КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНИК МАГНИТ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЛЮБОГО СОРВАНЦА, А ЕСЛИ ОНА ЕЩЕ И ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАНА - ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОГРОМНО! В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- ПОЗНАНИЕ. ТЕМА ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit_yulya.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание» 

Для детей 5 – 6 лет

 группы общеразвивающей направленности

Тема: Свойства магнита

Воспитатель: Соловьева Ю.Т.

г. Мегион – 2012

Краткое описание:  Интегрированная образовательная деятельность. Приоритетная образовательная область – познание. Интегрируемые образовательные области: социализация, коммуникация, музыка, безопасность, здоровье.

Программное содержание

  Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; делать выводы и обобщения.

Закреплять знания о правилах безопасного поведения, определять и называть материалы, из которых изготовлены предметы, умение вести обратный счет.

    Развивать диалогическую речь, познавательную активность ребенка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию, логическое мышление, умение работать по алгоритму.

    Развивать коммуникативные навыки - умение работать в паре, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.

  Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

Оборудование:

 железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, магниты разного вида, магнитные цифры, музыкальная шкатулка, тарелки для раздаточного материала, картонная «трасса» - крышка от картонной коробки, машинки с пластмассовым и металлическим корпусами, алгоритмы проведения опытов, схемы правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой стаканы,  скрепки.

Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске «Бой часов», «космическая музыка», ноутбук, видеодиск «Лунтик» 158 серия.

Предварительная работа:

игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования и придумывание соответствующих им карточек.

  Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята вы любите смотреть мультфильмы?

Дети: Любим!

Воспитатель: Тогда у меня есть для вас сюрприз! Я принесла диск с мультфильмом про Лунтика. Давайте вместе посмотрим его.

Просмотр м/ф  « Лунтик и магнит».

Воспитатель: Понравился вам м/ф?

Дети:  Да

Воспитатель: Мне тоже было интересно. Только я не поняла, почему это к магниту прилипли разные вещи.

Дети:  магнит их притянул.

Воспитатель: А что магнит может любую вещь притянуть?

Дети: Нет не все.

Воспитатель: А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? И проверить действительно ли он  обладает способностью притягивать к себе различные предметы.

Дети:  Хотим!

Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?

  Дети: нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.

Воспитатель: Да, было бы интересно провести такой эксперимент. А я знаю, как это организовать! Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет попасть туда вместе со мной?

Дети:  Я, я, я……

 Воспитатель: Здорово, значит,  отправляемся все вместе! Что бы легче было в пути и веселее, что бы было с кем посоветоваться и быстрее справиться с заданием, давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в этом. У меня есть предметы, они сделаны из разных материалов, я раздам вам их, а вы подберете себе пару - того у кого будет предмет сделанный из такого же материала, как и у вас.

Дидактическая игра «Найди пару». Дети разбирают предметы и находят свою пару.

Воспитатель: Ну вот, вы и разделились на пары. Возьмите за руку своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну. Теперь закройте глаза и как перед стартом ракеты начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети считают, по окончании звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Открывайте  глаза. А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.

Дети одевают колпачки.

 Воспитатель: А сейчас, слушайте и повторяйте волшебные слова:

Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись

 В маленьких волшебников скорее превратись!

Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия.

 Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники, маленькие ученики школы волшебных наук. У меня тоже есть колпачок, как вы думаете, кем я могу быть в волшебной школе?

Дети:  Учителем!

Воспитатель: Здорово! Я согласна быть старшим волшебником и учителем! Надевает свой колпак. Ой, я чуть было не забыла познакомить вас с  правилами поведения на волшебных уроках. Вспомнить эти правила вам помогут волшебные картинки - что они  обозначают? Подойдите к волшебной доске, встаньте так, чтобы всем было видно картинки.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки (поочередно) и дети рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать на этом занятии.

 1.Нельзя ничего брать в рот;

2. Будь осторожен со стеклянными предметами;

3.Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!

 Звенит звонок.

Воспитатель: Вы слышите звонок? Знаете, для чего он нужен в школе?

Дети: Звонок звенит чтобы все знали, что начинается или заканчивается урок. Воспитатель: значит теперь можно начинать наш волшебный урок, занимайте места за столами.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ну что ж мои маленькие волшебники, сегодня нам предстоит открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.

Итак, тайна первая, все ли может притянуть магнит? Как же нам это узнать? Какие будут ваши предложения?

Дети:  Нужно взять разные предметы и поднести их к магниту, если ни к нему приклеются, значит,  магнит притягивает этот предмет.

Воспитатель:  А другие предложения есть? Если других предложений не последует, то воспитатель может сам предложить провести магнитом над предметами и посмотреть какие из них притянутся к магниту. Ну что ж мне и ваше предложение нравится. Решайте сами как вам поступить.

 

У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом: в контейнер положите  предметы,  которые  реагируют на магнит.

Самостоятельная работа.

 Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

Дети:  Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

 Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?

Дети:  пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик.

Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над корзинками, если вы правильно рассортировали предметы, она заиграет.

Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность выполнения задания.

 Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь, для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем  результаты эксперимента  в таблице при помощи знаков «+» и «- ». Воспитатель вывешивает на доску демонстрационный образец таблицы, которая есть у каждого ребенка, рассматривают ее.

 Воспитатель: Обратите внимание, слева обозначены материалы, из которых сделаны предметы. Если материал притягивался   магнитом, рядом поставьте знак «+», если нет,  «-» . Все будут заполнять таблицы за столом, а тот кто справиться с заданием первым, заполнит таблицу на доске.

 Дети ставят условные значки  ,сверяют данные с образцом на доске..

Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый секрет магнита вы узнали?

Дети:  Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но это только первый секрет магнита. Хотите ли вы продолжить работу и узнать другие его секреты?

Дети:  Хотим!

Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать - действует ли магнит через другие материалы?

Для этого мы проделаем следующий эксперимент. Воспитатель демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку.

Дети, как вы думаете , можно ли достать скрепку не замочив рук и не выливая воду из стакана?

Дети:  нельзя!

воспитатель: А я думаю, что можно! Хотите узнать, как это сделать? Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она подскажет, в какой последовательности  выполняется этот эксперимент. Итак, что нужно сделать сначала?

Дети:  налить воду в стакан.

Воспитатель: А потом?

Дети:  Потом бросить в стакан скрепку.

Воспитатель: Что будете делать дальше?

Дети:  Возьмем магнит и будем проводить им по стакану.

Воспитатель: Проводить будем изнутри или снаружи?

Дети:  Снаружи,

Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим. Ну что ж теперь вы знаете, что нужно делать, а что у вас получиться увидим.

Дети самостоятельно проделывают эксперимент.

Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?

Дети:  Я! Я! Я!

 Воспитатель: Что же двигало  скрепку?

Д Магнитная сила.

 Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

  Дети: Магнитные силы проходят через стекло.

 Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?

Дети:  Не помешала.

  Воспитатель: тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?

 Дети:  Магнитные силы проходят через воду.

Воспитатель:  Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью. Я хочу сделать для вас сюрприз. Берите свои магниты, они вам еще пригодятся. Пойдемте со мной на ковер, садитесь вокруг меня. Я хочу показать вам фокус, смотрите внимательно и попробуйте разгадать секрет этого фокуса. НО я должна вас предупредить, вы должны сохранять полную тишину, иначе фокус не получится, согласны?

Воспитатель проделывает фокус «Магнитные гонки».

 Воспитатель: Кто разгадал секрет моего фокуса?

Дети:  Машинки двигались с помощью магнита.

 Воспитатель: Попробуйте повторить фокус сами.

Воспитатель дает детям пластмассовые машинки. Фокус не получается. Почему?

Дети высказывают свои догадки.

 Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать машинки и сравнить их.

Дети рассматривают машинки.

Дети:  Одна машинка пластмассовая, а  другая из металла.

 Воспитатель: Ну и что? Пластмассовая легче, быстрее должна ехать!

Дети:  Нет, магнит притягивает только металлические предметы!

Воспитатель: Молодцы ребята, разгадали мой секрет. А картонная коробка не мешает магнитным силам?

Дети:  Нет, не помешала, картон пропускает магнитные силы.

Звучит звонок.

 Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли про время, звонок нам напомнил, что урок окончился, нужно скорее возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной стране, но оставаться здесь навсегда мне не хочется, а вам?

Дети: нет, мы хотим домой.

 Воспитатель: Ну, тогда снимайте колпачки, становитесь в круг (дети встают в круг) Теперь закройте глаза. Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети считают, по окончании звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад! Открывайте  глаза. Наше путешествие закончилось. Ой, а что это за коробочка? Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.

Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!

Воспитатель: Наверное, волшебники сделали нам подарок. Давайте посмотрим, что в ней.

Дети открывают музыкальную шкатулку, а там магнит.

Воспитатель: Магнит… А зачем он нам нужен?

Дети перечисляют, где используется магнит.

Воспитатель: А я и не думала, что этот камень так важен для нас. А вы запомнили, какие интересные фокусы-эксперименты можно с ним показать? Вечером вы можете показать их своим домашним. А сейчас, пойдемте на веранду  и поиграем в магнитные игры.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» 

с детьми 5 - 6 лет

группы общеразвивающей направленности

Тема: Свойства магнита

Воспитатель: Соловьева Ю.Т.

г. Мегион – 2012

Непосредственно образовательная деятельность: Познание

Тема занятия:  свойства магнита

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

  Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; делать выводы и обобщения.

Закреплять знания о правилах безопасного поведения, умение вести обратный счет, определять числа - соседи, умение определять и называть материалы из которых изготовлены предметы.

    Развивать познавательную активность ребенка любознательность, стремление к самостоятельному познанию, логическое мышление, умение работать по алгоритму.

    Развивать коммуникативные навыки - умение работать в паре, договариваться.

  Воспитывать доброжелательные отношения, умение согласовывать свои действия с партнером.

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Вашему вниманию было представлено первое занятие из цикла «Знакомство со свойствами магнита», таких занятий – экспериментов планируется провести еще два.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно,  в соответствии с  задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны  приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме  программные задачи.

На каждый момент занятия  были подобраны пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия  достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование  было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовались современные технические средства мультимедийная установка для демонстрации мультипликационного фильма, аудиоплейер.  

Выполнение СанПИНов к проведению занятий

        Длительность занятия  соответствует  гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Использование различных приемов и смена поз в течение занятия  позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя

 Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие  были интегрированы моменты из образовательных областей

«Коммуникация» (развитие диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками),  

«Социализация» (умение самостоятельно выражать доброжелательность, оказывать взаимопомощь и сотрудничать с сверстниками , согласовывать свои действия с партнером, высказывать свое мнение и вносить предложения),

«Безопасность» (в предварительной работе с детьми отрабатывались правила безопасного поведения во время экспериментальной деятельности, а на занятии они были еще раз закреплены).

        Приемы на занятии носили поисковый характер. Они были  основаны на  игровых обучающих ситуациях. Воспитатель побуждал детей к  самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта экспериментальной деятельности и овладению новыми знаниями.

Использование познавательного  мультипликационного фильма было обосновано созданием поисковой ситуации после его просмотра, которая в свою очередь побуждала детей к экспериментальной деятельности.

        Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, приводила к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение. Это хорошо прослеживалось во время обсуждения  опыта с машинками, проведения эксперимента со скрепкой по заданному алгоритму.  

        

Итог занятия был организован в виде проблемной ситуации с двумя машинками, раскрыв секрет фокуса, дети подтвердили, что хорошо усвоили основное свойство магнита - примагничивать металлические предметы.

 Успешное проведение опытов и правильное отражение их результатов в таблице стало подтверждением успешной реализации эксперимента по сортировке предметов. И позволило проверить умение детей самостоятельно проявлять дружеские отношения со сверстниками согласовывать свои действия с партнером, таким образом подтвердить успешную реализацию воспитательной  задачи.

В ходе занятия были использованы различные формы контроля – отражение результатов работы в таблице и сравнение их с контрольными записями, музыкальная шкатулка – подтвердила правильность выполнения эксперимента с отбором материала, скрепка извлеченная сухими руками подтвердила успешное завершение опыта .

Личностно-ориентированный подход осуществлялся на протяжении всего занятия.   Самым активным и неусидчивым детям задавала более сложные вопросы. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

В каждом моменте занятия  использовались  в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это побуждало детей к ведению экспериментальной деятельности для получения ответов на вопросы и подтверждения гипотез. В конце концов, все это  способствовало эффективности занятия, активизации познавательной и мыслительной деятельности детей.

         Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т.д.), поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.        

Я считаю, что поставленные программные задачи  в ходе занятия были решены.

        

Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

                                  Ю.Т.Соловьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""

экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»

Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Как магнит помог Жихарке"

Конспект содержит материал, направленный на развитие интереса детей к исследовательской деятельности через опытническую работу с магнитами;активное участие в тетрализованной деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Магнит»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Магнит» Цель: Совершенствование представления детей о свойствах магнита. Задачи: - помогать накоплению у детей конкретных представлений о маг...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познание в подготовительной группе на тему «Удивительный магнит»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познание в подготовительной группе на тему «Удивительный магнит»...