Тематическое планирование по экологии для дошкольников 4-5 лет.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Разработка планирования по экологии поможет педагогам более углублённо познакомить дошкольников с окружающим миром, с объектами и явлениями реальности через познания и экспериментирования с живой и неживой природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4-5.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по экологии для дошкольников 4-5 лет
воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛИ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ЛИТЕРАТУРА |
СЕНТЯБРЬ | 1 занятие:« В гостях у Сентябринки» (фрукты, овощи) | Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. | Образовательная деятельность (занятие): рассматривание плаката, загадки, муляжи фруктов и овощей; д/игра «Назови и дай определение» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.5 |
2 занятие: « Вершки и корешки» | Расширить представление детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядках в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах. У всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | Рассматривание плаката- сад и огород, практическая деятельность с принадлежностями по аппликации ,загадки, д/игра «Вершки и корешки» изд. « Мир в котором я живу2 Н.Г. Комратова стр. 60 | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.26,16 | |
3 занятие: « Фрукты» | Познакомить детей с названием фруктов, местом их выращивания; учить описывать, сравнивать фрукты; развивать логическое мышление; учить умозаключению, находить овощи и фрукты, среди разных картинок | Определение характерных при знаков плодов, рассматривание муляжей; употребление в речи имен существительных, согласованных с прилагательными. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.26 | |
4 занятие: Опытно- экспериментальная- деятельность | Развивать умение узнавать фрукты и овощи на ощупь,вкус. | Д/игра « Волшебный мешочек» | Составление конспекта воспитателем. | |
ОКТЯБРЬ | 1 занятие: « В гостях у осеннего леса» | Систематизировать представление о временах года, знакомить с признаками осенних месяцев; закладывать основы экологического воспитания. | Рассматривание картины « Осенний лес», наблюдение в уголке леса, чтение Эко-сказки «Сказка о Человеке и Золотой рыбке» Н.А. Рыжова стр.1 | Т. А. Шорыгина изд. « Беседы о лесе» |
2 занятие: « Кто живёт в лесу?» | Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. | Рассматривание картины из серии « Дикие животные», практическая деятельность на фланелеграфе с плоскостным изображением леса и его обитателей; д/игра « Что было бы, если бы из леса исчезли….» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр 9 | |
3 занятие: « Что растёт в лесу?» | Дать детям первоначальное представление о лесе: в лесу растёт много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. Познакомить с произведениями искусства- картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | Рассказ воспитателя, рассматривание картин. Наблюдение на прогулке за осенними деревьями. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.29 | |
4 занятие: Опытно-экспериментальная- деятельность6 « Обследование хвойных деревьев» (ствол, хвоя, как растут шишки,что внутри шишек) | Уточнить представление детей о строении дерева: ствол покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, вместо листьев- иголки, на ветках шишки. Познакомить детей со строением шишки, показать её особенности (запах, форма), внутри семена. | Наблюдение, обследование, рассматривание плаката «Хвойные деревья» | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр. 63 |
НОЯБРЬ | 1 занятие: « Как на бабушкином дворе» | Конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальное представление об их образе жизни и приносимой ими пользе; вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними; развивать речь, мышление, слуховое восприятие детей. | Рассматривание картины из серии « Домашние животные»,использование загадок по теме, прослушивание аудиозаписи « Голоса животных» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.14 «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.39,46 |
2 занятие: «Кошка и собака- наши милые друзья» | Уточнить и расширить представление о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детёнышах; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь. | Рассматривание картины «Кошка с котятами», « Собака со щенками», загадки по теме, д/игра «хорошо- плохо» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.15 | |
3 занятие: «Мои любимые домашние питомцы» | Формировать представление о животных, живущих в квартире (кошка, собака, хомячок, попугаи, рыбки). Развивать интерес к ним, к их повадкам. Уметь перевоплощаться и показывать особенности их движения. Воспитывать любовь и заботу к домашним питомцам. | Схемы- модели « Забота о животных», аудиозапись « Голоса зверей», чтение сказки «Хомячок Шуршик» д/и «Опиши- мы отгадаем» | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 12 | |
4 занятие: Опытно- экспериментальная- деятельность: «Обследование домашних животных» | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных; учить определять животное ментальными способами фиксации наблюдения. | Д/и «Кто что ест» Игра « Узнай животное по голосам» д/и «волшебный мешочек» «Сложи картинку» Рассмотрение картинок – домашние животные. Чтение художественной литературы. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.47 Программа «Детство» |
ДЕКАБРЬ | 1 занятие: «В гостях у курочки Рябы». (знакомство с птичьим двором) | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях как выглядят. Какие звука издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детёнышей) | Рассматривание муляжей домашней птицы, загадки по теме ,д/игра «Курица и цыплята», «Найди ошибку» | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.64 |
2 занятие: Беседа о перелётных птицах | Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой. | Рассматривание картины «Птицы улетают», наблюдение за птицами на прогулке, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, д/и «Лото». | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.58 | |
3 занятие: Беседа о зимующих птицах | Дать знания о зимующих птицах (снегирь, синица, ворона, воробей, голубь, клёст). Чем они питаются. Учить определять птиц снегиря и воробья по следам на снегу. Воспитывать заботу, стремление подкормить птиц. | Рассматривание картины «Птицы улетают», наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание следов, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, д/и «Лото». | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 17 | |
4 занятие: «Жизнь птиц зимой» | Закрепить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания из прошлого материала; напомнить о правилах поведения в лесу. | Работа с родителями- изготовление кормушек, обыгрывание ситуации «Птица заболела» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.179 |
ЯНВАРЬ | 1 занятие: «Снеговичок» | Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь детей, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы. | Обследование снега, наблюдение на прогулке, загадки, опыты со снегом. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.18 |
2 занятие: « Следы на снегу» | Развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц по их следам ( размер «крестиков», характер «цепочки»), читать по следам события(цепочка оборвалась- значит, птица взлетела; много крестиков и они в беспорядке- значит несколько птиц кормились на этом месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу. | Рассматривание картины «Птицы улетают», наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание следов, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, д/и «Лото». | «Юный эколог» С.Н. Николаева. Стр.69 | |
3 занятие: «Как снег превращается в воду» | Показать, как снег в тепле тает. Становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь- она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | Опытно- экспериментальная деятельность. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр. 69 |
ФЕВРАЛЬ | 1 занятие: «Делаем цветные льдинки» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь неё видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в неё добавить краску. Что из воды можно делать украшения на участок, что она легко льётся и впитывается. | Опытно- экспериментальная деятельность- окрашивание воды, замораживание. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.61 |
2 занятие: « Как лёд превращается в воду» | Показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду, цветной лёд становится цветной водой. | Опытно- экспериментальная деятельность- окрашивание воды, размораживание. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.62 | |
3 занятие: « Тёплая и холодная вода» | Уточнять представления о том, что вода бывает разной температуры- холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится; вода и мыло смывают грязь. | Наблюдения во время гигиенической процедуры мытья рук, эксперимент- в тёплой воде мылится лучше, чем в холодной. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.63 | |
4 занятие: «Берегите воду» | Учить детей беречь воду, не лить её без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. | Рассматривание альбома с изображением водоёмов, беседа с детьми о бережном отношении к воде, решение проблемной ситуации. д/и «Ручеёк», просмотр м/ф « Беги ручеёк». Эко- сказка «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжова. | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 29 |
МАРТ | 1 занятие: « Путешествие в царство комнатных растений» | Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечать различия и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Рассматривание растений в зоне природы, активизация речи в произношении названий, наблюдение за характерными признаками. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.11 |
2 занятие: « В гостях у Веснянки» | Познакомить с новыми комнатными растениями ; учить сравнивать листья растений по признакам. Величине, характеру поверхности, количеству; упражнять в исследовательской деятельности; продолжать учить последовательному и полному рассказу об объекте; воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. | Рассматривание растений в процессе дежурства с выделением типичного и особенного; проведение системы опытов по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание). | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.25 | |
3 занятие: Беседа о строении растений | Познакомить и закрепить знания детей о строении растений; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Рассматривание растений в зоне природы, активизация речи в произношении названий, наблюдение за характерными признаками, определение частей растения. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.26 | |
4 занятие: « посадка лука» | Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место; закреплять знания детей о строении луковицы. Об условиях необходимых для роста; развивать речь, активизировать словарь; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. | Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука; практическая деятельность детей. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.21 |
АПРЕЛЬ | 1 занятие: «Кто живёт в аквариуме?» | Уточнить представления детей о том, сто в аквариуме живут рыбки , улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, а растения растут; все они живые); аквариум красивый, на него приятно смотреть. | Наблюдение за обитателями аквариума, обсуждение с детьми; развивать речь, мышление; обогащать словарный запас детей. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр22 |
2 занятие: « В каких условиях живут рыбки?» | Формировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, им просторно плавать; вода прозрачная, необходимой температуры; в аквариуме много света, на дне лежат камни и песок, в которых растут растения; рыбки не голодают- их кормят. | Наблюдение за обитателями аквариума, обсуждение с детьми; развивать речь, мышление; обогащать словарный запас детей. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр22 | |
3 занятие: « Какое тело у рыбки?» | Уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела. | Рассматривание муляжа рыбки, наблюдение, обсуждение с детьми. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр25 | |
4 занятие: « Для чего рыбкам глаза?» | Уточнить с детьми представление о функции глаз- они нужны чтоб видеть окружающие предметы. | Наблюдение за рыбками в аквариуме, за расположениями глаз, за их движениями в направлении. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр28 |
МАЙ | 1 занятие: « Посади свой цветок» | Познакомить детей с цветами, растущими в клумбе, закрепить названия цветов. Дать знания о том, как сажают цветы (семенами, рассадой, луковицей). Прививать трудолюбие и бережливость к цветам. | Рассматривание иллюстраций с загадками, обсуждение схемы «Посадка цветов», практическая деятельность детей с воспитателем. | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 46 |
2 занятие: « Не топчи травку» | Учить детей бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, которую создают зелёные газоны. | Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме. Эко-сказка «Травинка- путешественница» Н.А. Рыжова стр.4 | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 49 | |
3 занятие: «Научись любоваться растущим цветком» | Объяснить детям, что цветы особенно красивы, когда они растут на земле; учить детей беречь прекрасные творения природы, любоваться их красотой. | Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме. | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 50 | |
4 занятие: «Кто прилетает и садится на цветы?» | Продолжать развивать у детей наблюдательность- умение замечать, что растения растут и становятся крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения на прогулке воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым- мухам, пчёлам, шмелям и др.- они пьют сок цветов, кормятся на цветах. | Рассматривание плаката «Насекомые», наблюдение на прогулке, обсуждение с детьми по теме. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.103 |
ЛИТЕРАТУРА: изд. « Юный эколог» С.Н. Николаева (2010г.); «Экология. Занимательные материалы» М.В. Емельянова (2010г); «Беседы о воде в природе» Т.А. Шорыгина (2012г); « Мир в котором я живу» Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова; « Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л.А. Обухова; « Не просто сказки»- экологические рассказы и сказки Н.А. Рыжова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Познание". Тематическое планирование по экологии (средняя. старшая, подготовительная группы).
В данном материале содержиться работа по экологии, которя включает в себя: занятия. поседневную деятельность, экспериментирование, досуги. Все разделы взаимосвязаны между собой, что облегчает работу п...
Календарно-тематическое планирование по Экологии для подготовительной группы
Предлагаю к вашему вниманию календарно-тематическое планирование по Экологии для детей подготовительной к школе группы по программе "Радуга"...
Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»
Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ "Зимующие птицы"
Проект «Зимующие птицы» с 21 по 30 ноябряЦель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.Задачи: пополнить предметно-развивающую среду...
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ "Зимняя сказка, зимние игры и забавы"
Тема Проект «Зимняя сказка, зимние игры и забавы» (времена года)Цель Продолжать знакомить детей с временем года – зима, с её приметами, признаками, с зимними играми и заб...
Тематическое планирование по экологии для дошкольников 6- 7
Тематическое планирование по экологии для дошкольников подготовительной к школе группы....