КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНИК МАГНИТ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЛЮБОГО СОРВАНЦА, А ЕСЛИ ОНА ЕЩЕ И ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАНА - ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОГРОМНО! В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- ПОЗНАНИЕ. ТЕМА ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnit_yulya.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
Для детей 5 – 6 лет
группы общеразвивающей направленности
Тема: Свойства магнита
Воспитатель: Соловьева Ю.Т.
г. Мегион – 2012
Краткое описание: Интегрированная образовательная деятельность. Приоритетная образовательная область – познание. Интегрируемые образовательные области: социализация, коммуникация, музыка, безопасность, здоровье.
Программное содержание
Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; делать выводы и обобщения.
Закреплять знания о правилах безопасного поведения, определять и называть материалы, из которых изготовлены предметы, умение вести обратный счет.
Развивать диалогическую речь, познавательную активность ребенка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию, логическое мышление, умение работать по алгоритму.
Развивать коммуникативные навыки - умение работать в паре, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Оборудование:
железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, магниты разного вида, магнитные цифры, музыкальная шкатулка, тарелки для раздаточного материала, картонная «трасса» - крышка от картонной коробки, машинки с пластмассовым и металлическим корпусами, алгоритмы проведения опытов, схемы правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой стаканы, скрепки.
Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске «Бой часов», «космическая музыка», ноутбук, видеодиск «Лунтик» 158 серия.
Предварительная работа:
игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования и придумывание соответствующих им карточек.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята вы любите смотреть мультфильмы?
Дети: Любим!
Воспитатель: Тогда у меня есть для вас сюрприз! Я принесла диск с мультфильмом про Лунтика. Давайте вместе посмотрим его.
Просмотр м/ф « Лунтик и магнит».
Воспитатель: Понравился вам м/ф?
Дети: Да
Воспитатель: Мне тоже было интересно. Только я не поняла, почему это к магниту прилипли разные вещи.
Дети: магнит их притянул.
Воспитатель: А что магнит может любую вещь притянуть?
Дети: Нет не все.
Воспитатель: А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? И проверить действительно ли он обладает способностью притягивать к себе различные предметы.
Дети: Хотим!
Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?
Дети: нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.
Воспитатель: Да, было бы интересно провести такой эксперимент. А я знаю, как это организовать! Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет попасть туда вместе со мной?
Дети: Я, я, я……
Воспитатель: Здорово, значит, отправляемся все вместе! Что бы легче было в пути и веселее, что бы было с кем посоветоваться и быстрее справиться с заданием, давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в этом. У меня есть предметы, они сделаны из разных материалов, я раздам вам их, а вы подберете себе пару - того у кого будет предмет сделанный из такого же материала, как и у вас.
Дидактическая игра «Найди пару». Дети разбирают предметы и находят свою пару.
Воспитатель: Ну вот, вы и разделились на пары. Возьмите за руку своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну. Теперь закройте глаза и как перед стартом ракеты начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.
Дети считают, по окончании звучит музыка
Воспитатель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Открывайте глаза. А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.
Дети одевают колпачки.
Воспитатель: А сейчас, слушайте и повторяйте волшебные слова:
Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников скорее превратись!
Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия.
Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники, маленькие ученики школы волшебных наук. У меня тоже есть колпачок, как вы думаете, кем я могу быть в волшебной школе?
Дети: Учителем!
Воспитатель: Здорово! Я согласна быть старшим волшебником и учителем! Надевает свой колпак. Ой, я чуть было не забыла познакомить вас с правилами поведения на волшебных уроках. Вспомнить эти правила вам помогут волшебные картинки - что они обозначают? Подойдите к волшебной доске, встаньте так, чтобы всем было видно картинки.
Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки (поочередно) и дети рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать на этом занятии.
1.Нельзя ничего брать в рот;
2. Будь осторожен со стеклянными предметами;
3.Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!
Звенит звонок.
Воспитатель: Вы слышите звонок? Знаете, для чего он нужен в школе?
Дети: Звонок звенит чтобы все знали, что начинается или заканчивается урок. Воспитатель: значит теперь можно начинать наш волшебный урок, занимайте места за столами.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ну что ж мои маленькие волшебники, сегодня нам предстоит открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.
Итак, тайна первая, все ли может притянуть магнит? Как же нам это узнать? Какие будут ваши предложения?
Дети: Нужно взять разные предметы и поднести их к магниту, если ни к нему приклеются, значит, магнит притягивает этот предмет.
Воспитатель: А другие предложения есть? Если других предложений не последует, то воспитатель может сам предложить провести магнитом над предметами и посмотреть какие из них притянутся к магниту. Ну что ж мне и ваше предложение нравится. Решайте сами как вам поступить.
У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом: в контейнер положите предметы, которые реагируют на магнит.
Самостоятельная работа.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети: Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик.
Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над корзинками, если вы правильно рассортировали предметы, она заиграет.
Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь, для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «- ». Воспитатель вывешивает на доску демонстрационный образец таблицы, которая есть у каждого ребенка, рассматривают ее.
Воспитатель: Обратите внимание, слева обозначены материалы, из которых сделаны предметы. Если материал притягивался магнитом, рядом поставьте знак «+», если нет, «-» . Все будут заполнять таблицы за столом, а тот кто справиться с заданием первым, заполнит таблицу на доске.
Дети ставят условные значки ,сверяют данные с образцом на доске..
Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый секрет магнита вы узнали?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но это только первый секрет магнита. Хотите ли вы продолжить работу и узнать другие его секреты?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать - действует ли магнит через другие материалы?
Для этого мы проделаем следующий эксперимент. Воспитатель демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку.
Дети, как вы думаете , можно ли достать скрепку не замочив рук и не выливая воду из стакана?
Дети: нельзя!
воспитатель: А я думаю, что можно! Хотите узнать, как это сделать? Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она подскажет, в какой последовательности выполняется этот эксперимент. Итак, что нужно сделать сначала?
Дети: налить воду в стакан.
Воспитатель: А потом?
Дети: Потом бросить в стакан скрепку.
Воспитатель: Что будете делать дальше?
Дети: Возьмем магнит и будем проводить им по стакану.
Воспитатель: Проводить будем изнутри или снаружи?
Дети: Снаружи,
Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим. Ну что ж теперь вы знаете, что нужно делать, а что у вас получиться увидим.
Дети самостоятельно проделывают эксперимент.
Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?
Дети: Я! Я! Я!
Воспитатель: Что же двигало скрепку?
Д Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Дети: Магнитные силы проходят через стекло.
Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?
Дети: Не помешала.
Воспитатель: тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?
Дети: Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью. Я хочу сделать для вас сюрприз. Берите свои магниты, они вам еще пригодятся. Пойдемте со мной на ковер, садитесь вокруг меня. Я хочу показать вам фокус, смотрите внимательно и попробуйте разгадать секрет этого фокуса. НО я должна вас предупредить, вы должны сохранять полную тишину, иначе фокус не получится, согласны?
Воспитатель проделывает фокус «Магнитные гонки».
Воспитатель: Кто разгадал секрет моего фокуса?
Дети: Машинки двигались с помощью магнита.
Воспитатель: Попробуйте повторить фокус сами.
Воспитатель дает детям пластмассовые машинки. Фокус не получается. Почему?
Дети высказывают свои догадки.
Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать машинки и сравнить их.
Дети рассматривают машинки.
Дети: Одна машинка пластмассовая, а другая из металла.
Воспитатель: Ну и что? Пластмассовая легче, быстрее должна ехать!
Дети: Нет, магнит притягивает только металлические предметы!
Воспитатель: Молодцы ребята, разгадали мой секрет. А картонная коробка не мешает магнитным силам?
Дети: Нет, не помешала, картон пропускает магнитные силы.
Звучит звонок.
Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли про время, звонок нам напомнил, что урок окончился, нужно скорее возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной стране, но оставаться здесь навсегда мне не хочется, а вам?
Дети: нет, мы хотим домой.
Воспитатель: Ну, тогда снимайте колпачки, становитесь в круг (дети встают в круг) Теперь закройте глаза. Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.
Дети считают, по окончании звучит музыка
Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад! Открывайте глаза. Наше путешествие закончилось. Ой, а что это за коробочка? Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.
Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!
Воспитатель: Наверное, волшебники сделали нам подарок. Давайте посмотрим, что в ней.
Дети открывают музыкальную шкатулку, а там магнит.
Воспитатель: Магнит… А зачем он нам нужен?
Дети перечисляют, где используется магнит.
Воспитатель: А я и не думала, что этот камень так важен для нас. А вы запомнили, какие интересные фокусы-эксперименты можно с ним показать? Вечером вы можете показать их своим домашним. А сейчас, пойдемте на веранду и поиграем в магнитные игры.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»
Самоанализ
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
с детьми 5 - 6 лет
группы общеразвивающей направленности
Тема: Свойства магнита
Воспитатель: Соловьева Ю.Т.
г. Мегион – 2012
Непосредственно образовательная деятельность: Познание
Тема занятия: свойства магнита
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; делать выводы и обобщения.
Закреплять знания о правилах безопасного поведения, умение вести обратный счет, определять числа - соседи, умение определять и называть материалы из которых изготовлены предметы.
Развивать познавательную активность ребенка любознательность, стремление к самостоятельному познанию, логическое мышление, умение работать по алгоритму.
Развивать коммуникативные навыки - умение работать в паре, договариваться.
Воспитывать доброжелательные отношения, умение согласовывать свои действия с партнером.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Вашему вниманию было представлено первое занятие из цикла «Знакомство со свойствами магнита», таких занятий – экспериментов планируется провести еще два.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На каждый момент занятия были подобраны пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовались современные технические средства мультимедийная установка для демонстрации мультипликационного фильма, аудиоплейер.
Выполнение СанПИНов к проведению занятий
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Использование различных приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей
«Коммуникация» (развитие диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками),
«Социализация» (умение самостоятельно выражать доброжелательность, оказывать взаимопомощь и сотрудничать с сверстниками , согласовывать свои действия с партнером, высказывать свое мнение и вносить предложения),
«Безопасность» (в предварительной работе с детьми отрабатывались правила безопасного поведения во время экспериментальной деятельности, а на занятии они были еще раз закреплены).
Приемы на занятии носили поисковый характер. Они были основаны на игровых обучающих ситуациях. Воспитатель побуждал детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта экспериментальной деятельности и овладению новыми знаниями.
Использование познавательного мультипликационного фильма было обосновано созданием поисковой ситуации после его просмотра, которая в свою очередь побуждала детей к экспериментальной деятельности.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, приводила к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение. Это хорошо прослеживалось во время обсуждения опыта с машинками, проведения эксперимента со скрепкой по заданному алгоритму.
Итог занятия был организован в виде проблемной ситуации с двумя машинками, раскрыв секрет фокуса, дети подтвердили, что хорошо усвоили основное свойство магнита - примагничивать металлические предметы.
Успешное проведение опытов и правильное отражение их результатов в таблице стало подтверждением успешной реализации эксперимента по сортировке предметов. И позволило проверить умение детей самостоятельно проявлять дружеские отношения со сверстниками согласовывать свои действия с партнером, таким образом подтвердить успешную реализацию воспитательной задачи.
В ходе занятия были использованы различные формы контроля – отражение результатов работы в таблице и сравнение их с контрольными записями, музыкальная шкатулка – подтвердила правильность выполнения эксперимента с отбором материала, скрепка извлеченная сухими руками подтвердила успешное завершение опыта .
Личностно-ориентированный подход осуществлялся на протяжении всего занятия. Самым активным и неусидчивым детям задавала более сложные вопросы. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это побуждало детей к ведению экспериментальной деятельности для получения ответов на вопросы и подтверждения гипотез. В конце концов, все это способствовало эффективности занятия, активизации познавательной и мыслительной деятельности детей.
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т.д.), поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка» | Ю.Т.Соловьева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"
В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...
конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""
экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»
Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Как магнит помог Жихарке"
Конспект содержит материал, направленный на развитие интереса детей к исследовательской деятельности через опытническую работу с магнитами;активное участие в тетрализованной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Магнит»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Магнит» Цель: Совершенствование представления детей о свойствах магнита. Задачи: - помогать накоплению у детей конкретных представлений о маг...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познание в подготовительной группе на тему «Удивительный магнит»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познание в подготовительной группе на тему «Удивительный магнит»...