Интересно прошли следующие мероприятия совместно с родителями:
анкетирование родителей («Знаешь ли ты свой край?») позволило выяснить, что многие родители знают о природе родного края недостаточно много, чтобы помочь в экологическом обучении дошкольников;
ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии города (наглядная информация, специальные экспозиции и т. д.);
ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые итоговые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
организация совместных праздников, концертов, выставок; выявление в распространение лучшего семейного опыта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Планируются совместные выезды на природу.
Мои наблюдения показали, что дети проявляют наибольший интерес к выставкам, посвященным миру животных, птиц, растений, археологическим исследованиям. Полученные теоретические и практические знания не только обогащают кругозор детей, они учатся любить и гордиться своей малой Родиной.
В результате работы над данным проектом уровень представлений детей о природе района и города Зеленокумска повысился так: 50%- мир растений, 60%- животный мир, 45%- охрана природы. Но работа над проектом ещё не завершена, т.к. проект долгосрочный. Нас ждёт впереди ещё много интересного о природе родного города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект «Мой родной город Москва»
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой иск...
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Природа родного города"
Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой родного края, решаются не только природоохранные задачи, н...
Детско-родительский проект «Природа родного края»
Детско-родительский проект«Природа родного края»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Природа родного города»
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для духовно-нравственного, эстетического, патриотического, воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способ...
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
Детско – родительский образовательный проект «Край родной навек любимый»
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям...
Опыт работы. К презентации детско – родительский образовательный проект «Край родной навек любимый»
laquo;Ты вспоминаешь не страну большую, которуюизъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую,какой её ты в детстве увидал».К. Симонов...