Детям о злаковых культурах и ценности хлеба
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данченко Александра Павловна

Знакомить детей со злаковыми растениями. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_hleb_vsemu_golova_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Хлеб – всему голова»

(в подготовительной группе)

Цель. Знакомить детей со злаковыми растениями. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Развивать сенсорные навыки. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Предварительная работа.  Разучивание стихотворений, пословиц. Поговорок, чтение литературных произведений по теме.

Ход занятия

Педагог. Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему Музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

Спелой зрелости полно.

Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.

Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Этот колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.

Колос ржи – (ржаной колос).

Мука из зерен пшеницы – (пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – (ржаная мука).

Тесто из пшеничной муки – (пшеничное тесто).

Тесто из ржаной муки – (ржаное тесто).

Какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный, белый.) А из ржаной? (Ржаной, черный.)

Игра «Угадай на вкус» дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Педагог. Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)

Из зерен злаков люди не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

Игра «Кто назовет больше блюд?» Дети перечисляют известные им блюда, при изготовлении которых используются крупы и мука.

Педагог. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Игра «Из чего сварили кашу?». Педагог показывает зерна злаков, образцы круп, которые из них получают. Дети называют каши, которые готовят из этих круп.

Педагог. Из гречихи варят кашу (гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую). И т.д.

Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем они различаются? (Ответы детей.)

Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

Педагог. Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.)  Сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке». (Читает сказку, показывая иллюстрации.)

Понравилась вам сказка? (Да.) Вспомните, в каких еще сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)

Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, и рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)

Слово «жито» походе на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Где хлебно и тепло, там жить добро», «Будет хлеб – будет и песня», «Хлеб – наше богатство», «У кого хлеб родится, тот и веселится», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец».)

Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их. («Лисичкин хлеб» М.Пришвина, «Хлеб» М.Глинской.)

Каждому знакомы

Мудрые слова:

«Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!»

Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней.

В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. Кто из вас знает, какие виды хлеба пекут в других странах?

Если дети затрудняются с ответом, педагог рассказывает и показывает иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане, лаваш – в Армении, багет – во Франции, галеты – в Италии.

Педагог. К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».

Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…». (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)

Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна.

Дети выполняют задание, затем ухаживают за посевами, проводят наблюдения и опыты (рассматривают грунт в микроскоп, регулируют освещение и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Злаковые культуры"

Знакомство с зерновыми злаками...

Учебно-методический материал "Злаковые культуры" для центра экспериментирования "ПОЧЕМУЧКА"

Учебно-методический материал "Злаковые культуры" для центра экспериментирования "ПОЧЕМУЧКА"...

Злаковые культуры

Лэпбук создан, на основе проектно-исследовательской деятельности.Актуальность.В нашем совхозе всегда процветало сельское хозяйство, но в последние годы это утратило свою значимость, поля засеиваются ч...

Игры и упражнения по теме "Злаковые культуры. Труд взрослых в сельском хозяйстве"

Игры и упражнения предназначены для организации работы с детьми с ограниченными зрительными возможностями в домашних условиях....

Презентация "Злаковая культура. Хлеб" (подготовительная группа)

Призентация для подготовительной группы доу на тему: "Злаковые культуры. Хлеб"...