Магнит. Магнитизм.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ремнева Светлана Николаевна

Цель: познакомить детей со свойствами магнита, понятиями "магнетизм"

Образовательная   область "Познание":

  1. 1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы;
  2. 2.Сформировать представления о полюсах магнита, познакомить со способом изготовления самодельного компаса;
  3. Развивать мыслительные операции, , умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию через исследовательскую деятельность.

Образовательная область "Речевое развитие":

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.
  2. Активизировать словарный запас: магнит, притягивает, отталкивает, полюс южный, северный.
  3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие":

  1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым и сверстниками игровую ситуацию;
  2. Развивать коммуникативные навыки;
  3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности;
  4. Воспитывать доброжелательное отношение.

Образовательная область "Художественно-эстетического развития":

  1. Приобщать детей к музыкальным и художественным произведениям, малым фольклорным формам;
  2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать;
  3. Закреплять навыки схематичного рисования предмета.

Образовательная область "Физическое развитие":

  1. Развивать двигательную активность, предупредить утомляемость воспитанников;
  2. Развивать мелкую моторику рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon magnitizm.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

СОШ №1222 (дошкольное отделение №1)

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательной деятельности

в подготовительной группе

на тему: «Магнит. Свойства магнита».

                                                           

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                 

Воспитатель:

Ремнева С.Н.

 

Москва, 2017 г.

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая,  индивидуальная, парная)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита, познакомить со способом изготовления самодельного компаса.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает,  полюс, южный, северный.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Приобщать детей к музыкальным и художественно – литературным произведениям, малым фольклорным формам (загадкам).

2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

3. Закреплять навыки схематичного рисования предметов.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

2. Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства; магнитная игра «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; заучивание песни «Почемучки» музыка и слова Л. Труниной; беседа о профессии учёного; рассматривание  иллюстраций   деятельности учёных в лаборатории.

Оборудование и материалы:

Конверты с письмами от Золушки, Буратино, Колобка; шапочки, фартуки по количеству детей, вывеска «лаборатория», столы, стулья. Коробочки со знаками «+», «-»; магниты различной формы и  разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с бобами, ключ металлический, шнурок, банка с водой; компас, миска с водой, иголка, лист бумаги круглой формы,  магнитный театр «Колобок».

Методы и приёмы:

1. Практические (динамическая пауза «Буратино», пальчиковая гимнастика «Точка внимания», игра «Магнитики», экспериментальная деятельность)

2. Наглядные (картинки  Золушки, Буратино, Колобка).

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, загадка, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Проведение экспериментов.

Цель: закреплять знания о свойствах магнита, умение отделять магнетические предметы от немагнетических. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,  осуществлять эксперимент.

Рассматривание коллажа.

Цель: закрепление знаний о свойствах магнита, взаимодействии с предметами. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 

Моделирование.

Цель: познакомить детей со способом изготовления самодельного компаса. Развивать познавательный интерес,  изобретательность. 

Игровая

Игровая ситуация

«Исследовательская лаборатория».

Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками в игровую ситуацию. Воспитывать доброжелательные отношения.

Коммуникативная

Беседа, рассказ, проблемное общение.

Цель: обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей. Развивать коммуникативные навыки.

Музыкальная

Слушание музыкального произведения.

Цель: приобщать детей к музыкальным произведениям.  Создать положительную атмосферу.

Восприятие

художественной литературы и фольклора

Отгадывание загадки.

Цель: прививать интерес к малым фольклорным формам. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Двигательная

Динамическая пауза.

Цель: Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, предупредить утомляемость воспитанников.

Ход образовательной деятельности:

(Воспитатель вместе с детьми слушают песню Л. Труниной «Почемучки», сопровождая текст песни движениями, здороваются с гостями)

Воспитатель: Ни для  кого не будет секретом, если я скажу, что дети самый любознательный народ. Они хотят очень многое узнать и задают много вопросов. Таких детей называют «Почемучками».  Ответы на свои вопросы дети находят у своих родителей, из телепередач, из книг, энциклопедий.

Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся научную лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Ответы детей: (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот,  не  пробовать на вкус.)

(Потом дети надевают шапочки и фартуки и подходят к столам)

Воспитатель: Недавно мы с вами говорили о свойствах металла. Давайте вспомним и назовем,  какими свойствами и характеристиками обладают металлические предметы.

Ответы детей: металл твердый, очень прочный, на ощупь холодный, в воде тонет.

Воспитатель:  Правильно. Но,  сегодня мы еще познакомимся с еще одним ее свойством. Познакомимся с магнитом и узнаем, обладает ли металл магнетическими  свойствами.

Воспитатель:  Вы знаете, что такое магнит? А какие по форме вы знаете магниты?

Ответы детей.  (Магниты бывают  колечком, палочкой, подковкой, пластинкой…)

Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но, не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные -  в коробку со знаком «-».

(Дети самостоятельно проводят эксперимент).

Воспитатель: И так, я смотрю, ваша работа завершена. Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?

Ответы детей. (Дети перечисляют предметы).

Вывод: магнит притянул к себе только металлические предметы.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику: 

«Точка внимания » 

Понемножку по ладошке,
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке,
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю письмо. Но, сначала отгадайте загадку.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

(Показываю картинку с изображением Золушки)

Ответы детей.

Воспитатель: «Вам всем хорошо знакома сказка «Золушка». Злая мачеха  заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу  от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в бобы скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы  вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке  быстро справиться с работой?»)

Ответы детей: (Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с бобами  и  скрепки  притянутся к магниту.)

Воспитатель: Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке (Вызываю одного ребенка)

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

Воспитатель: Ребята, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем,  у кого не всё получается).

Вывод: скрепки металлические, поэтому магнит их притянул к себе.

Воспитатель: Предлагаю всем послушать еще одно письмо. Послушайте, что он написал нам Буратино.

Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста. Помогите спасти моих друзей. Карабас Барабас придумал для меня испытание.  Он спрятал кукол в тёмном чулане и  закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас Барабас бросил в банку с водой. Я должен достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, тогда  он откроет замок, и куклы будут свободны.

Воспитатель: Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?»).

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино достать ключ из банки. Что же делать?

(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с бобами  и скрепками).

Воспитатель: Что ж,  стоит попробовать.

(Воспитатель предлагает одному из детей проделать этот эксперимент. Ему удаётся достать ключ из воды с помощью магнита, привязанного к концу шнурка).

Воспитатель: Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями!

Вывод: ключ металлический, поэтому магнит притянул его к себе.

Воспитатель:  а теперь, давайте немного отдохнем. Я  предлагаю вам сделать физкультминутку с Буратино.

 Физкультминутка «Буратино»:

Буратино потянулся,                          (Стоя  потянуться, прогибая спину)

Раз нагнулся, два нагнулся              (Руки на поясе, наклоны вправо,  влево)

Руки в стороны развёл                   (Развести руки в стороны)

Оглянулся и пошёл.                        (Оглянуться вправо, влево, ходьба на месте)

Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?

(Мнения детей расходятся).

Воспитатель: Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло?

(У одних детей магниты со звуком прилипли друг к другу, а у других - магниты «убегают» друг от друга.)

Воспитатель: У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный.  (Показ)

Вывод: у магнита есть разные полюса. Когда мы сближаем одинаковые полюсы-они отталкиваются. Когда сближаем разные, то они притягиваются.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Магнитики».  Каждый из вас превратится в магнит с двумя полюсами.

Дети одевают на руки разного цвета перчатки – одна группа синии варежки, другая красные Разбегаются в разные стороны. По сигналу « Магнитики притянулись» дети соединить свои ладошки (красную с синей).

Воспитатель: Ребята, вот еще одно письмо. Вы все хорошо знаете сказку про Колобка. В своем письме Колобок пишет, что он боится, что Лиса его съест и просит помощи. Давайте с помощью магнита поможем Колобку убежать от хитрой Лисы.

Вывод: магнитная сила проходит через картон. А еще, ребята мы с вами увидели, что можно двигать предметы, не касаясь руками.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает этот предмет?

Ответы детей: (Это компас.)

Воспитатель: Обратите внимание у компаса стрелка с одной стороны синяя, а  с другой красная. И как бы я не повернула компас, его стрелка всегда будет показывать на север. Как вы думаете почему?

Ответы детей: (Потому что стрелка у компаса магнитная).

Воспитатель: Стрелка компаса притягивается к северному полюсу Земли. Получается, что наша Земля – это тоже магнит, только очень большой. И у Земли тоже есть два полюса – северный и южный.

Воспитатель: Зачем нужен компас?

Ответы детей: (Компас помогает найти дорогу, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути военным, туристам.) 

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как можно сделать самим компас. (Воспитатель берёт блюдце с водой, кладёт на поверхность воды бумажный круг, по центру которого лежит намагниченная игла - нужно провести по игле 20 раз в одном направлении. Круг начнёт медленно поворачиваться, а потом остановится. Иголка всегда будет показывать направление север – юг.)

Воспитатель: Таким компасом можно воспользоваться на прогулке и поиграть в кладоискателей.

Воспитатель: Вот и подошло время окончания наших экспериментов. Вы сегодня сделали много открытий. Узнали так много всего интересного. О чем шла беседа в нашей лаборатории сегодня?

Ответы детей: (О магните. Металлические предметы обладают магнетическими свойствами)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о магните, о его свойствах.

Ответы детей: Магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы. У магнита два полюса, разные полюса притягиваются друг к другу. А одинаковые – отталкиваются. Магнит не теряет свои свойства, если перед ним стоит преграда из бумаги, картона, дерева, железа. Магнит людям необходим, он приносит пользу: компас, предметы бытовой техники,  игры, сувениры, застёжки на карманах, сумках и т.д.

Воспитатель: Еще ребята, мы с вами узнали, что металл обладает магнетическим свойством.

Ответы детей: (Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

(Дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Мне тоже понравилось с вами сотрудничать. Вы молодцы! И вправе называться настоящими Знатоками!  

(В конце занятия воспитатель дает каждому ребёнку по магниту и предлагает обследовать группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность с детьми старшего возраста"Магнит и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита и явлением магнетизм, развивать познавательный интерес к опытам и эксперементам, развивать умение делать выводы,  размышлять....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНИК МАГНИТ"

ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЛЮБОГО СОРВАНЦА, А ЕСЛИ ОНА ЕЩЕ И ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАНА - ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОГРОМНО! В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБ...

Магнит и его свойства

Мы считаем, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследовательской ак...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

"Магнитизм"

Объяснить детям на практическом примере что такое магнитизм...

Магнит-подарок для ветерана в технике "квиллинг" своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото. Магнит «9 Мая»

Описание: мастер-класс предназначен для дошкольников подготовительной группы, младших школьников, воспитателей детского сада и родителей.Назначение: подарок к празднику для ветеранов, на 9 м...