Пернатые друзья
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елена Владимировна Ермоленко

В конспекте закрепляются знания детей о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пернатые друзья27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ермоленко Елена Владимировна

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Сказка» г. Короча,                   Корочанского района, Белгородской области.

Сценарий НОД

викторина «Пернатые друзья»

Цель: закрепление знаний о разнообразии птиц, живущих на Земле.

Задачи:

  • Уточнение знаний об особенностях птиц: внешнем виде, месте обитания, питании, способе передвижения;
  • Развитие мышления, наблюдательности, речи, познавательного интереса детей, артистических способностей;
  • Воспитание бережного и внимательного отношения к птицам, желание помогать им в зимнее время; привитие любви к книгам, литературным произведениям, привитие желания получать и находить новые знания о птицах.

Оборудование: зимнее дерево; силуэты зимующих и перелетных птиц; иллюстрации зимующих и перелетных птиц, домашних птиц, водоплавающих птиц; атрибуты птиц; атлас. Макеты: «Птичий двор», «Антарктида», «Африка».

Ход организованной образовательной деятельности.

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

Прочитать я их могу.

«С добрым утром!» - написали

На заре друзья мои

Кто рассыпал на снегу

Длинные цепочки?

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

(Ответ детей «Птицы»)

- Верно:

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Длинные цепочки,

Крестики и точки.

- Сегодня, ребята, наше занятие будет посвящено птицам. Мы вспомним птиц, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и которые совсем не могут летать.

- Вспомните, дети, где живут птицы?

Птицы живут повсюду: в лесу, на водоемах, в горах, в городе, домашние - в птичнике.

- Верно, сейчас мы с вами отправимся в лес, и встретимся с птицами. Ребята, а кто скажет, что такое лес?

Лес - это очень интересное место, в нем все взаимосвязано. Самое главное в лесу - деревья, а еще там растут кустарники, грибы, ягоды. В лесу живут звери, птицы, букашки - каждому отведено свое место. В лесу находят пищу, дом, укрытие от врагов, чувствуют себя хорошо, потому, что все нужны друг другу.

Подходим к зимнему дереву, на нем силуэты птиц: перелетных и зимующих (ласточка, иволга, кукушка, синица, дятел, снегирь, свиристель, клест).

- Ребята, какое сейчас время года?

- Каких птиц можно встретить зимой в лесу?

Дети выбирают силуэт птицы и рассказывают о ней.

Дятел - зимующая птица, живет в лесу. Его можно назвать красавцем. Спинка у него черная, брюшко белое с черными крапинками, а на голове у него ярко - красное пятнышко, точно беретик. У дятла крепкий клюв, который может сделать дырочку в твердом стволе дерева. А язычок у него длинный, проникает в щель в коре и ловко достает жуков - короедов и других насекомых.

Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают потому, что вместо живого корма - насекомых - есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвет дятел шишку, закрепит ее в расщелине дерева, начнет своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит - не беда. Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена.

Оказывается, дятел не только о себе позаботился.

Синица - зимующая птица, у нее желтая грудка. Весной и летом синички живут в лесу, питаются разными насекомыми, а зимой, когда корма в лесу не хватает, прилетают ближе к людям.

Клёст - зимующая птица, клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны, это помогает ему ловко шелушить шишки. Живут клесты в хвойных лесах. Гнездо у клестов на высокой ели. Маленькие птенцы - клестята - рождаются зимой. Птица - мать в сильные морозы почти не слетает с гнезда и своим теплом согревает голых птенцов. А клёст - отец кормит малышей и мать отрыжкой хвойных семян.

- Ребята, вы слышали такие выражения: «Осень пришла - птицы улетели». Или «Птицы прилетели - пришла весна». И очень редко можно услышать: «Зима пришла - птицы прилетели». А если сказать так, то ошибки не будет. Большинство перелетных птиц на зиму действительно улетают от нас, а некоторые, наоборот, прилетают.

- Какие птицы прилетают к нам зимой с севера?

Снегирь - прилетает к нам с севера, у него красная грудка, а на голове «черная шелковая шапочка». Свое имя птичка получила за то, что прилетает к нам, когда уже выпал или вот - вот выпадет снег.

Свиристели тоже северяне - это большие птицы размером с галку. Оперение у них яркое, а на голове хохолок. Эти хохлатые птицы большие любители ягод рябины, калины, плодов шиповника. Налетают всей стаей на куст и с аппетитом глотают промороженные ягоды. Это очень красивые доверчивые птицы.

- Сейчас нас ждет встреча с птицами, каждая споет свою песенку и расскажет о себе:

Дятел:

Я в берете ярко - красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель

А зовут меня все дятел.

Снегирь:

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зернышки клевать,

С первым снегом на рябину

Прилетаю к вам опять.

Синичка:

Непоседа - невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня синичка.

- Здравствуйте, наши друзья, присаживайтесь снами и послушайте, о чем мы говорим.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи, рассказы, сказки, где главные герои - птицы? Тогда послушайте задания и узнайте произведения.

№1 Е. Носов «Тридцать зерен».

Я сидел за столом, работал, и время от времени поглядывал на нее. А она, все еще робе и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба. «Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно - единственное?». И она, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

№2 Н. Сладков «Дятел».

На радостях я так грохнул сапогом по дереву, что оно качнулось. В окошке под грибком показалась знакомая носатая голова в красной тюбетейке. Работяга весь был в древесной трухе. Он сердито покосился на меня одним глазом, качнул носом - будто чихнул. Видно, труха в ноздри набилась. «Будь здоров!» - крикнул я ему. Он нырнул в дупло и застучал опять. Ему было не до шуток. Он спешил закончить свое гнездо. Будет у меня летом целая семья помощников.

Воспитатель: Что - то птиц здесь маловато, а других здесь нет?

Вылетают ворона, воробей, сорока, голубь - Да мы здесь, зимовали, никуда не улетали, мы не перелетные.

(Дети назовите этих птиц - показ иллюстраций).

А где живут эти птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком).

Воспитатель: Много бед и невзгод перенесли вы суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло и корм. Ребята, чем мы можем помочь птицам? (Покормить их зимой). А чем они питаются?

- Для корма птицам пригодны семена различных растений: канапли, подсолнуха, дыни, арбуза. Синички, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало и мясо, а снегири ягоды рябины, облепихи.

- Конечно, ребята, мы можем помочь птицам, покормив их. Еще птицам, живущих рядом с нами, можно дать кусочек творога, остатки крупяной каши, и крошки хлеба. В зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда - бы ни стали есть.

- Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Небогаты их корма

Горсть зерна нужна

Горсть - зерна и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- И пришла пора выполнять следующие задания.

№3 Ю. Казаков «Жадина Чик и кот Васька»

Он попробовал всего понемногу. Все было очень вкусно, но вкусней всего была колбаса. И он навалился на колбасу. Через полчаса он почувствовал, что просто уже не может лететь. Тогда он сел на край кормушки и закрыл глаза. «Это я нашел, мне и одному хорошо. А то позови всех сюда - сразу все съедят! А одному мне тут на целую зиму хватит», - думал он. От еды ему стало тепло, он взъерошился, стал похож на серый шарик, втянул в плечи голову и решил: «Не стану я их звать. Пускай лучше буду один я сыт».

№4 Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась».

Она приняла решение, которое можно выразить человеческими словами так: «Пусть тот кусок полежит, а я пока управлюсь с этим». Доклевав остатки, она решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелегкой задачей. Крыша была довольно крута, и когда большая тяжелая птица попробовала сойти вниз, это ей не удалось. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.

- А сейчас дети, «Птички» вспомним как вам весело, тепло, сытно, было в летнем лесу.

Физминутка «Лесные жители».

- Ребята, мы назвали птиц, которые остались с нами на зиму. А теперь покажем птиц, улетевших в теплые края. (дети убирают силуэты кукушки, ласточки, соловья, грача, скворца, иволги)

- Почему же эти птицы не остались с нами зимовать?

- Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух, мошек...

- Когда становится холодно и насекомые прячутся, в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы, которые могут есть хлебные крошки, зернышки, семена.

Вылетаю два грача и ласточка:

1 грач:

Здравствуй птичка - невеличка,

Желтогрудая синичка

Были в жарких странах мы,

Не бывает там зимы.

2 грач:

Здравствуй, дятел, наш дружок

Добрый день, сорока

Много дней летали мы

Далека дорога.

Воспитатель:

Расскажите, птицы, где вы побывали?

Что вы повидали, как вы зимовали?

Хорошо ли жили вы вдали от дома?

С кем вы подружились в странах незнакомых?

Вместе 1 грач, 2 грач, ласточка:

Мы подружились со слоном,

Играли с обезьянами,

Угощали нас они

Вкусными бананами.

Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе.

Грач:

Кричат, торопятся с утра

В халатах черных мастера.

На ветках вяза из осины

Грачи сплетут свои корзины.

Ласточка:

Прилетели мы к вам весной,

Путь, проделав длинный.

Слепим домик под окном

Из травы и глины.

- Спасибо вам, милые пташки, будем вас встречать весной, ну а пока присоединяйтесь к нам и послушайте задания:

№5 В. Берестов «Аист и соловей»

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил ее всему, что знал сам. С тех пор скромная птица стала лучшим в мире певцом.

№6 «Кукушка» (ненецкая сказка)

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается. Навсегда бросила детей мать. И с тех пор не вьет она себе гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

№7 В. Бианки «Лесные домишки».

А в обрыве - дырки, дырки, дырки. Это все норки. В одну из них юркнула она. Юркнула и побежала по длинному - длинному, узкому - узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой птичке у себя на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев…

А вот недалеко от леса озеро. Что с ним произошло? Какие птицы живут у водоемов? Где они сейчас? (дикие гуси, утки, лебеди, кулики, цапли)

С приходом зимы водоемы замерзают, их подводные обитатели оказываются подо льдом, птицы остаются без корма и они улетают на юг. Вспомним, как авторы описали этих птиц в своих произведениях.

№8 В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница»

И они окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждый их них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями: «Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!». Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва - едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце все - таки спросила, потому что была осторожна: «А много ли там мошек и комаров?» «О! Целые тучи!» - ответила птица.

№9 В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».

«Ах ты! Стой же. Я тебя все равно достану. Сейчас же за тобой в воду кинусь», - думает он. «Зря, зря, зря!» - закричала птица. Порх с воды - и улетела. За зиму у нее крылышко зажило, и новые перышки отросли. А он облизнулся только.

- Ну, что же, пора нам, ребята, возвращаться домой.

- Ой, что за шум на птичьем дворе за городом? Сколько здесь птиц? Какие это птицы? (куры, утки, домашние гуси, индюк) Как они зимуют? (о домашних птицах заботятся люди. Птицы живу в специальных домиках, которые люди утепляют. Люди кормят птиц, им не приходится заниматься поиском пищи)

- Пришла пора выполнить задания:

№10 М. Пришвин «Курица на столбах»

«На волю, на волю!» - засвистели они. «Квох, квох!» - ответила она. И это означало: «Посидите немного, еще очень свежо». «Вот еще! На волю, на волю!» - свистели птенцы. И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и она поднялась, как на четырех столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли. Вот с этого разу все и кончилось, она стала ходить отдельно, они отдельно; видно, тут только она все поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.

№11 Х. К. Андерсен «Гадкий утенок».

И он слетел на воду и поплыл навстречу красивым птицам, а те, завидев его, тоже устремились к нему. «Убейте меня!» - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти. Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной темно - серой птицей, а красавцем!

- А это еще кто тут заблудился?

Загадка:

Скажите мне, какой чудак

И днем и ночью носит фрак?

(Пингвин)

- Где же он должен быть? (в Антарктиде)

- Каковы особенности этой птицы? (она не летает)

- Да, есть птицы, которые в наших краях не живут:

- В Антарктиде живут: пингвины, поморники, буревестники, альбатросы, полярные крачки.

- В пустыне - страусы.

- В скалистых горах - орлы.

- В местах с жарким климатом - попугаи, павлины, фазаны, бекас африканский.

- Послушайте, о какой птице идет речь?

№12 Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

Пробежит он по фанере, назад вернется, и еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать. Один из них поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься. Весь день они танцевали на фанере. Я ее не убирал и думал: «Пускай повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали». Вечером они построились в одну шеренгу и ушли.

- Молодцы, ребята, хорошо поработали, знаем много о птицах. И самое главное - мы должны заботиться о наших пернатых друзьях, беречь их, помогать в трудное для них время. Ведь мы все нужны друг другу в нашем большом общем доме под названием Земля!

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря -

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

(показать на глобусе: леса, горы, моря)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

Интегрированное занятие "Пернатые друзья"

Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"

Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....