Конспект нод с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1056 дошкольное отделение филиал №2
Конспект нод с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Подготовительная группа
Воспитатель: Терёшкина Т.В.
Конспект нод с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Подготовительная группа
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле.
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать желание приходить на помощь другим.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Виды деятельности: опытно-экспериментальная, коммуникативная, продуктивная.
Материалы: магниты, скрепки, шурупы и др. мет. предметы, резиновые, деревянные пластмассовые, бумажные предметы, ткань, пшено, пластиковые стаканчики с водой, стеклянный стакан с водой, машинка с магнитом, исследовательская карта, круги синего и красного цвета.
Ход занятия:
Ребята,я рада снова видеть вас в нашей научной лаборатории.Мы не раз уже проводили здесь опыты.Вот и сегодня мы с вами поэкспериментируем! Но прежде мы повторим правила безопасности при проведении эксперимента. Ну, мы готовы к эксперименту. Проходите за столы.
Педагог: «Сегодня мы встретимся с нашим старым знакомым. Узнаете вы его? (Слайд 1)Я
сегодня получила странное письмо. Оно пришло к нам из цветочного города. На улице
Колокольчиков,в домике,где живут Незнайка и его друзья,случилась неприятная
история. Знаменитый механик Винтик и его помошник Шпунтик поссорились.А дело было так.
Нашёл Незнайка на дороге камень.(Слайд 2) Положил его в карман и отправился домой. Но
проходя мимо домов своих друзей, Незнайка понял, что происходит что-то странное.
Кастрюли, ложки, ножи, половники, гвозди и другие металлические предметы как будто ожили и
набросились на него со всех сторон. “Неужели, я
нашёл волшебный камень, который заставляет всё двигаться?” – подумал Незнайка.Зашёл в
гости к своим друзьям и подарил им волшебный камень.Тут и призошла ссора. Винтик хотел
использовать магнит и его волшебные свойства для своих изобретений, а Шпунтик
утверждает, что магнит это совершенно бесполезная вещь и пользы от него никакой. А тут
ещё, как назло, Незнайка все детали в мастерской перепутал, теперь вместе лежат
железные, деревянные, пластмассовые и другие предметы. Вот Винтик и просит нас
помочь ему убедить Шпунтика, что без магнита и его свойств, маленьким изобретателям
просто не обойтись.
Давайте попробуем вместе разобраться, в чём тут дело. Вот камень, который нашёл Незнайка.
(Слайд 3)
Да, действительно, это не простой камень. Это самый настоящий магнит. И обладает он
магнитной силой, которая притягивает многие предметы. Нашли его более двух тысяч лет
тому назад древние греки. Назвали его в честь древнего турецкого города Магнесии.
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям? Как помирить Винтика и Шпунтика?
Педагог: Сначала давайте попробуем подумать, как мы можем помочь Винтику исправить ошибку Незнайки, ведь он все детали перемешал?
Дети: Выбрать все железные предметы.
Педагог: А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?
Дети: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит, он притягивает железо.
Педагог: Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита?
Дети: Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы.
Педагог: Как эти свойства можно проверить?
Дети: Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянутся.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Педагог: «Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы,
бумаги, ткани, резины)»
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается
вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет. Результаты заносятся в
исследовательскую карту.
бумага | – |
ткань | – |
пластмасса | – |
дерево | – |
железо | + |
резина | – |
(Слайд 4) Игра «Что притянется к магниту?»
Педагог: «Назовите предметы, которые притянутся к магниту. Почему? – Карандаш не
притянется к магниту, потому что он деревянный»
Педагог: Расскажите, что делали? И что получилось?
Ребенок: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: Ребята, а давайте положим все найденные металлические предметы в коробочку и подарим их Винтику и Шпунтику. Уверена, что они обязательно пригодятся маленьким изобретателям.
Ну а мы продолжим работу в нашей научной лаборатории.
Задачка на сообразительность:
Насыпать в миску крупу (пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита - притягивать все железное.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки. В кувшин с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: «Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? (Магнит может действовать через стекло и воду.)»
Педагог: «А может магнит действовать через картон, ткань, пластмассовую перегородку?» Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод: «Магнит может притягивать через пластмассу, ткань, картон».
Педагог: «Незнайке понравилось играть с магнитом . Он даже придумал машину на магните»
Педагог показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом. «Когда Незнайка
подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ педагога)
Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ педагога) «Магнит сломался»,
– решил Незнайка и очень расстроился.Почему так происходит. Оказывается у магнита есть
разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы – машинка отъезжает. Когда сближаем
разные – то машинка подъезжает. Вот я сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь –
это были разные или одинаковые полюса.
Физкультминутка. Часы.
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
Игра «Машинки»
Педагог: «В каком направлении поедут машинки, если магниты направлены друг на друга
разными полюсами (слайд 5), одинаковыми полюсами (слайд 6)? Почему?»
Работа с раздаточным материалом
Педагог: «Теперь вы сами определите полюса своих магнитиков. Поднесите магнитики друг к другу. Если они притянутся, значит это разные полюса».
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Педагог: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
(Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)
Педагог: «Где же применяются магниты?» (Слайды 7-14)
Подведение итогов занятия (слайд 15)
Педагог: «Что мы сегодня узнали нового о магните ?
Давайте теперь ещё раз уточним, свойства магнита». Дети вспоминают свойства магнитов.
1.Магнит притягивает железные предметы.
2. Магнит имеет магнитное поле.
3. Магнитные силы проходят через разные материалы (пшено, вода, картон).
4. Два магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.
5. Магнитное поле можно создать искусственно.
Задача на сообразительность: В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был- возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
-Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""
экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...
Конспект опытно - экспериментальной деятельности « Лунтик и волшебный магнит» в средней группе
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Волшебное путешествие"
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Волшебное путешествие" для детей 5-6 лет....
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный магнит"
Материал для воспитателей по экспериментированию....
Конспект НОД с использованием технологий ТРИЗ «Волшебные сказки»
laquo;Волшебные сказки»...
Конспект открытого занятия в средней группе "Волшебный магнит"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Ручеек» Конспект занятия по познавател...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" (старшая группа)
Конспект занятия был разработан и снято видео для сетевого информационного банка сообщества педагогов частных образовательных учреждений ОАО «РЖД» «КРЕДО» — &l...