Тематическое планирование по экологии для дошкольников 4-5 лет.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вахрушева Оксана Сергеевна

Разработка планирования по экологии поможет педагогам более углублённо познакомить дошкольников с окружающим миром, с объектами и явлениями реальности через познания и экспериментирования с живой и неживой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4-5.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по экологии для дошкольников 4-5 лет

воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна

МЕСЯЦ

                         ТЕМА

                       ЦЕЛИ

      ФОРМЫ РАБОТЫ

           ЛИТЕРАТУРА

СЕНТЯБРЬ

1 занятие:« В гостях у Сентябринки» (фрукты, овощи)

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

Образовательная деятельность (занятие): рассматривание плаката, загадки, муляжи фруктов и овощей; д/игра «Назови и дай определение»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр.5

2 занятие: « Вершки и корешки»

Расширить представление детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядках в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах. У всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.

Рассматривание плаката- сад и огород, практическая деятельность с принадлежностями по аппликации ,загадки, д/игра «Вершки и корешки»  изд. « Мир в котором я живу2 Н.Г. Комратова стр. 60

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.26,16

3 занятие:  « Фрукты»

Познакомить детей с названием  фруктов, местом их выращивания; учить описывать, сравнивать  фрукты; развивать логическое мышление; учить умозаключению, находить овощи и фрукты, среди разных картинок

 Определение характерных при знаков плодов, рассматривание муляжей;  употребление  в речи имен существительных, согласованных с прилагательными.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.26

4 занятие: Опытно- экспериментальная- деятельность

Развивать умение узнавать фрукты и овощи на ощупь,вкус.

Д/игра « Волшебный мешочек»

Составление конспекта воспитателем.

ОКТЯБРЬ

1 занятие:  « В гостях у осеннего  леса»

Систематизировать представление о временах года, знакомить с признаками осенних месяцев; закладывать основы экологического воспитания.

Рассматривание картины « Осенний лес», наблюдение в уголке леса, чтение Эко-сказки «Сказка о Человеке и Золотой рыбке» Н.А. Рыжова стр.1

Т. А. Шорыгина  изд.               « Беседы о лесе»

2 занятие: « Кто живёт в лесу?»

Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.

Рассматривание картины из серии « Дикие животные», практическая деятельность  на фланелеграфе с плоскостным изображением леса и его обитателей; д/игра « Что было бы, если бы из леса исчезли….»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр 9

3 занятие: « Что растёт в лесу?»

Дать детям первоначальное представление о лесе: в лесу растёт много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. Познакомить с произведениями искусства- картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

Рассказ воспитателя, рассматривание картин. Наблюдение на прогулке за осенними деревьями.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.29

4 занятие:  Опытно-экспериментальная- деятельность6 « Обследование хвойных деревьев» (ствол, хвоя, как растут шишки,что внутри шишек)

Уточнить представление детей о строении дерева: ствол покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, вместо листьев- иголки, на ветках шишки. Познакомить детей со строением шишки, показать её особенности (запах, форма), внутри семена.

Наблюдение, обследование, рассматривание плаката «Хвойные деревья»

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр. 63

        

НОЯБРЬ

1 занятие: « Как на бабушкином дворе»

Конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальное представление об их образе жизни и приносимой ими пользе; вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними; развивать речь, мышление, слуховое восприятие детей.

Рассматривание картины из серии « Домашние животные»,использование загадок по теме, прослушивание аудиозаписи « Голоса животных»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр.14

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.39,46

2 занятие: «Кошка и собака- наши милые друзья»

Уточнить и расширить представление о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детёнышах; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь.

Рассматривание картины  «Кошка с котятами»,              « Собака со щенками», загадки по теме, д/игра  «хорошо- плохо»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр.15

3 занятие:  «Мои любимые домашние питомцы»

Формировать представление о животных, живущих в  квартире (кошка, собака, хомячок, попугаи, рыбки). Развивать интерес к ним, к их повадкам. Уметь перевоплощаться и показывать особенности их движения. Воспитывать любовь и заботу к домашним питомцам.

Схемы- модели « Забота о животных», аудиозапись « Голоса зверей», чтение сказки «Хомячок Шуршик» д/и «Опиши- мы отгадаем»

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 12

4 занятие: Опытно- экспериментальная- деятельность: «Обследование домашних животных»

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных; учить определять  животное ментальными способами фиксации наблюдения.

Д/и «Кто что ест»

Игра « Узнай животное по голосам»

д/и «волшебный мешочек»

«Сложи картинку»

Рассмотрение картинок – домашние животные.

Чтение художественной литературы.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.47  Программа «Детство»

ДЕКАБРЬ

1 занятие: «В гостях у курочки Рябы».  (знакомство с птичьим двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях как выглядят. Какие звука издают, как передвигаются, чем питаются,  какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детёнышей)

Рассматривание муляжей домашней птицы, загадки по теме ,д/игра «Курица и цыплята», «Найди ошибку»

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.64

2 занятие: Беседа о перелётных птицах

Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.

Рассматривание картины «Птицы улетают», наблюдение за птицами на прогулке, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, д/и «Лото».

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.58

3 занятие: Беседа о зимующих птицах

Дать знания о зимующих птицах (снегирь, синица, ворона, воробей, голубь, клёст). Чем они питаются. Учить определять птиц снегиря и воробья по следам на снегу. Воспитывать заботу, стремление подкормить птиц.

Рассматривание картины «Птицы улетают», наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание следов, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, д/и «Лото».

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 17

4 занятие: «Жизнь птиц зимой»

Закрепить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания из прошлого материала; напомнить о правилах поведения в лесу.

Работа с родителями- изготовление кормушек,  обыгрывание ситуации «Птица заболела»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.179

ЯНВАРЬ

1 занятие: «Снеговичок»

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь детей, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Обследование снега, наблюдение на прогулке, загадки, опыты со снегом.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.18

2 занятие:  « Следы на снегу»

Развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять  птиц по их следам ( размер «крестиков», характер «цепочки»), читать по следам события(цепочка оборвалась- значит, птица взлетела; много крестиков и они в беспорядке- значит несколько птиц кормились на этом месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу.

Рассматривание картины «Птицы улетают», наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание следов, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, д/и «Лото».

«Юный эколог» С.Н. Николаева. Стр.69

3 занятие: «Как снег превращается в воду»

Показать, как снег в тепле тает. Становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь- она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Опытно- экспериментальная деятельность.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр. 69

ФЕВРАЛЬ

1 занятие:  «Делаем цветные льдинки»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь неё видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в неё добавить краску. Что из воды можно делать украшения на участок, что она легко льётся и впитывается.

Опытно- экспериментальная деятельность- окрашивание воды, замораживание.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.61

2 занятие: « Как лёд превращается в воду»

Показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду, цветной лёд становится цветной водой.

Опытно- экспериментальная деятельность- окрашивание воды, размораживание.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.62

3 занятие: « Тёплая и холодная вода»

Уточнять представления о том, что вода бывает разной температуры- холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится; вода и мыло смывают грязь.

Наблюдения во время гигиенической процедуры мытья рук, эксперимент- в тёплой воде мылится лучше, чем в холодной.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.63

4 занятие:  «Берегите воду»

Учить детей беречь воду, не лить её без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Рассматривание альбома с изображением водоёмов, беседа с детьми о бережном отношении к воде, решение проблемной ситуации. д/и «Ручеёк», просмотр м/ф « Беги ручеёк». Эко- сказка «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжова.

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 29

МАРТ

1 занятие: « Путешествие в царство комнатных растений»

Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать  детей описывать растения, отмечать различия и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание растений в зоне природы, активизация речи в произношении названий, наблюдение за характерными признаками.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.11

2 занятие:  « В гостях у Веснянки»

Познакомить с новыми комнатными  растениями ; учить сравнивать листья растений по признакам. Величине, характеру поверхности, количеству; упражнять в исследовательской деятельности; продолжать учить последовательному и полному рассказу об объекте; воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости.

Рассматривание растений в процессе дежурства с выделением типичного и особенного; проведение системы опытов по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание).

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.25

3 занятие:  Беседа о строении растений

Познакомить и закрепить знания детей о строении растений; развивать речь, мышление;  поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание растений в зоне природы, активизация речи в произношении названий, наблюдение за характерными признаками, определение частей растения.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.26

4 занятие: « посадка лука»

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место; закреплять знания детей о строении луковицы. Об условиях необходимых для роста; развивать речь, активизировать словарь; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука; практическая деятельность детей.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.21

АПРЕЛЬ

1 занятие: «Кто живёт в аквариуме?»

Уточнить представления детей о том, сто в аквариуме живут рыбки , улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, а растения растут; все они живые); аквариум красивый, на него приятно смотреть.

Наблюдение за обитателями аквариума, обсуждение с детьми; развивать речь, мышление; обогащать словарный запас детей.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр22

2 занятие: « В каких условиях живут рыбки?»

Формировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, им просторно плавать; вода прозрачная, необходимой температуры; в аквариуме много света, на дне лежат камни и песок, в которых растут растения; рыбки не голодают- их кормят.

Наблюдение за обитателями аквариума, обсуждение с детьми; развивать речь, мышление; обогащать словарный запас детей.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр22

3 занятие: « Какое тело у рыбки?»

Уточнить представления детей об особенностях внешнего  облика рыб, строении их тела.

Рассматривание муляжа рыбки, наблюдение, обсуждение с детьми.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр25

4 занятие: « Для чего рыбкам глаза?»

Уточнить с детьми представление о функции глаз- они нужны чтоб видеть окружающие предметы.

Наблюдение за рыбками в аквариуме, за расположениями глаз, за их движениями в направлении.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр28

МАЙ

1 занятие: « Посади свой цветок»

Познакомить детей с цветами, растущими в клумбе, закрепить названия цветов. Дать знания о том, как сажают цветы (семенами, рассадой, луковицей). Прививать трудолюбие и бережливость к цветам.

Рассматривание иллюстраций с загадками, обсуждение схемы  «Посадка цветов», практическая деятельность детей с воспитателем.

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 46

2 занятие: « Не топчи травку»

Учить детей бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, которую создают зелёные газоны.

Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме. Эко-сказка «Травинка- путешественница» Н.А. Рыжова стр.4

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 49

3 занятие: «Научись любоваться растущим цветком»

Объяснить детям, что цветы особенно красивы, когда они растут на земле; учить детей беречь прекрасные творения природы, любоваться их красотой.

Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме.

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 50

4 занятие: «Кто прилетает и садится на цветы?»

Продолжать развивать у детей наблюдательность- умение замечать, что растения растут и становятся крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения на прогулке воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым- мухам, пчёлам, шмелям и др.- они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

Рассматривание плаката «Насекомые», наблюдение на прогулке, обсуждение с детьми по теме.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.103

ЛИТЕРАТУРА: изд. « Юный эколог» С.Н. Николаева (2010г.); «Экология. Занимательные материалы»  М.В. Емельянова (2010г);  «Беседы о воде в природе» Т.А. Шорыгина (2012г); « Мир в котором я живу» Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова;  « Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л.А. Обухова; « Не просто сказки»- экологические рассказы и сказки Н.А. Рыжова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание". Тематическое планирование по экологии (средняя. старшая, подготовительная группы).

В данном материале содержиться работа по экологии, которя включает в себя: занятия. поседневную деятельность, экспериментирование, досуги. Все разделы взаимосвязаны между собой, что облегчает работу п...

Календарно-тематическое планирование по Экологии для подготовительной группы

Предлагаю к вашему вниманию календарно-тематическое планирование по Экологии для детей подготовительной к школе группы по программе "Радуга"...

Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»

Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ "Зимующие птицы"

Проект «Зимующие птицы» с 21 по 30 ноябряЦель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.Задачи: пополнить предметно-развивающую среду...

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ "Зимняя сказка, зимние игры и забавы"

Тема  Проект «Зимняя сказка, зимние игры и забавы» (времена года)Цель  Продолжать знакомить детей с временем года – зима, с её приметами, признаками, с зимними играми и заб...

Тематическое планирование по экологии для дошкольников 6- 7

Тематическое планирование по экологии для дошкольников подготовительной к школе группы....