Проект по теме "Большая и малая Родина."
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Воспитывать в детях  чувство патриотизма, любви к своей Родине,  восхищение природой России, талантом русского народа и гордость за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shapka.docx16.47 КБ
Файл prilozhenie1.docx1.81 МБ
Файл prilozhenie2.docx432.67 КБ
Файл prilozhenie_3.docx65.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме                                                                                                                                                                                               "Большая и малая Родина."

МДОУ Детский сад №3 "Капелька"

Подготовительная группа "Ягодка"

Воспитатели: Кожанова Е.П.

Цель: Воспитывать в детях  чувство патриотизма, любви к своей Родине,  восхищение природой России, талантом русского народа и гордость за свой народ.

Задачи: 1.Уточнить и расширить знания детей о родном городе, его         достопримечательностях, вызвать интерес к истории родного города.

        2.Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их.

        3.Закрепить знания детей о природе России, вызвать чувство восхищения красотой         русской природы.

        4.Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.

        5.Раскрыть понятия: столица, символика страны - герб, флаг, гимн.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный:

  • Определение цели и задач проекта.
  • Сбор и изучение материала, адаптация его к условиям педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.
  • Составление перспективного плана.

2.Поисково-творческий:

  • Обогащение предметно-развивающей среды следующими компонентами:                                                                                    - игрушками и предметами народно-прикладного искусства;                                                                           - наглядно-дидактическими пособиями;                                                                                                              - дидактическими играми;                                                                                                                                                   - атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
  • Использование разных видов детской деятельности:                                                                                                 - творческая;                                                                                                                                                           - игровая;                                                                                                                                                                          - трудовая.
  • Организация взаимодействия воспитателей , детей и родителей

3.Обобщающий:

  • Анализ и обобщение деятельности детей.
  • Создание альбомов, организация выставок, проведение конкурсов, викторин.
  • Создание в группе патриотического уголка.

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Ягодка". МДОУ "Детский сад №3 "Капелька" г. Вольска

Дата

Тема

цель

мероприятия

Сентябрь

"Мой родной  город"

Закрепить ранее полученные знания детей о родном городе: название, достопримечательности.

Познакомить с историей возникновения города, его названия. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще краше.

Целевая прогулка по близлежащим улицам, беседа о названиях улиц города, о микрорайоне в котором живут дети, аппликация "Наш город", беседа о том , как вести себя на улицах города, знакомство с дорожными знаками, рассматривание фотографий родного города в разный период времени, беседа о достопримечательностях города, рассказ воспитателя о людях прославивших город, чтение стихов о родном городе, игра-путешествие "Мой город", рисование "Деревья в нашем парке" , оформление фотовыставки "Милый сердцу уголок."

Ноябрь

Страна, в которой мы живем. Москва - столица нашей Родины"

Закрепить знания детей о названии страны и ее главного города. Познакомить с символикой страны. Дать знания о том, что такое столица. Вызвать интерес к истории своей страны.

Рассматривание кремлей древних русских городов, гербов разных городов, рассказ воспитателя о гербе, флаге, гимне, рассматривание их изображений, рассматривание альбома о Москве, чтение главы из книги С.Баруздина "Страна, где мы живем", чтение рассказов о Москве.

Декабрь - Январь

"Культура и традиции русского народа"

Продолжать знакомить с народной культурой и традициями, песнями и плясками.

Обогащать знания об обычаях русского народа, закладывать основы праздничной культуры.

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.

Вызвать чувство восхищения талантом русского народа.

Рассматривание кукол и картинок с изображением людей  в русских национальных костюмах, Беседа о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций, чтение рассказывание, драмматизация, прослушивание народных песен, рассматривание предметов народно-прикладного искусства, рисование " Знакомство с городецкой росписью ", "Золотая хохлома", рассказ о народных промыслах, праздниках, традициях, обычаях, знакомство с народными играми, проведение праздников"Рождественские колядки", "Масленница".

Февраль

"Природа России"

Уточнить и расширить знания детей о природе России. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы. Познакомить с географической картой и "красной книгой". Формировать понятие о том, что охранять природу - значит охранять Родину.

Рассматривание иллюстраций о природе России, беседы, наблюдения, чтение стихотворения М.Исаковского "Поезжай за моря-океаны", беседа о жизни народов севера и южных широт, рисование "Пингвины на льдинах", "Красивое развесистое дерево", "Весна", лепка" Топают по острову слоны и носороги".

Май

"Моя Родина - Россия"

Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

 Беседа о России, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказов,  чтение произведений о России, ее природных богатствах, людях прославивших страну, стихотворения "Привет, Россия !" Н.Рубцова, коммуникация  "Твои защитники" Л.Кассиль (чтение), "Мы у нашего крыльца посадили деревца" озеленение территории детского сада.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Народно – прикладное искусство нашего края.

Вышивальное искусство народов Поволжья

Вышивальное искусство народов Поволжья, как и других народов, было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего обихода. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей и мордвы. Их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и цвета. В городах  мастерицы расшивали церковные облачения и мундиры, камзолы и женские платья. Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку диванов, кресел и стульев, подушечки и дорожки, скатерти и занавесы. В узорах они предпочитали не только букеты, но и целые гирлянды цветов. Вышивали вручную стальной иглой, крючком, а позднее и на специальных машинах, сконструированных в первой половине 19в. Узоры выполняли шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой, золотой или серебряной нитью, а в ряде случаев – соломкой и волосом. В работе над праздничными одеждами применяли бисер и стеклярус, металлические блестки и монеты, жемчуг и каменья.

F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (1).jpg

F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (14).jpg

Вышивальное искусство Саратовской губернии

Саратовские мастерицы издавна владели искусством тамбурной вышивки, легко скользящей по полотну в свободном рисунке. Под их умелыми руками на ткани рождались необычные узоры и затейливые рисунки экзотических птиц и зверей, женских фигур, олицетворяющих плодородие, изобилие и богатство.  Вышивая узор, который любовно выполнялся в соответствии со строго определенными канонами, мастерица вместе со своим талантом вкладывала в него чудодейственную магическую силу. Считалось, что, перевязывая вышитым своими руками платком раненого воина, девушка могла быть уверенной в том, что он скоро поправится. На расшитых полотенцах и салфетках подавались хлеб и соль самым дорогим гостям в знак глубокого уважения и в надежде, что они принесут в дом мир и благополучие. Недаром эта поистине русская традиция сохранилась до сих пор. Нарядные рубахи с вышивкой готовились к сенокосу, жатве, свадьбе, Пасхе, Рождеству. С течением времени наряду с выполнением вышивки для себя (в приданое) ее стали делать на продажу. И в 19веке стали развивать народные промыслы, каждому из которых соответствовал свой неповторимый вид вышивки. Они отличались друг от друга использованием определенных швов или их сочетаний, излюбленных мотивов узоров и орнамента, цветовой гаммы и стиля.

Декоративно – прикладное искусство мордовского народа

Народные мастера и умельцы отображали в творчестве свою человеческую меру совершенства и красоты, мир представлений о зримой вселенной, о природе и жизни. Кроме того, подобное использовалось не только в повседневной практике, оно являлось мерилом трудолюбия и художественного вкуса. Поэтому не случайно на протяжении веков особое место у мордвы занимало изготовление одежды, украшение ее вышивкой, составление украшений костюма из металла, монет, бус, пуговиц, бисера, ткачество, изготовление предметов домашнего обихода и хозяйственной утвари из дерева, глины.

Декоративно – прикладное искусство чувашского народа

Источником его рождения и развития на профессиональной основе стали богатое наследие и сохранившиеся традиции в разных видах и формах чувашского народного искусства: вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и серебром, ювелирное искусство, резьба по дереву и камню, керамика, лозоплетение. В рамках народного искусства развивались монументальная скульптура в виде надгробных памятников и скульптура малых форм, представленная фигурками богов из глины, камня и металла.

Особенности казахской культуры

Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой древности. Предметы быта кочевников-скотоводов – седла, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла – богато украшались орнаментом. Обычно изображались луна, звезды, геометрические фигуры, стилизованные листья, цветы, бараний рог. Искусные народные мастера-ювелиры (зергеры) делали кольца, браслеты, серьги, застежки, пуговицы, украшая их вставными полудрагоценными камнями или плетением из тонкой серебряной проволоки. Женские головные уборы, оборки платья, сумки, ковры, чепраки для седла отличались красивой вышивкой. Токари-резчики вытачивали из дерева чашки, ковши для кумыса, большие миски, отделывая их резьбой, инкрустацией из серебра, золота и цветного камня. Из рогов архара и горного козла делали орнамент на шкатулках, ружейных ложах, табакерках.

Основные виды башкирского декоративно – прикладного искусства

К числу чрезвычайно распространенных видов искусства относятся резьба и роспись по дереву. Многие изделия из дерева получали декоративное оформление, но с особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая – народного музыкального инструмента башкир, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики. Часто орнаментировались хомуты, дуги, седла, то есть предметы связанные с убранством  коня, имевшего большое значение в повседневной жизни башкира. Огромное внимание уделялось украшению деревянной посуды для хранения и подачи гостям традиционного напитка башкир – кумыса. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инструменты ткачества и пчеловодства.  Детские колыбели , туески, корзины для сбора ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией. С древним традиционным укладом хозяйства и образом жизни народа связана художественная обработка кожи и металла. Кочевники – обычно воины. Гордость каждого мужчины составляли боевой конь – верный и неразлучный спутник джигита – и оружие; сабля, щит, лук и стрелы. По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия и снаряжения придавалось первостепенное значение.

F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (2).jpgF:\КАРТИНКИ\промыслы\i (4).jpg

F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (10).jpg

       F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (13).jpg                    F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (3).jpg

F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (5).jpg F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (6).jpg

F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (9).jpg  F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (16).jpg

F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (18).jpg F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (19).jpg

         F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (21).jpg           F:\КАРТИНКИ\промыслы\i (20).jpg

F:\КАРТИНКИ\промыслы\matrenina_nedelya.jpg



Предварительный просмотр:

Костюмы народов России.

          Из чего делали одежду на Руси? Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

          Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху "запон" или передник, потом фартук.  Вся одежда была свободного покроя. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта –

женский русский костюм

деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.  Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: возраст и принадлежность к определенному роду.  Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор.

фото народные костюмы

Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами. Народная женская одежда других районов России Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами

народные костюмы россии фото

Мужской русский костюм был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название "косоворотка".

 Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой "гашником". Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета. Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В средней полосе России и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время - картуз. Народная рубаха - основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

традиционный русский костюм

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего

Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году. Россия - огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно.

Россия - многонациональная страна и костюмы разных народов - это отражение богатой культуры, обычаев, уклада жизни народа. Интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Большая и малая Родина»

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к семье, людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, к малой и...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по разделу «Социальный мир» по теме «Большая и малая Родина».

Цель: расширить представление детей о понятии «большая и малая Родина».Задачи: - познакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Армавира...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Большая и малая Родина"

В НОД я знакомлю детей с историческим прошлым и настоящим города Балаково. Расширяю представление детей о малой Родине через поэзию, музыку, художественное искусство....

НОД в старшей группе на тему : "Большая и малая Родина"

Расширить представления детей о малой и большой Родине....

Конспект занятия По нравственно-патриотическому воспитанию Тема:»БОЛЬШАЯ и МАЛАЯ РОДИНА»

Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Муравленко.Развивать способност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...